План-конспект урока по истории для 8 класса на тему Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 года к политическому кризису
План-конспект урока для 8 класса по истории на тему
«Франция Бурбонов и Орлеанов: от революции 1830 года к политическому кризису»
Цели урока:
Цели урока:
Образовательная:
учащиеся усваивают черты промышленной революции; определяют характер политического устройства Франции как конституционной монархии; узнают об укреплении парламентского строя в стране и о политическом кризисе, вызванном острыми социальными противоречиями, сопровождавшими индустриальную революцию.
Развивающая:
развивать навыки работы с документами, умение оценивать события с позиций представителей разных слоев населения
Воспитательная:
величие страны создается созидательным трудом народа.
Тип урока: комбинированный.
Формы работы: фронтальный опрос, рассказ учителя, работа с учебником и документами.
Ход урока:
Организационный момент:
Учитель здоровается с учениками. Подготавливает их к уроку, объявляя его цели.
Актуализация знаний по предыдущей теме «Великобритания: сложный путь к величию и процветанию».
Как вы думаете, почему в XIX веке главным требованием в английском обществе стало требование парламентской реформы?
Почему парламентская реформа 1832 года не остановила борьбу за реформу избирательного права?
В чём заключались главные задачи и методы борьбы чартистского движения?
Почему Англию называли «мастерской мира» и «мировым извозчиком»?
Расскажите о внешней политике Англии и выскажите своё мнение о её характере.
Какие черты внешней и внутренней политики были характерны для начавшей формироваться Викторианской Англии?
Учитель подытоживает ответы учащихся:
В начале XIX века процесс модернизации в Великобритании проходил в обстановке острых социальных конфликтов, но правящие круги всё чаще обращались к проведению политических и социальных реформ как методу разрешения противоречий. Великобритания стала «мастерской мира» и достигла господства на мировом рынке. В середине XIX века страна являлась самой богатой среди европейских государств, в Британской империи «никогда не заходило солнце».
Изучение нового материала.
План изучения нового материала:
1. Промышленная революция продолжается.
2. Буржуазная монархия.
3. Июльская революция 1830 г. «Три славных дня».
4. Июльская монархия: «король правит по приглашению народа».
5. Кризис Июльской монархии. Восстания лионских ткачей.
Возможная личностно значимая проблема: любое решение должно быть хорошо продумано, а его последствия предусмотрены.
Промышленная революция продолжается.
Учитель обращается к классу:
- Ребята, что такое промышленный переворот?
Возможный ответ учащихся:
- переход от мануфактуры к машинному производству.
Первый промышленный переворот произошёл в Великобритании. Затем до конца XIX века в разное время — в США, Франции, Германии, Италии, Японии.
Учитель даёт задание для самостоятельной работы:
- Приведите факты из текста учебника на стр. 123, доказывающие, что во Франции в начале XIX века шёл процесс нарастания промышленной революции.
- Ответ запишите в рабочей тетради.
Буржуазная монархия.
Рассказ учителя:
- После поражения под Ватерлоо в 1815 году, Наполеон вторично подписал отречение от престола. На этот раз его лишили императорского титула и сослали на остров Святой Елены.
- Корона Франции вернулась к Бурбонам, королём стал Людовик XVIII (1814-1824).
- Во Францию хлынул поток эмигрантов-дворян, стремившихся к восстановлению сословных привилегий и возвращению утраченных поместий.
- В страну вернулись и иезуиты.
- В стране развернулся «белый террор». Новые власти подвергли аресту 70 000 человек, суды вынесли более 9 000 обвинительных приговоров по политическим делам. Маршал Ней и многие офицеры, перешедшие на сторону Наполеона во время Ста дней, были расстреляны.
- Но реставрация Бурбонов не привела к восстановлению дореволюционных порядков. Решения Венского конгресса обязывали Людовика XVIII ввести в стране конституцию и не посягать на порядок, сложившийся в период революции и империи.
Записи в тетради:
Хартия 1814 года (новая конституция):
Установлен конституционно-монархический режим, власть короля ограничивалась двухпалатным законодательным корпусом.
Признавалась гражданское равенство всех подданных.
Признавалось право новых собственников на владение имуществом, приобретённом во время революции.
Господствующее положение в стране получили крупные землевладельцы, делившие власть с узкой верхушкой буржуазии (из-за высокого имущественного ценза на выборах).
Таким образом, это был шаг к созданию буржуазной монархии, к гражданскому миру.
Июльская революция 1830 г. «Три славных дня».
Рассказ учителя:
1481455598002ЗАКОНЫ
0ЗАКОНЫ
- После смерти в 1824 году бездетного Людовика XVIII корону унаследовал его младший брат граф д’Артуа, ставший королём Карлом Х (1824-1830). Принятые им законы ввергли страну в политический кризис.
4423206401860Компенсации всем потерявшим имущество эмигрантам
0Компенсации всем потерявшим имущество эмигрантам
18787261411581Роспуск национальной гвардии
0Роспуск национальной гвардии
391455927289427241144970131093722229762-313055271145«Закон о миллиарде для эмигрантов»
«Закон о миллиарде для эмигрантов»
- Политический кризис усиливали и периодически возникавшие экономические кризисы, увеличивавшие число безработных и бедных.
- Для борьбы с оппозицией Карл Х решился на государственный переворот, подписав указы, нарушавшие конституцию: палата депутатов распускалась, избирательное право предоставлялось только крупным землевладельцам, отменялись свобода печати и свободное издание газет.
- Этот государственный переворот привёл к революционному взрыву. Первые демонстрации начались 26 июля 1830 года.
- 29 июля восставшие с боем взяли королевский дворец Тюильри. Революция победила в течение трёх дней. Карл Х подписал отречение от престола.
Июльская монархия: «король правит по приглашению народа».
Рассказ учителя:
- Образованное Временное правительство решило передать корону Луи Филиппу Орлеанскому.
- Август 1830 г. – поправки в конституцию, по которым были снижены имущественный и возрастной избирательные цензы. Правление Луи Филиппа получило название Июльская монархия.
Кризис Июльской монархии. Восстания лионских ткачей.
Совместная работа учащихся и учителя:
Комментированное чтение учебника со стр. 127 до 128.
Итоги урок:
Закрепление:
Вопросы – стр. 129.
Домашнее задание:
Параграф 14, вопросы №5 и 6 письменно.
Оценки за урок.