Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме: Сезонные изменения в природе


Тема: Сезонные изменения в природе
Цель урока: формирование у обучающихся представление о сезонных изменениях в природе.
Задачи:
Задачи:
Образовательные:
формировать умения работать с информацией, предложенной в виде рисунков
акцентировать внимание на признаках разных времен года;
Развивающие:
развивать умения определять времена года по признакам;
закрепить понятия о природе в целом, живой и неживой природе;
формировать представления о сезонных явлениях природы;
развивать речевые умения, мышления, память;
Воспитательная: воспитывать интерес к изучению родной природы;
осуществлять связь с жизненным опытом детей с их возрастными особенностями;
воспитывать самостоятельность и аккуратность в учебной деятельности;
Тип урока: урок формирования и совершенствования новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная работа, работа в паре, работа в группах.
Техническое оборудование: компьютер , учебник, тетрадь, картины природы, презентация
Ход урока
Этап урока Деятельность учителя Деятельность ученика
I. Организационный момент. Проверка рабочего места, приветствие, настрой на работу. Подготовка класса к работе.
II. Целеполагание и мотивация – Откройте разворот учебника на стр. 24–25– Прочитайте тему урока.– Назовите цель нашего урока. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
III. Актуализация опорных знаний – Что объединяет рисунки учебника на стр. 24-25?– Чем они отличаются?– По каким признакам вы узнали времена года на каждом рисунке?Слайд 1Сколько времен года вы знаете?Назовите времена года.– На каком рисунке учебника на стр. 24–25 изображено лето? На них изображена одна и та же местность.Рисунки показывают одну и ту же местность в разное время года.
  Предлагаю вспомнить времена года. Каждое время года длится три месяца. Назовите летние месяцы. Что же за месяц - июнь? Какие приметы июня вы можете назвать? (Можно использовать календарь погоды для характеристики летних примет.) Как сейчас выглядят леса, скверы, парки? Чем заняты и как ведут себя птицы, животные? Каких насекомых вам приходилось наблюдать? Верно, июнь открывает лето, румянцем года его называют. В июне самые длинные дни, а ночи короткие - воробьиный шажок. Не успеет погаснуть вечерняя заря, как на востоке уже разгорается утренняя заря. 3а богатство красок и цветов его зовут разноцветом. Лиловые колокольчики, белые ромашки, желтые купальницы каких только красок не увидишь на июньской лужайке! В высоких травах стрекочут кузнечики. Над цветущим лугом летают пчелы и бабочки. Летом всюду много птиц. В июне у пернатых начинают появляться птенцы, они вскармливают их. Много летом хлопот и у зверей. Хотя вокруг достаточно корма, но беззаботных дней в эту пору нет. Надо кормить и охранять своих детенышей, затем учить их добывать себе корм. Запомни: здоровых зверьков и птенцов никогда не бери из леса! Июнь. Июль. Август.
  – Чтение текста из хрестоматии (стр. 14)– Почему ель не сбрасывает листья на зиму? – Все ли деревья, сбросив листву, остаются на зиму голыми?Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».Обычно осень - время увядания природы - вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение. И не случайно, глядя на картину И Левитана «Золотая осень», мы вспоминаем слова
А. С. Пушкина:
Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье ...
Небольшая речка спокойно несет свои глубокие воды. Вода у берега темная, как в омуте, и в ней отражаются прибрежные травы и цветы. По мере удаления от переднего края картины речка все светлее и светлее. По берегам реки узкой каймой растет побуревшая, а местами багряная трава .Красновато-розовый куст на темном фоне реки играет яркими красками, будто нарядный венок, сплетенный умелыми руками крестьянской девушки. Молодые березы с тонкими стволами на левом берегу сплошь покрыты золотистой листвой. Солнечные лучи ярко освещают природу. Отдельных листьев не видно: художник наносит краски обобщенно, свободными мазками кисти. Две передние осинки почти совсем сбросили листья, между верхушек проглядывают зеленые ветви сосны . Солнце почти над головой: тени от деревьев короткие, темно-коричневые . 1. Какой период осени изобразил Левитан на этой картине? Что в ней особенно красиво?
2.Почему осень называется золотой?
3.Объясните выражение «в багрец и золото одетые леса». Что это значит?
4. Когда лес бывает Золотым, таким, как он изображен на картине Левитана, - в начале осени или в конце, в сухую или дождливую погоду?
5. Все ли деревья осенью одеваются в золотистые листья? Назовите.
6. Какие деревья остаются зимой зелеными? Покажите их на картине.
–Назовите осенние месяцы.– Почему их так называют? Какая сегодня погода? Какое небо? Как светит солнце? Теплее или холоднее сегодня, чем было летом? Как изменилась окраска листьев на деревьях и кустарниках? Начали ли они опадать? Найди деревья и кустарники, листья которых не изменились по сравнению с летом.Как изменилась трава? Обрати внимание, цветут ли сейчас какие-нибудь растения? Так ли их много, как летом? Как вы думаете, с чем связаны такие изменения в растениях осенью? (Меньше света, тепла.) Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом? Как называются птицы, которые улетают от нас на зиму в теплые края? Как вы думаете, почему перелетные птицы не зимуют у нас? Обратите внимание, что перед отлетом многие птицы собираются в стаи.
Пожелтевшая листва, листопад, уборка урожая, улетают птицы…
Холодно, нет корма - исчезают насекомые, убрали урожай на полях.
  Музыкальная физминутка под песенку «Метелица»
  – О каком времени года идет речь в стихотворении?Эй, снежинки, полетите,Хороводы вы водите.Между елок понемногуЗаметите вы дорогу, О зиме.
Серебристая МорковкаПрицепилась к крыше ловко.Уцепилась за карнизИ растёт зимою вниз
Что это? В какое время года можно увидеть сосульку?
– Найдите картинку в учебнике на стр. 24–25, на которой изображена зима.– Расскажи по каким признакам узнали на рисунке зиму?Слайд 4Назовите зимние месяцы. Снег покрыл всю землю, все растения укрыты снегом, под снегом им тепло, как под одеялом. Снег стал глубоким. Он спасает растения, корни деревьев от мороза. Деревья стоят голые, им зимой не хватает света и тепла, но они не погибли, они спят до весны. Что изменилось в жизни птиц?. Их стало меньше. Что изменилось в поведении птиц по сравнению с летом и осенью? Действительно, зима - очень трудное время для птиц, особенно если она морозная и снежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимой день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом. В первую очередь нужно позаботиться о птицах верных друзьях леса и сада. Не только летом, но и зимой они целыми днями прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц. Для корма пригодны семена различных растений: конопли; подсолнуха, дыни, тыквы, арбуза, многих сорных трав. А вот овес, пшено клюют только воробьи, овсянки, преимущественно для них же годятся крошки пшеничного хлеба.
Какие явления природы можно наблюдать зимой.
На каком рисунке учебника на стр. 24–25 изображена весна? Докажите.Какие признаки указывают в стихотворении на весну?Деньки стоят погожие,На праздники похожие,А в небе - солнце теплое,Веселое и доброе.Все реки разливаются,Все почки раскрываются,Ушла зима со стужами,Сугробы стали лужами.Покинув страны южные,Вернулись птицы дружные.На каждой ветке скворушкиСидят и чистят перышки.Пришла пора весенняя,Пришла пора цветения.И, значит, настроениеУ всех людей - весеннее!– Вспомним название весенних месяцев. Чем каждый месяц красив? Весна приходит сначала на поля, где под лучами теплого весеннего солнца начинают таять снежные сугробы и появляются первые проталины? Эта весна - полевая. Еще не кончилась весна полевая, а солнышко уже повело новое наступление на ледяные укрепления зимы: сильнее стал таять снег, быстрее побежали ручьи. На реке начал трескаться и ломаться лед. Река вырывается на волю. В это время вода землю поит. Это весна речная Под теплыми лучами солнца начинают распускаться на деревьях первые листочки. Лес одевается в зеленый наряд. В садах начинают зацветать вишни, яблони, сирень, черемуха. Это наступает весна лесная. Поля уже полностью очистились от снега, и на них начинаются весенние полевые работы, сеют хлеб. Бывает три весны: весна полевая, весна речная и весна лесная. По весне судят об урожае. – Обратите внимание на высоту солнца в разное время года.
Когда оно высоко в небе?
– А когда низко?– Чем выше солнце, тем его лучи лучше согревают землю. – Чем ниже солнце, тем меньше тепла, потому что его лучи как бы скользят по поверхности земли, плохо ее согревают, и становится холоднее. Сосулька.Деревья голые, река покрыта льдом, поле запорошено снегом, заяц в белой шубке.Гололедица, снегопад, метель.Грачи на пашне, деревья и кустарники только одеваются листвой
IV. Закрепление изученного материала. Работа в группах
Работают три группы детей. Они выполняют разные задания:Слайд лето, зима, весна, осень1 группа: раскрашивает летнюю картинку.2 группа: раскрашивает приметы осени.3 группа: собирают картину «Зимы».4 группа:Признаки весны.
Проверка работы в группах.
 
V. Рефлексия. Нарисовать любимое время года.Самооценка учебной деятельности. формировать выводы по изученному материалу;
-оценить результаты собственной деятельности;