Сборник практических и самостоятельных работ по дисциплине Шрифт

Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Томский индустриальный техникум










СБОРНИК ПРАКТИЧЕСКИХ И САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ



Специальность СПО: 42.02.01 «Реклама»

Учебная дисциплина: «Шрифт»

Разработчик: Мазенина А.Н.












Томск 2016

Пояснительная записка

Данный сборник содержит практические и самостоятельные работы по дисциплине «Шрифт». Дисциплина входит в общепрофессиональный цикл и включена в учебный план специальности «Реклама» за счет часов вариативной части. Данный сборник может быть использован при профессиональной подготовке и в дополнительном профессиональном образовании по направлениям «Реклама», «Дизайн». Каждое практическое и самостоятельное задание включает в себя: проверяемые результаты обучения, текст задания, инструменты и материалы, критерии оценки, перечень литературы.
Цель изучения дисциплины «Шрифт» овладение способами начертания и составления различных шрифтовых композиций, применение данных умений в профессиональной деятельности.
В результате выполнения данных практических и самостоятельных работ, студент должен:
Уметь:
-выполнять начертание различных видов шрифтов;
-составлять шрифтовые композиции;
-осуществлять подбор шрифта для создания рекламной продукции.
Знать:
- историю развития шрифта;
-основы шрифта, виды и правила его начертания;
- типы письменности и стилистические особенности письма;
- основы композиции основных элементов букв и шрифта;
- эволюцию шрифтовых форм;
- классификацию современных шрифтов;
- применение шрифта в рекламе.
Выполнение данных практических и самостоятельных работ способствует развитию творческих способностей и освоению следующих общих компетенций в соответствии с требованиями ФГОС:
-организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
-принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
-осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
-использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.






























Содержание

Практическая работа №1 «Приобретение навыков письма»
Практическая работа №2 «Начертание остроконечным пером»
Практическая работа №3 «Начертание ширококонечным пером»
Практическая работа №4 «Начертание древнерусской скорописью»
Практическая работа №5 «Начертание каллиграфического шрифта»
Практическая работа №6 «Начертание готического шрифта»
Практическая работа№7 «Начертание прямым шрифтом круглоконечным пером»
Практическая работа №8 «Начертание прямым шрифтом ширококонечным пером»
Практическая работа № 9 «Построение букв по модульной сетке на примере букв русского алфавита»
Практическая работа №10 «Построение букв по модульной сетке на примере английского алфавита»
Практическая работа №11 «Начертание карандашом сетки, выполнение обводки букв и заливка их тушью плакатным пером»
Практическая работа №12 «Начертание прописных букв антиквы»
Практическая работа № 13 «Начертание курсивным шрифтом букв (наклон букв 75 градусов), выполненное с помощью модульной сетки»
Практическая работа №14«Начертание декоративного шрифта, украшенного рисунками и орнаментом»
Практическая работа №15 «Составить шрифтовую композицию: начертание 1 буквы разными шрифтами»
Практическая работа № 16 «Составить композицию на тему свободную тему»
Практическая работа № 17 «Выполнение шрифтовой симметричной композиции»
Самостоятельная работа №1 «Начертание круглоконечным пером»
Самостоятельная работа №2 «Приготовить сообщения на темы»
Самостоятельная работа №3 «Построение букв по модульной сетке шрифтом антиква»
Самостоятельная работа №4 «Упражнения по теме «Начертание букв плакатным шрифтом»»
Самостоятельная работа №5 «Сообщения на темы»
Самостоятельная работа №6 «Выполнение упражнений по теме «Начертание букв курсивным шрифтом»»
Самостоятельная работа№7 «Разработка собственного шрифта»
Самостоятельная работа №8 «Цвет, символика цвета. Выполнение упражнений»
Самостоятельная работа № 9 «Подбор рекламных плакатов с применением различных шрифтов»
Самостоятельная работа №10 «Задания по созданию дизайн - проекта»
































Методические указания по выполнению практических и самостоятельных работ

Правильно выполненное практическое или самостоятельное задание по дисциплине представляет собой графическую работу, сообщение (доклад) по заданной теме или иной результат самостоятельной практической деятельности, выполненные и оформленные в соответствии с критериями оценки.
Цель изучения дисциплины «Шрифт» овладение способами начертания и составления различных шрифтовых композиций, применение данных умений в профессиональной деятельности.
В результате выполнения данных практических и самостоятельных работ, студент должен:
Уметь:
-выполнять начертание различных видов шрифтов;
-составлять шрифтовые композиции;
-осуществлять подбор шрифта для создания рекламной продукции.
Знать:
- историю развития шрифта;
-основы шрифта, виды и правила его начертания;
- типы письменности и стилистические особенности письма;
- основы композиции основных элементов букв и шрифта;
- эволюцию шрифтовых форм;
- классификацию современных шрифтов;
- применение шрифта в рекламе.












Практическая работа № 1
«Приобретение навыков письма»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.1 Введение в курс. История возникновения шрифта, письменности
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Напишите прямым шрифтом (рис. 4.24, с. 108). Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, круглоконечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа соответствует рисунку, выполнена своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.





Практическая работа № 2
«Начертание остроконечным пером»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.2. Инструменты, материалы и их взаимосвязь с начертанием шрифта
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Напишите курсивным шрифтом (рис. 4.26, с. 110). Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа соответствует рисунку, выполнена своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания остроконечным пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.





Практическая работа № 3
«Начертание ширококонечным пером»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.2. Инструменты, материалы и их взаимосвязь с начертанием шрифта
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Напишите прямым шрифтом (рис. 4.26, с. 110). Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, ширококонечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа соответствует рисунку, выполнена своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания ширококонечным пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.





Практическая работа № 4
«Начертание древнерусской скорописью»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.3. Стилевые особенности письма
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Напишите древнерусской скорописью. Время выполнения 60 минут.

Рисунок 1. Древнерусская скоропись

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.





















Практическая работа № 5
«Начертание каллиграфического шрифта»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.3. Стилевые особенности письма
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Напишите каллиграфическим шрифтом. Время выполнения 60 минут.

Рисунок 1.Каллиграфический шрифт

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания остроконечным пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.




















Практическая работа № 6
«Начертание готического шрифта»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.3. Стилевые особенности письма
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Напишите готическим шрифтом. Время выполнения 60 минут.

Рисунок 1. Готический шрифт

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, маркер.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания маркером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.



























Практическая работа № 7
«Начертание прямым шрифтом круглоконечным пером»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.1.Техника исполнения и начертания шрифтов
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Напишите прямым шрифтом круглоконечным пером (рис. 4.25, с.109). Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, круглоконечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания круглоконечным пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.



Практическая работа № 8
«Начертание прямым шрифтом ширококонечным пером»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.1.Техника исполнения и начертания шрифтов
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Напишите прямым шрифтом ширококонечным пером (рис. 4.28, с.111). Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, ширококонечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания ширококонечным пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.



Практическая работа № 9
«Построение букв по модульной сетке на примере букв русского алфавита»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.2. Пропорции основных элементов букв и шрифта, ритмический строй
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Построить буквы А, Б, Ф русского алфавита по модульной сетке (размер сетки 10х10 см., размер одного модуля 1х1 см.).
Время выполнения 60 минут. Все построения выполняются карандашом, обводка тушью и остроконечным пером, заливка тушью и ширококонечным пером.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, ширококонечное перо, тушь, карандаш, линейка.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
Верно выполнены все построения – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии и заливка равномерные,– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.




Литература:
1. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2. Ченихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. – М.: Архитектура-С,
2005.





























Практическая работа № 10
«Построение букв по модульной сетке на примере английского алфавита»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.2. Пропорции основных элементов букв и шрифта, ритмический строй
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Построить буквы G, Y, N английского алфавита по модульной сетке (размер сетки 10х10 см., размер одного модуля 1х1 см.).
Время выполнения 60 минут. Все построения выполняются карандашом, обводка тушью и остроконечным пером, заливка тушью и ширококонечным пером.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, ширококонечное перо, тушь, карандаш, линейка.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
Верно выполнены все построения – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии и заливка равномерные,– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.




Литература:
1. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2. Ченихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. – М.: Архитектура-С,
2005.





























Практическая работа № 11
«Начертание карандашом сетки, выполнение обводки букв и заливка их тушью плакатным пером»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.3. Начертание букв плакатным шрифтом
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Построить буквы А, Б, Е, О, Ф, Ж простого гротеска по модульной сетке (рис. 4.37). Размер сетки 5х5 модулей, размер одного модуля равен размеру плакатного пера.
Время выполнения 60 минут. Все построения выполняются карандашом, обводка тушью и остроконечным пером, заливка тушью и плакатным пером.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, плакатное перо, тушь, карандаш, линейка.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
Верно выполнены все построения, соблюдена техника работы плакатным пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии и заливка равномерные,– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
1. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
































Практическая работа № 12
«Начертание прописных букв антиквы»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.3. Начертание букв плакатным шрифтом
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Построить прописные буквы А, Б, Е, О, Ф, Ж антиквы (рис. 4.35, 4.36, с.117-118).Основной штрих к высоте букв 1:10, соединительный штрих к ширине основного 1:2, сетка Ѕ тональности букв.
Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, ширококонечное перо, тушь, карандаш, линейка.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
Верно выполнены все построения, соблюдена техника работы перьями – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии и заливка равномерные,– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
1. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
































Практическая работа № 13
«Начертание курсивным шрифтом букв (наклон букв 75 градусов), выполненное с помощью модульной сетки»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.4.Начертание букв курсивным шрифтом
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Построить русский алфавит курсивным шрифтом по модульной сетке (наклон букв 75 градусов). Размер одного модуля 5 х 10 мм.


Рисунок 1. Вариант курсивного шрифта, выполненного с помощью модульной сетки
Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо или ширококонечное перо, тушь, карандаш, линейка, транспортир.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
Верно выполнены все построения, соблюдена техника работы пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
1. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.




















Практическая работа № 14
«Начертание декоративного шрифта, украшенного рисунками и орнаментом»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.4.Начертание букв курсивным шрифтом
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.

Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Напишите декоративным шрифтом. Высота основного штриха 4 см, ширина основного штриха 8 мм., ширина буквы 3 см. Время выполнения 60 минут.


Рисунок 1. Вариант декоративного шрифта
Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, ширококонечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания перьями – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.





























Практическая работа № 15
«Составить шрифтовую композицию: начертание 1 буквы разными шрифтами»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.5.Шрифтовая композиция
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
У2 Составлять шрифтовые композиции.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З4 Основы композиции основных элементов букв и шрифта.

Задание:
Составьте композицию из первой буквы вашего имени написанную тремя разными шрифтами на выбор.


Рисунок 1. Варианты написания одной буквы разными шрифтами

Инструменты и материалы:
Бумага формата А5, перья, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 2 б.
Работа представляет собой композиционное единство – 1б.
В ходе работы соблюдалась техника написания перьями – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
1.Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2.Кузьмина Т.М. Композиция и макетирование. Курс лекций для студентов 2 курса специальности 070602 Дизайн. Отпечатано в УПМ ФГОУ «МИПК им. И.Федорова»;




















Практическая работа № 16
«Составить композицию на свободную тему»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.5.Шрифтовая композиция
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
У2 Составлять шрифтовые композиции.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З4 Основы композиции основных элементов букв и шрифта.

Задание:
Составьте шрифтовую композицию на свободную тему.

а) б)
в)
Рисунок 1. Примеры готовых шрифтовых композиций.

Инструменты и материалы:
Бумага формата А4, перья, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 2 б.
Работа представляет собой композиционное единство – 1б.
В ходе работы соблюдалась техника написания перьями – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
1.Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2.Кузьмина Т.М. Композиция и макетирование. Курс лекций для студентов 2 курса специальности 070602 Дизайн. Отпечатано в УПМ ФГОУ «МИПК им. И.Федорова»;

Практическая работа № 17
«Выполнение шрифтовой симметричной композиции»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.5.Шрифтовая композиция
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
У2 Составлять шрифтовые композиции.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З4 Основы композиции основных элементов букв и шрифта.

Задание:
Составьте симметричную шрифтовую композицию на свободную тему.

а) б)
Рисунок 1. Примеры готовых шрифтовых композиций.

Инструменты и материалы:
Бумага формата А4, перья, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 2 б.
Работа представляет собой композиционное единство, соблюден принцип симметрии – 1б.
В ходе работы соблюдалась техника написания перьями – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
1.Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2.Кузьмина Т.М. Композиция и макетирование. Курс лекций для студентов 2 курса специальности 070602 Дизайн. Отпечатано в УПМ ФГОУ «МИПК им. И.Федорова»;




















Самостоятельная работа № 1
«Начертание круглоконечным пером»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.2. Инструменты, материалы и их взаимосвязь с начертанием шрифта
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Напишите прямым шрифтом (рис. 4.26, с. 110). Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, круглоконечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа соответствует рисунку, выполнена своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания круглоконечным пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.







Самостоятельная работа № 2
«Приготовить сообщения на темы»

Раздел 1. Основы шрифтовой культуры
Тема 1.3. Стилевые особенности письма
Цель работы:
образовательная: формировать знания стилевых особенностей письма, эволюции шрифтовых форм;
развивающая: развивать способности к самостоятельному поиску информации, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
З1 историю развития шрифта;
З2 основы шрифта, виды и правила его начертания;
З3 типы письменности и стилистические особенности письма;
З5 эволюцию шрифтовых форм;

Задание:
Подготовить сообщение на тему:
- Римский капитальный шрифт;
- А. Дюрер – антиква;
- Рустика;
- Унциал;
- Полуунциальный шрифт;
- Каролингский минускул;
- Основы современного алфавита и письма.

Источник:
1.Интернет
2. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
Требования к сообщению:
Время выступления 3-5 минут.
Уметь отвечать на вопросы.
Сообщение соответствует принципам логичности, достоверности и научности.

Критерии оценки:
«Отлично» - грамотно, логически последовательно представлена информация, соблюдены все требования к сообщению, студент хорошо владеет представленным материалом.
«Хорошо» - имеются неточности в докладе, логическая последовательность нарушена, соблюдены все требования к реферату, студент хорошо владеет представленным материалом.
«Удовлетворительно» - студент сбивается при изложении информации, не все требования к сообщению учтены, студент плохо владеет представленным материалом.
«Не удовлетворительно» - сообщение не подготовлено.































Самостоятельная работа № 3
«Построение букв по модульной сетке шрифтом антиква»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.2. Пропорции основных элементов букв и шрифта, ритмический строй
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З3 Типы письменности и стилистические особенности письма.

Задание:
Построить буквы А, Б, Ф русского алфавита по модульной сетке шрифтом антиква (размер сетки 10х10 см., размер одного модуля 1х1 см.).
Время выполнения 60 минут. Все построения выполняются карандашом, обводка тушью и остроконечным пером, заливка тушью и ширококонечным пером.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо, ширококонечное перо, тушь, карандаш, линейка.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
Верно выполнены все построения – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии и заливка равномерные,– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.




Литература:
1. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2. Ченихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. – М.: Архитектура-С,
2005.










































Самостоятельная работа № 4
«Упражнения по теме «Начертание букв плакатным шрифтом»»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.2. Начертание букв плакатным пером
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Напишите прямым шрифтом (рис. 4.24, с. 108). Время выполнения 60 минут.

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, плакатное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа соответствует рисунку, выполнена своевременно и в полном объеме – 3 б.
В ходе работы соблюдалась техника написания пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков – 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.






Самостоятельная работа № 5
«Сообщения на темы»

Раздел 2. Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.4. Начертание букв курсивным шрифтом
Цель работы:
образовательная: формировать знания стилевых особенностей письма, видов шрифтов;
развивающая: развивать способности к самостоятельному поиску информации, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
З1 историю развития шрифта;
З2 основы шрифта, виды и правила его начертания;
З3 типы письменности и стилистические особенности письма;

Задание:
Подготовить сообщение на тему:
- Шрифт Г.В. Гречихо;
- Шрифт по В.К. Тоотсу;
- Декоративный шрифт.

Источник:
1.Интернет
2. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
Требования к сообщению:
Время выступления 3-5 минут.
Уметь отвечать на вопросы.
Сообщение соответствует принципам логичности, достоверности и научности.


Критерии оценки:
«Отлично» - грамотно, логически последовательно представлена информация, соблюдены все требования к сообщению, студент хорошо владеет представленным материалом.
«Хорошо» - имеются неточности в докладе, логическая последовательность нарушена, соблюдены все требования к реферату, студент хорошо владеет представленным материалом.
«Удовлетворительно» - студент сбивается при изложении информации, не все требования к сообщению учтены, студент плохо владеет представленным материалом.
«Не удовлетворительно» - сообщение не подготовлено.





































Самостоятельная работа № 6
«Выполнение упражнений по теме «Начертание букв курсивным шрифтом»»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.4.Начертание букв курсивным шрифтом
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.

Задание:
Построить русский алфавит курсивным шрифтом.


Рисунок 1. Вариант курсивного шрифта

Инструменты и материалы:
Бумага для чертежей формата А4, остроконечное перо или ширококонечное перо, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена в соответствии со стилевыми особенностями письма, своевременно и в полном объеме – 3 б.
Верно выполнены все построения, соблюдена техника работы пером – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.

Литература:
1. Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.






























Самостоятельная работа № 7
«Разработка собственного шрифта»

Раздел 2.Начертание различных видов шрифтов
Тема 2.5.Шрифтовая композиция
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки письма;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У1 Выполнять начертание различных видов шрифтов.
У2 Составлять шрифтовые композиции.
З2 Основы шрифта, виды и правила его начертания.
З4 Основы композиции основных элементов букв и шрифта.

Задание:
Разработайте собственный шрифт в соответствии с правилами построения шрифта (высота и ширина букв, межбуквенные промежутки, наклон букв, размер и начертание засечек и прочих элементов букв и др.). Выполните начертание русского алфавита разработанным шрифтом. Работу оформите на бумаге для черчения формата А3.

Инструменты и материалы:
Бумага формата А3, перья, тушь.

Критерии оценки:
Работа выполнена своевременно и в полном объеме – 2 б.
Представленный шрифт является авторским – 1б.
Соблюдены правила построения шрифта – 1 б.
Работа выполнена аккуратно, линии равномерные, без разрывов и подтеков– 1 б.
Итоговая оценка равна сумме баллов.



Литература:
1.Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2.Кузьмина Т.М. Композиция и макетирование. Курс лекций для студентов 2 курса специальности 070602 Дизайн. Отпечатано в УПМ ФГОУ «МИПК им. И.Федорова»;











































Самостоятельная работа № 8
«Цвет, символика цвета. Выполнение упражнений»

Раздел 3.Создание дизайн-проектов
Тема 3.1.Графический дизайн и дизайн текста
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки подбора цвета и цветовых сочетаний для выражения рекламной идеи;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
З7 применение шрифта в рекламе

Задание:
1.Подберите цвета и цветовые сочетания, ассоциирующиеся с нижеперечисленными словами:
Стабильность;
Нежность;
Энергия;
Здоровье;
Веселье.
2. Подберите цвета и цветовые сочетания, ассоциирующиеся с нижеперечисленными сферами деятельности:
Туризм;
Здравоохранение;
Образование;
Банковские услуги;
Охранное предприятие.

Критерии оценки:
Работа выполнена своевременно и в полном объеме – 3 б.
Ответ четко аргументирован – 1 б.
Работа выполнена верно – 1 б.

Литература:
Мелихов Ю.Е. Дизайн в рекламе. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. – 208с.
Журнал «КомпьюАрт» Электронный ресурс [URL] Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8880&iid=368





























Самостоятельная работа № 9
«Подбор рекламных плакатов с применением различных шрифтов»

Раздел 3.Создание дизайн-проектов
Тема 3.2.Создание и оформление дизайн-проектов в рекламе
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки анализа шрифтов применяемых в рекламе;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
З7 применение шрифта в рекламе

Задание:
Подобрать 5 рекламных продуктов, иллюстрирующих применение различных шрифтов в рекламе. Рекламные продукты могут быть в любой форме (электронный вид, вырезка из журнала, листовки, купоны и прочее).
Критерии оценки:
1 б. за каждый рекламный продукт.




















Самостоятельная работа № 10
«Задание по созданию дизайн-проекта»

Раздел 3.Создание дизайн-проектов
Тема 3.2.Создание и оформление дизайн-проектов в рекламе
Цель работы:
образовательная: приобрести навыки подбора шрифта для создания и оформления дизайн-проекта;
развивающая: развивать творческие способности, способности к самостоятельному труду, организации собственной деятельности;
воспитательная: воспитывать ответственность, трудолюбие, аккуратность, интерес к профессии.
Проверяемые результаты обучения:
У3 осуществлять подбор шрифта для создания рекламной продукции
З7 применение шрифта в рекламе

Задание:
Используя возможности графического редактора CorelDraw разработайте собственный дизайн-проект на одну из предложенных тем.
- Выполнение шрифтовой композиции (плакат, обложка книги, журнала);
- Разработка поздравительной открытки (к Новому году, 8 марта, 23 февраля. День рождения и т.д.);
- Разработка рекламного буклета (для ТомИнТех, одной из специальностей ТомИнТех);
Критерии оценки:
Работа выполнена своевременно и в полном объеме – 2 б.
Работа полностью авторская – 1 б.
Шрифт подобран в соответствии с идеей – 1 б.
Работа выполнена качественно – 1 б.

Литература:
Мелихов Ю.Е. Дизайн в рекламе. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. – 208с.
Журнал «КомпьюАрт» Электронный ресурс [URL] Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8880&iid=368
Список литературы

1.Фиталева С.В. Основы технологии художественно-оформительских работ: учеб. Пособие для нач. проф. Образования / С.В. Фиталева, Д.А. Барабошина. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 208 с.
2.Кузьмина Т.М. Композиция и макетирование. Курс лекций для студентов 2 курса специальности 070602 Дизайн. Отпечатано в УПМ ФГОУ «МИПК им. И.Федорова»;
3. Ченихов Я., Соболев Н. Построение шрифтов. – М.: Архитектура-С,
2005.
4.Мелихов Ю.Е. Дизайн в рекламе. – М.: ООО «Журнал «Управление персоналом», 2006. – 208с.
5.Журнал «КомпьюАрт» Электронный ресурс [URL] Режим доступа: http://www.compuart.ru/article.aspx?id=8880&iid=368
6.Шрифтовая композиция. Искусство типографики. Электронный ресурс [URL] Режим доступа: http://diz-by.biz/shriftovaya-komozicia-typografica.html
7.Принципы построение изобразительно-шрифтовых композиций. Электронный ресурс [URL] Режим доступа: http://www.advesti.ru/publish/design/princip/
8.Шрифтовая композиция из букв. Современный музей каллиграфии. Электронный ресурс [URL] Режим доступа: http://dardinsoll.ucoz.ru/news/shriftovaja_kompozicija_iz_bukv_sovremennyj_muzej_kalligrafii/2014-06-09-80
Рисунок 11Рисунок 10Контрольные вопросы - Методические указания к практическим зРисунок 8Контрольные вопросы - Методические указания к практическим зРисунок 6POSIX.ru " ШРИФТ. 3. Рисование шрифтов. О ширине буквШрифтовая композицияРисунок 5Шрифтовая композиция. искусство типографикиПринципы построения изобразительно-шрифтовых композицийРисунок 4Принципы построения изобразительно-шрифтовых композицийГусева Ирина Александровна " ЧебукиРисунок 3Гусева Ирина Александровна " ЧебукиУдалённая работа Работа фрилансера Веланский Иван Scriber Шрифтовая композицияРисунок 1Удалённая работа Работа фрилансера Веланский Иван Scriber Шрифтовая композиция