Рабочая программа элективного курса по русскому языку Текст как основа изучения языка(10-11 класс) к авторской программе Т. Н. Пахновой
Рабочая программа элективного курса
"Текст как основа изучения языка"
(10-11 класс)
Пояснительная записка
Программа элективного курса разработана на основе авторской программы Т.М.Пахновой «Текст как основа изучения языка» (Программы. Русский язык.10-11 классы. Элективные курсы. Профильное обучение. - М., Дрофа, 2010) и рассчитана на 2 года изучения в 10-11 классе (68ч. -2часа в неделю).
Одним из средств совершенствования речи учащихся является овладение умениями анализа текста на уроках русского языка. Работа с текстом на уроках русского языка создает условия:
для осуществления функционального подхода
при изучении лексики, морфологии, синтаксиса;
для реализации внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных связей;
для воспитания у старшеклассников интереса к русскому языку как национальному достоянию;
для формирования языковой личности;
для осуществления коммуникативно-деятельностного подхода на уроках русского языка;
для реализации органической взаимосвязи обучения, воспитания и развития каждого ученика средствами изучаемого материала, для личностно ориентированного преподавания русского языка.
Текст в качестве категории, которая показывает «язык в действии», может использоваться как на уроках развития речи (в процессе подготовки к сочинениям и изложениям), так и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса, и также на занятиях элективных курсов. Программа состоит из нескольких тематических блоков (последовательность изучения тем может быть изменена учителем по своему усмотрению с учетом подготовленности класса). Обновление системы гуманитарного образования связано с решением проблемы формирования языковой личности, что предполагает совершенствование методики работы с текстом на уроках русского языка. Использование текста как речеведческого понятия в качестве опорного, ключевого не только на уроках развития речи, но и при изучении лексики, морфологии, синтаксиса создает условия для интеграции курсов русского языка и литературы, для совершенствования работы по духовно-нравственному развитию учащихся, совершенствования их творческих способностей, для формирования языковой личности.
Комплексная работа с текстом служит эффективным средством реализации межуровневых (внутрипредметных), а также межпредметных связей (интеграции) курсов русского языка и литературы.
Программа носит теоретико-практический характер и предполагает рассмотрение следующих проблем:
текст как база усвоения лингвистических понятий;
текст конкретное проявление речевой деятельности, речевого общения;
текст как единица, интегрирующая значение всех языковых единиц;
художественный текст как вершина речевой культуры;
текст как категория, показывающая «язык в действии»;
взаимосвязь в изучении слова и текста;
формирование лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции учащихся в процессе работы с текстом;
развитие творческих, исследовательских способностей учащихся при анализе текста.
Особая роль принадлежит тексту на уроках обобщения и систематизации изученного по всем разделам школьного курса русского языка.
Основные разделы программы ориентированы на учет особенностей работы учителя в условиях существования вариантов программ и параллельных учебников в процессе проведения занятий элективных курсов.
Содержание программы.
Некоторые вопросы лингвистики текста в школьных программах и учебниках. Анализ разных вариантов программ и параллельных учебников с точки зрения отражения в них теории текста (текст как речеведческое понятие, основные признаки текста; тема и основная мысль текста; лексические и грамматические средства связи между предложениями в тексте; цепная и параллельная связь: роль первого предложения (зачина) в тексте; повествование, описание, рассуждение как основные типы речи, стили речи). Знания о тексте как основа формирования речевых умений и навыков. Комплексная работа с текстом при изучении русского языка. Анализ текста как речеведческого понятия. Филологический анализ (лингвистический, литературоведческий) как составная часть комплексного разбора. Реализация внутрипредметных (межуровневых) и межпредметных связей в процессе комплексного анализа текста. Основные виды разбора: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, лексический, орфографический, пунктуационный) как часть комплексной работы с текстом.
Особенности выразительного чтения текстов разных жанров. Комплексная работа с текстом на уроках обобщения и систематизации изученного (на уроках семинарах, практикумах, зачетах, на уроках словесности). Творческий, исследовательский характер деятельности учащихся в процессе комплексной работы с текстом. Критерии отбора текстов и заданий к ним в зависимости от этапа обучения, типа, темы урока, уровня подготовки учащихся. Работа с текстом при изучении и повторении лексики. Взаимосвязь в изучении слова и текста как необходимое условие осуществления функционального подхода при рассмотрении синонимов, антонимов, слов, употребляемых в переносном значении и др. Лексический разбор слова и текста как средство обобщения и систематизации изученного по лексике.
Выразительные средства лексики и фразеологии в художественном тексте. Слово и контекст. Лексический повтор, его роль в текстах художественного, публицистического стилей. Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных стилей и жанров. Работа с лингвистическими словарями :толковым, фразеологическим, словарями синонимов, антонимов, иностранных слов, устаревших слов, словарями паронимов и др. в процессе комплексного разбора текста. Работа с текстом при изучении и повторении морфологии. Текстообразующая роль слов разных частей речи в повествовании, описании, рассуждении. Грамматический повтор в тексте (видовременная соотнесенность в использовании глагольных форм). Работа с текстом как средство осуществления функционального подхода при изучении морфологии. Реализация идеи изучения морфологии на основе взаимосвязи с лексикой и синтаксисом в процессе анализа текста.
Работа с текстом при изучении и повторении синтаксиса. Осуществление функционального подхода при изучении простого и сложного предложения в процесс работы с текстом. Синтаксические средства связи между предложениями в тексте. Роль порядка слов в тексте. Односоставные предложения и их роль в тексте. Выразительные средства синтаксиса в художественном тексте.
Изучение синтаксиса на основе взаимосвязи с лексикой, морфологией в процессе работы с текстом.
Работа с текстом в процессе развития речи. Работа с текстом при подготовке к сочинениям и изложениям. Роль текста - образца. Воспитание чувства языка («чувства соразмерности и сообразности») в процессе работы с текстом. Совершенствование умений и навыков чтения как вида речевой деятельности на основе знаний о тексте. Особенности работы с поэтическим текстом. Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Некоторые приемы редактирования текста.
Взаимосвязанное обучение основным видам речевой деятельности в процессе работы с текстом.
Критерии отбора дидактических материалов
(текстов) для уроков развития речи. Реализация взаимосвязи курсов русского языка и литературы в процессе работы с текстом. Работа с текстом как одно из средств интеграции курсов русского языка и литературы 10 и 11 классы как особый, завершающий этап изучения русского языка. Работа с текстом как средство обобщения и систематизации изученного, как средство осуществления функционального подхода при изучении языковых единиц разных уровней. Художественный текст на уроках русского языка в старших классах. Выразительные средства русской фонетики, интонации, лексики, морфологии, синтаксиса, воплощенные в художественном тексте. «Тексты о текстах» на уроках русского языка в старших классах. Работа с текстом в системе изучения стилистики и культуры речи. Комплексная работа с текстом как одна из форм итогового контроля. Работа с текстом на уроках-зачетах, при подготовке к устному экзамену по русскому языку, к ЕГЭ. Осуществление коммуникативно-деятельностного подхода в процессе работы с текстом. Организация творческой деятельности учащихся в процессе комплексной работы с текстом на устном экзамене по русскому языку. Воспитание интереса к изучению русского языка в процессе работы с текстом. Разнообразие заданий, возможность их выбора в зависимости от уровня подготовки, характера интересов, органическая связь нового материала с повторением изученного создают условия для воспитания интереса к урокам русского языка, потребности совершенствования речевой подготовки, бережного отношения к русскому языку как национальному достоянию.
Развитие языковой личности в процессе работы с текстом. Роль речевой среды в процессе становления языковой личности («Человек живет в мире текстов»). Создание обучающей, развивающей речевой среды на уроках русского языка. Критерии отбора текстов и заданий к ним. Осуществление личностно-ориентированного подхода в процессе работы с текстом. Языковая интуиция, чувство языка и процесс развития языковой личности.
Основные умения и навыки.
Анализ текста. Определять тему, основную мысль текста, объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия); находить ключевые слова в тексте; определять стиль текста, тип речи; находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля; определять способ связи между предложениями в тексте; находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, между, абзацами; производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдения над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.); производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения; объяснение орфограмм и знаков препинания. Выразительное чтение текста. Умение выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы короткие и более продолжительные.
Календарно –тематическое планирование
№
Тема
Колич.
часов
Дата проведения
План
Факт
Текст (7 часов)
1
Знания о тексте как основа формирования речевых умений и навыков.
1
2
Текст. Признаки текста.
1
3-4
Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
2
5-6
Текст. Языковые средства связи между предложениями в тексте.
2
7
Анализ текста. Практикум.
1
Работа с текстом при изучении и повторении лексики (14 часов)
8
Лексические средства связи предложений в тексте.
1
9
Выразительные средства лексики и фразеологии в художественном тексте.
4
10
11
12
13
Анализ текста. Практикум.
2
14
15
Лексический повтор, его роль в текстах художественного и публицистического стилей.
1
16
Слово и контекст.
1
17
Употребление стилистически окрашенных слов в произведениях разных стилей и жанров.
1
18
Работа с лингвистическими словарями в процессе комплексного анализа текста
2
19
20
Комплексный анализ текста. Практикум
2
21
Работа с текстом при изучении и повторении морфологии (6часов)
22
Текстообразующая роль слов разных частей речи в повествовании, описании, рассуждении.
2
23
24
Грамматический повтор в тексте (видовременная соотнесённость в использовании глагольных форм)
Анализ текста.
2
25
26
Взаимосвязь морфологии с лексикой и синтаксисом в процессе анализа текста. Анализ текста. Практикум.
2
27
Работа с текстом при изучении и повторении синтаксиса (15 часов)
28
Простое и сложное предложение в тексте.
3
29
30
31
32
Виды связи предложений в тексте. (параллельная и последовательная связь)
Анализ текста. Практикум.
2
33
Роль порядка слов в тексте.
Анализ текста. Практикум.
3
34
35
36
Односоставные предложения и их роль в тексте.
2
37
38
Выразительные средства синтаксиса в художественном тексте.
Анализ текста. Практикум
3
39
40
41
Комплексный анализ текста.
Практикум
2
42
Работа с текстом в процессе развития речи (21 час)
43
Работа с текстом при подготовке к сочинениям. Написание сочинения по тексту.
Практикум. (ЕГЭ Ч. С.)
5
44
45
46
47
48
Роль текста-образца. Воспитание чувства языка(чувство «соразмерности и сообразности)
1
49
Совершенствование умений и навыков чтения как вида речевой деятельности на основе знаний о тексте.
2
50
51
Особенности работы с поэтическим текстом. Анализ поэтического текста Практикум.
5
52
53
54
55
56
Выразительное чтение как искусство звучащего слова.
Практикум.
4
57
58
59
60
Некоторые приёмы редактирования текста.
Практикум.
4
61
62
63
Обобщение изученного , итоговый контроль (5 часов)
64
Обобщение и систематизация изученного.
3
65
66
67
Итоговый контроль. Комплексная работа с текстом.
2
68
Всего:
68
15