Методическая разработка урока по физике Законы Ньютона
.
Методическая разработка урока по физике
«Законы Ньютона»
Преподаватель Мокрова Ирина Иннокентьевна
ГБПОУ Московский технологический колледж
Цель урока:
- систематизировать основные понятия о законах Ньютона;
- сформировать умения наблюдать физические явления, объяснять их с научной точки зрения, анализировать, делать выводы, устанавливать связи и зависимости между физическими величинами, показывать на примере практическое значение законов Ньютона ;- развивать организаторские способности, навыки творческого подхода к решению проблемных задач, совместной деятельности;
- развивать навыки по анализу различных вариантов решения проблем и аргументированному изложению собственной точки зрения;
- формировать ценностно-эмоциональное отношение к коллективной деятельности, уважительное отношение к противоположной точке зрения.
Используемая педагогическая технология: технология критического мышления, конструктивную основу которой представляют три этапа организации учебного процесса:
1 этап: «Вызов» - из памяти вызываются, актуализируются знания, представления об изучаемом явлении, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения темы.
2 этап: «Осмысление». Вступление обучающего в контакт с новой информацией, ее систематизация, составление (заполнение) систематизирующей таблицы, составление конспекта или интерактивное чтение текста.
3 этап – « Размышление». Закрепление новых знаний, изменение собственных первичных представлений об изучаемом явлении. Присвоение новых знаний.
В ходе работы по этой технологии студенты овладевают различными способами интегрирования информации, учатся выражать свое собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей, представлений, проб и ошибок, учатся строить умозаключения и логические цепи доказательств, выражать свое собственное мнение, работать в коллективе, уважать мнение других, быть корректными по отношению к окружающим.
Структура и содержание занятия
1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности аудитории, отметка отсутствующих студентов.
2. Мотивация деятельности студентов. Постановка проблемных вопросов, решение качественных задач .3. Объяснение условий работы в группе
Студенческая группа делится на 3 группы. Студенты самостоятельно распределяют роли в группе. В каждой группе присутствует:
Лидер – организует коммуникационный процесс внутри группы, следит за регламентом, порядком работы группы;
Докладчик – оформляет доклад, готовит наглядные материалы (схемы, таблицы, графики и т.д, выступает с докладом;
Первый оппонент – дополняет и разъясняет идею докладчика;
Второй оппонент – внимательно анализирует деятельность своей группы, критикует доклад, задаёт дополнительные вопросы для разъяснения неточностей доклада своей группы и т.д.;
Третий оппонент - внимательно анализирует деятельность других подгрупп, задаёт вопросы, провоцирующие на дискуссию все группы;
Эксперт по разработке содержания доклада – анализирует и оценивает работу группы и каждого в отдельности. Готовит систему оценивания группы (критерии, минимальные оценки и т.д.);
Эксперт по ролевому взаимодействию – анализирует и оценивает последовательное выступление всех членов группы;
4. Самостоятельная работа студентов. Преподаватель выполняет роль консультанта, оказывает помощь в поиске ресурсов для решения задач, поставленными студентами .5. Выступления докладчиков.
6. Обсуждение группами полученных результатов.
7. Оценка выступлений групп и полученных ими результатов.
Актуализация знаний
Беседа по вопросам:
Почему тело находится в состоянии покоя?
Какие условия необходимы для того, чтобы тело находилось в покое или двигалось прямолинейно и равномерно?
Что происходит с телом, если на него действует некомпенсированная сила?
Всегда ли действия двух тел взаимны?
Какова причина возникновения ускорения тела?
Решение качественных задач.
1.Почему стоящему в движущейся лодке человеку трудно сохранить прежнее положение, если лодка внезапно останавливается?
2.Как объяснить опускание столбика ртути при встряхивании медицинского термометра?
3.В цирке показывают такой аттракцион. Молотами бьют по наковальне, поставленной на грудь человек. Почему это безопасно для человека, держащего наковальню?
4. На пристанях можно наблюдать, как рабочий изо всей силы упираясь багром в борт большой баржи, тратит несколько минут на сообщение ей еле заметной скорости. Почему?
5. С какой целью используется желтый свет светофора?
6.Может ли автомобиль двигаться равномерно по горизонтальному шоссе с выключенным двигателем?
Преподаватель: В ваших рассуждениях видна одно закономерность - законы динамики едины и очевидно были открыты в результате наблюдения, проведения многих экспериментов. Открытию законов динамики мы обязаны великому английскому ученому – И. Ньютону. В биографии Ньютона присутствуют факты, рассказывающие, что первое время в школе он учился очень посредственно. И вот однажды его обидел лучший ученик в классе. Ньютон решил, что самая страшная месть для обидчика – отнять у него место первого ученика. Дремавшие в Ньютоне способности проснулись, и он с легкостью затмил своего соперника. Разбуженного джина познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в великого ученого. Ньютон открыл законы, которые играют большую роль в механики. Считается, что открытию закона всемирного тяготения Ньютон должен быть благодарен падению яблока на голову. И сегодня я желаю вам новых открытий, творческой работы .
Запись на листе бумаги, который раздается каждому студенту в группе.
Не знаю, чем я могу казаться миру, но самому себе я кажусь мальчиком, играющим у моря, которому удалось найти более красивый камешек, чем другим: но океан неизвестного лежит передо мной. Исаак Ньютон (1643 – 1727гг.)
Задания для студентов
1. Проведите эксперимент, используя имеющееся оборудование
2. Выразите собственное мнение о причинах наблюдаемых явлений
3 Достаточно ли у вас знаний для объяснения причин наблюдаемых явлений?
4. Поставьте собственную цель, необходимую для объяснений причин наблюдаемого явления
5. Попытайтесь ответить на предложенные вопросы самостоятельно .6. Задайте возникшие вопросы группе, если возникнет необходимость- аудитории, как внешнем образовательном ресурсе и мы попробуем вместе найти ответы на ваши вопросы.
7. Напишите корректировочные объяснения к вашему первоначальному объяснению наблюдаемых явлений в опыте исходя из ваших новых представлений о нем.
8. Представьте свое отношение к проведенному вами эксперименту на листе ватмана и подготовьте его к публичной защите.
9. Напишите на листе бумаги, что для вас было самым трудным, самым интересным, самым полезным на этом занятии, какие встретились трудности и каким образом вы их преодолевали.
10. Достигли ли вы поставленной цели?
Задание 1 группе.
Опыт № 1. Положите на стакан открытку. Положите на открытку монету, чтобы она находилась над серединой стакана. Резко и с силой щелкните по открытке пальцем, чтобы она отлетела в сторону. Повторите это несколько раз. Иногда монета падает в стакан в своем прежнем положении, а иногда падая, переворачивается. Почему?
Опыт № 2. Поставьте друг на друга игральные шашки и резким ударом ребра линейки выбейте нижнюю шашку. Как можно объяснить результаты опыта?
Опыт№ 3. Положите лист бумаги на край стола. На листок поставьте брусок или стакан с водой. Свешивающийся конец листа возьмите в одну руку, а ребром ладони другой руки резко ударьте по нему. При этом листок выдергивается, а стакан остается. Почему? Какое явление объединяет эти три опыта? Дайте определение этому явлению.
Задание 2 группе.
Опыт № 1. Электромагнит при прохождении по нему электрического тока удерживает стальной шарик в состоянии покоя. Разомкните цепь тока. Что происходит с шариком? Почему?
Опыт№2. Опустите в стакан с водой пластмассовой полый шарик. Почему он находится в покое? Что будет происходить с шариком, если усилием руки погрузить его на некоторую глубину? Ответ поясните.
Опыт №3. На плоском стекле лежат 2 стальных шарика разной массы. Почему они находятся в покое? Слегка подтолкните шарики одинаковой силой, приведите их в движение. В чем различия движения этих шариков?
Задание 3 группе.
Опыт№ 1. На рычажных весах уравновешен стакан с водой. В воду погрузите карандаш, не касаясь стенок стакана. Объясните результаты опыта.
Опыт №2. Соедините прочной нитью крючки двух динамометров. Потяните динамометры в следующем порядке: а ) первый динамометр неподвижен, второй приведите в движение, б) второй динамометр неподвижен, первый приведите в движение, в) оба динамометра приведите в движение. Сделайте вывод о соотношении между силами, с которыми тела действуют друг на друга.
Опыт № 3. Расположите на платформе двух одинаковых тележек магниты одноименными полюсами друг к другу, удерживая тележки в покое. Отпустите тележки. Объясните результаты опыта.
Преподаватель помогает обучающимся включиться в учебный процесс, содействуя принятию решений в выборе подходящей информации, достижении целей, а также предлагая задумываться над собственным учебным процессом, и рекомендуя способы его улучшения; следит за успехами обучающихся, их деятельностью и качеством работы, помогает решать возникающие сложности, преодолевать препятствия , контролирует соблюдение сроков подготовки группы к публичной защите работ; поддерживает мотивацию к обучению, побуждая обучающихся применять свои идеи на практике.
Выступление групп с отчетом о проделанной работе.
Студенты обсуждают результаты опытов, готовят иллюстрацию опытов, краткий доклад, каждый член группы выполняет свои функции. Во время подготовки к выступлению у студентов появляется образовательный запрос, возникает потребность в знакомстве с научным текстом, который выдается преподавателем каждому члену группы.
Выступления докладчиков. Анализ выступлений.
Подведение итогов урока:
Прочтите предложенный научный текст в интерактивном режиме. Для этого сделайте в тексте любые пометки в соответствующих ячейках и сдайте преподавателю.
Текст для интерактивного чтения
Содержание Я знал Я узнал Я могу об этом рассказать Я могу применить в неизвестной учебной ситуации Мне это непонятно
Сила – это количественная мера взаимодействия тел. Сила является причиной изменения скорости тела. Сила является векторной величиной. Векторная сумма всех сил, действующих на тело, называется равнодействующей силой. Первый закон Ньютона
Существуют такие системы отсчета, относительно которых поступательно движущиеся тела сохраняют свою скорость неизменной по модулю и направлению. Свойство тел сохранять свою скорость при отсутствии действия на него других тел называется инерцией. Поэтому первый закон Ньютона называют законом инерции.
В этом случае равнодействующая всех сил равна нулю. Второй закон Ньютона – основной закон динамики. . Ускорение тела прямо пропорционально силе, действующей на тело и обратно пропорционально массе этого тела. Здесь F – геометрическая сумма всех сил, действующих на тело.
. Второй закон Ньютона позволяет вычислить силу, действующую на тело по формуле
Сила, действующая на тело, равна произведению массы тела на сообщаемое этой силой ускорение. В Международной системе единиц (СИ) за единицу силы принимается сила, которая сообщает телу массой 1 кг ускорение 1 м/с2. Эта единица называется ньютоном (Н). Ее принимают в СИ за эталон силы
Третий закон Ньютона: тела действуют друг на друга с силами, равными по модулю и противоположными по направлению. (рис1)
Силы, возникающие при взаимодействии тел, всегда имеют одинаковую природу. Они приложены к разным телам и поэтому не могут уравновешивать друг друга.
Урок заканчивается обсуждением результатов работы каждой группы. Каждый студент высказывает свое собственное мнение о продуктивности собственной деятельности, отмечает какие навыки он приобрел в процессе коллективной мыследеятельности.
Используемая литература
1.Полат Е. С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 368 с.
2.Халперн Д, Психология критического мышления. — СПб.: Питер, 2000. — 512 с.