Технологическая карта урока по обществознанию на тему Межличностные отношения, 6 класс

Технологическая карта урока
(Урок «открытия» нового знания (изучения новой темы))
ОБЩАЯ ЧАСТЬ

Предмет :Обществознание
Дата 23.11.2016 Класс -6

Учитель: Латыпова Айгуль Алмасовна

Тема урока : «Межличностные отношения»


Цель : способствовать формированию начальных обществоведческих знаний, научить распознавать межличностные отношения в широком многообразии других, расширить уже имеющиеся учащихся знания о позитивных и негативных чувствах.
Задачи: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, вдумчиво и критически рассматривать информацию, работать в группе, делать выводы, развивать самостоятельность и коммуникативную компетентность.


Планируемые образовательные результаты

Предметные
Метапредметные
Личностные

После урока учащиеся смогут -дать определения понятиям «симпатия», «антипатия» и «стереотип».
-ответить на вопрос «В чем состоит особенность межличностных отношений?»
-перечислить виды и стили межличностных отношений.

Познавательные: продолжить формирование умений ставить цели, способствовать дальнейшему развитию навыка работы с текстом учебника и иной информацией, совершенствовать умение видения проблемы конкретной темы, а также способов ее решения.
Коммуникативные: продолжить овладевать нормами формального и неформального общения, развивать далее умение работать сообща, учитывая мнение всех членов группы.
Регулятивные: продолжить формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и коррекцию своих действий и высказываний.



Сохранять мотивацию к учебной деятельности; продолжать учить адекватно понимать причины успешности/неуспешности учебной деятельности, сформулировать и высказать свое мнение о значимости для человека различных видов межличностных отношений(особенно о дружбе).

Словарь урока:1) Межличностные отношения – взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения. 2)Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.3)Стереотип – устойчивое, упрощенное, схематичное представление о чем-либо. 4)Антипатия – чувство неприязни, нерасположения.


Ресурсы урока: карточки с ситуациями по теме урока, учебник «Обществознание.6 класс» под ред. Л.Н.Боголюбова и Л.Ф.Ивановой, рабочие листы формата А4 для работы в группах, тетради, листы (для использования на этапе рефлексии и оценивания) для каждого ученика.





ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1 этап. Орг. момент
- Организует самоконтроль готовности учащихся к уроку: «Здравствуйте, ребята!
Один ни кому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами  прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям,
К уроку готовы?
Тогда за работу, удачи желаю я вам.
-приветствие учителя
-самоконтроль готовности к уроку


2 этап. Актуализация знаний
- Ребята. Как назывался первый раздел учебника, изученный нами?
- О чем мы узнали из него?
- Беседа на тему «Слагаемые жизненного успеха». Прием «РЭЛЛИ РОБИН».
- тест по 1 разделу («Человек в социальном измерении»).

Отвечают на вопросы, высказывают собственное мнение, подкрепляя его соответствующими аргументами.

Устно выполняют тестовые задания

3 этап. Мотивация (создание проблемной ситуации)
Игра-разминка «Я желаю тебе (вам) сегодня»
Давайте теперь пожелаем друг другу что-нибудь хорошее, доброе на урок.
- Ребята, столько прекрасных пожеланий мы услышали. Можно сказать, что между нами возникли какие-то отношения?
Формулирование проблемы (совместно с учащимися):что влияет на установление взаимоотношений между людьми?
Подвигает учащихся к осознанию огромной значимости человеческих качеств в складывании тех или иных отношений между людьми.
Приём «Кластер».
- Подберите прилагательные к слову «отношения» или любые слова, связанные с понятием «отношения».
- Ребята, все вы - молодцы, хорошо справились с заданием. Но можно было ещё написать слово «межличностные».

Устно отвечают на вопросы, участвуют в дискуссии, приводят конкретные примеры из собственного жизненного опыта.



Отвечают на вопросы

4 этап.
Целеполагание
и планирование

-Итак, мы с вами пришли к констатации того факта, что между всеми людьми в зависимости от различных факторов могут зарождаться соответствующие (разнообразные) взаимоотношения. А теперь давайте вместе сформулируем тему сегодняшнего урока
1)Сформулируйте тему урока
2)Составим вместе план урока.
Что нам необходимо сделать, чтобы узнать, что влияет на установление межличностных отношений как складываются межличностные отношения?
-найти характерные отличия данного вида взаимоотношений от остальных, определить их суть, значимость для человечества в целом
-узнать какие виды личностных отношений существуют в человеческом обществе
-выяснить, чем руководствуются люди при вступлении в те или иные взаимоотношения.
Цели урока : после урока вы сможете

-дать определения понятиям «симпатия», «антипатия» и «стереотип».
-ответить на вопрос «В чем состоит особенность межличностных отношений?»
-перечислить виды и стили межличностных отношений.
-продолжить формирование умений ставить цели, способствовать дальнейшему развитию навыка работы с текстом учебника и иной информацией, совершенствовать умение видения проблемы конкретной темы, а также способов ее решения.
- продолжить формирование умения планировать свою деятельность, осуществлять рефлексию и коррекцию своих действий и высказываний.


-формулируют (с помощью учителя) тему урока
-с помощью учителя составляют план дальнейших действий, необходимых для решения проблемы урока
-делают выводы
-проговаривают те действия, которые необходимо выполнить, чтобы решить проблему урока.

5 этап. «Открытие» нового знания (изучение новой темы)

Чтение и анализ текста(п.6(с.50-58)).
1. «Какие отношения называются межличностными?»

Как одним словом можно назвать взаимодействие двоих с целью получения знаний, информации или самого процесса деятельности?
- Общение



Сейчас самое время обратиться за помощью к учебнику. Прочитайте первый абзац первого пункта на странице 50 учебника. Читая вам надо заполнять таблицу.
Работа в группах. Заполнение таблицы.

Зна

Хочу узнать
Узнал

человек наделён чувствами и разумом

подробнее о видах межличностных отношений
межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми



Итак, межличностные отношения – это взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.


Представьте ситуацию, в ваш класс приходит новый ученик, чтобы влиться в коллектив ему необходимо будет узнать о вас побольше. Сможет ли он это сделать, если с вашей стороны не будет взаимного интереса?
Какую следующую особенность вы можете назвать?
Взаимность
Составьте слова, которые начинаются с взаимо.
взаимопомощь,
взаимопонимание,
взаимодействие
взаимовыручка,
взаимоответственность
взаимоуважение
взаиморасположение

Все вами названные слова говорят об определенных отношениях между людьми.



2) Что испытывают люди друг к другу, когда оказывают взаимопомощь, взаимовыручку?
Как можно заменить эти слова, одним словом?
Итак, что же является следующей особенностью межличностных отношений, их основой?
3 особенность  чувства - основа межличностных отношений
Межличностные отношения во многом зависят от эмоций, взаимных чувств.
Что такое эмоции? А какие эмоции может испытывать человек?


- Выполните следующее задание. Из предложенного списка человеческих чувств выберите те, которые на ваш взгляд, объединяют людей.

1гр. 2 гр. 3гр. 4 гр.
Восхищение
( таS калу)
Уважение (х™рм‰тл‰_)
Гордость (горурлык)
Радость
(шатлык)

Гнев (ачу)
Героизм (батырлык)
Мудрость
(акыллылык)
Зависть
(к™нчелек)

Удовольствие (кан‰гатьлек)
Трудолюбие (хезм‰т с™юч‰нлек)
Зависть
(к™нчелек)
Восхищение
(соклану)

Тоска (кайгы)
Нежность (ягымлылык)
Ненависть
(н‰фр‰т)
Ласка
(наз)

Обида (_пк‰)
Обида (_пк‰)
Любовь
(м‰х‰бб‰т)
Доверие
(ышаныч)


Текст на экране:
Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.

Какие новые понятия вы встретили в тексте? Поработайте с учебником с. 51-52 и приведите примеры с этими понятиями.
Что такое симпатия?
Что такое антипатия?
Что такое стереотип?

Тест №1 Укажи, какие виды межличностных отношений показаны на рисунках. Сопоставь рисунки с вариантами ответов и запиши полученный вариант букв.
Варианты отношений: А – симпатия; Б - антипатия


Попытаемся опровергнуть стереотип: Ребята из 6 класса не любят физкультминутки
Физкультминутка:


3) Виды межличностных отношений
Давайте рассмотрим классификацию видов межличностных отношений – по длительности связей между людьми и результатам совместной деятельности:
Знакомство
Приятельство
Товарищество
Дружба
Самый распространённый вид межличностных отношений – знакомство. Знакомыми могут быть жильцы твоего дома, все ученики твоей школы, пассажиры трамвая, с которыми ты часто ездишь в спортивную секцию.
Главным условием для приятельских отношений является взаимная тяга, симпатия.
Более близкими становятся отношения товарищества. Основываются на деловых связях. Участников таких отношений объединяет общая цель, результаты совместной деятельности.
Более высокий уровень характеризуется словом дружба. Обычно много друзей не бывает. Найти друга – значит разделить с ним беду и умножить радость.


Какую следующую важную особенность межличностных отношений мы внесем в схему?
4 особенность- дружба





1 особенность – общение
(выводится на экран)

Вывод: Межличностные отношения начинаются с общения.




Читают первый абзац учебника (стр. 50) и заполняют таблицу

выступление групп








2 особенность – взаимность



Устно отвечают:
взаимопомощь,
взаимопонимание,
взаимодействие
взаимовыручка,
взаимоответственность
взаимоуважение
взаиморасположение









3 особенность – чувства

Вывод: Чувства – основа межличностных отношений





Работа в группах по 4 человека

Сближают: восхищение, удовольствие, героизм, трудолюбие, доверие, уважение, нежность, благодарность, любовь, радость, ласка.

Разъединяют: гнев, обида, зависть, гордость.




симпатия
антипатия
стереотип






Устно выполняют тестовые задания








Виды межличностных отношений:
Знакомство
Приятельство
Товарищество
Дружба























6 этап. Включение нового знания в систему знаний (закрепление)
1) Знакомит с притчей (Прил.1), проводит беседу по вопросам:
– Почему дружба так важна для людей?
– Кого ты можешь назвать настоящим другом?
– Какие качества важны в дружеских отношениях?
– Какие чувства испытывает человек к своему другу?
2) Выдает карточки с описанием ситуаций, комментирует задание (Прил.2)

В процессе межличностных отношений люди не просто общаются. Они учитывают определенные правила и формируют тот или иной стиль отношений. (Личные и официальные)




Проблема.
Составьте синквейн, вспомнив тему урока и промежуточные выводы.
1. Дружба
2. Верная, крепкая
3. Укрепляет, доверяет, сплачивает, помогает
4. Высшая форма межличностных отношений
5. 6 класс, доверие, честность


1)Знакомятся с притчей, активно принимают участие в ее обсуждении, высказывают собственное мнение.

2) Выполняют задания на карточках.









Содержание синквейна:
1-я строка – ключевое слово, понятие, выраженное в форме существительного.
2-я строка – 2 прилагательных.
3-я строка – 2 глагола.
4-я строка – фраза, несущая определённый смысл.
5-я строка – резюме, вывод, одно слово, имя существительное


7 этап. Рефлексия и оценивание
Сейчас проведем игру «Клубок». Передавая клубок по кругу, называйте качество личности, которое помогает вам жить  в обществе.
- Что же получилось? Все связаны. Вот так связаны между собой все люди – связаны деятельностью, событиями, желаниями, поступками. Но иногда нить может оборваться. Потяните нить каждый на себя. Для того чтобы в обществе люди понимали друг друга, нужны определённые правила. Взаимоотношениям, общению, которые дарят радость – надо учиться. И мы вернемся к этому правилу, которое является поистине золотым – «Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступали с тобой».
Сегодня я узнал(а)
Было трудно
Я понял(а), что
Теперь я могу
Я научился(ась)
Я попробую
Урок дал мне для жизни
Может ли человек обойтись без межличностных отношений?



8 этап. Домашнее задание
1) П. 6 стр. 50-58 ответить на вопросы рубрики «проверим себя»
2) рисунок на тему «Межличностные отношения»


9 этап. Подведение итогов.


Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Я довольна нашим уроком, его результатами и получила удовлетворение от нашей совместной работы. Хочу оценить вашу работу по количеству следов, т.е. ваших ответов, оставленных на уроке.

Приложение 1

Притча о дружбе и любви
Жили-были два друга. В один момент они поспорили, и один из них дал пощечину другому.
Последний, чувствуя боль, но ничего не говоря, написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощечину». Они продолжали идти и нашли оазис, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощечину, едва не утонул, и его друг его спас. Когда он пришел в себя, он написал на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Тот, кто дал пощечину и который спас жизнь своему другу, спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
Друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо нам хорошее, мы должны выгравировать это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это из нашей памяти.
Научись писать обиды на песке и гравировать радости на камне.





Приложение 2
Задания на карточках
определить стили межличностных отношений:
1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.
2. Галина и Полина, встречаясь. Обмениваются новостями.
3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.
4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.



















15