Конспект урока по обществознанию на тему Межличностные отношения


ООШ с. Новотроицкое открытый урок по обществознанию 7 классМежличностные отношения.Зарипова З.И.
12.12.2014

Межличностные отношения.
Цели и задачи.
1.Вывести на более высокий уровень обобщений знания и представления учащихся об особенностях межличностных отношений.
2.Развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания.
3.Воспитывать стремление к реализации своих коммуникативных способностей.
Тип урока: урок – исследование проблемы.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Повторение изученного.
На протяжении уже нескольких уроков мы с вами изучаем тему «Подросток в социальной среде». Давайте посмотрим, какими знаниями по изученным темам раздела вы обладаете.
(Решение тестовых заданий. ПРИЛОЖЕНИЕ 1).
3.Мотивация урока.
Мы уже выяснили на предыдущих уроках, что формирование и развитие личности, а также деятельность отдельного человека существенно зависят от социальной среды. Она представляет собой сложно организованное общество, в котором люди вступают друг с другом в разнообразные межличностные отношения. О них мы и поговорим сегодня на уроке.
С проблемой, которую мы будем исследовать на уроке, вы сталкивались не раз на бытовом уровне, на уроках истории, литературы и других уроках. Сегодня мы подведем под нее научную основу.
Итак, тема урока: «Межличностные отношения». Проблема исследования – Можно ли утверждать, что межличностные отношения дают нам информацию о человеке?
Мы рассмотрим следующие вопросы:
1.Особенности межличностных отношений.
2. Виды межличностных отношений.
3. Взаимодействие в группе.
4. Взаимопонимание в группе.
4.Изучение нового материала.
Как я вам уже говорила, жизнь человека немыслима без контактов с различными людьми. Эти контакты происходят постоянно. О них и пойдет речь на уроке, который я предлагаю провести в виде исследовательской работы. Изучать отношения между людьми всегда интересно и полезно. Займемся этими вопросами…
Ученые-социологи установили, что только две причины заставляют людей вступать в контакты друг с другом. Что это за причины мы выясним через анализ двух ситуаций.
Первая ситуация: На автобусной остановке, услышав интересный рассказ, чужие люди стали обмениваться информацией.
Вторая ситуация: Во время рассказа ваше внимание было привлечено к тому, как живо, образно, эмоционально говорил рассказчик, и вы решили познакомиться с ним поближе.
Задание: определите, что заставило человека вступить в контакт в первом и во втором случае, есть ли различия в причинах контакта?
(Ответы учащихся).
- В приведенных ситуациях, как и при любых контактах, основой выступает потребность, желание, которое необходимо удовлетворить. Однако конкретные причины контакта в обоих случаях были разными: в первом – обмен информацией, во втором – интерес к человеку.
В первом случае,
во время общения внимание всех людей, стоящих на остановке, привлекла интересная ситуация, а не человек, рассказавший о ней.
Никто из участников этого эпизода, в том числе и сам рассказчик, не пытался каким-то образом изменить поведение окружающих.
Никто никого не побуждал высказываться.
Последствием этого эпизода будет воспоминание об услышанном и, возможно, пересказ услышанного своим знакомым.
При этом многие даже не вспомнят внешность рассказчика.
Во втором случае,
Человек постарается каким-то образом привлечь внимание объекта своего внимания. (В нашем случае вы рассказчика). Вы можете вступить с ним в спор, обратиться с вопросом, просто сказать о своем желании познакомиться поближе и т.д.
И в первом и во втором случае вы вступили в межличностные отношения.
Что же такое межличностные отношения?
Межличностные отношения – это отношения в малой группе, возникающие между людьми в процессе их жизнедеятельности.
Межличностные отношения бывают
деловые,
приятельские,
личные,
семейные.
По форме они подразделяются на:
Знакомство
Узнаю в лицо
Приветствую
Разговариваю
Приятельство
Приятие друг друга
Неприятие друг друга
Товарищество
Дружба на основе общих целей
- В основе межличностных отношений лежат взаимодействие и взаимопонимание. Эти положения мы с вами сейчас и исследуем.
5.Тренинг «Взаимодействие в группе».
(Раздать командам конверты с заданием).
Инструкция.
Сейчас вам предстоит выполнить задание без слов. Необходимо точно соблюдать инструкцию. Нужно как можно быстрее собрать прямоугольник из частей. Нельзя отбирать детали у другого, разговаривать, мешать другому. Выполнив задание, поднимите руку. После его выполнения необходимо прокомментировать деятельность группы.
- По моему сигналу вы приступаете к работе.
Анализ тренинга.
Слово предоставляется группам для анализа своих действий в том порядке, в котором они выполнили задание.
Все сразу поняли, что нужно делать?
Кто взял инициативу на себя?
Что принесло успех делу? (Все помогали друг другу).
Что мешало?
Кто был лучшим партнером? Кто «тянул одеяло на себя»?
- Как вы и заметили, наиболее успешными были те группы, в которых участники не мешали, а по возможности кооперировали свои действия.
6.Тренинг «Взаимопонимание в группе».
Человек живет среди людей. Все его радости и горести, дела и заботы связаны с людьми. Большое значение в межличностных отношениях имеет взаимопонимание. Многие из вас наверняка были в ситуации, когда переданная информация о событиях или о вас самих доставляла вам массу неприятных эмоций. Сейчас мы увидим механизм передачи информации. Может быть, это поможет вам в будущем.

Инструкция.
Сейчас мы с вами проведем тренинг на взаимопонимание. Задача участников – как можно лучше запомнить информацию и точно передать ее следующему. Передавать информацию будем один на один. Вначале желающие (5-6 учащихся) выйдут за дверь и будут по одному заходить в класс. Первому из вошедших информацию передам я. Затем он передаст ее следующему вошедшему, но уже без моей помощи, один на один. Второй участник – третьему и т.д.
Запоминать информацию вы можете, как хотите, кроме письменной записи.
-Кто желает принять участие в тренинге? (Желающие уходят).
-Я обращаю внимание оставшихся на то, что вы должны внимательно следить за происходящим, фиксируя:
Способы слушания, использованные участниками,
Искажение информации и с чем они связаны.
-Вы должны также соблюдать тишину, не подсказывать и не мешать участникам.
Информация.
Во время перемены заходила Валентина Германовна и сказала, что из-за того, что у Ирины Михайловны сын заболел свинкой, ее завтра не будет и вместо истории будет биология. Не забудьте, на носу конец четверти, время зря не теряйте, зарабатывайте хорошие оценки. Скоро Новый год – от нашего класса на праздник нужен номер художественной самодеятельности. Подумайте, что покажем. Алевтина Леонидовна просила передать, чтобы Кузнецов зашел к ней после уроков, забрал книжку.
-Вы готовы передать информацию?
- Пригласите следующего участника.
Анализ тренинга.
Слово предоставляется
А) участникам игры,
Б) учащимся для анализа действий участников тренинга.
Какими способами слушания и запоминания пользовались участники игры?
Какая информация запоминалась лучше?
Какие произошли искажения информации?
С чем связаны искажения?
Умеем ли мы слушать и слышать другого человека?
В) учителю.
Итоги тренинга.
Не стесняйтесь задавать вопросы, проясните непонятное.
При необходимости повторяйте информацию в присутствии собеседника, точно воспроизведя ее или своими словами.
Старайтесь выделить самую суть сообщения, игнорируя в случае необходимости второстепенные детали.
-Для полноценного взаимодействия мало владеть информацией, важно уметь сообщить ее людям, важно понимать друг друга, а этому надо учиться. Мы слышим не всегда то, что нам говорят. Слушать и слышать – это не одно и то же. Благодарю всех участников игры.
7.Тест «Познай себя». (Приложение 2)
-Хотите узнать, как к вам относятся окружающие? Для этого нам необходимо ответить на 9 вопросов теста «Познай себя».
8.Итог урока. Рефлексия.
Давайте подведем итоги.
С какими видами и особенностями межличностных отношений мы познакомились?
Что объединяет разные виды межличностных отношений?
Что вас удивило в сегодняшнем занятии?
Можно ли утверждать, что межличностные отношения дают нам информацию о человеке? Ответ аргументируйте.
Вывод: Итак, межличностные отношения человека весьма разнообразны. Все это подчеркивает, что многообразие проявлений человека и богатство мира вокруг него требуют и многообразия познания, сочетания разных способов и форм познавательной деятельности.
Домашнее задание. §12, подобрать иллюстрации из Интернета по теме «Межличностные отношения глазами художников» и подобрать пословицы, поговорки, афоризмы по межличностным отношениям.