Конспект к уроку Политическая раздробленность на Руси. Учебник под ред. Торкунова
Технологическая карта.
6 класс
Тема: Политическая раздробленность в Европе и на Руси.Цель урока: Формирование целостных представлений о политической раздробленности в Европе и на Руси.
ЗУНы:
- сформировать представление о причинах политической раздробленности;
- охарактеризовать последствия политической раздробленности;
- способствовать формированию у обучающихся умений работать с учебным текстом и картой;
- овладение и оперирование понятиями «политическая раздробленность», «тюркский каганат»;
-способствовать формированию интереса у обучающихся к истории России.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: исследование.
Ресурсы урока: учебник Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов и др.; под ред. А.В. Торкуновой История России, карта, презентация «Политическая раздробленность в Европе и на Руси»
Ход урока:
Этапы урока, их цели Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I.Организационный момент (1-2 мин)
Цель:
Организация обучающихся на основную учебную деятельность
на личностно-значимом уровне Приветствует. Проверяет присутствующих, настраивает на работу, проверяет степень готовности к уроку: наличие учебников, атласов, тетрадей. План изучения нового материала:
Приветствуют учителя, дежурный называет отсутствующих, проверяют готовность к уроку. Самоорганизация обучающихся.
II. Проверка домашнего задания. (5-7 мин).
Цель:
Определение степени готовности обучающихся к уроку и выявление уровня усвоения домашнего задания Учитель:
В монастырской келье узкой
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской,
Быль записывал монах.
Я писал зимой и летом,
Озарённый тусклым светом,
Я писал из года в год
Про великий наш народ
Давайте вспомним, что писал монах Нестор в «Повести временных лет» о ранней истории нашего народа.
мы с вами вспомним основные события ранней истории Руси, опираясь на летописи. О каких событиях говорится в этих отрывках?
(Какая церковь была построена, как она еще называлась?).
Как украшались храмы изнутри?
Обучающиеся работают у Правильные ответы:
Призвание варягов
Крещение Руси
Восстание древлян
Убийство Святополком Бориса и Глеба
«Русская правда» Ярослава Мудрого
РюрикОлег
Десятинная церковь (или Успение Богородицы)
III.Мотивация к изучению новой темы.
Цель:
Вовлечение учащихся в работу по изучению новой темы Мы повторили с вами основные события русской истории до 12 века. Но в 30 –х годах 12 века на Руси многое изменилось. Посмотрите, пожалуйста, на экран: (слайд №1) перед Вами 2 карты: Киевская Русь 11 век и Русь в 12 веке. В чем разница? ( На 2 карте – раздробленность). Вот почему и как это произошло, мы и будем сегодня выяснять. Итак, откройте, пожалуйста, тетради и запишите тему сегодняшнего урока: Политическая раздробленности в Европе и на Руси, (слайд №2).В конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А почему же распалось единое государство? Хорошо это или плохо для Руси?»
Подумайте, о чём мы сегодня с вами будем говорить? Обучающиеся предлагают свои варианты ответов.
IV.Изложение новой темы (15-20 мин)
Цель:
обеспечение восприятия, осмысления обучающимися темы урока.
ФизминуткаПлан изучения новой темы (Слайд 2)
1. Время политической раздробленности в Европе.
2. Формирование системы земель – самостоятельных государств на Руси.
3. Роль Церкви в условиях распада Руси.
4. Последствия раздробленности Руси.
Вспомните, пожалуйста, годы правления Ярослава Мудрого. В 1054 году он умер.
Умирая, он завещал своим сыновьям жить в мире и согласии.
«… если будете жить в любви друг к другу, Бог будет с вами и покорит вам врагов ваших…Если же будете в ненависти жить, в распрях и междоусобиях, то погибнете сами и погубите землю отцов своих и дедов своих…, но живите в мире, слушаясь брат брата».
Работа с историческим документом "завещание Ярослава Мудрого".
Вопрос к документу:
От чего предостерегает Ярослав своих сыновей в завещании?
Почему его наказ сыновьям не был выполнен?
Каковы решения Любечского съезда князей?
Физминутка- стоим в дозоре, посмотрели на лево, вглядываемся в даль, посмотрели на право, вглядываемся в даль. Пока нет половцев, потренируемся в стрельбе из лука. Достали стрелу из колчана, натянули тетиву, выпустили стрелу, взяли стрелу выпустили, и.т.д.
- А если дело до рукопашной схватки дойдёт, будем мечём отбиваться . вытащил меч из ножен взмахнули вложили.
Запишите в тетрадь определение.
(Политическая (удельная) раздробленность – распад единого Древнерусского государства на самостоятельные (суверенные) княжества.)
- Сколько княжеств появилось в этот период на Руси? (карта стр. 105)
(В середине XII века на территории бывшего древнерусского государства образовалось 15 княжеств, к началу XIII века – 50, в XIV веке – 250 .)
Работая с пунктом №1, выпишите причины раздробленности в Европе, выделите положительные и отрицательные ее последствия.
2. Выполнение следующего задания поможет вам установить причины появления политической раздробленности на Руси . Для этого надо сформировать пары “причина-следствие”. Работая в паре определите причины и следствия.
а) отсутствие твёрдого порядка престолонаследия;
б) наличие веча, выборной администрации, народного ополчения;
в) административная самостоятельность;
г) экономическая самостоятельность;
д) борьба за власть;
е) натуральное хозяйство.
Теперь вы легко сможете выписать причины раздробленности на Руси
Эти причины привели Русь к распаду.
3. работая с третьим пунктом «Роль церкви в условиях распада Руси».
Ответьте на вопросы :1.Какая сила в условиях раздробленности в какой-то мере объединила страну?
2. Какой властью обладал киевский митрополит? Приведите доказательства полноты его власти.
3. Почему на Руси появились новые церковные округи во главе с епископами?
4. Какие изменения происходили в тех городах, где создавались резиденции епископов.
5. С какими призывами к русским людям обращалось духовенство в период политической раздробленности?
4. Класс делится на 4 гр.
вопросы для 1 группы :Как отразились княжеские усобицы на обороноспособности Руси?
Какие враги вновь стали нарушать границы Руси?
На какое предательство шли некоторые русские князья в своей борьбе за власть?
Какая земля особенно страдала от половцев? ).
Каковы были последствия их набегов?
Какова была судьба Киева - «матери городов русских»? - Какова роль степняков в распаде Руси?
Вопросы для второй группы:
На сколько частей распалась Русь в середине ХII в.? Назовите наиболее крупные из них и покажите их на карте.
Как стали именовать себя наиболее могущественные князья?
Что такое удел?
Каким образом регулировались отношения между князьями в период раздробленности?
Как изменились цели участников княжеских усобиц?
Вопросы для третьей группы :1. Привел ли распад Руси к международной изоляции русских земель?
2. Как шла торговля между русскими княжествами и соседними государствами?
3. Какие связи сохраняла Русь со скандинавскими странами, Византией, Польшей, Чехией, Венгрией, германскими городами?
Вопросы для четвертой группы:
1. Какие изменения произошли в русских городах в период раздробленности
2. Докажите, что многие из них становились ремесленно-торговыми и политическими центрами русских земель.
3. Почему авторы учебника называют столицы княжеств культурными центрами? - Какие памятники культуры появились в этот период? (Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, храмы Новгорода, Пскова, Чернигова и других городов.4. Какую роль в истории Русской земли играли летописи? Записывают в тетрадь
Работают с пунктом №1
правильные ответы: а - д, б - в, е - г.
Обучающиеся в группах определяя причины раздробленности на Руси и в Европе, а также распределяя их на экономические и политические
Русская православная церковь.
Киевский митрополит был единственным лицом, чья власть (хоть и духовная) распространялась на всю Русь).из-за роста городов и земель – фактически самостоятельных государств.
шло строительство храмов, возникали церковные школы, центры иконописи).
духовенство призывало людей к единству, выступало за преодоление розни и прекращение усобиц, говорило о необходимости защиты и сохранения веры предков, единого Отечества).
Подорвали обороноспособность Руси.
разгромленные Владимиром Мономахом, половцы.
русские князья нередко призывали половцев в своей борьбе друг с другом. В качестве расплаты за помощь половцы получали право на разграбление русских земель.
Киевская земля
русская земля представляла страшную картину – дымились выжженные до тла селения. Заброшенные пашни зарастали кустарником и т.д.
Киев терял свое значение. Появлялись новые города, которые затмевали Киев своим богатством и не желали ему больше подчиняться.
Русь распалась на 15 самостоятельных княжеств и земель. Наиболее крупными были Киевское, Черниговское, Галицко-Волынское, Владимиро-Суздальское, Полоцкое, Смоленское княжества, а также Новгородская земля.
великими.
удел – владение младших членов княжеского рода.
существовавшими тогда обычаями и заключавшимися между ними соглашениями.
цель была иной: не захватить власть во всей Руси, а укрепить свое княжество, расширить его за счет соседей.
Нет
торговля продолжала развиваться как с соседними княжествами, так и с дальними соседями в Европе. (галицкие купцы везли соль в Киев и Чернигов. Суздальцы отправляли хлеб в Новгород. Смоленские, витебские, полоцкие и новгородские купцы торговали с немецкими городами. Торговцы из Византии, Венгрии, Польши, Венеции, Хорезма привозили свои товары в Киев и Владимир).дипломатические связи
раздробленность сопровождалась ростом старых и появлением новых городов.
сюда приходили на вечевые собрания жители пригородов. Здесь собиралось военное ополчение. Число городов увеличилось втрое. В городах существовало до 60 ремесленных специальностей.
здесь велось большое строительство. Возводились храмы и дворцы из камня.
4. историк Г. Миллер писал: «…создали систему русской истории, которая настолько полная, что ни одна другая нация не может похвалиться таким сокровищем.
V.Первичное применение новых знаний
Цель:
Проговаривание и закрепление нового знания СинквейнРаздробленность Обучающиеся составляют синквейнVI. Подведение итогов урока
Цель:
Осознание учащимися значения изучаемой темы, самооценка результатов деятельности своей и всего класса -Какую тему мы сегодня разбирали на уроке?
Мы разобрались... Скажите, а достигли ли вы той цели, что поставили для себя в начале урока? Продолжите высказывание (см. памятку на доске):
Я узнала, что….
Я нашёл подтверждение тому, что…
Я даже не предполагала, что …
Учитель выставляет и комментирует оценки за урок. -Дают ответы на вопросы
Анализируют деятельность свою и всего класса
VII.Инструктаж домашнего задания
Цель:
Дать инструкции обучающимся по правильному выполнению домашнего задания. Объясняет домашнее задание.
Дает дифференцированные и индивидуальные задания § 12, вопросы № 3. 5 на выбор, заполнить карту «Политическая раздробленность Руси» Обучающиеся записывают задания в дневник. Задают вопросы по выполнению домашнего задания.