Конспект урока по физике для 9 класса по теме Законы Ньютона
Тема урока: «Законы Ньютона»
(Урок проводится как обобщающий после изучения трех законов Ньютона)
Тип урока: комбинированный
Вид урока: урок-консультация
Цель урока:
создать условия для обобщения и закрепления знаний, полученных по теме “Законы Ньютона”;
совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
расширить кругозор учащихся, развивать коммуникативные способности, развивать познавательный интерес к предмету.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, приборы для демонстрации опытов и экспериментальной работы учащихся, презентация учителя, презентации учащихся “Законы Ньютона в литературе”, “Законы Ньютона в природе и технике”, портрет Ньютона.
Ход урока
Ход урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организа-ционный момент Вступительное слово учителя.
В истории есть немного имен и книг, пронизывающих века и даже тысячелетия и непрестанно влияющих на развитие культуры, техники и науки.
В архив науки сложены системы Птолемея, теплород и многое другое. Но есть научные открытия, которые оказываются пригодными для решения современных практических задач, и это означает, что они достоверны, ибо они прошли самое жесткое испытание – испытание временем. Именно таким великим законам физики посвящен наш урок. А о каких законах сегодня будем говорить, мы узнаем, отгадав кроссворд. Отгадайте кроссворд (Презентация 1.Слайд 2)
Вектор, соединяющий начальное положение тела с его последующим положением.
Векторная величина, которая изменяется только в результате воздействия на тело силы.
Сила, которая производит на тело такое же действие, как несколько одновременно действующих сил.
Длина траектории.
Прибор, измеряющий скорость движения.
Физическая величина, характеризующая быстроту изменения скорости движения.
Прибор для измерения силы.
Ньютон – величайший ученый не только своего времени, но и истории. Он изучал природу света, построил зеркальный телескоп, но самая главная заслуга Ньютона в том, что он вывел три закона механики, которые управляют движением тел во Вселенной.
Итак, сегодня наш урок посвящен “Законам Ньютона”.
На уроке мы повторим законы движения, закрепим знания при решении задач, покажем связь законов с жизнью.
Давайте вспомним, о чем говорят эти законы.
(Перемещение.)
(Скорость.)
(Равнодействующая.)
(Путь.)
(Спидометр.)
(Ускорение.)
(Динамометр.)
Особенности законов Ньютона Выберите слова, имеющие отношение к закону. На магнитной доске расположены карточки со словами, учащиеся по очереди выходят к доске и заполняют таблицу 1 (см. приложение 1)
Проверь себя Каждый учащийся получает тест самоконтроля. (см. приложение 1. таблица 2. После окончания работы на экран проецируются правильные ответы и критерии оценки. Ребята проверяют свою работу и ставят себе оценки согласно критериям.
Самостояте-льная работа Каждый учащийся получает задание для самостоятельной работы. (см. приложение 1. таблица 3. Заключение Со времен установления Ньютоном основных законов движения прошло почти три столетия. За это время законы множество раз проверялись в различных условиях, и всякий раз полученные результаты подтверждали их истинность.
Рефлексия Подведение итогов. Выставление оценок за работу на уроке и творческие работы учащихся.
Презентация 2. Законы Ньютона в природе и технике.
Каждый ученик заполняет концептуальную таблицу.
Что нового вы узнали на уроке?
Приложение 1.
Таблица 1. Особенности законов Ньютона
1-й закон Ньютона 2-й закон Ньютона 3-й закон Ньютона
Справедлив для любых сил;
Силы уравновешиваются, т.к. приложены к одному телу;
Если результирующая равна 0, то ускорение тоже равно 0 Верен для любых сил;
Сила – причина изменения скорости;
Вектор ускорения сонаправлен с вектором силы; Силы возникают только парами и всегда при взаимодействии;
Силы не уравновешивают друг друга;
Силы одной природы;
Верен для всех сил в природе.
Таблица 2. Тест самоконтроля.
ТС. Вариант 1 ТС. Вариант 2
Принцип относительности впервые сформулировал:А. Ньютон Б. Галилей В. Аристотель
Какая из приведенных ниже единиц является единицей измерения скорости?А. м/сБ. м/с2В. Н
Система отсчета связана с автомобилем. Ее можно считать инерциальной, если автомобильА. движется равномерно по прямолинейному участку шоссе;Б. разгоняется равномерно по прямолинейному участку шоссе;В. движется равномерно по извилистой дороге.
Равнодействующая всех сил, действующих на тело, равна нулю. Какова траектория движения этого тела?А. Парабола Б. Прямая В. Окружность
Во сколько раз нужно изменить силу, действующую на тело, чтобы ускорение уменьшилось в 3 раза?А. увеличить в 3 раза;Б. уменьшить в 3 раза; В. увеличить в 2 раза. Инерцией называется…А. свойство тел сохранять скорость;Б. изменение скорости тела под действием других тел;В. явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него других тел.
Какая из приведенных ниже единиц является единицей измерения ускорения?А. м/с Б. м/с2В. Н
Система отсчета жестко связана с лифтом. Будет ли она инерциальной, если лифт…А. свободно падает;Б. движется равномерно вверх;В. движется замедленно вниз.
Как связаны между собой изменение скорости и инертность тела?А. Если тело более инертно, то изменение скорости больше;Б. Если тело более инертно, то изменение скорости меньше.В. Изменение скорости тела от его инертности не зависит.
Во сколько раз нужно изменить массу тела, чтобы ускорение увеличилось в 3 раза?А. увеличить в 3 раза;Б. уменьшить в 3 раза;В. уменьшить в 2 раза.
Таблица 3. Самостоятельная работа.
СМ. Вариант 1 СМ. Вариант 2
Уровень АЧему равна сила, сообщающая телу массой 3 кг ускорение 0,4 м/с2?
С каким ускорением двигался при разбеге реактивный самолет массой 50т? Сила тяги двигателей 80кН.
На движущийся автомобиль в горизонтальном направлении действует сила тяги двигателя 1250Н, сила трения 600Н и сила сопротивления воздуха 450Н. Чему равна равнодействующая этих сил?
Какую силу надо приложить к репке массой 200г, чтобы вытащить ее из земли с ускорением 0,5 м/с2 ?Уровень ВЛыжник массой 60кг, имеющий в конце спуска скорость 36км/ч, остановился через 40с после окончания спуска. Определите силу сопротивления его движения.
Пуля массой 7,9г вылетает под действием пороховых газов из канала ствола длиной 45см со скоростью 54км/ч. Вычислите среднюю силу давления пороховых газов. Трением пули о стенки ствола пренебречь.
Электровоз развивает силу тяги 700кН. Какое ускорение он при этом сообщит железнодорожному составу массой 3000т, если сила сопротивления движению 160кН? Уровень А.
Вагонетка массой 200кг движется с ускорением 0,2м/с2. Определите силу, сообщающую вагонетке это ускорение.
Чему равно ускорение, с которым движется тело массой 3кг, если на него действует сила 12Н?
Судно буксируют три баржи, соединенные последовательно. Сила сопротивления воды для первой баржи 9000Н, для второй – 7000Н, а для третьей – 6000Н. Сопротивление воды для самого судна 11000Н. Определите силу тяги, развиваемую судном при буксировке этих барж, считая, что баржи движутся равномерно.
К телу массой 4 кг приложены две горизонтальные силы, 10 Н и 30 Н, направленные в противоположные стороны. Куда и с каким ускорением будет двигаться тело?
Уровень ВПорожный грузовой автомобиль массой 3т начал движение с ускорением 0,2м/с2. Какова масса этого автомобиля вместе с грузом, если при той же силе тяги он трогается с места с ускорением 0,15м/с2?
На автомобиль массой 2т действует сила трения 16кН. Какова начальная скорость автомобиля, если его тормозной путь равен 50м?
Мальчик массой 50кг, скатившись на санках с горки, проехал по горизонтальной дороге до остановки путь 20м за 10с. Чему равна сила трения, действующая на санки?