Среднесрочное планирование уроков по физике в 8 классе по теме Тепловые явления


Среднесрочное планирование (ССП) серии последовательных уроков физики в 8 классе по разделу «Тепловые явления»
Балабаева Айнаш КантаевнаУчитель физики КГУ «ОСШ №79» г. Караганда, Республика Казахстан
Цель ССП: интеграция идей семи модулей Программы курсов повышения квалификации педагогических работников третьего (базового) уровня в преподавание и обучение физике в 8 классе, направлено на создание образовательной среды, в которой ученики будут активно вовлечены в обучение.
Среднесрочное  планирование составлено на основе:
1. Госстандарта образования, утвержденного приказом Министра образования и науки РК № 272 от 13.05.2013 г.
2. Инструктивно-методического письма 2016 г.
3. Учебник «Физика и астрономия», Б.М. Дуйсембаев, Г.З. Байжасарова, А.А. Медетбекова, изд.«Мектеп» 2013г.
4. Руководство для учителя (РУ). Третий (базовый) уровень.
Согласно конструктивисткой теории обучения, познавательные способности учащихся развиваются в условиях социального взаимодействия (РУ,стр.110), поэтому в плане предусмотрены задания для самостоятельного выполнения учениками в группах, парах и индивидуально.
Модуль «Новые подходы в преподавании и обучении» использую для развития у учеников метакогнитивных способностей, делающих их независимыми и саморегулируемыми в обучении при: постановке целей обучения и последовательности этапов работы, гипотез и вопросов, консультировании друг друга, анализировании результатов и экспериментировании с идеями (РУ,стр.140). С помощью диалога ученики будут вместе приобретать знания в исследовательской деятельности.
Планирую применение активных форм обучения, развивающих у учащихся критическое мышление высокого уровня: сбор информации, анализ визуальных данных, задания, требующие аргументирования на основе собственных выводов (РУ,стр.144).
Для удовлетворения потребностей талантливых и одарённых учеников – задания повышенной трудности и «вопросы высокого порядка, направленные чтобы применять, оценивать и анализировать информацию» (РУ,стр.146). При формулировании вопросов, использовании заданий, способствующих развитию памяти, внимания, речи и мышления учитывала возрастные особенности учеников. Планирую использовать ИКТ для демонстрации физических процессов, для показа видеоклипов, презентаций и иллюстраций уроков. Для оценивания степени понимания и корректировки обучения, осознания учениками степени ответственности за свое образование буду использовать стратегии формативного оценивания, суммативное оценивание для проверки уровня достижений.
Апробирование новых идей позволило мне, изменить и улучшить свою профессиональную практику, способствует развитию как учителя лидера.
Тепловые явления
Глава I. Внутренняя энергия
Цель: Ученики должны
узнать основные понятия и процессы тепловых явлений (температура, шкала температур, тепловое движение, внутренняя энергия, теплопроводность, конвекция, излучение, количество теплоты, удельная теплоемкость вещества);
применить знания для объяснения особенностей тепловых явлений;
размышлять о роли тепловых процессов и аргументировать их с позиции МКТ.
№ урока 1. Основные цели обучения 2. Формы работы, используемые при активном обучении 3. Результаты обучения 4.Оценивание,
включая оценку в целях обучения 5. Включая всех 6.Основные ресурсы
1.Тема: Температура. Способы ее измерения. Различные виды термометров. Температурные шкалы. 1.Знать понятие температура понимать принцип работы термометров Стратегия «ЗХУ»
Задание №1.
В группе вспомните все, что вы знаете о температуре.
Стратегия «Инсерт»
Воспользовавшись текстом учебника стр.12-16 найдите новую информацию. Обсудите в группах и составьте постер «Температура и способы ее измерения».
1 группа - Температура
2 группа - Виды термометров
3 группа - Абсолютный нуль температуры. Все: знают понятие температура. Оценивание
«Две звезды одно пожелание»
Ученик «А» организует работу в группе, консультирует, анализирует об особенностях строения различных термометров Ученик «В» участвует в работе группы, знает принцип работы термометров
Ученик «С» работает с учебником, знает понятие температура и виды термометров. Учебник стр.12-16 (§2), интерактивная доска, флипчарт, маркеры, бумага, термометры, стикеры.
2.Применять знания, для объяснения температурных шкал Задание №2.
На стр.17-18 прочтите текст (чтение с пометками).
(Подумай – в паре – поделись)
В группе составьте кластер: «Шкала температур».

Большинство: смогут объяснить шкалу температур по Цельсию, по Кельвину, по Фаренгейту, по Реомюру. Взаимоценивание по
критериям:
1.Даны характеристики 4 шкал –«5»
2. Даны характеристики 3 шкал– «4»
3. Даны характеристики 2 шкал – «3» Ученик «А» организует работу в группе, консультирует, может переводить температуру из одной шкалы в другую.
Ученик «В» участвует в работе группы, применяет знания для объяснения шкалы температур.
Ученик «С» работает с учебником, знает виды шкал температур Учебник стр.17-18, интерактивная доска, маркеры, бумага,
шкала температур
3.Размышлять об особенностях теплообмена с точки зрения МКТ. Задание №3. Ученики отвечают на вопросы низкого и высокого порядка, размышляя об особенностях теплообмена с точки зрения МКТ.
Стратегия « Ромашка Блума»
Примерные вопросы:
1.Что такое теплообмен?
2.Каковы особенности теплообмена?
3. Каковы причины образования теплообмена?
4.Как связаны между собой кинетическая энергия движения молекул и температура? Некоторые: смогут объяснить связь между кинетической энергией движения молекул и температурой. Самооценивание на стикерахУченик «А» может аргументировать связь между кинетической энергией движения молекул и температурой.
Ученик «В» применяет знания для определения особенностей теплообмена. Ученик «С» знает понятие теплообмена. Интерактивная доска, флипчарт, карточки с вопросами, стикеры.
2. Тема: Тепловое движение. Броуновское движение. Диффузия. 1.Знать и понимать особенности молекулярного строения веществ Задание №1. В группах вспомните все, что вы знаете о молекулах и атомах.
Обсудите и составьте кластер «Строение веществ».
1 группа – в твердом состоянии
2 группа - в жидком состоянии
3 группа - в газообразном состоянии
Стратегия «Подумай – в паре – поделись».
Все: знают особенности молекулярного строения веществ Взаимоценивание с помощью «толстые и тонкие» вопросы
Ученик «А» организует работу в группе, консультирует, анализирует о строении вещества с точки зрения МКТ.
Ученик «В» участвует в работе группы, понимает строение вещества Ученик «С» работает с учебником, знает понятия молекулы и атомы. Учебник стр.6-8 (§1), интерактивная доска, флипчарт,
маркеры, бумага.
2.Применять знания для объяснения особенностей теплового движения молекул
Задание №2. Практическая работа: Наблюдение теплового движения в холодной и горячей воде.
В парах, наблюдая за движением частиц в холодной и горячей воде, исследуйте зависимость интенсивности теплового движения от температуры воды. Разработайте методику постановки опыта, который бы доказал наличие теплового движения в газах (дыме). Большинство: объясняют особенности теплового движения молекул
Оценивание по
критериям
Дана методика постановки опыта, доказано наличие теплового движения -5,
Дана методика постановки опыта-3
Не дано-0 Ученик «А», консультирует, анализирует о тепловом движении молекул
Ученик «В» применяет знания о строении вещества для объяснения зависимости интенсивности теплового движения от температуры воды.
Ученик «С» работает с учебником, знает о тепловом движении молекул. Учебник стр.8-12 (§1), интерактивная доска, флипчарт,
лабораторное оборудование (стаканы с горячей и холодной водой, краски, перманганат калия).
3.Размышлять о явлении диффузии с точки зрения МКТ.
Задание №3.
Мини-эссе «Диффузия в жидкостях, в газах и твердых телах».
Аргументируйте свои выводы с точки зрения МКТ.
Некоторые: смогут делать выводы о диффузии точки зрения МКТ. Оценивание на стикерах«+» «-» «интересно» Ученик «А» аргументирует о явлении диффузии с точки зрения МКТ.
Ученик «В» размышляет о явление диффузии в веществах.
Ученик «С» знает о диффузии.
Учебник стр.8-12 (§1), интерактивная доска, флипчарт.
3. Тема: Внутренняя энергия. Способы изменения внутренней энергии. Теплопроводность, конвекция, излучение.
1.Знать понятие внутренняя энергия, понимать
способы изменения внутренней энергии Задание №1.
Воспользовавшись текстом учебника стр.20-25
В парах составьте постеры «Внутренняя энергия и способы ее изменения».
Стратегия «Парные разговоры» Все: знают способы изменения внутренней энергии Взаимооценивание в парах
Ученик «А» анализирует о способах изменения внутренней энергии.
Ученик «В» объясняет понятие внутренняя энергия и способы ее изменения.
Ученик «С» работает с учебником, знает понятие внутренняя энергия. Интерактивная доска, учебник стр.20-26 (§3-4), флипчарт,
маркеры, бумага, стикеры.
2.Применять знания для объяснения особенностей теплопередачи. Видео «Виды теплопередачи»
Задание №2. Выполните экспериментальное задание «Виды теплопередачи»
Работа в группах.
1 группа - Сравнение теплопроводности металла и дерева.
2 группа - Наблюдение конвекции в воде.
3 группа - Теплопередача излучением. Большинство: смогут объяснять особенности теплопередачи
Самооценивание Стратегия «Кулак- пять пальцев»
Ученик «А» организует работу в группе, вспоминает, консультирует и анализирует об особенностях теплопередачи.
Ученик «В» участвует в работе группы, применяет знания для объяснения особенностей теплопередачи.
Ученик «С» слушает, знает виды теплопередачи.
Учебник стр.27-38 §5-7, флипчарт,
карточки,
видео http://go.mail.ru/search_videovk.com, лабораторное оборудование.
3.Размышлять
о важности теплопередачи в природе.
Задание №3. Размышлять о важности теплопередачи в природе.
Стратегия «Работа с визуальными свидетельствами»
Рассмотрите картинки, проанализируйте и разложите их по видам.
Какие виды теплопередачи существуют в природе? Какое значение они имеют в природе? Аргументируйте свой ответ.
Некоторые: смогут размышлять о важности теплопередачи в природе.
Взаимоценивание на стикерах Ученик «А» аргументирует
важность теплопередачи в природе.
Ученик «В» применяет знания для объяснения важности теплопередачи.
Ученик «С» рассматривает картинки, знает виды теплопередачи в природе. Интерактивная доска, флипчарт, визуальные картинки, стикеры.
4. Тема: Теплопередача в природе и технике. Роль конвекции в теплообмене. Роль тепловых явлений в жизни живых организмов. Человек в условиях холода. 1.Знать и понимать применение видов теплопередачи одновременно вместе
Задание №1. В парах вспомните все, что вы знаете о видах теплопередачи.
Воспользовавшись текстом учебника стр.39-43 найдите информацию, где виды теплопередачи применяются одновременно вместе. Составьте схему обогрева дома. Все: знают применение видов теплопередачи одновременно вместе
Суммативное оценивание
Оценивание «Бутерброд с обратной связью» Ученик «А» организует работу, вспоминает, консультирует, объясняет схему обогрева дома. Ученик «В» участвует в работе группы, чертит схему обогрева дома.
Ученик «С» работает с учебником, знает, где применяются виды теплопередачи вместе. Учебник (§16,17, упр. 11, маркеры, бумага, стикеры, флипчарт, карточки. 2.Применять знания для объяснения важности видов теплопередачи в разных отраслях Задание №2.
Практическая работа: Используя учебник стр. 39-43 и ресурсы Интернет, в группах составьте презентацию:
1 группа - Теплопередача в природе и технике.
2 группа - Роль конвекции в теплообмене.
3 группа - Роль тепловых явлений в жизни живых организмов.
4 группа-Человек в условиях холода.
Стратегия «Рыночная палатка» Большинство: смогут объяснить важность видов теплопередачи. Оценивание
«по количеству стикеров» Ученик «А» организует работу в паре, вспоминает, консультирует, сотавляет
Ученик «В» участвует в работе группы, применяет знания для экспериментального определения влажности воздуха с помощью приборов
Ученик «С» работает с учебником, знает Учебник стр. 39-43, компьютеры, маркеры, бумага, стикеры, флипчарт,
3.Размышлять об особенностях сохранения тепла при передаче тепловой энергии.
Задание №3.
При возведении жилого дома в холодном климате надо принять меры, снижающие потери тепла?
Какие виды теплопередачи при этом используются?
Как вы предлагаете их уменьшить? Составьте список мер. Некоторые: смогут аргументировать об особенностях сохранения тепла
Самооценивание по критериям
В списке:
Даны 6 мер-5б
Даны 5 мер-4б
Даны 3 меры-2б Ученик «А» аргументирует об особенностях сохранения тепла при передаче тепловой энергии.
Ученик «В» размышляет о сохранения тепла
Ученик «С» работает с учебником, знает о передаче тепловой энергии. Интерактивная доска
Карточки-вопросы.
5. Тема: Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
Количество теплоты. Удельная теплоемкость вещества.
1.Знать и понимать понятие количество теплоты.
В парах, вспомните все, что вы знаете о внутренней энергии тела. Стратегия « Ментальная карта»
Задание №1. На стр.43-45 прочтите текст, составьте постер «Количество теплоты».
Стратегия «Посол» Все: знают понятие количество теплоты
Оценивание «Светофор» Ученик «А» организует работу, вспоминает, консультирует, может рассчитать количество теплоты
Ученик «В» участвует в работе группы, объясняет, знает формулу расчета количества теплоты
Ученик «С» работает с учебником, знает понятие количество теплоты. Учебник стр.12-16 (§2), интерактивная доска, флипчарт, маркеры, бумага,
2.Применять знания для экспериментального определения удельной теплоемкости вещества. Видео «Битва теплоемкостей»
Задание №2
В группах, экспериментально выясните зависимость количества теплоты, переданного веществу от его рода. Используя таблицу теплоемкостей, составьте алгоритм определения удельной теплоемкости вещества.
Большинство: смогут экспериментально определить удельную теплоемкость вещества. Взаимоценивание алгоритма по критериям Ученик «А» организует работу в паре, вспоминает, консультирует, составляет алгоритм определения удельной теплоемкости вещества.
Ученик «В» участвует в работе группы, применяет знания для экспериментального определения удельной теплоемкости вещества.
Ученик «С» работает с учебником, знает понятие удельной теплоемкости вещества. Таблица, видео https://www.youtube.com/watch?v=w76Q5ESCxxo, лабораторное оборудование (чайникс горячей водой, разные вещества, воск)
3.Размышлять об особенностях теплового баланса. Задание №3. На основе решения задачи, определите и аргументируйте уравнение теплового баланса.
Задача:
Смешали m1 = 200 г воды при температуре t1 = 100◦C и m2 = 300 г воды при температуре
t2 = 20◦C. Найти установившуюся температуру смеси. Некоторые: смогут аргументировать уравнение теплового баланса.
Самооценивание «Качество доказательства» Ученик «А» решает задачу, находит уравнение теплового баланса.
аргументирует особенности теплового баланса.
Ученик «В» знает о передаче количества теплоты, решает задачу, находит уравнение теплового баланса.
Ученик «С» знает о передаче количества теплоты. интерактивная доска, флипчарт.