Лабораторно-практические работы по биологии


Департамент образования, науки и молодежной политики
Воронежской области
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение
Воронежской области
«Павловский педагогический колледж»








Методические указания
к выполнению лабораторных и практических работ
по дисциплине «Биология»














Павловск 2015

ББК 74
Т 45

Рассмотрено на заседании ц/к физико-математических и естественнонаучных дисциплин (протокол № 8 от 16.03. 2015г). Одобрено и рекомендовано для использования МС колледжа (протокол
№ 6 от 24.06.2015г).


Титова Е.В

Методические указания к выполнению лабораторных и практических работ по дисциплине «Биология» / сост. Е.В Титова, преподаватель; ГБПОУ ВО «Павловский педагогический колледж».- Павловск, 2015.- 38 с.














Представленный материал содержит задания и рекомендации для выполнения лабораторных и практических работ, вопросы для самоконтроля.
Данная методическая разработка предназначена для студентов первого курса обучающихся по специальности 050141 «Физическая культура» (очная и заочная форма обучения), 050142 «Адаптивная физическая культура» (очная форма обучения).

Содержание
Пояснительная записка.
Раздел 1.Учение о клетке.
Тема 1.4. Деление клеток.
Лабораторная работа № 1. Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Раздел 3.Основы генетики и селекции.
Тема 3.1. Основы генетики.
Практическая работа № 1. Анализ фенотипической изменчивости.
Тема 3.2. Основы селекции.
Практическая работа № 2. Составление простейших схем скрещивания. Решение генетических задач.
Раздел 4. Эволюционное учение.
Тема 4.2.Макроэволюция.
Практическая работа № 3. Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Раздел 5. История развития жизни на Земле.
Тема 5.2. Происхождение человека
Лабораторная работа № 2. «Описание особей одного вида по морфологическому критерию».
Практическое занятие № 4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека».
Раздел 6. Основы экологии.
Тема 6.1. Экологические системы.
Практическая работа № 5.«Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме».
Практическая работа № 6. «Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности»
Практическая работа № 7. Решение экологических задач
Литература.
4
5
5
5

8
8
7
9
9

12
12

12

14
14
14

23
27
27
27

30

34
38

Пояснительная записка.

Лабораторно-практические занятия являются одним из видов практического занятия, применяемого при усовершенствовании и закреплении знаний. В процессе проведения лабораторных и практических занятий студенты глубже и полнее вникают в биологические явления и законы, овладевают техникой проведения лабораторно-практических работ.
Ценность лабораторной работы состоит в том, что она вооружает студентов не только биологическими знаниями, но и полезными умениями и навыками постановки эксперимента, фиксирования и обработки результатов, заставляет логически мыслить, сравнивать, делать выводы, позволяет развивать наблюдательность в непосредственной и тесной связи с процессом мышления (работа по намеченному плану, анализ и интерпретация результатов).
Согласно рабочему учебному плану техникума на лабораторно-практические занятия по дисциплине «Биология» отводится 17 часов. В данный сборник включены работы по всем основным темам изучаемого курса.
Для выполнения каждой работы требуется два часа при условии домашней теоретической подготовки студентов.
Перед выполнением работы студент должен получить допуск к ней, т.е. ответить на вопросы по изучаемой теме, внимательно ознакомиться с инструкцией и проверить наличие необходимого оборудования.
Для проверки знаний введены контрольные вопросы.
Все работы оформляются в специальных тетрадях для лабораторно-практических занятий. Необходимо указывать:
тему;
наименование работы;
цель занятия;
оснащение рабочего места;
литературу;
содержание работы и последовательность ее выполнения;
7) контрольные вопросы.
При оценивании работ учитывается:
1) выполнение всех этапов работы;
2) организация рабочего места;
3) самостоятельность и качество выполнения расчетов, схем, рисунков;
4) соблюдение правил техники безопасности на рабочем месте;
5) соблюдение правил трудовой дисциплины;
6) умение анализировать полученные результаты работы;
7) оформление отчета о выполненной работе.

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия №1
по дисциплине «Биология».

Лабораторная работа № 1

Раздел 1. Учение о клетке.
Тема 1.3. Деление клеток.
Наименование работы: Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений.
Цель работы: закрепить умения готовить микропрепараты и пользоваться микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, владеть терминологией темы.
Приобретаемые умения и навыки: умения готовить микропрепараты и пользоваться микроскопом, сравнивать, анализировать, делать выводы.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: кожица чешуи луковицы, эпителиальные клетки из полости рта человека, стакан с водой, микроскоп, чайная ложечка, покровное и предметное стекла, синие чернила, йод, тетрадь, ручка, простой карандаш, линейка.
Литература: Константинов В.М., Рязанов А.Г. Биология. Учеб. Пособие для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012, - с. 24 -33
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1) Охарактеризуйте устройство микроскопа.
2) Перечислите правила работы с микроскопом.
3) Какие правила техники безопасности следует соблюдать при приготовлении микропрепарата?
Методические рекомендации:
Повторите: что такое клетка? Строение органоидов клетки. Обратите внимание на отличительные признаки строения растительной клетки.
При выполнении опытов следуйте инструкции.
Соблюдайте трудовую дисциплину и правила техники безопасности на рабочем месте.
После выполнения заданий приведите рабочее место в порядок.

Порядок выполнения работы:
Задание 1. Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука.
2. Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
3. Пипеткой нанесите 12 капли воды на предметное стекло.
4. При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте кончиком иглы.
5. Накройте кожицу покровным стеклом, как показано на рисунке.
6. Рассмотрите приготовленный препарат при малом увеличении. Отметьте, какие части клетки вы видите.
7. Окрасьте препарат раствором йода. Для этого нанесите на предметное стекло каплю раствора йода. Фильтровальной бумагой с другой стороны оттяните лишний раствор.
8. Рассмотрите окрашенный препарат. Какие изменения произошли?
9. Рассмотрите препарат при большом увеличении. Найдите на нем хлоропласты в клетках листа, темную полосу, окружающую клетку, оболочку; под ней золотистое вещество цитоплазму (она может занимать всю клетку или находиться около стенок). В цитоплазме хорошо видно ядро. Найдите вакуоль с клеточным соком (она отличается от цитоплазмы по цвету).
Задание 2. Описание микропрепарата кожицы чешуи лука.
10. Зарисуйте 4-5 клеток кожицы лука. Обозначьте оболочку, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
В цитоплазме растительной клетки находятся многочисленные мелкие тельца пластиды. При большом увеличении они хорошо видны. В клетках разных органов число пластид различно. У растений пластиды могут быть разных цветов: зеленые, желтые или оранжевые и бесцветные. В клетках кожицы чешуи лука, например, пластиды бесцветные.
Задание 3. Приготовление микропрепарата среза клубня картофеля.
1. Со среза клубня картофеля соскоблите препаровальной иглой немного мякоти.
2. Поместите её на предметное стекло в каплю воды, окрашенную слабым раствором йода. Удалите избыток воды фильтровальной бумагой и накройте покровным стеклом.
3. Рассмотрите под малым увеличением микроскопа приготовленный препарат. Найдите зёрна запасного крахмала и зарисуйте их.

Сделайте вывод: какие особенности строения имеет растительная клетка.


Контрольные вопросы:

1) Какие органоиды есть только в клетках растений?
2) Каково значение клеточных включений в жизни организма?
3) Назовите способы деление клеток.
4) Перечислите фазы митоза.


ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 2
по дисциплине «Биология».

Практическая работа № 1

Раздел 3. Основы генетики и селекции.
Тема 3.1. Основы генетики.
Наименование работы: Анализ фенотипической изменчивости.
Цель работы: ознакомиться с закономерностями модификационной изменчивости, методикой построения вариационного ряда и вариационной кривой, углубить знания о норме реакции как пределе приспособительных реакций организмов, сформировать знания о статистическом ряде изменчивости признака; выработать умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Приобретаемые умения и навыки: умение экспериментально получать вариационный ряд и строить кривую нормы реакции.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: наборы биологических объектов: семена фасоли, бобов, листья яблони, акации, дуба, тополя, вишни (или любого другого растения), колосья пшеницы, ржи одного сорта, тетрадь, простой карандаш, ручка, линейка.
Литература: Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012, - с. 100 - 102
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1) Что называется «изменчивостью»?
2) Какие виды изменчивости вам известны?
3) Почему фенотипическая изменчивость не передается по наследству?

Методические рекомендации:
Повторите материал по теме «Изменчивость: наследственная и ненаследственная» (стр. 100-102, учебника).
При выполнении заданий следуйте инструкции.
Соблюдайте трудовую дисциплину и правила техники безопасности на рабочем месте.
После выполнения заданий приведите рабочее место в порядок.
Порядок выполнения работы:
1. Расположите листья (или другие объекты) в порядке нарастания их длины;
измерьте длину объектов, полученные данные запишите в тетради.
2. Подсчитайте число объектов, имеющих одинаковую длину, внесите данные в таблицу:
Размер объектов V










Число объектов n










3. Постройте вариационную кривую, которая представляет собой графическое выражение изменчивости признака; частота встречаемости признака – по вертикали; степень выраженности признака – по горизонтали.
4. Сравнив края и центр вариационной кривой, сделайте вывод: какое значение признака (максимальное, среднее или минимальное) чаще встречается.
5. Суммируйте данные, полученные студентами всей группы, и составьте на основе этих данных новый ряд чисел, отображающий изменение признака и частоту встречаемости изменений. Начертите график на основе полученных данных.

Сделайте вывод: какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена? В каком случае она проявляется более часто: при малом или большом количестве данных?

Контрольные вопросы:
1)Дайте определение терминам – изменчивость, модификационная изменчивость, фенотип, генотип, норма реакции, вариационный ряд
2) Какие признаки фенотипа имеют узкую, а какие – широкую норму реакции?

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 3
по дисциплине «Биология».

Практическая работа № 2

Раздел 2. Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.
Тема 3.2. Основы селекции.

Наименование работы: Составление простейших схем скрещивания. Решение генетических задач.

Цель работы: научиться выписывать типы гамет, образуемые организмами с заданными генотипами; кратко записывать условие генетических задач; решать ситуационные задачи по генетике; использовать навыки генетической терминологии.
Приобретаемые умения и навыки: навыки использования генетической терминологии, решения простейших генетических задач.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: таблицы, иллюстрирующие законы Г. Менделя, учебник, тетрадь, ручка.
Литература: Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012, - с. 75 - 84
Контрольные вопросы при допуске к занятию:

1) Дайте определения следующим понятиям: гаметы, ген, локус, аллельные гены, доминантный и рецессивный признаки, гомозигота, гетерозигота, генотип, фенотип, моногибридное и дигибридное скрещивание.
2) Сформулируйте законы Г.Менделя.

Методические рекомендации:
1) Выписывая гаметы, необходимо помнить, что у организма, гомозиготного по одному (АА) или нескольким (ААbbcc) генам, все гаметы одинаковы по этим генам, так как несут один и тот же аллель. В случае гетерозиготности по одному гену (Аа) организм образует два типа гамет, несущие разные его аллели. Дигетерозиготный организм (АаВb) образует четыре типа гамет. В целом организм образует тем больше типов гамет, чем по большему числу генов он гетерозиготен. Общее число типов гамет равно 2 в степени n, где n- число генов в гетерозиготном состоянии.
Выписывая гаметы, необходимо руководствоваться законом «чистоты» гамет, в соответствии с которым каждая гамета несет по одному из каждой пары аллельных генов.
2) При краткой записи условия генетической задачи доминантный признак обозначают прописной (А), а рецессивный – строчной (а) буквой с обозначением соответствующего варианта признака. Генотип организма, имеющего доминантный признак, без дополнительных указаний на его гомо- или гетерозиготность в условии задачи, обозначается А?, где вопрос отражает необходимость установления генотипа в ходе решения задачи. Генотип организма с рецессивными признаками всегда гомозиготен порецессивному аллелю – аа. Признаки, сцепленные с полом, обозначаются в случае Х – сцепленного наследования как ХЄ или ХА
Пример краткой записи условия и решения задачи:
Задача.
У человека карий цвет глаз доминирует над голубым цветом. Голубоглазая женщина выходит замуж за гетерозиготного кареглазого мужчину. Какой цвет глаз может быть у детей?
Краткая запись условия Краткая запись решения
А - карий цвет глаз Родители- Р аа Ч Аа
А – голубой цвет глаз гаметы - G а, а А, а
Родители: аа Ч Аа потомство - F Аааа
Потомство - ? карий цвет голубой цвет

Порядок выполнения работы:
Задание 1
Выпишите все типы гамет, образуемые организмами, имеющие следующие генотипы: ААbb, Aa, MmPP, PPKk, AabbCc, AabbCcPP, AaBbCc.
Задание 2
Кратко запишите условие генетической ситуационной задачи и ее решение.

Моногибридное скрещивание:
Задача 1.У человека близорукость доминирует над нормальным зрением. У близоруких родителей родился ребенок с нормальным зрением. Каков генотип родителей? Какие еще дети могут быть от этого брака?
Задача 2. У морских свинок вихрастая шерсть определяется доминантным геном, а гладкая рецессивным.
Морская свинка с вихрастой шерстью при скрещивании с особью, обладающей гладкой шерстью, дала в потомстве 28 вихрастых и 26 гладкошерстных потомков. Определите генотипы родителей и потомков.
Задача 3. У ночной красавицы красная окраска цветков R не полностью доминирует над белой окраской r. Взаимодействие генов R и r дает розовую окраску цветков. Растение ночной красавицы с розовыми цветками опылено пыльцой красноцветкового растения. Определить генотипы и фенотипы гибридов от этого скрещивания.
Дигибридное скрещивание:
Задача 1. У собак черный цвет шерсти доминирует над кофейным, а короткая шерсть над длинной. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. Какой процент черных короткошерстных щенков можно ожидать от скрещивания двух особей, гетерозиготных по обоим признакам?
Задача 2. При скрещивании двух сортов томата с красными шаровидными и желтыми грушевидными плодами в первом поколении все плоды красные шаровидные. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения, соотношение фенотипов второго поколения.
Задача 3. У человека ген карих глаз доминирует над геном, определяющим развитие голубой окраски глаз, а ген, обусловливающий умение лучше владеть правой рукой, преобладает над геном, определяющим развитие леворукости. Обе пары генов расположены в разных хромосомах. Какими могут быть дети, если родители их гетерозиготны?
Наследование признаков, сцепленных с полом:
Какими будут котята от скрещивания черепаховой кошки с черным котом? Ген черной и рыжей окраски находится в X-хромосоме (признак сцеплен с полом), ни один из них не доминирует над другим, при наличии обоих генов в X-хромосоме окраска получается пятнистой – «черепаховой».

Контрольные вопросы:
1) В каких случаях гибриды F1 при моногибридном скрещивании отличаются по фенотипу от обеих гомозиготных родительских форм?
2) Альбинизм наследуется у человека как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет пигментированные волосы, есть двое детей. Один ребенок альбинос, другой с окрашенными волосами. Какова вероятность рождения следующего ребенка-альбиноса?

ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 4
по дисциплине «Биология».

Практическая работа № 3

Раздел 4. Эволюционное учение.
Тема 4.2. Макроэволюция.
Наименование работы: Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Цель работы: научиться выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания и устанавливать ее относительный характер.
Приобретаемые умения и навыки: умения выявлять черты приспособленности организмов к среде обитания.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: живые и гербарные экземпляры растений, изображения животных, лупа, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Литература:Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012, с.175 - 181
Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1) Приведите примеры приспособленности организмов к условиям существования.
2) Каковы биологические механизмы возникновения приспособлений?
Методические рекомендации:
Повторите материал по теме «Адаптации организмов к условиям обитания как результатдействия естественного отбора» (стр. 175 - 181 учебника).
При выполнении заданий следуйте инструкции.


Порядок выполнения работы:
Задание 1. Рассмотрите каждый из предложенных организмов или его изображение.
Задание 2.Определите среду обитания растения или животного, предложенного вам для исследования. Выявите черты его приспособленности к среде обитания. Выявите относительный характер приспособленности.
Задание 3.Полученные данные занесите в таблицу «Приспособленность организмов и её относительность».
Приспособленность организмов и её относительность
Название вида
Среда
обитания
Черты приспособленности к среде обитания
В чём выражается относительность приспособленности

















Задание 4. Изучив все предложенные организмы и заполнив таблицу, на основании знаний о движущих силах эволюции объясните механизм возникновения приспособлений и запишите общий вывод.
Сделайте вывод: о приспособленности организмов, в связи с их характером среды обитания.
Контрольные вопросы:
1) Дайте определение терминам – маскировка, мимикрия, адаптация.
2) Соотнесите приведённые примеры приспособлений с их характером.
Окраска шерсти белого медведя
Окраска жирафа
Окраска шмеля
Форма тела палочника
Окраска божьей коровки
Яркие пятна у гусениц
Строение цветка орхидеи
Внешний вид мухи-журчалки
Форма цветочного богомола
Поведение жука-бомбардира
Покровительственная окраска
Маскировка
Мимикрия
Предупреждающая окраска
Приспособительное поведение



ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 5
по дисциплине «Биология».
Лабораторная работа № 2

Раздел 5. История развития жизни на Земле.

Тема 5.2. Происхождение человека.

Наименование работы: Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

Цель работы: научиться выявлять морфологические признаки растения, сравнивать морфологические признаки растений разных видов, обосновать значение признаков растений для изучения понятия морфологического критерия вида.

Приобретаемые умения и навыки: умение составлять морфологическую характеристику растений одного вида.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: гербарные экземпляры растений, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Литература:Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012, с.165 - 175

Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1. Дайте определение термина «вид».
2.Какой ученый внес большой вклад в разработку понятия «вид»?
3. Назовите, какие критерии вида вы знаете.

Методические рекомендации:
Повторите материал по теме «Вид» (стр. 165 - 175 учебника).
При выполнении заданий следуйте инструкции. При заполнении таблицы используйте приложения №1, № 2, № 3, № 4, №5, №6.
Порядок выполнения работы:
1. Рассмотрите растения двух видов одного рода, охарактеризуйте особенности внешнего строения основных органов растения (корень, стебель, листья, цветки, плоды, семена).
2. Дайте морфологическую характеристику изучаемых видов.
3. Результаты исследований занесите в таблицу:

Признаки
Название
растения
Название
растения
Сходство
Различия

1. Стебель:
– высота – форма – тип стебля
 
 
 
 

2. Тип корневой системы:
 
 
 
 

3. Лист:
– форма листовой пластинки   – жилкование – окраска – простой или сложный – листорасположение
 
 
 
 

4. Цветок:
– формула – описание
 
 
 
 

Плод:
– сочный или сухой – одно или многосемянный – способ распространения – название плода
 
 
 
 

6. Семена:
количество
 
 
 
 


Сделайте вывод: об особенностях морфологической характеристики двух видов растений одного вида. В чем их сходство и отличие?
Контрольные вопросы:
На основе анализа своей работы ответьте на вопросы:
1.  Почему возможны ошибки при установлении видовой принадлежности только по одному из критериев, например, морфологическому? 2. Существуют ли трудности в определении вида растения, найденного в природе? 3. Для всех ли видов организмов характерен морфологический критерий? Ответ обоснуйте.
Приложение № 1.
Форма листа
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]



Приложение № 2.
Строение корневой системы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приложение № 3.
Соцветия
Цветки образуются на побегах. Очень редко они расположены по одиночке. Гораздо чаще цветки собраны в заметные группы, которые называются соцветиями. Начало изучению соцветий положено было Линнеем. Но для него соцветие не являлось типом ветвления, а способом цветения.
В соцветиях различают главную и боковую оси (сидячие или на цветоножках), то такие соцветия называют простыми. Если цветки на боковых осях – то это сложные соцветия.
Тип соцветия
Схема соцветия
Особенности
Пример

Простые соцветия

Кисть
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отдельные боковые цветки сидят на удлинённой главной оси и при этом имеют свои цветоножки, приблизительно равной длины
Черёмуха, ландыш, капуста

Колос
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Главная ось более или менее удлинённая, но цветки без ножек, т.е. сидячие.
Подорожник, ятрышник

Початок
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отличается от колоса мясистой утолщённой осью.
Кукуруза, белокрыльник

Корзинка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Цветки всегда сидячие и сидят на сильно утолщённом и расширенном конце укороченной оси, имеющем вогнутый, плоский или выпуклый вид. При этом соцветие снаружи имеет так называемую обёртку, состоящую из одного или много последовательных рядов прицветных листьев, свободных или сросшихся.
Ромашка, одуванчик, астра, подсолнечник, василёк

Головка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Главная ось сильно укорочена, боковые цветки сидячие или почти сидячие, тесно расположенные друг к другу.
Клевер, скабиоза

Зонтик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Главная ось является укороченной; боковые цветки выходят как бы из одного места, сидят на ножках разной длины, располагаясь в одной плоскости или куполообразно.
Примула, лук, вишня

Щиток
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отличается от кисти тем, что нижние цветки имеют длинные цветоножки, так что в результате цветки располагаются почти в одной плоскости.
Груша, спирея

Сложные соцветия

Сложная кисть или метелка
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
От главной оси отходят боковые ветвящиеся оси, на которых расположены цветки или простые соцветия.
Сирень, овёс

Сложный зонтик
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
От укороченной главной оси отходят простые соцветия.
Морковь, петрушка

Сложный колос
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Отдельные колоски расположены на главной оси.
Рожь, пшеница, ячмень, пырей

Приложение № 4
Формула цветка
Для условного выражения строения цветков применяют формулы. Для составления формулы цветка используют следующие обозначения:
О
Простой околоцветник, состоящий из одних чашелистиков или из одних лепестков, его части называют листочками околоцветника

Ч
Чашечка, состоит из чашелистиков

Л
Венчик, состоит из лепестков

Т
Тычинка

П
Пестик

1,2,3,
Количество элементов цветка обозначается цифрами

,
Одинаковые части цветка, различающиеся по форме

( )
Сросшиеся части цветка

+
Расположение элементов в два круга

_
Верхняя или нижняя завязь – чёрточкой над или под цифрой, которая показывает количество пестиков


Неправильный цветок

*
Правильный цветок


·
Однополый тычиночный цветок


·
Однополый пестичный цветок

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Двуполый


·
Число частей цветка, превышающее 12

Пример формулы цветка вишни:*Ч5Л5Т
· П1














Приложение № 5.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]

Приложение № 6.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]


ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 6
по дисциплине «Биология».

Практическая работа № 4

Раздел 5. История развития жизни на Земле.

Тема 5.2. Происхождение человека.
Наименование работы: Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.
Цель работы: на примере основных гипотез о происхождении человека выработать навыки критического анализа научных фактов, свидетельствующих за или против определенных гипотез.
Приобретаемые умения и навыки: умения выявлять и оценивать различные гипотезы происхождения человека.
Норма времени: 2 часа
Оснащение рабочего места: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Литература: Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012

Контрольные вопросы при допуске к занятию:
Перечислите гипотезы возникновения жизни на земле и дайте понятия «панспермия» и «креационизм».
Дайте определения следующим терминам:
Коацерват – это . .
Фотосинтез – это
Прокариоты – это .
Гетеротрофы – это
Антропология – это . .

Методические рекомендации:
Повторите материал по теме «Происхождение человека» (стр. 239 - 250 учебника). При выполнении заданий следуйте инструкции.

Порядок выполнения работы
Задание № 1.
На рисунке изображены этапы эволюции человека. Опишите эти этапы (где были обнаружены, рост, объем мозга, образ жизни).
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание № 2.
Рассмотрите предложенные вам факты, с точки зрения аргументации основных гипотез о происхождении человека: «Эволюционный путь и сотворение».
Задание № 3.
Разместите факты в соответствующие ячейки таблицы.
Факты, свидетельствующие за гипотезу о происхождении человека от животных
Факты, свидетельствующие за гипотезу о создании человека высшим интеллектом

Нейтральные факты















Предложенные факты:
1. Наличие у человека членораздельной речи.
2. Наличие в разных геологических слоях ископаемых останков животных, не существующих в нынешнее время.
3. Способность человека использовать орудия труда.
4. Сложная структура головного мозга человека в сравнении с животными.
5. Наличие у человека атавистических признаков.
6. Наличие у человека волосяного покрова на голове.
7. Наличие у человека рудиментарных органов, например, копчика, являющегося редуцированным хвостом.
8. Очень сложная социальная структура большей части человеческого сообщества.
9. Большие относительные размеры головного мозга человека в сравнении с животным.
10. Общность строения основных систем органов у человека и животных.
11. Наличие разных рас вида Homosapiens.
12. Наличие человеческих племен, ведущих примитивный образ жизни.
13. Невозможность на данный момент составить полную картину возникновения человека от диких предков.
14. Наличие ископаемых останков человекообразных обезьян, которые могли быть предками современного человека.
15. Сложность поведения и проявления психологической деятельности человека.

Сделайте вывод: какие гипотезы и факты по вашему мнению свидетельствуют о происхождении человека.
Контрольные вопросы
Тест «Происхождение жизни на Земле»
Выберите правильные ответы.
1. Какие химические соединения были в первичной атмосфере Земли:
а) кислород;
б) хлор;
в) водород;
г) аммиак;
д) метан;
е) вода.
 2. Когда на Земле появились первые клеточные организмы:
а) 4 млрд. 250 млн.;
б) 450 млн. лет.;
в) 3 млрд. лет.
 3. Гипотезы о происхождении многоклеточности разработаны:
а) Пироговым;
б) Мечниковым;
в) Геккелем.
 4. Какими организмами был представлен живой мир в протерозойскую эру:
а) голосеменные папоротники;
б) млекопитающие;
в) разнообразные водоросли;
г) бактерии.
 5. Как называются первые наземные растения:
а) покрытосеменные;
б) псилофиты;
в) водоросли;
г) голосеменные.
 6. Выберите крупные ароморфозы позвоночных в палеозое:
а) жаберные дуги;
б) парные конечности;
в) хватательный аппарат;
г) развитые лёгкие у рыб;
д) костный скелет;
е) развитие суставов;
ж) примитивные глаза;
з) подвижные веки.
 7. Кистепёрые рыбы дали начало:
а) земноводным;
б) стегоцефалам;
в) рептилиям;
г) птицам.
 8. Какие ароморфозы привели к возникновению пресмыкающихся в мезозое:
а) малые размеры;
б) появление кровеносной системы;
в) большие размеры;
г) появление дыхательной системы.
 9. Вследствие каких ароморфозов возникли млекопитающие в мезозое:
а) четырёхкамерное сердце;
б) развитие зародыша в яйце;
в) волосяной покров;
г) вскармливание детёнышей молоком;
д) трёхкамерное сердце.
 10. Укажите основные направления развития растений в кайнозое:
а) преобладали папоротники;
б) теплолюбивая растительность;
в) на севере преобладали хвойные;
г) леса сменялись степями, пустынями.
 11. Какие представители дали начало человеку:
а) дриопитеки;
б) человек умелый;
в) австралопитеки;
г) человек прямоходящий.
 12. Назовите признаки человека, позволяющие отнести его к подтипу позвоночных животных:
а) наличие осевого скелета;
б) кровеносная система замкнутая;
в) живорождение;
г) наличие сердца;
д) развитие нервной трубки; 
е) постоянная температура тела;
ж) вскармливание детёныша молоком;  
з) трубчатое строение нервной системы.


ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 7
по дисциплине «Биология».

Практическая работа № 5

Раздел 6. Основы экологии.

Тема 6.1.Экологические системы.

Наименование работы: Составление схем передачи веществ и энергии по цепям питания в природной экосистеме.
Цель работы: научиться составлять схемы передачи вещества и энергии в природных экосистемах.
Приобретаемые умения и навыки: составлять схемы передачи вещества и энергии в природных экосистемах.
Норма времени: 1 час
Оснащение рабочего места: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.
Литература:Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012.

Контрольные вопросы при допуске к работе
Дайте определение слова «экология».
Почему цепь питания начинается с растений?
Методические рекомендации:
Повторите материал по теме «Экологические системы» (стр. 255-273 учебника). Рассмотрите рис.1 «Пищевая цепь», который будет служить вам образцом для выполнения заданий.
При выполнении заданий следуйте инструкции.

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Порядок выполнение работы
1. Выбрать свой вариант «Тип экосистемы» (антарктические моря, саванна, австралийская степь, река умеренного климатического пояса).
2. Из предлагаемых элементов составить цепь передачи вещества и энергии.
3. Выбрать из предложенных вариантов "экологические эквиваленты", входящие в трофические цепи степных экосистем разных материков.
Вариант № 1.
Антарктическое море.
Саванны.
Вариант № 2.
Австралийская степь.
Река умеренного климатического пояса.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Сделайте вывод: как происходит передача веществ и энергии в выбранных вами экосистемах.


ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 8
по дисциплине «Биология».

Практическая работа № 6

Раздел 6. Основы экологии

Тема 6.1.Экологические системы.

Наименование работы: Описание антропогенных изменений в естественных природных ландшафтах своей местности.

Цель работы: научиться выявлять антропогенные изменения в экосистемах.                                        

Приобретаемые умения и навыки: на примере Шиповой дубравы выяснить причины и степени воздействия деятельности человека на экосистемы. 

Норма времени: 2 часа

Оснащение рабочего места: учебник, тетрадь, ручка, карандаш, линейка.

Литература: Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012.


Контрольные вопросы при допуске к работе

1. Дайте определение понятие: экосистема и биоценоз.
2. Что такое Красная книга?

Методические рекомендации:
Повторите материал по теме «Экологические экосистемы» (стр. 255–273 учебника). При выполнении заданий следуйте инструкции.

Порядок выполнение работы

Задание № 1.Естественная экосистема.

1. Рассмотрите виды растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по Воронежской области (прил. №1., №2.).
2. Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.
3. Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии.

Задание № 2.
1. Сравните данные двух диаграмм. Какие изменения произошли в возрастном составе популяций дуба черешчатого за 10 лет?
2. О чем это говорит? Какие прогнозы развития популяции вида на будущее?

Диаграмма 1. «Исследование состояния Шиповского леса» 2004г.

p
j
im
v
g1
g2
g3
s
среднее число особей

0
0
7
16
4
36
21
4
11


p – проростки (с 2 семядолями)
j – ювенильные растения (одноостные побеги)
im – имматурные растения (ветвящиеся)
v – виргинильные растения (растения с треугольной кроной)
g1 – молодые генеративные растения (треугольная крона, начало цветения)
g2 – средневозрастные генеративные растения (округлая крона, обильное цветение)
g3 – старовозрастные генеративные растения (усеченная крона, частичное цветение)
s – сенильные растения (мертвеющие побеги без цветения).


Диаграмма 2. «Исследование состояния дубравы Шиповского леса» весна 2014г.

p
j
im
v
g1
g2
g3
s
среднее число особей

0
0
0
0
6
19
7
7
4,9





Задание № 3.
1. Какой процесс происходит в экосистеме дубравы Шиповского леса и к чему он приведет? Назовите причины, вызвавшие изменения в биоценозе.
2. Какие действия можно предпринять для замедления негативного процесса?

Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.


Приложение 1.

Растения, занесенные в Красную книгу






Приложение 2.
Животные, занесенные в Красную книгу

Перечень видов

НАСЕКОМЫЕ

Богомол обыкновенный (Mantisreligiosa) 

Дозорщик император (Anaximperator )

Рыжий лесной муравей (Formicarufa)

Мнемозина (Parnassiusmnemosyne)

Ленточник малый (Limenitiscamilla) 

Траурница (Nymphalisantiopa)

Голубянка (МелеагрMeleageriadaphnis)

Медведица царская (Phragmatobialuctifera)

Бражник дубовый (Marumbaquercus)

Шелкокрыл березовый (Endromisversicolora) 

Зефир березовый (Theclabetulae) 

Зефир дубовый (Quercusiaquercus)

Жук-олень (Lucanuscervus)

Рогачик синий (Platyceruscaprea)

Златка бронзовая дубовая (Chrysobothrisaffinis) 

Усач двуцветный (Rhamnusiumbicolor)

Усач малый дубовый (Cerambyxscopolii)

Усач долгоносиковый глазчатый (Mesosacurculionoides)

ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ

Веретеница ломкая (Anguisfragilis)

ПТИЦЫ

Средний дятел (Dendrocoposmedius)

МЛЕКОПИТИЮЩИЕ

Обыкновенная белка (Sciurusvulgaris) 



ИНСТРУКЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
на выполнение лабораторно-практического занятия № 9
по дисциплине «Биология».

Практическая работа № 7

Раздел 6. Основы экологии

Тема 6.1. Экологические системы.

Наименование работы: Решение экологических задач.

Цель работы: закрепить знания о трофических уровнях, цепях питания, пирамидах биомасс, правиле 10%, изучить способы решения простейших экологических задач.
Приобретаемые умения и навыки: навыки решения простейших экологических задач.
Норма времени: 1 час
Оснащение рабочего места: карточки – задания, калькулятор, тетрадь, ручка.
Литература: Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия», 2012

Контрольные вопросы при допуске к занятию:
1) Дайте определения понятий: трофический уровень, продуценты, консументы, редуценты.
2) Что такое экологическая пирамида?

Методические рекомендации:
Повторите материал по теме «Структура экосистем», обратите внимание на правило экологической пирамиды.
При выполнении задания 1используйте следующий пример:
На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно планктона, чтобы в море вырос один дельфин массой 300 кг, если цепь питания имеет вид: планктоннехищные рыбыхищные рыбыдельфин.
Решение:
Дельфин, питаясь хищными рыбами, накопил в своем теле только 10% от общей массы пищи. Зная, что он весит 300 кг, составим пропорцию:
300кг – 10%,
Х – 100%.
Х=3000 кг (хищные рыбы)
Этот вес составляет только 10% от массы нехищных рыб, которой они питались. Снова составим пропорцию:
3000кг – 10%
Х – 100%
Х=30 000 кг (масса нехищных рыб)
Сколько же им пришлось съесть планктона, для того чтобы иметь такой вес? Составим пропорцию:
30 000кг.- 10%
Х =100%
Х = 300 000кг
Ответ: Для того чтобы вырос дельфин массой 300 кг необходимо 300000кг планктона.

Порядок выполнения работы:
Задание 1. Решение экологических задач.
1. На основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 3.5 кг, если цепь питания имеет вид: зерно злаков мышь полевка хорек филин.
2.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злаки кузнечики лягушки змеи орел.
3.На основании правила экологической пирамиды определите, сколько орлов может вырасти при наличии 100 т злаковых растений, если цепь питания имеет вид: злакикузнечикинасекомоядные птицыорел.
4. На территории площадью 100 км2ежегодно производили частичную рубку леса. На момент организации на этой территории заповедника было отмечено 50 лосей. Через 5 лет численность лосей увеличилась до 650 голов. Еще через 10 лет количество лосей уменьшилось до 90 голов и стабилизировалось в последующие годы на уровне 80-110 голов.
Определите численность и плотность поголовья лосей:
а) на момент создания заповедника;
б) через 5 лет после создания заповедника;
в) через 15 лет после создания заповедника.
Задание 2. Решение экологических ситуаций.
Приведенные в беспорядке факты изложите в логически правильной последовательности (в виде цифр).
1. Нильский окунь стал поедать много растительноядных рыб
2. Сильно размножившись, растения стали загнивать, отравляя воду.
3. Для копчения нильского окуня требовалось много дров.
4. В 1960 г. британские колонисты запустили в воды озера Виктория нильского окуня, который быстро размножался и рос, достигая веса 40 кг и длины 1,5 м.
5. Леса на берегах озера интенсивно вырубались – поэтому началась водная эрозия почв.
6. В озере появились мертвые зоны с отравленной водой.
7. Численность растительноядных рыб сократилась, и озеро стало зарастать водными растениями.
8. Эрозия почв привела к снижению плодородия полей.
9. Скудные почвы не давали урожая, и крестьяне разорялись.



Контрольные вопросы:
1. Отсутствие какой группы организмов в пищеварительной системе жвачных животных приведет к их неспособности переварить поедаемую траву?
2. В одном из канадских заповедников уничтожили всех волков, чтобы добиться увеличения стада оленей. Удалось ли таким образом достичь цели? Ответ объясните.































ЛИТЕРАТУРА

1. Бодрова, Н.Ф.Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах. Часть 1. Поурочное планирование: Книга для учителя / Н.Ф. Бодрова.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет,2005.

2. Бодрова, Н.Ф.Изучение курса «Общая биология» в 10-11 классах. Часть 2. Поурочное планирование: Книга для учителя / Н.Ф. Бодрова.- Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет,2005.

3. Беляев Д.К. Общая биология. 10-11 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2011. – 304 с

4. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.

5. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2002.

6. Константинов В.М., Резанов А.Г. Биология. Учебник для начального и СПО. – М., Издательский центр «Академия» 2012.

7. Каменский А.А. Общая биология 10 – 11 класс: учеб для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006. – 367 с.

8. Сивоглазов В.И., Агафонова И.Б., Захарова Е.Т.Общая биология. Базовый уровень. Учеб. для10-11 кл. общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа,2010.









13PAGE 15


13PAGE 14315







13EMBED Msxml2.SAXXMLReader.5.01415
13EMBED opendocument.ChartDocument.11415