«ДАВАЙТЕ БУДЕМ РИСОВАТЬ!» РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ ДЛЯ СОВМЕСТНОГО ТВОРЧЕСТВА ДОШКОЛЬНИКОВ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ.


1

«Қостанай қаласы әкімдігінің Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің
№ 44 бөбекжай - бақшасы" МКҚК
ГККП "Ясли - сада № 44 акимата г. Костаная
отдела образования г. Костаная»

Рабочая тетрадь для совместного творчества дошкольников и их родителей
Составила:
Пелёвина В. В.
Воспитатель я/с № 44
Костанай
2016
Содержание
1. Таинственные картины
2. Шлеп! Веселые ладошки!
3. Цветная сказка или путешествие в Радужное королевство
4. Зимние фантазии
5. Волшебные точечки
6. Чудесные превращения кляксы
7. Эти скромные цветы, просто дивной красоты
8. Какого цвета Лето…
9. Творческая копилка 3

4

Уважаемые взрослые!
Вспомните, какую радость Вам в детстве приносило рисование! Увы, повзрослев, мы забываем о ней. Многие из Вас считают, что просто не умеют рисовать.
Не спешите расстраиваться!
Существует множество приѐмов, с помощью которых можно создать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков. И вы, и ваш ребѐнок получите от таких совместных занятий не только удовольствие.
Представленные в рабочей тетради разнообразные нетрадиционные способы и техники рисования подарят Вам радость взаимного общения и сотворчества с вашим ребенком, позволят заняться единым творческим делом, в котором взрослые и дети - равные партнеры.
Отбор содержания рабочей тетради соответствует принципу наглядности и доступности, выстроен с учетом возрастных возможностей детей дошкольного возраста. Помимо разноплановой познавательной информации, в пособии используются игровые и творческие задания, которые позволят Вам заинтересовать ребенка в познании неизвестных ему способов и техник рисования.
Данный материал будет способствовать развитию творческих способностей и фантазии каждого ребенка, а также организации интересной семейной досуговой деятельности.
)
Рабочая тетрадь «Давайте будем рисовать!» является пособием для практической работы с детьми дошкольного возраста и может быть использована как родителями, так и педагогическим персоналом дошкольных образовательных учреждений. 5

Условные обозначения
- Узелок на память (в данном разделе размещен познавательный материал о представляемой технике рисования)
- Разноцветная палитра (предполагает совместное выполнение творческой работы в заданной технике)
- Озорной карандашик приглашает Вас немного поиграть, пофантазировать
- Информация для взрослых 6


Путь в творчество имеет множество дорог, известных и пока неизвестных. В нашей тетради, Вы еще раз получите возможность вспомнить некоторые способы нетрадиционного рисования, которые способствуют развитию творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и воображение, развивают ручные умения, чувства формы и цветоощущения, способствуют воспитанию художественного вкуса у детей.
Дорогие наши папы и мамы, бабушки и дедушки!
Стимулируйте Ваши совместные занятия рисованием!
Никогда не критикуйте и не торопите ребенка!
Хвалите своего ребенка!
Помогайте ему! Советуйтесь с ним! Доверяйте ему! 7


Уважаемые взрослые!
Помните: все материалы (карандаши, краски, кисти, фломастеры, восковые карандаши и т.д.) необходимо располагать в поле зрения ребенка, чтобы у него возникло желание творить.
Нетрадиционное рисование имеет ряд преимуществ:
 многообразие способов рисования;
 многообразие средств рисования;
 проявляет характер ребенка, его индивидуальность;
 вызывает целый комплекс эмоций;
 создает ситуацию успеха каждому: и ребенку и взрослому;
 развивает мелкую моторику руки;
 прививает любовь к изобразительному искусству;
 непринужденно развивает творческие способности.
Для освоения нетрадиционных способов необходим широкий спектр разнообразных материалов:
 бумага различной формы, размера, фактуры;
 гуашевые, акварельные краски;
 кисти № 2,3,5;
 восковые мелки;
 графитный карандаш
 пластилин
А также дополнительные средства:
салфетки, палитра, поролон, зубная щетка, пластиковый стаканчик, коктейльная трубочка, свеча, черная плакатная тушь, поролон, резиновые (медицинские) перчатки, шампунь, прищепка, нитки, мыло, оргстекло, пульверизатор и многое-многое другое… 8


(Печатаем листьями)
Очень интересно рисовать отпечатками листьев. Гуляя с ребенком, можно собрать листья с разных деревьев, отличающихся по форме, размеру и окраске.
Подсохшие листья покройте гуашью, затем окрашенной стороной наложите на лист бумаги, аккуратно
прижмите сверху чистым листком или рукой и снимите лист, получается цветной отпечаток растения. А можно приложить листок к бумаге и раскрашивать лист полностью, тогда пространство под листочком будет не закрашенным.
Важно!
Каждый раз для нового отпечатка рисунок нужно накрывать чистой бумагой! Не торопитесь!
Попробуйте изобразить, например, бабочку. 9

«Ниткография » или «Волшебные ниточки»
Эта техника вызывает бурный восторг детей Ведь используя её в своих работах, дети становятся
маленькими волшебниками. Техника рисования:
Возьмите нитки № 10 и нарежьте по 20-25
сантиметров.
Разведите акварель или возьмите цветную тушь. Опустите нитки в краску, чтобы они пропитались. Держать нитки следует за
кончики.
Уложите нитки на лист бумаги, сверху придавите другим листом (кончик ниточки
должен обязательно слегка высовываться).
Потяните за кончик ниточки, одновременно прижимая верхним листом. На каждый новый цвет нужен чистый верхний лист бумаги.
А теперь посмотрите, что у Вас получилось. Дорисуйте фломастерами или красками тот образ, который Вы увидели на бумаге.
«Рисование ребром картона».
Технология рисования. Ребро картона окрасить гуашью, прислонить к бумаге и провести по листу, оставляя след от краски. В зависимости от того, какой предмет изображается, движение
картоном может быть прямым, дугообразным, вращательным.
Рисование с использованием поролона
Для рисования поролоном особенно хороши гуашевые краски. Если гуашь густая, то контур будет резкий, чѐткий. Если гуашь более водянистая, то получатся предметы с мягкими контурами,
расплывчатые.
Гуашь выкладывают в специальные палитры или невысокие блюдца, подносы. Поролон макают в краску и наносят на лист.
Для удобства, чтобы руки оставались чистыми, поролон можно вставить в колпачок или трубочку от фломастера или обвернуть губкой конец карандаша и крепко примотать ниткой. Когда используем поролон,
прикреплѐнный к ручке, то ручку необходимо держать перпендикулярно к поверхности бумаги, чтобы отпечаток получился чѐтким.
Из поролона можно вырезать фигуры (круги, квадраты, ромбики, звѐздочки, лепестки и т. п.) . Чередуя 2-3 фигуры младшие дошкольники могут печатать симпатичные узоры на одежде (сарафане, платке, скатерти, 10

полотенцах для кукол, на открытках и приглашениях на детские праздники или составлять композицию (ромбик - лист или рыбка, круг - лепесток) .
Легко использовать поролоновую губку для быстрого нанесения фона. Фон можно изображать по-разному: примакиванием (песок, снег, волнистой линией (море, снизу-вверх (трава, колосья, лес вдалеке) .
Попробуйте изготовить поролоновый тычок
Техника рисования. На чистом листе рисуется контур, какого – либо предмета. Гуашевую краску развести водой до консистенции густой сметаны и налить в блюдца. Поролоновый тычок при рисовании следует
держать вертикально по отношению к плоскости листа и делать тычкообразные движения, при этом должна получиться большая
«пушистая» точка.
Рисуем поролоновым тычком
«Ах, какая Осень!»
Выучите с ребенком
М. Геллер
ОСЕНЬ
Дарит осень чудеса,
Да еще какие! Разнаряжены леса
В шапки золотые.
На пеньке сидят гурьбой
Рыжие опята,
И паук – ловкач какой! – Тянет сеть куда-то. Дождь и жухлая трава В сонной чаще ночью Непонятные слова
До утра бормочут. 11


Рисуем ладошками и пальчиками
Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.
Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага
любого цвета, листы большого формата, салфетки.
Способ получения изображения: Опускаем в гуашь ладошку (всю кисть) или
окрашивает ее с помощью кисточки и делаем отпечаток на бумаге. Рисуем и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираем салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Представьте, что в Ваше открытое окно влетел ветер, и унес из дома все кисточки. А так хочется порисовать!. В этом нам краски и наши ладошки!
Поиграйте всей семьей в игру «Мама, папа, я- волшебная рука!»
1.Ладошки любой руки намазывайте краской, и смело прижимайте к листу бумаги.
2. Вокруг нас все на все похоже! Теперь посмотрите, на что же похожи Ваши отпечатки. Нужно учиться в привычных вещах искать сходство с другими!
3. Дорисуйте недостающие детали. 12

Несколько идей для Ваших творческих работ 13



Игровое упражнение «Собери радугу» 14

Рисуем акварельными мелками
Средства выразительности: пятно, цвет, линия.
Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.
Техника рисования: Бумагу смачиваем водой с помощью губки, затем рисуем на ней мелками. Можно использовать приемы рисования торцом
мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.
Рисуем восковыми мелками и акварелью
Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель,
кисти.
Техника рисования: рисунок рисуется восковыми мелками на белой бумаге. Затем лист закрашивается акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

Выполняем рисунок с использованием манной крупы. Средства выразительности: фактура, цвет, силуэт. Материалы: бумага, акварель, клей ПВА, манная крупа.
Техника рисования: рисунок выполняется краской на бумаге, затем отдельные места на рисунке покрываются клеем и поверх насыпается крупа. После того как рисунок хорошо высохнет его можно доработать
акварелью. 15

Представьте себе, что Вы оказались в Зеленой стране, где все вокруг только зеленого цвета. Попробуйте выполнить работу в одной цветовой гамме.
Прочтите детям
В зеленом, зеленом, зеленом лесу Зеленый листок, как флажок я несу. Зеленая шишка поделкой лежит,
Зеленая музыка где-то звучит. Зеленый кузнечик в зеленой стране
Играет зеленую песенку мне.
Попробуйте нарисовать удивительных жителей Зеленой страны 16


Рисование с использованием изоленты
Для создания рисунков в этой технике желательно использовать плотную бумагу, с которой впоследствии будет легко
снять кусочки изоленты, не повредив при этом бумагу.
Сначала сделаем по периметру листа рамку из изоленты. Вырежем из изоленты полоски с неровными краями (широкие - для стволов, более узкие
- для ветвей деревьев). Наклеим их на бумагу.
Теперь наносим темно-синюю краску. Пока краска влажная, можно посыпать ее солью. Тогда появятся интересные узоры (чем глянцевее
бумага, тем красивее будут разводы).
Когда краска подсохнет, стряхните с бумаги соль, аккуратно снимите
изоленту. 17

Многослойный набрызг
Для того, чтобы получился многослойный "набрызг", нам понадобятся: трафареты (делаем их из плотной обложки (можно помыть и видно нижний слой) или картона), а так же гуашь или
тушь разного цвета (бледно-голубая, голубая, синяя, светло-фиолетовая), зубная щѐтка и расчѐска. Вместо зубной щетки и расчески можно использовать бутылочки с пульверизаторами.
Сначала выкладываем на лист те элементы, которые должны остаться белыми (их не убираем до конца рисования). Используя пульверизатор со светлой тушью, наносим первый, самый светлый слой. Поверх первого трафарета выкладываем второй. И наносим второй слой краски, более
тѐмной. Поверх второго трафарета выкладываем третий заключительный. Третий слой краски должен быть самый тѐмный. Убираем все трафареты и
зимнее дерево готово!
РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ
Работа в этой технике доставляет детям огромную радость, позволяет ощутить
незабываемые положительные эмоции,
выполняет развлекательную функцию, создает благоприятную атмосферу на занятиях, снимает эмоциональное напряжение, вызванное нагрузкой на нервную систему, снимает усталость.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Прежде чем приступить к рисованию этой техникой, следует
провести с детьми подготовительную работу, ведь дети могут по ошибке не выдувать воздух из трубочки, а наоборот вдохнуть, а это опасно.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
подготовительную работу можно провести в форме игры с пластиковой бутылочкой.
Организация игры с пластиковой бутылочкой:
Для игры приготовьте пластиковую бутылку, насыпьте в нее «разноцветные звездочки» - мелко нарезанные блестки (можно использовать голографическую упаковочную бумагу) или «снег» (шарики пенопласта, 18

можно использовать бумажную крошку, отходы от печатного производства, либо сделать самим с помощью дырокола).
В крышечке от бутылки сделайте отверстие и вставьте в него трубочку для коктейля. Теперь можно поиграть, предложите детям подуть в трубочку.
От дуновения в бутылке закрутится вихрь. В зависимости от сюжета игры дети с восторгом будут наблюдать «Бурю в бутылке», «Всполохи северного сияния» или как красиво в бутылке «Кружится снег», «Пурга»
Играя, таким образом, дети научатся выдувать воздух правильно. МАТЕРИАЛ: чашка с водой – 1 чайная ложка, жидкость для мытья посуды
– 1 столовая ложка, гуашь – 5 столовых ложек, трубочка для коктейля, кисти, бумага, салфетки.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
1.Возьмите чашку, налейте воды – 1 чайную ложку, добавьте жидкость для мытья посуды – 1 ст. ложку, гуашь – 5 ст. ложек.
Все размешайте.
2.Трубочку для коктейля опустите в раствор, выдувайте воздух через трубочку, до тех пор, пока не появится пена с пузырьками.
3. Быстро, чтобы пена не успела осесть на дно чашки, приложите сверху к пене лист бумаги.
4. Подождите, пока бумага впитает краску. Уберите лист, получились
удивительные отпечатки. Угадайте, на что они похожи? Детали дорисуйте кистью.
Поиграйте с детьми в игру «На что похоже?». Постарайтесь
разглядеть вместе с детьми не существующие в природе, деревья, подводный мир с его обитателями, облака, превращающиеся в фантастических животных или пейзаж.
Можно просто попробовать сделать фон для открытки, сделать самим оберточную бумагу, украсить разноцветными пузырями шкатулку или цветочный горшочек. 19

Рисование мыльной пеной
Материал: оргстекло, акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть.
1-ый способ
Намыливаем поролоновую губку и выжимаем из нее пену в тарелочку. На листе бумаги карандашом рисуем контур. На карандашный рисунок (можно
использовать раскраску) накладываем чистое оргстекло. Мыльной пеной мы будем раскрашивать на стекле рисунок, который лежит под стеклом. Кисточкой берем пену и опускаем ее в акварельную краску нужного цвета. Помешиваем, пока пена не окрасилась в нужный нам цвет. Рисуем
раскрашенной пеной на стекле, даем ей высохнуть. Чистый лист бумаги слегка смачиваем водой и влажной стороной накладываем на стекло,
прижимаем, затем отрываем от стекла. Все готово!
2-ой способ
В баночку с жидкой краской добавляем шампунь, хорошо размешиваем.
Опускаем трубочку в банку и дуем до тех пор, пока верхом не поднимутся пузыри. Затем опускаем лист бумаги, затем слегка надавить и поднять вверх. Для работы можно использовать бумагу разных
размеров, цветов, можно накладывать один мыльный рисунок на другой, подрисовывать, вырезать, делать аппликации. 20


Рисование с использованием ватных палочек.
Техника рисования: Нанесите на лист бумаги изображение с помощью трафарета. На свободную часть листа, цветной
гуашью 2-3 цветов, нанесите фон. Закрасьте изображение черной
гуашью.
Когда гуашь высохнет, ватными палочками, нанесите точечный узор. Получаются очень красивые картины.
Технику работы с ватными палочками можно использовать при изображении орнамента или декорировании предметов обихода. В данной технике можно получить мозаичное изображение.
21


ВЫДУВАНИЕ
Прием рисования с помощью направленной выдыхаемой струи воздуха полезен и для малышей, но для них безопаснее
использовать технику «Выдувание». Она также способствует развитию дыхательного аппарата, контролирует силу дыхания. На лист наливается
чуть-чуть краски, и дети дуют на капли, управляя их движением. Застенчивым детям такая игра придает уверенность в себе, заставляя капли краски двигаться по бумаге, им приходится дуть изо всех сил.
МАТЕРИАЛ: чашка с водой, жидко разведенная гуашь или тушь, трубочка для коктейля, кисти, бумага.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
1. Жидко разведенную гуашь или тушь налить каплями на лист бумаги.
2. Взять трубочку для коктейля и легонько подуть на капли из трубочки.
3. Дуйте на капли не сверху, а сбоку, как будто толкая ее вперед.
4.Поворачивая трубочку в нужном направлении, можно управлять движением капелек.
5. Получившийся рисунок можно дорисовать.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Работая в технике «Выдувания» желательно использовать цветную бумагу. Можно использовать готовую цветную бумагу
с матовой поверхностью, сейчас продается цветная бумага для принтера, если взять бумагу с глянцевой поверхностью краска будет скатываться с
листа, тогда в краску нужно добавить жидкое мыло. Создайте фон для будущего рисунка сами, это можно сделать с помощью поролона, раскрасив бумагу в нужный вам цвет. Именно цветовой фон придает особую выразительность работе. Это усложнит задачу: потребует осознанного отношения к созданию колористической композиции. 22

Кляксография
В основе этой техники рисования лежит обычная клякса. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Оказывается, клякса может быть и способом рисования, за который никто не будет ругать, а, наоборот, еще и похвалят. При этом не нужно мучиться с пером и чернилами, а можно использовать разноцветные кляксы из красок. Если сложить листик пополам, на одну сторону накапать несколько капель жидкой краски и плотно прижать другую сторону, то можно получить необычные причудливые узоры. А потом в полученных кляксах постараться рассмотреть деревья, цветы, водоросли. Для начала можно попробовать работать с одной краской, потом с несколькими
Пример техники кляксографии:
 Сложить пополам альбомный лист, тщательно прогладить линию сгиба. Раскрыть лист.
 Набрать побольше краски на кисточку и капнуть на одну половину листа.
 Сложить лист пополам и хорошенько разгладить.
 Раскрыть лист и посмотреть, что получилось
 Проделать ту же самую операцию с краской другого цвета, каждый раз капая на чистое место и только на одну из половинок листа.
 Посмотреть, что получилось и при необходимости дорисовать детали. 23


Пластилинография
Рисование пластилином - замечательный по своим возможностям вид изобразительной деятельности. Оно позволяет ребенку освоить объем, сделать картинку рельефной и за счет этого более выразительной и живой. Но, кроме того, это еще и способ задать детским пальчикам хорошую мышечную нагрузку. Особенно там, где требуется размазывать пластилин по плоскости, покрывать цветовым фоном поверхность
картона, стекла или пластмассы. РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ:
Начинать лучше с размера в четверть альбомного листа: такой формат ребенок в состоянии покрыть тонким слоем пластилина, размазывая его большим и указательным пальцами правой руки (для левшей, соответственно, левой
руки) попеременно. Иногда, если основная рабочая рука устала, можно часть работы переложить на другую руку. Основой может служить картон
или пластмасса. Стекло с обработанными краями можно предложить ребенку в качестве основы только в том случае, если он уже освоил технику рисования пластилином и умеет работать аккуратно.
Цветовой фон выбирается в соответствии с задуманным сюжетом. Можно научить детей смешивать пластилин. Для этого есть два способа. Первый - смешивать прямо на основе, накладывая мазки попеременно. А можно взять несколько кусочков пластилина разного цвета, перемешать в одном
колобке и потом начинать рисовать.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
- твердый пластилин разогреть перед занятием в емкости с горячей водой
из-под крана (но не заливать кипятком). 24

- пластилин – материал объемный, имеющий вес. Поэтому для работы следует использовать не тонкие листы, а плотный картон, чтобы не происходила деформация основы при выполнении приемов примазывания, сглаживания поверхностей создаваемого изображения.
- поверхность выполненной из пластилина работы следует покрыть бесцветным лаком. Под лаковой пленкой пластилин со временем затвердеет, изделие станет более ярким.
- на рабочем столе ребенка должна обязательно присутствовать тканевая салфетка для рук, чтобы он мог воспользоваться ею в любое время, а после выполненной работы первоначально вытереть руки салфеткой, а затем вымыть их водой с мылом.
МАТЕРИАЛ: картон, простой графитный карандаш, набор пластилина,
стеки, салфетки для рук.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
1. Сделайте рисунок простым карандашом.
2.Мелкими кусочками пластилина заполнить пространство рисунка, разглаживая поверхность пальцами, предварительно смоченными водой.
3.Пластилин можно смешивать, добавляя нужные оттенки цвета в рисунок.
4.Чтобы контур рисунка сделать объемнее, раскатайте тонкие колбаски, выложите их по контуру.
5. Можно нанести рельефный рисунок с помощью стеки.
Барельефную картинку легко изменить, дополняя деталями, варьируя приемы пластического изображения. Например, из зимнего пластилинового дерева легко создать весеннее, добавив на голые веточки зеленые листочки и розовые цветы, а к лету заменить цветы на яблоки. Пластилиновую картину можно раскрасить гуашью. Но следует учитывать, что пластилин отталкивает от себя водорастворимые краски. 25


Попробуйте нарисовать картину соответствующую тексту детской песенки
Скажи, скажи художник, какого цвета дождик
И утреннего солнца апельсин
Возьмѐм из доброй сказки все солнечные краски
И нарисуем тысячи картин.
А лето это праздник, пусть ветерок-проказник
Нам песенку весѐлую споѐт
И в звонкой птичей трели, как в яркой акварели
Волшебный мир мелодий оживѐт.
ПРИПЕВ:
Красное, зелёное, оранжевое лето, Голубое небо, алые рассветы,
Жёлтый одуванчик, синяя река
Белые пушинки - облака.
2.Какого цвета лета расскажут нам рассветы
И разные душистые луга
Цветочные поляны и белые туманы А в синем небе радуга-дуга. ПРИПЕВ:
Красное, зелёное, оранжевое лето,
Голубое небо, алые рассветы, Жёлтый одуванчик, синяя река Белые пушинки - облака.
ПРОИГРЫШ
А лето это праздник, пусть ветерок-проказник
Нам песенку весёлую споёт
И в звонкой птичьей трели, как в яркой акварели
Волшебный мир мелодий оживёт.
ПРИПЕВ 2 РАЗА: Красное, зелёное, оранжевое лето, Голубое небо, алые рассветы, Жёлтый одуванчик, синяя река Белые пушинки - облака. 26

Красное, зелёное, оранжевое лето, Голубое небо, алые рассветы, Жёлтый одуванчик, синяя река Белые пушинки - облака.
М. Бромлей
Для создания своей творческой работы можете использовать любые нетрадиционные техники.
Творческих успехов! 27


Делаем кефирный фон для рисунков
В кефир добавляем гуашь (можно разлить по разным баночкам, каждая определенного цвета, все хорошо перемешиваем. На чистый лист бумаги (желательно глянцевый) капаем большой кистью несколько капель окрашенного кефира. Закрываем сверху чистым листом: прижимаем, разглаживаем (выполняем продольные
движения, волнообразные, можно похлопать по бумаге и даже походить - все зависит от формата листа и вашей фантазии) .Берем лист за верхний край и осторожно снимаем с нижнего: у нас получается два листа с красивым фоном. Его можно использовать для любой композиции или вырезать: цветы, бабочек и прочее.
Для развития фантазии и воображения: смотрим на сделанный фон, похожи ли очертания на какой-нибудь предмет (бывают очень интересные предметы, дорисовываем.
Оформляем картину в рамку - получаем шедевр!
Ожившие предметы
Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, с присущей только ребенку детской непосредственностью, с верой в чудеса на эмоционально-чувствительном уровне. Этот
способ рисования строится на имеющемся уже изобразительном опыте, умению выражать свое отношение к рисуемому объекту различными
способами и выразительными средствами через цвет, линии, передачу
характерных поз, мимики. Пусть ребенок пофантазирует и представит себе, что самые обыкновенные вещи, которые нас окружают, вдруг ожили
Предложите ребенку нарисовать разные вещи из любой предметной группы (овощи, фрукты, одежда, предметы быта, посуда, растения и т. д.), которые вдруг ожили. При рисовании нужно сохранить форму рисуемых объектов и придать им человеческий облик, нарисовав глаза, рот, нос, ножки, ручки, разные детали одежды. 28

Пушистые картинки
Изображение - картинку можно выложить на бархатном фоне из разноцветных ниток. Нитки могут быть самые разные: от тонких, шелковых до мохнатых, шерстяных. Изображения могут быть контурными, а могут быть
«закрашенными» нитками. «Закрашивание нитками» довольно сложное
действие, поэтому начинать лучше с выполнения простых изображений, постепенно усложняя содержание.
МАТЕРИАЛ: листы бархатной бумаги, чем больше различных тонов, тем лучше, чтобы было из чего выбирать, ножницы, лоскутки, нитки всевозможных расцветок и фактуры и любые предметы и материалы, которые прилипают к бархатной бумаге: вата, перышки, пух, кусочки шерсти и т.п. Еще понадобится жесткая щетинная кисточка, ворс которой нужно будет слегка укоротить и подравнять, чтобы удалять, менять местами или же прикреплять к фону мелкие детали из ниток, шерсти или ваты, добиваясь лучшего композиционного решения. Для удобства сложите все приготовленные материалы в подходящую коробку. Также понадобится клей, кисти для клея.
ПРАВИЛА РАБОТЫ В ЭТОЙ ТЕХНИКЕ:
1 вариант.
1.Выберите картинку для аппликации и выложите контур рисунка нитками.
2.Нарежьте ножницами нитки на мелкие кусочки и разложите в отдельные баночки по цветам.
3. Смазывая клеем части рисунка, посыпайте их нитками нужного цвета.
4.Можно нарезать нитки двух и более цветов, смешать их в разных пропорциях и «закрашивать» этим материалом выложенные на бархатной бумаге контуры изображений предметов. Поэкспериментируйте, создавая всевозможные изображения и меняя фон.
2 вариант.
1. Выберите картинку для изображения. Выложите контур рисунка
нитками. 29

2. Возьмите нитку нужного цвета, приклейте ее кончик к центру детали, которую выбрали для «закрашивания» и постепенно скручивая ее от центра по спирали, приклеивайте ее к бумаге пока не закончится нитка.
Если нитка кончилась, возьмите другую и продолжайте заполнять деталь рисунка. Таким же способом «закрашивайте» остальные детали рисунка.
Монотипия пейзажная
Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.
Материалы: бумага, кисти, гуашь либо акварель, влажная губка, кафельная плитка
техника рисования: лист бумаги складывается пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом бумаги. Пейзаж получается размытым.
Диатипия
Еще доступнее детям так называемая диатипия (от греческого dia -
сквозь, через). Эту технику обычно считают разновидностью монотипии, но есть и существенные различия.
Специальным роликом (годится и ролик для накатки фотографий)
или тампоном из тряпки, наносится легкий слой краски на стекло или гладкую поверхность картонной папки. Сверху накладывают лист бумаги и
начинают рисовать. Рисуют карандашом, а то и просто заостренной палочкой, стараясь не давить сильно руками на бумагу.
На той стороне, которая была прижата к стеклу или картону, получится
оттиск - зеркальное повторение рисунка с интересной фактурой и цветным фоном.
Можно работать и с двумя красками. Если нужно получить прямое воспроизведение рисунка на цветном фоне, нарисуйте картину прямо на кальке. Последнюю положите поверх подготовленной для отпечатка бумаги
лицом вниз, то есть изображением. Остается только обвести контуры
рисунка заостренной палочкой и... оттиск готов.
Рисунок получится слегка выпуклым, что придаст ему некоторую необычность и новизну. Часто в этом случае используют цветную бумагу, но лучше отпечатать изображение на подготовленном вами же фоне. 30

Хотите изобразить чайку, парящую в голубом небе? Нанесите на стекло или папку бледно-голубую краску, прижмите - там, где вы прижали сильнее, краска отпечаталась лучше, а рядом - белое пятно, просвечивает бумага. Тем лучше - это похоже на облака. А сверху оттисните выпуклый силуэт чайки.
Акватушь (акватипия)
Совсем иная по основным приемам работы техника акватуши или акватипии. Разведите гуашь и крупно, широкими мазками нарисуйте на бумаге дерево или гриб, птицу или дом, животное или человека - что угодно. Желательно, чтобы рисунок был крупным.
Когда гуашь подсохнет, покройте весь лист черной тушью (последняя сохнет быстро, если ее слой не слишком толст).
А затем проявите рисунок в ванночке с водой. В воде гуашь смывается с бумаги, а тушь - лишь частично. И остается на черном фоне интересный белый рисунок со слегка размытыми контурами. Бумага, естественно,
должна быть плотной, чтобы не разорваться при намокании. 31

Используемая литература
• Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду:/Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/.- СПб.
:КАРО. 2008.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. - М. : КАРАПУЗ- ДИДАКТИКА, 2007.
• Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, №2
• Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, №9
• Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М. : Просвещение, 1987.
• Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство
«Просвещение», 2010.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Издательский дом «Цветной мир» Москва 2012.
• Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий
2003», 2011, - 16с. 1.Е. Н. Лебедева «Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников»
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки».
3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко «Волшебные ладошки», «Волшебные краски».
4. Мэри Энн, Ф. Колль «Рисование красками».
5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка» )
6. А. М. Страунинг «Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности».
Интернет-источники
www.maam.ru games-for-kids.ru 32

dohcjlonoc.ru www.moi-detsad.ru ped-kopilka.ru shkolaradosti.ua planetadetstva.net pochemu4ka.ru stranamasterov.ru
metod-sunduchok.ucoz.ru


Спасибо за сотрудничество!