Материал по использованию инфографики при изучении иностранного языка
Инфографика как метод изучения второго иностранного языка
Возрастание роли информации и знания определяют общество начала XXI века как общество информационное (Д. Белл, А.И. Ракитов, Э. Тоффлер и др.).
Закономерно, что основными факторами развития российского образования, характеризующегося реформированием и внедрением профессиональных стандартов, являются информатизация, становление открытого общества знаний, расширение информационно-образовательного пространства и активное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс. Применение которых позволяет создать условия для удовлетворения социального запроса российского общества на доступное и качественное образование, соответствующее требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого человека независимо от пола, возраста, состояния здоровья и вероисповедания.
В основополагающих документах системы образования поддержке внедрения информационно-коммуникационных технологий уделяется серьёзное внимание, их статус закреплён Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». Так, в ФГОС ООО программа развития универсальных учебных действий направлена на формирование и развитие компетенции обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, презентацией выполненных работ, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий (далее – ИКТ) и сети Интернет.В Профессиональном стандарте педагога речь идет о профессиональной ИКТ-компетентности, под которой следует понимать квалифицированное использование общераспространенных в данной профессиональной области средств ИКТ при решении профессиональных задач там, где нужно, и тогда, когда нужно.Поэтому необходимо отметить, что проблема формирования универсальных учебных действий, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, работу с информацией стоит достаточно остро. В связи с этим мы обратились к предмету «Второй иностранный язык», введенный в 2015-2016 учебном году и раскрывающий возможности интенсификации самостоятельной деятельности, индивидуализации обучения, повышение познавательной активности и мотивации учения.
Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это с одной стороны меньшее количество часов и более сжатые сроки на его изучение (по 2 часа в неделю). С другой стороны изучение осуществляется в условиях контактирования трех языков - родного, первого и второго иностранных языков. Это обусловливает более интенсивное изучение второго иностранного языка.
С этого года при изучении немецкого языка как второго иностранного используется УМК «Горизонты» под редакцией М.М.Аверина, Ф.Джина, Л.Рормана. Данный УМК разработан в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта общего образования по иностранным языкам. УМК «Горизонты» предусматривает изучение немецкого языка с 5 класса, ориентирован на европейские уровни владения иностранным языком (5,6кл-А1; 7,8,9кл-А2; 10,11-В1), включает современный страноведческий компонент.
Рассмотрим основные требования, предъявляемые к современному уроку иностранного языка.
В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к изучению второго иностранного языка.
Для правильной организации познавательно-развивающей деятельности необходимо создание организационно-педагогических условий, соответствующих задачам формирования позитивного эмоционально-ценностного отношения к изучению иностранного языка. При рациональной организации современного урока иностранного языка, урок должен стать зоной психологического комфорта.
При отборе современных методов обучения необходимо учитывать следующие критерии, в соответствии с которыми используемые методы должны:
создавать атмосферу, в которой ученик чувствует себя комфортно;
развивать желание у ученика практически пользоваться иностранным языком;
затрагивать личность ребенка (его эмоции, чувства, ощущения);
развивать творческие способности;
активизировать школьника;
создавать ситуации, в которых ребенок должен осознавать, что изучение иностранного языка связано с его интересами;
учить ребенка самостоятельно работать над языком;
предусматривать различные формы работы в классе (индивидуальная, групповая, коллективная).
Самой эффективной формой активации речемыслительной деятельности учащихся на уроках иностранного языка является групповая форма работы, которая позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, развития коммуникативной компетенции учащихся, целостного развития их личностей. Работая в команде, ребёнок не может отказаться выполнять свою часть работы, дорожа мнением и отношением к себе товарищей. Если у ребёнка возникают какие-либо затруднения, он может обратиться за помощью к любому участнику группы. Каждый ученик приносит группе очки, и вся группа несёт ответственность за работу каждого участника, и таким образом, каждый ребёнок быстрее приобщается к активной деятельности на уроке. «Высший пилотаж» в условиях внедрения новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляет детей, дает рекомендации в течение урока, а дети ощущают себя хозяевами на уроке. Таким образом, учитель должен придерживаться определенных методических рекомендаций для построения урока, соответствующего новым образовательным стандартам.
В процессе обучения иностранному языку необходимо применять инновационные технологии: технология проектного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технология сотрудничества и др.
Информационно-коммуникационные технологии
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Практика показывает, что применение информационно-коммуникационных технологий имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения.
Современные педагогические технологии, в том числе, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Вне всякого сомнения, урок с использованием информационно-коммуникационных технологий имеет глубокий смысл и, среди прочего, имеет преимущество обратной связи. Реализация этого преимущества зависит не только от фазы урока, но и от того, какую обратную связь и помощь предлагает программа. Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: изучение лексики, отработку произношения, обучение диалогической и монологической речи, обучение письму, отработку грамматических явлений. (www.lernforum.uni-bonn.de, www. slowgerman.com, www.wordle.net /create. www.allesklar.ru, http:www.schulen-ans-netz.de).
В нашей школе на уроках немецкого языка применяется технология инфографики. Дети получают проблемное задание, а далее с использованием интернет-ресурсов, ролевых игр, решают задачу и защищают свою работу с последующей рефлексией в классе.
Почему именно технология создания инфографики?
УМК «Горизонты» имеет совершенно новую структуру и включает в себя новые современные компоненты. Это:
мультикультурная коммуникация и толерантность;
духовно-нравственное воспитание;
использование ИКТ;
ссылки на интернет-ресурсы;
игровые и проектные задания;
страноведение.
Это обусловлено, прежде всего, тем, что мы живем в век информатизации и информации. Учебник достаточно яркий, снабжен красочными иллюстрациями, диаграммами, картами и т.д. Так, например, по теме «Режим дня» приведена карта с указанием номеров часовых поясов и смещением часового времени, где обучающимся необходимо изучить ее и правильно сориентироваться, кто, откуда и чем занимается в определенное время (Маша из Владивостока, Элизабет из Лондона, Никита из Москвы).
В рамках темы «Животные» имеются ссылки на интернет-ресурсы: Берлинский зоопарк (www.zoo-berlin.de), Ленинградский зоопарк (www.spbzoo.ru). Обучающимся необходимо войти на сайт зоопарков и получить информацию о животных, их происхождение, количестве.
В учебнике размещены скриншоты с сайтов, где обучающиеся знакомятся с информацией и пишут ответное письмо по электронной почте.
Следует отметить, что информационно-коммуникационные технологии используются не только в целях работы с информацией (изучение, извлечение, переработка), но и при обучении лексическому и грамматическому аспектам речи. Например, задание следующего характера: выбери какой-нибудь текст из учебника, набери его на компьютере. Затем удали отдельные слова: все глаголы, все существительные или половину слова, после чего обменяйтесь друг с другом.
Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий, основанных на принципе визуализации, способствует развитию универсальных учебных действий школьников. Визуализация имеет большое значение для детей этого возраста. Инфографика представляет собой интеграцию применения информационно-коммуникационных технологий и визуализации информации.
В последнее время она стала популярна в образовании. Визуальное представление сложной учебной информации ясно, содержательно, эстетически привлекательно становится требованием современности.
Что же такое инфографика? На наш взгляд, инфографика представляет собой синтетическую форму организации информационного материала, включающего в себя, во-первых, визуальные элементы, во-вторых, тексты, которые поясняют эти визуальные элементы.
Основная цель инфографики – информирование о какой-либо проблеме, явлении, о ряде фактах. Основное отличие инфографики от других видов визуализации информации – в ее метафоричности. То есть это не просто график, диаграмма, построенные на основе большого количества данных, это график, в который вставлена визуальная информация, аналогии из жизни, предметы обсуждения.
Типы, технология и принципы создания инфографикиСуществуют три типа инфографики:
Статичная – чаще всего одиночный слайд без анимированных элементов. Наиболее простой и распространенный вид инфографики;
Интерактивная – содержит анимированные элементы, пользователи могут взаимодействовать с динамическими данными. Этот вид инфографики позволяет визуализировать большее количество информации в одном интерфейсе;
Видеоинфографика – представляет собой короткий видеоряд, в котором сочетаются визуальные образы данных, иллюстрации и динамический текст.
Примеры различных видов инфографики можно посмотреть на сайте http:infogra.ru.
Принципы создания инфографики: актуальность и востребованность темы; простота и краткость; образность; точность и организованность информации; эстетическая привлекательность.
Технология создания инфографики:
1 шаг – определите цели и задачи, которые необходимо достичь с помощью инфографики (в зависимости от предметной сферы).
2 шаг – разбейте информацию на разделы, части, пункты. Каждый раздел представьте отдельным изображением или графиком. Подберите нужные визуальные образы, которые знакомы и часто используются в вашей аудитории.
3 шаг – создайте фокус, то есть придумайте историю, основную визуальную метафору, вокруг которой будет строиться инфографика. Она должна быть простой и известной.
Применение инфографики в обучении
Учебная информация активно воспринимается тогда, когда у учащихся возникает необходимость в ее восприятии. Одно и то же содержание изучаемого предмета одинаковой степени сложности может усваиваться по-разному, в зависимости от метода его представления, мотивов восприятия и интереса учеников.
Как организовать эффективное и результативное обучение школьников с помощью инфографики? Как учителю построить процесс обучения так, чтобы активизировать творческий потенциал учащихся?
Инфографика как один из методов визуализации учебной информации может использоваться на уроках для создания проблемных ситуаций и организации эффективной поисковой деятельности.
Рассмотрим применение метода инфографики при изучении второго иностранного языка, на примере немецкого языка.
1 этап. Демонстрируем инфографику «Чем занимаются немецкие подростки в свободное время?» и просим учеников выделить тему, проблему, аргументы, которая отражает данная инфограмма.
2 этап. Просим проанализировать инфографику со своей точки зрения.
3 этап. Провести интервью среди одноклассников по выявлению увлечений/хобби.
4 этап. Просим разбиться учащихся на группы и создать инфографику «Чем занимаются российские подростки в свободное время?»
5 этап. Провести сравнительный анализ инфографик, представленный в готовом виде и самими созданными.
Полезно, чтобы обучающиеся не только использовали готовую инфографику, но и создавали собственную: рисовали взаимосвязи, алгоритмы и схемы, придумывали символы.
В процессе выполнения инфографики обучающиеся должны самостоятельно добывать необходимые сведения и также самостоятельно их обрабатывать; не только систематизировать факты, но и наглядно, творчески представлять результата их систематизации.
Активное участие обучающихся в создании инфографики и научение анализу инфографических моделей и схем – важный аспект применения визуализации на занятии.
Применяя этот метод, следует точно понимать цель, которую преследует педагог, прибегая к инфографике: вызвать эмоцию, развлечь, показать фото, запомнить слова, подготовить к экзамену.
Инструменты для создания инфографикиПрежде чем приступать к работе, обязательной создайте прототип будущей инфограммы. Схему элементов можно нарисовать от руки. Затем определиться с программой, которая поможет в создании инфографики. Обозначим оптимальные критерии при выборе программы:
доступность, желательно чтобы используемая программа была бесплатной и не требовала сложной установки на компьютере;
простота и удобство использования;
возможность создавать инфографику быстро.
Также можно использовать доступную программу Powerpoint, в которой содержатся различные макеты и темы для создания слайдов, однако можно воспользоваться шаблонами, специально разработанными для создания инфографики. Например, на сайте Hubspot (http://offers.hubspot.com/) представлены пять типов шаблонов: для создания четырехцветной инфографики, инфографики с данными статистики, сравнительной инфографики, плиточной инфографики и базовый шаблон для инфографики.
В отличие от презентации предполагается, что инфографика – это один слайд, на котором нужно уместить всю необходимую информацию по теме.
Удобнее создавать инфографику в специализированных программах: easel.ly, piktochart.com, infogr.ru. Мы используем программу easel.ly, т.к. она имеет определенные преимущества:
- довольно большое количество бесплатных дизайнерских шаблонов;
- возможность изменять шаблон по собственному усмотрению;
- возможность сохранять созданную инфографику на компьютер или поделить работой в социальных сетях;
- присутствие технологии Drag-and-drop.
Таким образом, инфографика – это современный метод обучения, позволяющий формировать метапредметные знания и умения.