Урок по истории для 7 класса «Великая французская революция. Начальный этап революции».


РАЗРАБОТКА ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОГО УРОКА ИСТОРИИ.
Работу выполнила:
учитель истории Л.М. Шапцева.
Класс: 7 класс. Тема: Начальный этап революции.
Отбор минимума содержания урока
- новое знание, которое должны открыть дети:
УУД (планируемый результат)
ДЕТАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ:
Понятия: монархия, сословие, революция, конституция, республика, декларация

Даты: 14.07.1789г. – взятие Бастилии, 26.08.1789г. – принятие Декларации прав человека и гражданина
Имена: Людовик XVI, О. Мирабопознавательные: научить устанавливать причинно-следственные связи, структурировать текст, давать определение понятиям, осуществлять сравнение и классификацию;
личностные: научить аргументировано оценивать поступки исторических личностей, формировать образ политического устройства, учитывать особенность социальных отношений, устанавливать взаимосвязи между общественными и политическими событиями,
коммуникативные: научить формулировать собственное мнение, работать в парах;
регулятивные: научить основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
СТРУКТУРА УРОКА:
ПРОБЛЕМА (вопрос): почему абсолютная монархия рухнула под натиском революционных сил?
РЕШЕНИЕ
проблемы
урока: неспособность короля и старых порядков разрешить назревшие в обществе проблемы.
организация пространства
форма работы ресурсы
фронтальная, в парах, индивидуальная наглядный и раздаточный материал, карта
1 этап. Мотивация к деятельности
цель: – анализировать исторические процессы, сравнивать с предыдущим периодом, определение понятий,
– устанавливать причины и следствия кризисы старых порядков во Франции конца 18 века,
– обосновать собственное мнение о революционных событиях проблемная ситуация
1.Вспомним из курса средних веков: кто являлся главой всех феодалов и первым сеньором страны? (король – его власть абсолютна)
2.А теперь посмотрим на высказывание Альбера Камю «Мы готовы стать преступниками, чтобы миром наконец стали править невинные».
Какое вы заметили противоречие?
Что предстоит выяснить?
Что же происходило с абсолютной монархией в конце 18 века во Франции?
2 этап учебно-познавательная деятельность
а)Характеристика (памятка) революции (для всей темы – общая) работа в парах:
1. Причины революции (готовилась какой-либо политической силой или проходила стихийно).
2. Задачи революции.
3. Движущие силы революции (сословия, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
4. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам данной революции,  а также по составу движущих сил).
5. Ход революции, ее этапы.
6. Итоги революции.
7.Значение революции (внутреннее, международное).
Отработка исторических понятий (сопоставить карточки: понятие и его определение)
1.контролёр 2.исполнитель
революция
монархия
династия
конфессияэкономика
промышленность
конституция
1. (поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, связанное с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Отличают и от эволюции (где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
2. Основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой систем данного государства или содружества, основы правового статуса государства и личности, их права и обязанности.
3. Форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху и передаётся по наследству.
4. Несколько монархов из одного и того же рода (семьи), сменявших друг друга на престоле по праву наследования, а также члены их семей.
5. Вероисповедание, в общем значении слова термин является синонимом определённой формы религии.
6. Хозяйственная деятельность общества.
7. Совокупность предприятий (заводов, фабрик, рудников, шахт), занятых производством орудий труда, добычей сырья, материалов, топлива, производством энергии и дальнейшей обработкой полученных продуктов.1.Причины революции (готовилась какой-либо политической силой или проходила стихийно).
1.исполнитель (ученик) 2.контролёр (ученик)
1.Кризис французской монархии. Политический кризис.
2.Существование устаревшей финансовой системы, государственный долг. Финансовый кризис.
3.Необходимость (и возможность) реформ.
4.Неурожай 1788г. и голод осложнили перечисленные кризисы.
Французское общество (в лице третьего сословия) требовало реформ, перемен, необходимость которых старый порядок (в лице монарха) не мог осознать. В ходе неумелой политики высшей власти, допущении просчётов и голодных бунтов крестьян и горожан, выстраивалась система требований третьего сословия. Можно утверждать, что революция была подготовлена. Что же стало причиной (причинами) революции?
Готовилась ли революция или проходила стихийно?
2. Задачи революции.
1.контролёр (ученик) 2.исполнитель (ученик)
1.Устранить устаревшее сословное деление.
2.Если монарх не идёт на уступки – лишить его привилегии решать важные вопросы.
3. Движущие силы революции (сословия, которые ставят задачи в данной революции и осуществляют их).
1.исполнитель (ученик) 2.контролёр (ученик)
третье сословие 4. Характер революции (определяется по лозунгам, задачам данной революции,  а также по составу движущих сил).
1.контролёр (ученик) 2.исполнитель (ученик)
характер - антиаристократическийвсенародное восстание против аристократии, ее привилегий и ее методов угнетения народных масс, откуда революционный террор против привилегированных сословий, стремление революционеров разрушить все, что ассоциировалось со Старым порядком, и построить новое свободное и демократическое общество. Из этих устремлений вытекали и главные лозунги революции – свобода, равенство, братство.
5. Ход революции, ее этапы.
1.исполнитель (ученик) 2.контролёр (ученик)
1 этап: начало.
Штурм Бастилии 14 июля 1789г.
Формирование отрядов городской милиции (затем Национальной гвардии).
Король уступает и публично признаёт законность Учредительного собрания.
Волнения в деревнях.
Принятие серии законов, уничтожавших сеньориальный строй во Франции.
Принятие Декларации прав человека и гражданина. После завершения работы – презентация перед классом свою проделанную работу.
б)анализ исторического документа «Декларация прав человека и гражданина».
Как работать с документом
1.Кто автор документа? Кто, кроме автора, участвовал в подготовке документа? Что вы знаете об этих людях? Что дополнительно вы смогли узнать об авторах из изучаемого документа?
2.Когда был написан или создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
3.Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
4.Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
5.Почему был создан документ? Каков повод для его создания? Причины, по которым произошли описанные в документе события?
6.Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?
Действия учеников по заданному алгоритму
(фронтальная работа) Всеобщая декларация прав человека и гражданина 1789 года
Ст. 1. Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах. Общественные различия могут основываться лишь на общей пользе.
Ст. 2. Цель всякого политического союза - обеспечение естественных и неотъемлемых прав человека. Таковые - свобода, собственность, безопасность и сопротивление угнетению.
Ст. 3. Источником суверенной власти является нация. Никакие учреждения, ни один индивид не могут обладать властью, которая не исходит явно от нации.
Ст. 4. Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом.
Ст. 5. Закон имеет право запрещать лишь действия, вредные для общества. Все, что не запрещено законом, то дозволено и никто не может быть принужден делать то, что не предписано законом.
Ст. 6. Закон есть выражение общей воли. Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в его создании. Он должен быть единым для всех, охраняет он или карает. Все граждане равны перед ним и поэтому имеют равный доступ ко всем постам, публичным должностям и занятиям сообразно их способностям и без каких-либо иных различий, кроме тех, что обусловлены их добродетелями и способностями.
Ст. 7. Никто не может подвергаться обвинению, задержанию или заключению иначе, как в случаях, предусмотренных законом и в предписанных им формах. Тот, кто испрашивает, отдает, исполняет или заставляет исполнять основанные на произволе приказы, подлежит наказанию; но каждый гражданин, вызванный или задержанный в силу закона, должен беспрекословно повиноваться: в случае сопротивления он несет ответственность.
Ст. 8. Закон должен устанавливать наказания лишь строго и бесспорно необходимые; никто не может быть наказан иначе, как в силу закона, принятого и обнародованного до совершения правонарушения и надлежаще примененного.
Ст. 9. Поскольку каждый считается невиновным, пока его вина не установлена, то в случаях, когда признается нужным арест лица, любые излишне суровые меры, не являющиеся необходимыми, должны строжайше пресекаться законом.
Ст. 10. Никто не должен быть притесняем за свои взгляды, даже религиозные, при условии, что их выражение не нарушает общественный порядок, установленный законом.
Ст. 11. Свободное выражение мыслей и мнений есть одно из драгоценнейших прав человека; каждый гражданин поэтому может свободно высказываться, писать, печатать, отвечая лишь за злоупотребление этой свободой в случаях, предусмотренных законом.
Ст. 12. Для гарантии прав человека и гражданина необходима государственная сила; она создается в интересах всех, а не для личной пользы тех, кому она вверена.
Ст. 13. На содержание вооруженной силы и на расходы по управлению необходимы общие взносы; они должны быть равномерно распределены между всеми гражданами сообразно их возможностям.
Ст. 14. Все граждане имеют право устанавливать сами или через своих представителей необходимость государственного обложения, добровольно соглашаться на его взимание, следить за его расходованием и определять его долевой размер, основание, порядок и продолжительность взимания.
Ст. 15. Общество имеет право требовать у любого должностного лица отчета о его деятельности.
Ст. 16. Общество, где не обеспечена гарантия прав и нет разделения властей, не имеет Конституции.
Ст. 17. Так как собственность есть право неприкосновенное и священное, никто не может быть лишен ее иначе, как в случае установленной законом явной общественной необходимости и при условии справедливого и предварительного возмещения.
3 этап. Выражение решения.
учитель ученики
Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?
Подводя итоги урока, можно привести следующую цитату (для обсуждения с учениками):
Революция — конец старой жизни, а не начало новой жизни, расплата за долгий путь. В революции искупаются грехи прошлого. Революция всегда говорит о том, что власть имеющие не исполнили своего назначения.Николай Александрович Бердяев
Как оцените свою работу?
Обобщают, делают вывод по проблеме, цитате.
Самоанализ, самооценка.