Рабочая программа по руссскому языку, 10 класс по учебнику А.Д. Дейкиной по ФГОС
Рабочая программа по русскому языку
для 10 класса (базовый уровень)
1.Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для учащихся 10 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта СПОО, примерной программы по русскому языку для старших классов, авторской программы А.Д. Дейкиной «Русский язык и литература. Русский язык для 10-11 классов. Базовый уровень». Программа состоит из следующих разделов: пояснительная записка, общая характеристика учебного предмета, место предмета в учебном плане, личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса, содержание учебного предмета «Русский язык», учебно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности, учебно-методический комплекс. Содержание курса «Русский язык» направлено на осуществление следующих целей:
воспитание любви к русскому языку, литературе, интереса к изучению русского слова, культуры; потребности постоянно совершенствовать свои знания, свои способности, направленные на то, чтобы стать языковой личностью;
воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за состояние речевой культуры, речевой среды;
развитие творческих, исследовательских способностей на основе работы с текстом, с разными источниками информации; понимание эстетической ценности слова;
формирование коммуникативной, культуроведческой, языковой, лингвистической компетенций учащихся;
развитие языковой интуиции, чувства языка как основы личностного речевого поведения;
достижение результатов не только на предметном, но и на межпредметном, личностном уровнях.
Содержание курса направлено на осуществление цели духовно-нравственного развития и воспитания старшеклассников, что реализуется в процессе решения задачи формирования языковой личности.
Система изучения языка в обучении речи ориентирована на решение задач:
формирование представления о родном языке как духовно-нравственной, культурной ценности;
понимание межпредметной роли русского языка;
воспитание любви к русскому языку, бережного отношения к слову, устойчивого интереса к изучению;
развитие способности извлекать из разных источников необходимую информацию, преобразовывать ее, сопоставлять, сравнивать, обобщать;
формирование потребности совершенствовать свою речь, расширять культуроведческий кругозор;
развитие и совершенствование языковой интуиции;
усиление внимания к рассмотрению языковых явлений в единстве семантики, структуры, функции;
глубокое осмысление понятий «эстетическая функция языка», «русский речевой идеал», «эстетическая ценность языка».
2.Общая характеристика учебного предмета.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения.
Особое внимание уделяется углубленному повторению, систематизации и обобщению изученного в 5—9 классах, формированию особого взгляда на родной язык как на национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изучении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.
Языковой разбор (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический) текста является не только важным средством обобщения и систематизации знаний по лексике, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речевому развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприятие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Анализ художественного текста на уроках русского языка в старших классах предполагает проведение наблюдений над особенностями употребления языковых средств в тех «безукоризненных образцах», какими являются произведения русской классики, выявление эстетической функции слова, своеобразия языка писателя.
Рассмотрение текста как опорного, ключевого понятия курса русского языка в старших классах создает условия для систематизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последовательного осуществления как внутрипредметных, так и межпредметных связей.
Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических сведений - основа для формирования речевых умений и навыков. Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащихся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста носит практический, творческий, исследовательский характер.
Изучение русского языка как национального достояния способствует духовно-нравственному становлению личности, создает условия для реализации творческих возможностей каждого ученика, содействует воспитанию любви и интереса к русскому языку.
Включение в школьный курс русского языка этнокультуроведческого компонента ставит задачу рассмотрения на уроках русского языка особенностей употребления слова в произведениях художественной литературы, что создает условия для осуществления органической взаимосвязи в изучении русского языка и литературы.
В программе обращается внимание на воспитание культуры чтения и восприятия художественного текста, на воспитание бережного, внимательного, вдумчивого отношения к слову.
Практический курс русского языка, направленный не только на интеллектуальное, но и на духовное, эстетическое развитие учащихся, предполагает использование таких форм занятий, когда на уроках создается творческая атмосфера совместной деятельности учителя и учащихся, атмосфера духовного общения. Особое внимание обращается на уроки-семинары (эта форма занятий имеет особое значение в системе непрерывного образования «Школа — вуз»).
Тексты для анализа соотносятся с программой по литературе, но не ограничивается только ею.
В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся.
3.Место предмета в учебном плане
Федеральный базисный учебный план предусматривает обязательное изучение русского языка в 10 классе в объеме 1 часа в неделю. Предложенная программа рассчитана на 35 часов (1час в неделю).
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
Личностные результаты:
1) воспитание бережного отношения к слову, чувства ответственности за сохранение традиций в области культуры речи;
2) формирование убеждения в том, что именно овладение языком открывает надежный путь для того, чтобы стать языковой личностью, для самореализации, для достижения успехов в разных областях деятельности;
3) понимание, что любовь к родному языку развивается постепенно, и в старших классах, когда на основе работы с текстом, на основе внимания к тому, как живет слово в «безукоризненных образцах», появляется возможность осознать красоту и гармонию языковой системы;
4) осознание взаимосвязи таких понятий, как «язык» и «речь», «язык» и «культура», «любовь к родному языку»и «любовь к Родине»;
5) формирование убеждения в необходимости постоянно совершенствовать свою речь, умение общаться;
6) осознание эстетической ценности русского языка, потребности бережно относиться к слову, необходимости постоянно обращаться к словарям, к чтению (перечитыванию) «безукоризненных образцов» русской классической литературы;
7) опора при изучении родного языка не только на знания, на теорию, но и на чувство слова, на языковую интуицию, а для развития чувства языка — особенно внимательное отношение к такому виду речевой деятельности, как чтение;
8) понимание того, что родному языку мы учимся всю жизнь, что это надежный путь познания окружающего нас мира и, главное, это путь самопознания, духовно-нравственного совершенствования, это тот путь, который помогает нам стать языковой личностью;
9) осознание того, что успешное овладение родным языком открывает путь к достижению успехов во всех сферах учебной и профессиональной деятельности.
Метапредметные результаты:
1)использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания;
2)использование основных интеллектуальных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация; формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов; понимание проблемы;
3)умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;
4)умение извлекать информацию из различных источников, включая СМИ, CD учебного назначения, ресурсы Интернета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики;
5)умение использовать на практике основные логические приемы, методы наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем и др.;
6)умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных и социально-философских позиций
7)умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности;
8)умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника и признавать право человека на иное мнение.
Предметные результаты :1) определять тему, основные мысли текста;
2) объяснять смысл названия (подбирать свои варианты названия);
3) находить ключевые слова в тексте;
4) определять стиль текста, тип речи;
5) находить в тексте языковые средства, характерные для художественного, публицистического, научного, делового, разговорного стиля;
6) определять способ связи между предложениями в тексте;
7) находить в тексте языковые средства (лексические и грамматические), с помощью которых осуществляется связь между предложениями, абзацами;
8) производить лексический разбор текста (уточнение значения слов; подбор синонимов, антонимов; внимание к словам, имеющим стилистическую окраску; наблюдение над использованием лексического повтора; выявление архаизмов, историзмов, неологизмов и др.);
9) производить комплексный анализ текста, включающий элементы лингвистического (лингвостилистического) анализа, филологического (литературоведческого) анализа, речеведческий анализ, а также выполнение заданий, связанных с разными видами разбора слова, словосочетания, предложения;10) объяснять орфограммы и знаки препинания;
11) владеть выразительным чтением текста как искусством звучащего слова: уметь выбирать тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности; определять, где нужны логические ударения, паузы — короткие и более продолжительные.
5.Содержание учебного предмета «Русский язык»
Особенности курса русского языка в старших классахСтаршие классы — важное звено в системе непрерывного образования. Язык и речь. Речевая среда. Языковая личность. Универсальные учебные действия (УУД). Метапредметная роль курса «Русский язык и литература. Русский язык». Единая образовательная область «Филология». Филология как служба понимания. Этика филологии.
Язык помогает мне стать личностью.
Изучение языка — процесс воспитания и самовоспитания
Что значит быть языковой личностью. Умение общаться. Основные виды речевой деятельности. Связь понятий «любовь к языку» и «любовь к Родине». Высказывания писателей о русском языке. Русский язык как средство духовного становления личности. «Творческий текст — свободное откровение личности». Эстетическая функция языка. Изобразительно-выразительные средства. Роль памяти.
Сочинение — это тоже текст. Умение самостоятельно сформулировать тему сочинения. Качества хорошей речи. Редактирование текста. Самооценка (взаимооценка) текстов сочинений.
Мое особое мнение
(думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем)
Язык и речь как каналы для передачи информации. Ресурсы Интернета. Общение с компьютером и диалог с книгой. Интернет-пространство. «Компьютерный разум» и особенности человеческого мышления. Роль интуиции, ассоциаций. Отношение к чтению в современном мире.
Оцениваем результаты изучения раздела
(подведем итоги)
Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности. Развитие умения оценить результаты изучения раздела «Язык помогает мне стать личностью» на основе обсуждения вопросов, выполнения заданий учебника. Планирование предстоящей деятельности, связанной с потребностью научиться универсальным учебным действиям (личностным, познавательным, коммуникативным, регулятивным). Анализ памятки «Как самостоятельно сформулировать тему сочинения (доклада, исследовательского проекта, выступления, реферата)».
В ПРОСТРАНСТВЕ ТЕКСТАТекст — «словесная ткань»Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Понимание текста — процесс творческий.
Тема, основная мысль. Ключевые слова. Микротема. Абзац.
Роль первого предложения (зачина) в тексте.
Замысел автора. Лексические, грамматические, интонационные средства выражения отношения, оценки.
Интонация текста. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова.
Перифразы и их роль в тексте.
Анализ памятки «Средства связи между предложениями в тексте».
Лексические средства связи в тексте. Слово в словаре и слово в текстеЛексические повторы. Однотематическая лексика. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные (текстовые, контекстные) синонимы и антонимы.
Слово и контекст. Оценочная лексика.
Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом.
Взаимодействие слова и текста.
Работа со словарями. Самостоятельный отбор материала для лексического разбора. Самостоятельная формулировка заданий, связанных с изучением лексики и фразеологии.
Анализ памяток «Примерный план лексического разбора слова», «Как произвести лексический разбор текста» и образцов разбора.
Готовимся к урокам-семинарам и урокам-зачетамСамостоятельный выбор темы научного сообщения для уроков-семинаров, а также для конференции, для исследовательских проектов. Отбор материалов для презентаций.
Особенности научного стиля. Текст-рассуждение.
Роль первого предложения (зачина) в тексте
Особенности зачина в тексте-рассуждении. Роль двусоставных предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические особенности предложений, с помощью которых формулируется тезис.
Использование в качестве зачинов (начала текста или абзаца):
вопросительных предложений;
конструкций, включающих цитирование;
назывных предложений;
сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными, когда придаточное предшествует главному (обычно с союзами когда, если, чтобы...)
Анализ текстов-образцов. Отбор материала для памятки «Как начать текст».
В творческой лаборатории
Анализ высказываний писателей (отрывков из писем, дневников, из записных книжек), о «тайнах творчества», об особенностях работы над словом, о «муках слова» и о радости творчества, о роли образцов.
Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, из книг, сборников афоризмов), которые соотносятся с названием раздела. Использование ресурсов Интернета.
Текст и речевая среда
Развивающая речевая среда как пространство культуры. Чтение — это общение с «целебными источниками нашего русского языка».
Текст как средство создания развивающей, обучающей речевой среды. Эстетическое воздействие текстов. Урок русского языка как речевое произведение. Развивающий потенциал урока. Критерии отбора текстов.
Выразительное чтение как искусство звучащего слова.
Роль речевой среды в формировании языковой личности.
Речевая среда и звучащая речь
Роль звучащей речи как средства создания развивающей речевой среды. Интонационные особенности русского языка. Слово голос в словаре и в художественном тексте. Интонация как одно из средств выразительности русской речи. Роль выразительного чтения.
Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос.
Благозвучие. Аллитерация. Ассонанс.Интонация и ритмико-мелодическая сторона речи. Роль интонации как средства выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Выражение через интонацию субъективного отношения, эмоциональной оценки.
Тембр. Тон. Пауза. Логическое ударение и порядок слов в предложении. Ключевые слова в тексте.
Особенности поэтического текста
Понимание поэтического текста как творчество. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения».
Анализ поэтического текста — путь к постижению авторского замысла.
«В поэзии язык раскрывает все свои возможности» (Ю. Лотман). «Поэзия — один из могучих двигателей в развитии языка» (Б. Томашевский).
Анализ памятки «Средства художественной изобразительности».
Развивающая речевая среда - это пространство культуры
Комплексная работа с текстами, содержание которых создает условия для погружения в развивающую речевую среду как в пространство культуры. Возможность охарактеризовать эту речевую среду с помощью слов эстетическая, духовная, воспитывающая, языковая, культурная, социальная, интеллигентная, обучающая.
Наблюдения над ключевыми словами, которые объединяют разные тексты как единое пространство: культура, нравственность, совесть, интеллигентность, память, личность, речевая среда.Обобщим изученное.
Готовимся к урокам-семинарам
Формирование универсальных учебных действий: обобщать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формулировать тезис, логически выстраивать систему доказательств. Интерпретация сведений, полученных из разных источников информации. Планирование деятельности по подготовке научных сообщений на уроках-семинарах.
«Диалог с текстом»«Метод медленного чтения». Филологическое понимание текста. Роль языковой интуиции. «Диалог с текстом» — это прежде всего диалог читателя с самим собой.
Культура как совокупность текстовОсобенности русской национальной культуры. Связь языка, литературы, живописи, музыки, архитектуры («Музы ходят хороводом» Ю. Лотман). Изучение языка и приобщение к культуре. Развитие языковой личности в процессе анализа текстов о культуре. Приобщение к культуре — средство духовно-нравственного совершенствования. Язык как отражение национально-самобытной культуры.
Русский язык помогает постигать другие наукиМетапредметная роль уроков русского языка. Формирование УУД (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных). Комплексная работа с текстами как средство получения знаний, информации о науках.
В творческой лабораторииАнализ высказываний А. П. Чехова о том, что помогает овладеть языком, хорошей речью, научиться писать. Роль чтения. Необходимость редактирования, кропотливой работы над черновиком.
Способы информационной переработки текстовКонспект. Тезисы. План текста, сравнение разных вариантов плана текста. Использование частичного цитирования при составлении плана. Культуроведческое комментировение текста. Роль словарей, справочников. Ключевые слова. Подготовка реферата на основе информационной переработки текстов.
Пересказ текста. Изложение (подробное, сжатое, выборочное). Роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектом.
Сжатое изложение. Особенности аннотацииПриемы сжатия текста. Выбор вариантов сжатия текста на основе анализа образцов. Роль частичного цитирования. Использование элементов сжатия анализируемого текста при написании рецензии. Роль синтаксиса в процессе преобразований исходного текста. Использование синонимичных конструкций. Редактирование текста.
Русский язык и литература как единое пространство культуры
Слово — «первоэлемент литературы». Культура чтения. Любовь к слову, интерес к изучения языка — это то, что помогает стать талантливым читателем. Духовное становление личности. Работа памяти и ее влияние на деятельность речетворческой системы. Память как важная «часть текстообразующего механизма» (Ю. Лотман). Роль текстов — «безукоризненных образцов» (Л. Щерба) как средства создания развивающей речевой среды. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Русская художественная литература — вершина национального языка. Язык писателей — источник развития языка. Чтение как сотворчество. Творческое отношение к родному языку.
Оцениваем результаты изучения раздела
(подведем итоги)
Оценка в процессе анализа творческих, исследовательских работ, оценка текстов с точки зрения их соответствия теме высказывания, использования лексических и грамматических средств связи между предложениями, наличия информативности, завершенности.
Роль самоконтроля в процессе развития самостоятельности при выборе тем для сочинения, для участия в конференциях, уроках-семинарах, при отборе материалов для исследовательских проектов.
Готовимся к экзаменам
Анализ разных источников информации. Культура восприятия текста. Разные виды чтения. «Диалог с текстом». Подготовка к сочинению-отклику на предлагаемый текст в процессе выполнения заданий с выбором ответа и с кратким ответом. Сочинение-отклик как «текст о тексте». Анализ изобразительно-выразительных средств. Особенности текста-рассуждения. Роль «фоновых знаний», полученных в результате обучения, чтения книг, изучения культуры, анализа собственного жизненного опыта. Редактирование черновика. Качество хорошего текста (соответствие теме, проблеме; связность, цельность, единство, завершенность, информативность, логичность). Ключевые слова в тексте.
Материалы для самопроверки. От комплексной работы с текстом — к сочинению и изложениюДеятельность по самопроверке в системе формирования УУД. Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Сочинение-отклик — это «текст о тексте», созданный на основе разных источников информации. «Диалог с текстом». «Метод медленного чтения». Изложение. Сжатое изложение как часть сочинения. Планирование учебных действий, когда есть возможность выбора. Самооценка (взаимооценка).
Подведение итогов. Осознание целостности, взаимосвязи всех разделов учебника.
6. Учебно-тематический план с определением основных видов учебной деятельности
№№ Содержание Кол-во часов Кол-во контрольных(В том числе) Развитие речи
(В том числе)
1. Особенности курса русского языка в старших классах. 1 - -
2. Язык помогает мне стать личностью 7 1 2
3. В пространстве текста 27 4 6
ИТОГО 35 5 8
7. Учебно-методический комплекс
Для учащихся:
Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1994.
Крысин Л. П. Жизнь слова. — М., 2000.
Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. — М., 1988.
Розенталь Д. Э. А как лучше сказать? — М., 1998.
Сергеев В. Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 2000.
Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по- русски? — М., 2001.
Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 2003.
Для учителя:
1.Пахнова, Т.М. Русский язык и литература. Русский язык: Программа. Методические материалы. - М.: Дрофа, 2013
2.Пахнова Т.М. Русский язык и литература. Русский язык.10 класс: Учебник . - 2-е изд.- М.: Дрофа, 2014.
3. Е.Э. Грибановская. Контрольные и проверочные работы по русскому языку.10-11 классы.- М.: Экзамен,2009
Интернет-материалыhttp://som.fio.ru/ - сетевое объединение методистов
http://www.ug.ru/ -«Учительская газета»
http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»
http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации
http://www.mapryal.org/ - Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы
http://www.navigator.gramota.ru/ - Навигатор. Грамота.ру
http://www.philology.ru/default.htm - Русский филологический портал
http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.
http://www.slovari.ru — сайт «Русские словари» (толковые словари, орфографический словарь, словари иностранных слов).
http://www.gramota.ru — Справочно-информационный портал «Русский язык».
http://www.rusword.com.ua — сайт по русской филологии «Мир русского слова».
http://www.about-russian-language.com — сайт по культуре речи.
http://www.etymolo.ruslang.ru — этимология и история слов русского языка (сайт Российской академии наук, Института русского языка имени В. В. Виноградова).
http://www.wordsland.ru — сайт «Страна слов. Магия языка» (изучение русского языка в игровой форме).
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
по русскому языку
Класс 10
Учитель Волкова Ирина Борисовна
Количество часов: всего 35 часов; в неделю 1 час
№ уро-ка Тема урока Основное содержание по теме Характеристика основных видов деятельности учащихся (на уровне УУД) Вид контроля Примерная дата Фактическая дата
1. Особенности курса русского языка в старших классах (вводный урок) Старшие классы — важное звено в системе непрерывного образования. Язык и речь. Речевая среда. Языковая личность. Универсальные учебные действия (УУД). Метапредметная роль курса «Русский язык и литература. Русский язык». Единая образовательная область «Филология». Филология как служба понимания. Этика филологии Изучающее чтение разделов «От автора» и «Как заниматься по этому учебнику». Подготовка сообщений на темы: «Роль гуманитарных наук», «Что помогает овладеть системой учебных действий (по образцу, на основе памяток), творческое применение этой системы в иных ситуациях», «Как обучаться контролю (самоконтролю, взаимоконтролю) на основе выполнения заданий учебника», «Особая роль языка, речевого развития в судьбе каждого человека, «Эстетическая ценность русского языка», «Как развивать навыки самостоятельной работы», «Русский язык как средство общения и получения информации, знаний об окружающем мире, о разных областях человеческой деятельности». Составление плана или конспекта. Текущий Язык помогает мне стать личностью
2-4 Изучение языка — процесс воспитания и самовоспитания
Что значит — быть языковой личностью. Умение общаться. Основные виды речевой деятельности. Связь понятий «любовь к языку» и «любовь к Родине». Высказывания писателей о русском языке. Русский язык как средство духовного становления личности. «Творческий текст — свободное откровение личности» Эстетическая функция языка. Изобразительно-выразительные средства. Роль памяти. Сочинение — это тоже текст. Умение самостоятельно сформулировать тему сочинения. Качества хорошей речи. Редактирование текста. Самооценка (взаимооценка) текстов сочинений. Планирование возможности выбрать собственную, личную траекторию процесса обучения и самовоспитания на основе практической деятельности, а также предстоящей деятельности по повторению изученного и овладению новым на основе обобщения и систематизации. Подготовка сообщений на темы: «Каких результатов можно достичь в процессе комплексной работы с текстом», «Тема должна управлять процессом создания текста», «Особенности структуры текста- рассуждения». Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Подготовка комментария на основе текста-рассуждения: «Как вы понимаете высказывание В. Яхонтова: “Мне кажется, что полюбить родной язык и ощутить его богатство, его красоту можно только через стихи, ощутить полностью, в самой высокой степени этого чувства”». Самостоятельная учебная деятельность (овладение УУД: личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными) при отборе примеров (аргументов) для доказательства тезиса: «Красота и гармония языковой системы проявляются в тексте». Текущий 5-6 Мое особое мнение (думаем, анализируем, обсуждаем, спорим, доказываем). Язык и речь как каналы для передачи информации. Ресурсы Интернета. Общение с компьютером и диалог с книгой. Интернет- пространство. «Компьютерный разум» и особенности человеческого мышления. Роль интуиции, ассоциаций. Отношение к чтению в современном мире Работа по осознанию эстетической ценности русского слова. Самостоятельный отбор примеров из словарей, текстов, чтобы убедительно доказать тезис: «Русское слово в тексте выполняет эстетическую функцию». Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Самостоятельная учебная деятельность (овладение УУД: личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными) при отборе примеров (аргументов) для доказательства тезисов: «Изучение родного языка — это приобщение к культуре», «Красота и гармония языковой системы проявляются в тексте». Текущий 7 Оцениваем результаты изучения раздела (подведем итоги)
Самоконтроль в речевой деятельности как средство формирования языковой личности. Роль взаимоконтроля. Словари и справочники. Метапредметная функция курса «Русский язык и литература. Русский язык». Умение оценить результаты изучения раздела «Язык помогает мне стать личностью» на основе обсуждения вопросов, выполнения заданий учебника. Планирование предстоящей учебной деятельности на основе сотрудничества (работа в группах, парами). Подготовка сообщений на темы: «Роль уроков русского языка для изучения других наук», «Как овладеть разными способами получения информации и научиться оценивать эту информацию», «Какова роль «фоновых знаний» для подготовки к сочинениям на морально-этические темы», «Русский язык как средство общения и получения информации, знаний об окружающем мире, о разных областях человеческой деятельности». Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Работа по осознанию эстетической ценности русского слова. Самостоятельный отбор примеров из словарей, текстов, чтобы убедительно доказать тезис: «Русское слово в тексте выполняет эстетическую функцию». Планирование деятельности на основе памятки «Как самостоятельно сформулировать тему сочинения (доклада, исследовательского проекта, выступления, реферата)». Тематический В пространстве текста
8-9 Текст — «словесная ткань» Текст как речевое произведение, как результат речевой деятельности. Основные признаки текста. Понимание текста — процесс творческий. Тема, основная мысль. Ключевые слова. Микротема. Абзац. Роль первого предложения (зачина) в тексте. Замысел автора. Лексические, грамматические, интонационные средства выражения отношения, оценки. Интонация текста. Выразительное чтение текста как искусство звучащего слова. Перифразы и их роль в тексте. Анализ памятки «Средства связи между предложениями в тексте». Планирование учебной деятельности на основе использования этой памятки. Конспект теоретической части учебника, подготовка к пересказу (подробному или сжатому). Использование синонимов (лексических и грамматических) в процессе информационной переработки текстов. Работа со словарями. Выразительное чтение текстов разных стилей. Самостоятельный анализ разных источников информации на темы: «Логическое ударение и ключевые слова в тексте», «Чтение — один из основных видов речевой деятельности», «Разные тексты надо читать по-разному», «“Диалог с текстом” как “метод медленного чтения”». Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Самостоятельная учебная деятельность (овладение УУД: личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными) при отборе примеров (аргументов) для доказательства тезиса: «Красота и гармония языковой системы проявляется в тексте». Текущий 10-11 Лексические средства связи в тексте. Слово в словаре и тексте.
Лексические повторы. Однотематическая лексика. Синонимы. Антонимы. Контекстуальные (текстовые, контекстные) синонимы и антонимы. Слово и контекст. Оценочная лексика. Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом. Взаимодействие слова и текста.
Работа со словарями. Самостоятельный отбор материала для лексического разбора. Самостоятельная формулировка заданий, связанных с изучением лексики и фразеологии. Планирование деятельности на основе памяток «Примерный план лексического разбора слова», «Как произвести лексический разбор текста» и образцов разбора. Отбор доказательств для подготовки сообщений на темы: «Эстетическая ценность русского слова», «Взаимосвязь слова и текста», «Лексический разбор как часть комплексной работы с текстом». Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Выбор тем при анализе текстов и заданий. Группировка формулировок этих тем: лингвистические, литературоведческие, культуроведческие, морально-этические. Практическое освоение логики классификации (освоение УУД). Постепенная подготовка к урокам-зачетам. Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, книг, научно-популярных журналов, фильмов, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела (параграфа). Использование ресурсов Интернета и других источников получения информации. Оценка достоверности этой информации. Использование разных способов информационной переработки отобранных материалов. Подготовка слайдов для презентации. Самостоятельный отбор примеров из словарей, текстов, чтобы убедительно доказать тезис: «Русское слово в художественном тексте выполняет эстетическую функцию» Текущий 12. Готовимся к урокам-семинарам
и урокам-зачетам Особенности текстов научного стиля (лексические и грамматические). Роль терминов. Словари. Текст-рассуждение Самостоятельный выбор темы научного сообщения для уроков-семинаров, конференции, для исследовательских проектов. Отбор материалов для презентации «Особенности научного стиля». Составление таблицы «Лексические и грамматические особенности научного стиля». Определение роли терминов и особенностей их употребления. Овладение особенностями структуры текста-рассуждения. Составление словаря лингвистических терминов по разделу «Лексика и фразеология». Подготовка сообщения об одном из словарей. Отбор материала для текстов-рассуждений на темы: «Слово — Солнце языковой системы (Л. Ю. Максимов)», «Особенности “Словаря языка А. С. Пушкина”», «Об этом слове хочется рассказать...», «Загадки знакомых слов», «Текстообразующая роль лексических средств», «Взаимодействие слова и текста», «Лексические повторы как средство связи между предложениями», «Роль однотематической лексики как средства связи между предложениями», «Синонимы и антонимы и их роль в тексте», «Слово в словаре и слово в тексте», «Работа со словарями в процессе анализа текстов», «Лексические особенности текстов научного стиля» Текущий 13. Роль первого предложения (зачина) в тексте. В творческой лаборатории Особенности зачина в тексте-рассуждении. Роль двусоставных предложений, в которых ставится тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические особенности предложений, с помощью которых часто формулируется тезис Составление памятки «Как начать текст». Самостоятельный отбор примеров из словарей, текстов, чтобы убедительно доказать тезис: «Русское слово в тексте выполняет эстетическую функцию». Подготовка к выступлениям на уроках- семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Развитие умения самостоятельно сформулировать тему сочинения, написать его в соответствии с качествами хорошей речи. Редактирование текста. Самооценка (взаимооценка) текстов сочинений. Планирование предстоящей учебной деятельности по подготовке к итоговой аттестации (овладение УУД: регулятивными, коммуникативными). Объяснение смысла названия рубрики «В творческой лаборатории». Анализ высказываний писателей (отрывков из писем, дневников, записных книжек) о «тайнах творчества», об особенностях работы над словом, о «муках слова», о радости творчества и о роли образцов... Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, книг, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела. Использование ресурсов Интернета Текущий 14-15 Текст и речевая среда. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Чтение — это общение с «целебными источниками нашего русского языка». Текст как средство создания развивающей, обучающей речевой среды. Эстетическое воздействие текстов. Урок русского языка как речевое произведение. Развивающий потенциал урока. Критерии отбора текстов. Выразительное чтение как искусство звучащего слова. Роль речевой среды как средства формирования языковой личности. Анализ композиции текста, составление плана (тезисов). Наблюдения над использованием абзаца, за средствами связи между частями текста, над ролью предложения, с которого начинается абзац. Самостоятельная учебная деятельность (овладение УУД: личностными, познавательными, коммуникативными, регулятивными) при отборе примеров (аргументов) для доказательства тезиса: «Красота и гармония языковой системы проявляется в тексте». Овладение системой учебных действий (по образцу, на основе памяток), творческое применение этой системы действий в иных ситуациях. Самоконтроль, взаимоконтроль. Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Учебная деятельность с использованием памятки «Как самостоятельно сформулировать тему сочинения (доклада, исследовательского проекта, выступления, реферата)». Текущий 16-17 Речевая среда и звучащая речь. Звуковые средства выразительности. Интонация. Голос Роль звучащей речи как средства создания развивающей речевой среды. Интонационные особенности русского языка. Слово голос в словаре и в художественном тексте. Интонация как одно из средств выразительности русской речи. Роль выразительного чтения. Благозвучие. Аллитерация. Ассонанс. Интонация и ритмико-мелодическая сторона речи. Роль интонации как средства выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Тембр. Тон. Пауза. Логическое ударение и порядок слов в предложении. Ключевые слова в тексте Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, книг, научно- популярных журналов, фильмов, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела (параграфа). Использование ресурсов Интернета и других источников получения информации. Оценка достоверности этой информации. Использование разных способов информационной переработки отобранных материалов. Подготовка слайдов для презентации. Отбор ключевых слов, которые помогут озаглавить отобранный материал. Доказательство тезисов: «Интонация — одно из основных средств выразительности», «Научиться с помощью слова (голоса) передавать свои мысли и чувства — значит быть самим собой», «Хорошую речь можно слушать, как музыку». Постепенная подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы. Отбор примеров, фактов, на основе которых можно прокомментировать высказывание: «По голосу можно узнать о человеке все». Текущий 18-20 Особенности
поэтического
текста Понимание поэтического текста как творчество. Филологическое понимание текста. «Метод медленного чтения». Анализ поэтического текста — путь к постижению авторского замысла.
«В поэзии язык раскрывает все свои возможности»
(Ю. Лотман). «Поэзия — один из могучих двигателей в развитии языка»
(Б. Томашевский) Анализ памятки «Средства художественной изобразительности». Самостоятельный отбор примеров из поэтических произведений, заучивание их наизусть, подготовка к выразительному чтению и письму по памяти. Отбор конкретных примеров, которые помогут прокомментировать высказывания: «Все слова хороши, и почти все они годятся для поэта» (Н. Заболоцкий), «В поэтическом тексте “гармония содержания, смысла и формы втягивает нас в сопереживание автору, затрагивает не только нашу мысль, но и наши чувства, жизнь нашего сердца”» (Т. Злобина). Постепенная подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, к выбору проблем для исследовательских проектов, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие) и лингвистические темы. Развитие умения самостоятельно сформулировать тему сочинения (с использованием частичного цитирования поэтических строк), написать его в соответствии с качествами хорошей речи. Понимание того, что сочинение — это тоже текст. Редактирование текста. Самооценка (взаимооценка) текстов сочинений. Планирование предстоящей учебной деятельности по подготовке к итоговой аттестации (овладение УУД: регулятивными, коммуникативными). Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, из книг, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела. Использование ресурсов Интернета. Использование поэтических строк при отборе материала для эпиграфов. Текущий 21. Развивающая речевая среда — это пространство культуры Комплексная работа с текстами, содержание которых создает условия для погружения в развивающую речевую среду как в пространство культуры. Возможность охарактеризовать эту речевую среду с помощью слов эстетическая, духовная, воспитывающая, языковая, культурная, социальная, интеллигентная, обучающая. Наблюдения над ключевыми словами, которые объединяют разные тексты как единое пространство: культура, нравственность, интеллигентность, память, личность, речевая среда. Отбор конкретных примеров, которые помогут прокомментировать высказывание: «Наша культура передается через слово, через музыку, через пение». Осознание необходимости ориентироваться на собственный опыт, на самооценку в процессе творческой деятельности. Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы. Отбор аргументов, доказывающих тезисы: «Речевая культура человека —зеркало его духовной культуры», «Творческая память — путь к постижению культуры». Выявление связи понятий: «язык и культура», «культура и нравственность», «внутренняя культура и интеллигентность». Сравнение слов: культурный, образованный, интеллигентный. Лексический разбор слова культура, умение доказать, что это многозначное слово. Работа со словарями, справочниками и другими источниками получения информации. Отбор материалов для презентаций Текущий 22. Обобщим изученное. Готовимся к урокам- семинарам Текст. Культура. Речевая среда. Культура учебного труда и творчество. Культура — это «сложно устроенный текст» (Ю. Лотман). Культура как совокупность текстов. Особенности текстов научного стиля. Роль терминов. Работа со словарями. Исследовательские проекты. Ключевые слова (их взаимосвязь): текст,речевая среда, чувство языка, память, приобщение к культуре, духовно-нравственное развитие. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Овладение УУД: обобщать, систематизировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы, формулировать тезис, логически выстраивать систему доказательств. Интерпретация сведений, полученных из разных источников информации. Планирование деятельности по подготовке научных сообщений для уроков-семинаров. Формулирование темы выступления, исследовательского проекта на основе понимания взаимосвязи ключевых слов (понятий). Доказательство справедливости тезиса: «Творческая память формирует языковую личность». Итоговый 23. «Диалог с текстом» «Метод медленного чтения». Филологическое понимание текста. Роль языковой интуиции. «Диалог с текстом» — это прежде всего диалог читателя с самим собой. «Диалог с текстом» и чувство языка. Анализ памятки «Диалог с текстом». Использование памятки на основе повторного обращения к текстам упражнений уже изученных разделов. Отбор примеров, фактов для доказательства справедливости утверждений: «Чтение — это диалог с текстом», «Пушкин ведет диалог с нами», «Чтение художественного текста — это творчество». Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы. Текущий 24-25 Культура как совокупность текстов Особенности русской национальной культуры. Связь языка, литературы, живописи, музыки, архитектуры. «Музы ходят хороводом» (Ю. Лотман). Изучение языка и приобщение к культуре. Развитие языковой личности в процессе анализа текстов о культуре. Приобщение к культуре — средство духовно-нравственного совершенствования. Язык как отражение национальносамобытной культуры. Развитие осознанной необходимости ориентироваться на собственный опыт, самооценку в процессе творческой деятельности. Постепенная подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы. Овладение УУД — осознание логики подхода к классификации, группировка тем: «Поэзия — это и музыка, и живопись», «Поэзия — это прорыв в область незримого, невозможного», «Музыка взывает к лучшему в человеке», «Зримый образ далекой старины». 26. Русский язык помогает постигать другие науки. В творческой лаборатории Метапредметная роль уроков русского языка. Формирование УУД: личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных. Комплексная работа с текстами как средство получения знаний, информации о науках. Творческая лаборатория писателя. Связь науки и искусства.
Роль образов. Приобщение к науке и речевая деятельность. Формирование представления о русском языке как средстве общения и получения информации, знаний об окружающем мире, о разных областях человеческой деятельности. Постепенная подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы. Выбор тем, проблем для исследовательских проектов. Овладение УУД — осознание логики подхода к классификации, группировка тем: «Великая дорога познания — средство стать личностью», «Наука есть бесконечное движение мысли человеческой», «Дорога познания полна очарования», «Без вдохновения невозможно идти по дороге познания», «Что нужно для того, чтобы познание было успешным (Универсальные учебные действия помогают добиться результатов)», «Чарующий свет непознанного зовет людей науки», «Вечно людям светит несказанного свет (Н. Матвеева)». В рамках рубрики «В творческой лаборатории» анализ высказываний А. П. Чехова о том, что помогает овладеть языком, хорошей речью, научиться писать. Отбор материалов для конспектирования, составления тезисов из учебника по литературе. Текущий 27-29 Способы информационной переработки текстов. Сжатое изложение. Особенности аннотации Конспект. Тезисы. План текста, сравнение разных вариантов плана текста. Использование частичного цитирования при составлении плана. Культуроведческое комментирование текста. Роль словарей, справочников. Ключевые слова. Подготовка реферата на основе информационной переработки текстов. Пересказ текста. Изложение (подробное, сжатое, выборочное). Роль информационной переработки текстов в процессе работы над исследовательским проектом. План. Сжатое изложение. Аннотация. Ключевые слова в тексте. Обоснование выбора темы исследования, сочинения, реферата. Овладение приемами сжатия текста. Выбор вариантов сжатия текста на основе анализа образцов. Овладение опытом частичного цитирования. Использование элементов сжатия анализируемого текста при написании рецензии. Понимание роли синтаксиса в процессе преобразований исходного текста. Использование синонимичных конструкций. Редактирование текста. Отбор материала для того, чтобы написать аннотацию к исследовательскому проекту. Постепенная подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы. Отбор материала для подтверждения согласия (или несогласия) с утверждениями: «Аналитический ум и артистическое воображение — основа творчества», «Ключевые слова помогают в процессе информационной переработки текста», «При выразительном чтении нужно найти свой ключ для передачи авторского замысла. Самостоятельная работа по подготовке аннотаций к ряду книг (в том числе к учебнику русского языка). Текущий 30-31 Русский язык и литература как единое пространство культуры Слово — «первоэлемент литературы». Культура чтения. Любовь к слову, интерес к изучению языка — это то, что помогает стать талантливым читателем. Духовное становление личности. Работа памяти и ее влияние на деятельность речетворческой системы. Память как важная «часть текстообразующего механизма» (Ю. Лотман). Роль текстов — «безукоризненных образцов»
(Л. Щерба) как средства создания развивающей речевой среды. Развивающая речевая среда как пространство культуры. Русская художественная литература — вершина национального языка.
Язык писателей — источник развития языка. Чтение как сотворчество. Творческое отношение к родному языку. Самостоятельный отбор материалов (из текстов упражнений, книг, сборников афоризмов...), которые соотносятся с названием раздела. Использование ресурсов Интернета. Отбор примеров, фактов, которые помогают доказать справедливость утверждений: «Язык художественной литературы учит всех нас бережному и творческому отношению к родному языку — воплощению и приумножению богатств памяти народной», «В хорошем тексте конец гармонирует с началом», «Лев Толстой привлекает наше внимание прежде всего своей нравственной позицией», «Образование — твое собственное, необходимое дело» (Ю. Трифонов). Подготовка к выступлениям на уроках- семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы. Редактирование текстов. Рецензирование (взаиморецензирование). Анализ творческих заданий к текстам, группировка формулировок тем. Овладение логикой классификации в системе формирования УУД. Текущий 32. Оцениваем результаты изучения раздела (подведем итоги) Язык, литература, культура, речевая среда, языковая личность как ключевые понятия. Творческая исследовательская деятельность. Универсальные учебные действия: познавательные, коммуникативные, регулятивные. Важность достижения результатов на личностном и метапредметном уровнях. В процессе анализа творческих, исследовательских работ (самоконтроль и взаимоконтроль) оценка текстов с точки зрения их соответствия теме высказывания, использования лексических и грамматических средств связи между предложениями, наличия информативности, завершенности. Самостоятельный выбор материала для письма по памяти выученного наизусть текста о русском языке, культуре. Итоговый 33-35 Готовимся к экзаменам. Материалы для самопроверки: работа по пунктуации. От комплексной работы с
текстом — к сочинению и изложению Разнообразные источники информации. Культура восприятия текста. Разные виды чтения. «Диалог с текстом». Сочинение - отклик как «текст о тексте». Изобразительно-выразительные средства. Особенности текста - рассуждения. Роль «фоновых
знаний», полученных в результате обучения, чтения книг, изучения культуры, анализа собственного жизненного опыта. Редактирование черновика. Качества хорошего текста (соответствие теме, проблеме; связность, цельность, единство, завершенность, информативность, логичность). Ключевые слова в тексте. Задания с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Сочинение-отклик как «текст о тексте», созданный на основе разных источников информации. «Диалог с текстом». «Метод медленного чтения». Изложение. Сжатое изложение как фрагмент, часть сочинения-отклика на предлагаемый текст. Деятельность по самопроверке в системе формирования УУД. Работа по пунктуации в системе учебной деятельности по самопроверке. Выполнение заданий с выбором ответа, с краткими и развернутыми ответами. Подготовка к сочинению-отклику. Планирование учебных действий, когда есть возможность выбора. Самооценка (взаимооценка). Практикум по орфографии и пунктуации. Использование разных видов чтения, «диалога с текстом». Подготовка к сочинению-отклику на предлагаемый текст в процессе выполнения заданий с выбором ответа и с кратким ответом. Понимание того, что сочинение-отклик — это «текст о тексте». Анализ изобразительно-выразительных средств. Понимание особенностей текста-рассуждения. Работа по орфографии и пунктуации в процессе подготовки к сочинению и изложению. Постановка знаков препинания в текстах (отрывках), посвященных проблемам языка, речи, филологии, воспитания личности, взаимосвязи языка и мышления (предлагаются фрагменты из текстов Н. В. Гоголя, А. П. Чехова, М. Горького о Чехове). Подготовка к выступлениям на уроках-семинарах, конференциях, а также к сочинениям на морально-этические, литературные (культуроведческие), лингвистические темы (по выбору). Анализ формулировок Текущий