ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Ефрейторова Мария Витальевна
учитель начальных классов, руководитель МО,
ВЫЯВЛЕНИЕ ПРИЧИН ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАТРУДНЕНИЙ И ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА
Думать легко,
начинать действовать тяжело,
а осуществить задуманное самая тяжёлая задача.
Абай.
В педагогике есть термин «педагогические затруднения», который включает помимо других затруднений – методические, вызывающие среднюю, сильную и очень сильную степень затруднения для своего решения.
Психологи выделяют три основные группы затруднений:
а) осознаваемые учителем, которые он хочет, но не может устранить;
б) не осознаваемые учителем, которые он сумеет обнаружить и устранить при получении соответствующей помощи;
в) ошибки, которые осознаются учителем как правильные методические решения, изменять которые он считает нецелесообразным.
Эти ошибки устранять намного сложнее. Должна предшествовать деликатная работа по переубеждению педагога, подбору убедительной и не задевающей его профессионального самолюбия аргументации, позволяющей эту установку переменить.
Методов определения затруднений достаточно много:
изучение документов педагога;
наблюдение в практической деятельности;
контрольно-методические срезы;
контроль ведения документации;
анализ результатов деятельности;
собеседование;
анкетирование;
самоанализ.
Выявлению причин профессиональных затруднений поможет оперативная информация — педагогическая диагностика, самодиагностика, анкетирование, мониторинг. Учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг проблем, затруднений выделяет главные, с другой — ориентируется на своё внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, и на этой основе сам определяет своё дальнейшее совершенствование. Самодиагностика будет эффективнее, точнее, побудительнее, если учитель способен оценивать, анализировать деятельность коллег, сравнивать себя с ними. [3]
У каждого методиста есть достаточный выбор быстрого диагностирования:
Анкета «Изучение затруднений учителей в обучении учащихся»;
Программа самоанализа затруднений деятельности учителя;
Методика изучения затруднений педагогов носит диагностический характер и предполагает анкетирование педагогов для выявления реальных трудностей.
Таким образом, методическая работа будет определяться не количеством мероприятий, а учетом затруднений педагогов и оказанием целенаправленной помощи через разнообразные формы с обязательным использованием достижений педагогической науки. Ведь одной из задач методической работы является: устранение методических ошибок и затруднений.
При организации и проведении коррекции необходимо помнить, что в любом педагогическом коллективе выделяются группы учителей разного профессионального уровня:
молодые специалисты,
группа становления педагогического мастерства,
группа с высокими педагогическими способностями.
В соответствие с этим у всех возникают разные методические затруднения.
Но есть и общие затруднения, с которыми сталкиваются все учителя при подготовке к современному уроку.
Первая трудность связана с поиском такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию. А это связано с подготовкой учебного материала и выбором соответствующих методов обучения.
Вторая трудность состоит в нахождении способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала (задания для самостоятельной познавательной деятельности творческого характера, заданий, связанных с жизнью, подбор наглядных пособий и др.), который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.
Третья трудность связана с необходимостью комплексного применения различных средств обучения, в том числе и технических, направленных на повышение темпа урока и экономию времени для усвоения нового учебного материала и способов его изучения, а также применение приобретенных знаний, умений и навыков.
Четвертая трудность - сложность формирования мотивов учения, возбуждения познавательного интереса, учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Пути решения затруднений
Составить план по коррекции показателей диагностики затруднений и потребностей педагогов.
Организовать методическую работу.
Рекомендовать учителям начальных классов темы по самообразованию.
Организовать и провести тренинги для учителей по необходимым темам.
Провести повторную диагностику затруднений и потребностей педагогов.
Целью современного образования является подготовка всесторонне развитой личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А творчески работающий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Повышение профессионального мастерства педагогических кадров – приоритетная задача методической работы в школе. Методическая служба призвана активизировать творческую деятельность педагогов, развивать их индивидуальный педагогический стиль, и, в конечном счете, способствовать повышению качества и эффективности образовательного процесса. В нашей школе в течение 2-х последних лет разработана и реализуется модель поэтапного непрерывного повышения профессиональной компетентности педагогов.
I этап – повышение квалификации педагогических кадров, работа по самообразованию и саморазвитию. Научить учиться может только тот педагог, который сам совершенствуется всю свою жизнь.
Одним из важнейших направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Каждый учитель школы работает по индивидуальной теме самообразования, которая определяется в контексте с общей методической темой школы, затруднениями педагога спецификой его индивидуальных интересов. Срок работы над темой может варьировать от 1 года до 3 лет. Работа педагога строится с привлечением специальной литературы, осмысления передового опыта, формирования портфолио, обобщения собственной практической деятельности. Для представления полученных результатов педагог вправе выбрать различные формы отчета: самопрезентацию по изучению педагогических технологий, открытый урок, внеурочное занятие, проведение мастер-класса, методическую папку и т.д. Работа по самообразованию профессионально самовоспитывает учителя, направляет на сознательную работу по развитию личности как профессионала.
II этап – методическая деятельность учителя. В школе организована работа двух предметных методических объединений учителей и специалистов, которых связывает и объединяет общая цель-решение сложных вопросов и проблем, участие в поисковой и исследовательской деятельности. Разнообразна деятельность МО: проведение открытых уроков с анализом и самоанализом; практикумы, деловые игры, семинары, обсуждение наиболее сложных вопросов обучения и воспитания.
III этап – обобщение опыта своей работы. Обобщить свой педагогический опыт-это, значит увидеть в частном общее и таким образом объяснить, как достигаются положительные результаты в учебно-воспитательном процессе. Задача методической службы - выявить творческий потенциал учителя, изучить его опыт, увидеть в нем ценность для других членов педагогического коллектива. Нужно создать такую образовательную среду, в которой одни учителя получали бы необходимый им передовой педагогический опыт, а другие – возможность раскрыть свой профессиональный потенциал.
Разработанная система поэтапного повышения профессионального мастерства педагогов дала свои результаты.
Выросло число педагогов, использующих в своей деятельности современные технологии, в том числе ИКТ с 30% до 59%.
100% педагогов охвачены различными формами методической работы, возросла активность их участия в профессиональных конкурсах.
Созданы условия для изменения статуса учителя, перевода его с позиции «урокодателя» на позиции педагога-методиста, педагога-исследователя.
Формы решения затруднений:
Особое внимание заслуживает стимулирование активности педагогов, в первую очередь, через участие в различных конкурсах и смотрах ОГКОУ «Центре ППМС «Доверие» : «Фестиваль открытых занятий», конкурс педагогических достижений «Сердце отдаю детям», «Методический день», «Смотр электронных образовательных ресурсов», конкурс методических пособий, конкурс педагогической эрудиции и др., которые развивают у педагогов стимул использовать в своей педагогической деятельности новые педагогические технологии.
Там, где есть возможность, эти стимулы могут быть материальными — за лучший открытый урок, за улучшение показателей успеваемости в четверти и т.д. А ещё шире стоит воспользоваться стимулами горизонтального карьерного роста и моральными: повышать категорию учителя, учитывать результаты при аттестации, издавать приказы с благодарностью за содержательный доклад на конференции, на педсовете, на МО, за успешно разработанный и выполненный план самообразования и т.д.[2]
Помочь ему в этом должны руководители ШМО, его коллеги. От них в значительной степени зависит, каким будет он, современный учитель!
Литература
Власенко В. Специфика и направления методической работы в инновационной школе.
Гужавина Н.А. управление современной школой. Завуч.-2008 №3. С.24-32.
Пашкович Т.Ф. Системная деятельность учителя, методической службы и администрации гимназии по развитию профессиональной компетентности. Народная асвета.-2008 №6. С.28-34.
Современные образовательные технологии: учебное пособие, под ред. Н.В. Бордовской. – М.:КНОРУС, 2010.