Рабочая программа кружка дополнительного образования Экранное творчество. Производство анимационных фильмов (1-5 класс)


Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества «Эдельвейс»
Рекомендована к утверждению
педагогическим советом
МОУ ДОД ЦДТ «Эдельвейс»
Протокол №____от «__» _____20 г
Утверждаю:
Директор МОУ ДОД
ЦДТ «Эдельвейс»
____________
Приказ № ____ от «__» ______20 г
Рабочая программа
дополнительного образования детей
« «Экранное творчество.
Производство анимационных фильмов»
для обучающихся младшего школьного возраста (6,5- 11 лет)
Срок реализации 2 года
Составитель:
педагог дополнительного образования
Валенбахова Анна Леонидовна
Пояснительная записка
Все дети обожают мультфильмы! Мультфильмы - это яркие краски и волшебные сказки, это веселые герои и захватывающие приключения, это целый мир увлекательных историй, новых друзей, невероятных тайн и сногсшибательных открытий. А еще дети любят рисовать и конструировать. Каждый ребенок по своей натуре - творец, художник, конструктор. Нарисовать картинку, построить домик из кубиков, собрать модель самолета или машинки - как это интересно! А что если мы дадим детям возможность самим конструировать мультфильмы?
Мастерство создания анимационных мультфильмов – один из интереснейших видов творческой работы ребёнка за компьютером. Сегодня мультипликация уже перестала быть просто впечатляющим зрелищем, которое можно лишь воспринимать с окружающих человека экранов. Она – элемент "новой грамотности". Потребность в этой "новой грамотности" порождает новые образовательные запросы – грамоте надо учить и учиться.
Данная рабочая программа дополнительного образования рассчитана на детей 6,5-11 лет. И предназначена для ознакомления детей с историей развития анимации и технологией создаения анимационных фильмов.
Актуальность программы заключается в реализации системно - деятельностного подхода на практике, что позволяет сформировать ИКТ - компетентности, которые являются фундаментом для формирования универсальных учебных действий необходимых в современных условиях. Программа осуществляет освоение умений работать с информацией (сбор, получение, преобразование, создание новых объектов) и использовать инструменты ИКТ (текстовые и графические редакторы, видеоредакторы и др.). Информационный компонент отражает основные аспекты технико-технологической картины мира. Деятельностный компонент- это практическое овладение учащимися алгоритмами созидательной, преобразующей, творческой деятельности. При этом основными критериями успешности обучения детей, а также умения открывать знания, пользоваться различными источниками информации для решения насущных проблем.
Анимация, как синтетический вид искусства, позволяет развивать способности детей в самых разнообразных видах творчества: изобразительном, прикладном, музыкальном, драматическом, техническом. Одним из результатов обучения является детский авторский анимационный фильм, в процессе создания которого ребёнок получает необходимые знания, умения, навыки, и применяет их на практике. В связи с этим концепция преподавания подразумевает комплексное освоение детьми различных дисциплин. Особенность данной программы заключается в том, что значительная часть часов отводиться на освоение знаний и умений прикладного творчества (технологии изготовления кукол и декораций из различных материалов, технике рисования), формированию технической и компьютерной грамотности (обученю работе на компьютере, звукозаписи, работе с документ-камерой, фотоаппаратом, вебкамерой, осветительной техникой и т.п)
Процесс создания творческих работ воспитывает у учащихся усидчивость и развивает их творческий поиск. Подталкивает на создание работ воспитывающего характера, создание проектов, которые можно использовать для проведения классных часов, внеклассных мероприятий и т.д., учит находить и использовать в своей работе необходимую информацию
Вводная характеристика предмета
На занятиях кружка дети познакомятся с историей возникновения и развития анимационного искуства, видами анимации, технологией создания анимационного фильма, профессиями создателей мультфильмов, освоят приёмы раоты с компьютером и фотокамерой, научаться создавать куклы мультипликационных героев в различных техниках из различных материалов, ознакомятся с основными приёмами рисования мультипликационных героев. Дети шаг за шагом научаться создавать собственный проект. Такие занятия создадут условия для самостоятельной творческой деятельности, позволяют раскрыть особенности каждого учащегося, почувствовать себя более успешными.
Мультипликация – это групповой творческий процесс, который учит детей обсуждать проекты, работать в коллективе (прислушиваться к мнению товарищей, отстаивать свое мнение). Как и во взрослой команде мультипликаторов, дети пробуют разные функции: режиссёра, оператора, сценариста, художника-мультипликатора и т.д. В ходе работы происходит распределение функций и ролей между участниками в соответствии с теми работами, которые необходимо выполнить, а именно: написание текста сценария, выбор музыки, озвучивание. Качественная подготовка литературно-художественной части является залогом успешности будущей работы, поэтому при планировании данной деятельности выделено достаточно времени на разработку предварительного сценария и подготовку художественного оформления. Завершается данная работа просмотром и обсуждением готовых результатов, что является необходимым шагом к созданию новых работ.
Данная программа предназначена для детей 6,5-11 лет и рассчитана на 2 года оучения. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 часу. Общее количество часов 72 ч, по 36 ч на каждый год соответственно.
Учебный график
1. Продолжительность реализации программы «Экранное творчество. Производство анимационных фильмов» в МОУ ДОД ЦДТ «Эдельвейс»:
- начало занятий – с 01.09 I группа; с 15.09 – II группа
- продолжительность– 36 недель.
2. Количество групп (по запросам социума и возможностям педагога и учреждения)—2.
3. Регламентирование образовательного процесса на год:
Занятия по расписанию – 31 ч
Занятия во время каникул – 5 ч
Время аттестации учащихся – 2 ч
4. Регламентирование образовательного процесса на неделю:
1- занятие в неделю по 1 академическому часу каждое
Регламентирование образовательного процесса на день:
1 занятие в день по 1 академическому часу.
5. Продолжительность занятий от 30 до 45 мин., в зависимости от возраста детей (1 класс, первая четверть– 30 мин, II четверть – 35 мин, IIIчетверть – 40 мин, IV четверть – 45 мин, 2-4 класс – 45 мин.),
Цель: Развитие творческих, коммуникативных и интеллектуальных способностей детей младшего школьного возраста, формирование их активной жизненной позиции, социализация, посредством включения в различные виды деятельности, в процессе создания анимационных фильмов.
Задачи:
Обучающие:
Дать знания по истории развития и созданию анимации (компьютерной, рисованной, объемной);
Дать представление о создании литературных сценариев и работе режиссера.
Обучать основным навыкам работы на компьютере, с фотокамерой и документ-камерой, монтажу простейших анимационных фильмов;
Обучать работе со звукозаписывающей аппаратурой;
Обучать технологии создания кукол и декораций из различных материалов;
Обучать простейшим приёмам рисования;
Развивающие:
Развивать уровень владения устной речью, коммуникативные навыки;
Пробуждать у детей стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
Активизировать мышление и воображение детей;
Мотивировать детей на саморазвитие, ориентировать на профессиональный выбор.
Воспитательные:
Формировать бережное отношение к собственному здоровью и стремление к здоровому образу жизни;
Содействовать выработке у ребенка собственной позиции по вопросам морально – нравственной направленности и общественной жизни;
Способствовать развитию патриотических чувств и утверждению семейных ценностей.
5. Планируемые результаты
Личностные универсальные учебные действия
У обучающихсяся будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающиеся получат возможность для формирования: внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку ;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу;
использовать речь для регуляции своего действия;
контролировать действия партнера;
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
устанавливать аналогии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Предметными результатами работы в творческом объединении являются доступные по возрасту начальные сведения о технике, технологиях и технологической стороне создания анимационных фильмов, знания о истории развития и видах анимационного имкусства, об основах культуры труда, элементарные умения предметно-преобразовательной деятельности, знания о различных профессиях, связанных с созданием анимационных фильмов, элементарный опыт творческой и проектной деятельности.
В процессе обучения в конце первого года обучения дети научаться:
Правильно включать и выключать компьютер;
Делать простые фотоснимки с помощью фотоаппарата;
Рисовать простые «двухфазовки»;
Вставлять картинки и создавать анимацию в программе Power Point;
Выставлять рисунки и видеофайлы в программу Movie Maker
Сочинять тексы-сценарии из 5-ти предложений;
Рисовать простые рисунки.
Создавать комиксы с помощью программы «Мульти-пульти».
Создавать из различных материалов (бумаги, пластилина и др.) образы героев мультфильмов и декорации;
Познакомиться с технологическими приемами обработки различных материалов;
Получат возможность:
Познакомиться с историей развития и видами анимационного искусства; технологическими приемами обработки различных материалов;
Развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
Познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов; использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
В конце второго года обучения дети научаться:
Осуществлять различные виды деятельности: конструирование, лепка, рисование, съёмка, монтаж, озвучка;
работать с разными программами и оборудованием (Word, Movie Maker,Power Point, Конструктор мультфильмов, Paint, Internet, цифровая фотокамера.);
самостоятельно создавать небольшие мультфильмы.
Получат возможность научиться:
Совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
Достичь оптимального для каждого уровня развития;
Сформировать навыки работы с информацией.
применяют на практике знания, умения и навыки по математике, информатике, технологии, ИЗО и литературе;
организовывать свою деятельность (ставить цель, планировать, контролировать и оценивать);
осознавать, что компьютер предназначен не только для развлечений, а также для самореализации (человек - созидатель)
Создавать презентации в программе Power Point;
Сочинять тексты-сценарии более чем из 10-ти предложений;
Создавать анимационные фильмы с помощью программы Movie Maker;Выразительно читать тексты;
Озвучивать собственные мультфильмы;
Рисовать композиционные рисунки;
Создавать мультфильмы с помощью программы «Мульти-пульти»
Итоги реализации программы могут быть представлены
через презентации проектов;
через выставки детских работ;
через создание анимационных поздравительных открыток к праздникам.
Через участие в конкурсах различного уровня.
Тематическое планирование первый год обучения
Таблица №1
Тема раздела Содержание Количество часов
Тема: ВведениеИнструктаж по ТБ и ППБ. Из истории киноискусства. Знакомство с планом работы объединения на текущий год. 1
Теоретические основы анимационного искусства 17 ч
Тема: История возникновения анимацииИстория возникновения и развития анимации. Персистенция. Первые мультфильмы. «Карманный мультфильм».
Прикладное творчество. 3
Тема: Виды анимацииВиды анимации: рисованная, объёмная, компьютерная. «Ожившая живопись» Александра Петрова. «Пластилиновая ворона». Динамические игрушки.
Силуэтная мультипликация Необыкновенные превращения. Съёмка под камерой.
Прикладное творчество.
Работа на компьютере.
Обучение работе с документ-камерой14
Создание коллективного проекта анимационного фильма 17 ч
Тема: Производство анимационных фильмовИнструктаж по ТБ и ППБ. Понятия: съемочный процесс, съемочная группа; идея, сюжет, сцена; анимационный станок; фон, объект, крупный план, средний план, общий план.
Прикладное творчество
Работа на компьютере.
Обучение работе с документ-камеройЗвукозапись
9
Тема: Движение в анимацииПонятия «фаза движения», ракурс съёмки, ракурс героя. Движение героя по фону. Движение фона. Движение в фас. Движение в профиль. Движение облаков, воды. Прикладное творчество
Работа на компьютере.
Обучение работе с документ-камеройЗвукозапись
8
Итоговое занятие Подведение итогов, выставка работ. 1
Содержание: См. в разделе «Календарно-тематическое планирование»
Календарно-тематическое планирование кружка художественно-эстетической направленности
«Экранное творчество. Производство анимационных фильмов» МБОУ Белосельская СШ
Руководитель кружка: Валенбахова А.Л.
№ п.п Тема Содержание Теория Практика Примечания Дата
1
Введение.
Игра-путешествие по стране «Мультипультии». Рассказ о истории возникновения и развития анимации. Викторина Игры на знакомство. Инструктаж по ТБ и ППБ Ознакомление в игровой форме с историей возникновения и развития анимации, выявление первоначальных знаний по теме «анимационное искусство», ответы на вопросы викторины. Знакомство с планом работы объединения на текущий год. Из истории киноискусства, анимация, мультипликация, мультипликационные герои. Знакомство с планом работы объединения на текущий год. Игры –знакомства. 21.09
Теоретические основы анимационного искусства 17 ч
История возникновения анимации 3 ч
2 1 Театр теней в анимационном искусстве Теневые представления
Персистенция. Практикум: Движущиеся узоры. Знакомство с историей возникновения и развития анимации (что такое теневые представления, движущиеся узоры). Театр теней — форма визуального искусства, зародившаяся в Азии свыше 1500 лет назад.Театр теней использует большой полупрозрачный экран и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Театр теней в домашних условиях. Знакомство с плоскостным теневым театром и созданием теневых миниатюр с использованием пальцев и рук.Позиции рук в теневом театре. Персистенция. Теневой театр,теневые представления, движущиеся узоры.
Персистенция. Создание теневых миниатюр с помощью пальцев и рук или изготовление плоских марионеток для теневого театра. 28.09
3 2 Первые мультфильмы. Комиксы
«Карманный мультфильм». Практикум: Рисование «бумажных двухфазовок» Ознакомление с историей создания первых блокнотных мультфильмов:
«карманный мультфильм». Лекция-беседа на тему «Динамика рисования комиксов» с показом иллюстраций Туве Янссон: Муми-тролли. Полное собрание комиксов в 5 томах. Zangavar Т.1 Упражнение в рисовании «бумажных двухфазовок» Ознакомление с первыми блокнотными мультфильмами. Понятие- «двухфазовка». Иллюсирированная беседа (на основе презентации) на тему «Динамика рисования комиксов» с показом иллюстраций Туве Янссон: Муми-тролли. Полное собрание комиксов в 5 томах. Zangavar Т.1 Практикум:Рисование «бумажных двухфазовок» 5.10
4 3 Аскольд Акишин - пионер русского комикса . Динамика рисования комиксов». КОМПОЗИЦИЯ КОМИКСА. Практикум Рисуем комиксы Ознакомление с творчеством пионера русского комикса Аскольда Акишина, правилами создания комиксов, понятиями: кадр, разворот, персонаж, композиция, баллоны, хвосты баллонов, горизонтальные и вертикальные кадры. Анализ комикса с точки зрения его построения и упражнение в создании собственного комикса или разворота. Динамика рисования комиксов». КОМПОЗИЦИЯ КОМИКСА(кадр, разворот, персонаж, композиция, баллоны, хвосты баллонов, горизонтальные и вертикальные кадры). Практикум. Анализ композиции комиксов. Рисуем комиксыРисование комиксов или разворотов на тему известной детской песни или сказки, по выбору детей. 12.10
Виды анимации 14 ч 5 1 Рисованая мультипликация как вид анимационного искусства. Практическая работа: Создание фона к анимационному фильму по выбору обучающихсяОзнакомление с историей возникновения и развития рисованной мультипликации как вид анимационного искусства. Основные правила создания. Уолт Дисней и его персонажи. Рисованая мультипликации как вид анимационного искусства. Рисование фона к анимационному фильму по выбору обучающихся19.10
6 2 Ознакомление с историей развития и технологией создания плоскостной (перекладной анимации). Упражнение в анимировании перекладных кукол. Фазы движений человека, птицы (бабочки), лягушки Ознакомление с историей развития и технологией создания плоскостной (перекладной анимации). Упражнение в анимировании перекладных кукол. Фазы движений человека, птицы (бабочки), лягушки История развития и технология создания плоскостной (перекладной анимации) Упражнение в анимировании перекладных кукол. Фазы движений человека, птицы (бабочки), лягушки. 26.10
7 3 Динамические игрушки. Изготовление динамических игрушек Технология изготовления динамических игрушек. Способы крепления подвижных деталей. Изготовление из умаги и картона динамической куклы «Клоуна» Технология изготовления динамических игрушек. Способы крепления подвижных деталей. История динамических игрушек в России. Изготовление из бумаги и картона динамической куклы «Клоуна» 16.11
8 4 Динамические игрушки. Изготовление из умаги и картона динамической куклы «Клоуна» Образ и характер героя. Правила создания образа героя. Создание образа Изготовление из умаги и картона динамической куклы Образ и характер героя.. Правила работы с бумагой и картоном. Технология изготовления динамической куклы из бумаги и картона. Создание образа Изготовление из умаги и картона динамической куклы 23.11
9 5 Силуэтная мультипликация. Создание образов силуэтной мультипликации. Силуэтная мультипликация как вид анимационного искусства. История развития силуэтного искусства. Просмотр презентации. Обсуждение. Создание образов силуэтной мультипликации. Правила работы с бумагой и картоном. Технология изготовления силуэтных кукол и декораций. Создание образов силуэтной мультипликации. 30.11
10 6 Практическая работа по изготовлению силуэтных кукол. Технология изготовления силуэтных кукол. Изготовление силуэтных персонажей из чёрного картона Правила работы с бумагой и картоном. Технология изготовления силуэтных кукол и декораций. Изготовление силуэтных персонажей из чёрного картона 7.12
11 7 «Ожившая живопись» Александра Петрова. Упражнение в рисовании на стекле. Знакомство с творчеством А Петрова Пворчество А.Петрова. Просмотр и анализ фрагментов мультфильмов А.Петрова. Знакомство с техникой рисования на воде и стекле. Упражнение в рисовании на стекле. 14.12
12 8 «Пластилиновая ворона».
Лепка пластилиновых героев и их оживление История мультфильма «Пластилиновая ворона» Просмотр мультфильма, его обсуждение. Знакомство с создателями мультфильма. Лепка пластилиновых героев и их оживление История мультфильма «Пластилиновая ворона» Знакомство с создателями мультфильма. Работа с пластилином. Лепка героев по соственному замыслу. 28.12
13 9 Изготовление пластилиновых кукол к выбранному фильму Освоение процесса изготовления пластилиновых кукол (героев). Ознакомление с технологией изготовления пластилиновой куклы и декораций. Технология работы с пластилином в мультипликации. Правила лепки. Работа с пластилином. Лепка героев по соственному замыслу. 28.12
14 10 Натурная мультипликация как вид анимационного искусства. Кукольная мультипликация.
Упражнения в «анимировании» любых объёмных объектов. Знакомство с объёмной кукольной анимацией. Историей отечественной кукольной мультипликацией. Просмотр мультфильма 1912 г. В. А. Старевич «Прекрасная люканида, или война рогачей с усачами»
Упражнения в «анимировании» любых объёмных объектов. Натурная мультипликация как вид анимационного искусства. Кукольная мультипликация. Творчество отечественных мультипликаторов кукольников.
Упражнения в «анимировании» любых объёмных объектов. 18.01
15 11 Необыкновенные превращения- тренинг-игра с различными предметами. Оживление различных предметов. Работа с фотоаппаратом и программой Movie Maker. Тренинг-игра с различными предметами. Правила работы с фотоаппаратом. Покадровая съёмка и просмотр отснятого материала, экспорт отснятого материала в программу Movie Maker или быстрый просмотр и анализ материала. Правила работы со снимаемыми объектами. Роль освещения. Правила работы с фотоаппаратом. Знакомство с программой Movie Make(инструменты, правила работы), вставка рисунков и просмотр движения оъектов. Упражнение в передвижении героев, фиксации кадров с помощью фотоаппарата и анимации с помощью программы Movie Make 25.01
16 12 Изготовление объёмных бумажных кукол. Технология изготовления объёмной (бумажной или баночной, утылочной)куклы на основе конуса или цилиндра Технология изготовления объёмной (бумажной или баночной, утылочной)куклы на основе конуса или цилиндра Создание объёмной бумажной куклы. Технология изготовления объёмной (бумажной или баночной, утылочной)куклы на основе конуса или цилиндра Технология изготовления объёмной бумажной куклы и декораций на основе конуса или цилиндра. Правила работы с бумагой и картоном и разными материалами Создание объёмной бумажной куклы на основе конуса или цилиндра. 1.02
17 13 Компьютерная анимация как вид анимационного искусства. Практика работы в программе Power point Знакомство с компьютерной анимацией. Правила работы на компьютере. Включение. Управление работой компьютера с помощью «мышки». Знакомство с инструментами программы. Компьютерная анимация как вид анимационного искусства. Правила работы в программе Power point Включение. Управление раотой компьютера с помощью «мышки». Знакомство с инструментами программы Power point. Вставка рисунков, объектов, анимация 8.02
18 14 Съёмка c помощью фото и документ камеры. Правила работы и техника безопасности при работе с фотоаппаратом и документ-камерой. Правила работы и техника безопасности при работе с фотоаппаратом и документ-камерой. Упражнение в покадровой съёмке, передающей движение, с помощью фото и документ камеры. Правила работы и техника безопасности при работе с фотоаппаратом и документ-камерой. Роль освещения. Упражнение в покадровой съёмке, передающей движение, с помощью фото и документ камеры. 15.02
Создание коллективного проекта 17 ч
Тема: Производство анимационных фильмов. 9 ч
19 1 Технология создания мультфильма. Создание презентации на тему: «Как создавался мультфильм…» Как делают мультфильмы?
Кто делает мультфильмы? Как делают мультфильмы?
Кто делает мультфильмы? Как делают мультфильмы
съемочный процесс, съемочная группа;
Знакомство с историей создания одного из мультфильмов (по выбору детей) Правила пользовани Интернетом. Правила работы в программе Power point. Поиск информации в Интернете. Создание презентации на тему: «Как создавался мультфильм…» 22.02
20 2 Деловая игра: Мы снимаем фильм. Практическая работа по созданию мини-фильма (распределение ролей, составление плана работы) Закрепление знаний технологии создания мультфильма и названия профессий людей его создающих. Закрепление знаний о этапах создания мультфильма, профессиях людей их создающих и их роли в создании мультфильма Практическая работа по созданию мини-фильма. 29.02
21 3 Идея, сюжет. Просмотр мультфильма и анализ сюжета.
Придумывание сюжета учебного фильма. Раскрытие понятий «идея», «сюжет», их важность и значимость для создания мультфильма. Правила придумывания сюжета. Просмотр мультфильма и анализ сюжета. Придумывание сюжета соственного фильма. Раскрытие понятий «идея», «сюжет», их важность и значимость для создания мультфильма. Правила придумывания сюжета. Раскрытие понятий «идея», «сюжет», их важность и значимость для создания мультфильма. Правила придумывания сюжета. Просмотр мультфильма и анализ сюжета. Придумывание сюжета соственного фильма 7.03
22 4 Сцена, эпизод. Развитие речи.
Практическая работа: Разработка сценария и заполнение монтажного листа Формирование умения разбивать на эпизоды, сцены. Правила монтажа. Правила построения текста: экспозиция, где зритель знакомится с главным героем или героями, завязка, действие, кульминация, развязка, финал. Диалог. Знакомство с технологией использования монтажного листа. Разработка сценария и заполнение монтажного листа Сцена, эпизод. Развитие речи. Правила монтажа. Знакомство с технологией использования монтажного листа.
Правила построения текста. Диалога. Практическая работа: Разработка сценария и заполнение монтажного листа 14.03
23 5 Анимационный станок; правила съёмки; фон.
Практическая работа: создание фона к собственному фильму Знакомство с правилами работы на анимационном станке. Правила съёмки. Роль фона и декораций. Практическая работа: создание фона к собственному фильму. Анимационный станок; правила съёмки; фон. Роль фона и декораций.
Практическая работа: создание фона к собственному фильму 21.03
24 6 Знакомство с понятием план. Фотосъёмка разных планов (крупный план, средний план, общий план). Профессия -- оператор анимационного фильма. Крупный план, средний план, общий план. Правила монтажа. Просмотр и анализ мультфильма с точки зрения смены планов съёмки. Упражнение в фотосъёмке разных планов: крупного плана, среднего плана, общего плана Крупный план, средний план, общий план. Правила монтажа. Упражнение в фотосъёмке разных планов: крупного плана, среднего плана, общего плана 28.03
25 7 Профессия -- оператор анимационного фильма Пр.работа: Обучение работе с документ-камеройПрофессия -- оператор анимационного фильма. Обучение работе с документкамерой. Правила работы, инструменты. Возможности документ камеры в создании мультфильмов.
Упражнение в работе с документкамерой (фотографирование, сохранение изображений) Обучение работе с документкамерой. Правила работы, инструменты. Возможности документ камеры в создании мультфильмов.
Обучение работе с документкамерой. Правила работы, инструменты. Возможности документ камеры в создании мультфильмов.
29.03
26 8 Озвучивание. Роль звукового сопровождения в реализации идеи фильма.
Практика: Запись комментариев через встроенный микрофон. Сохранение звуковых файлов. Профессия -- звукооператор. Роль звукового сопровождения в реализации идеи фильма. Просмотр презентации: Знаменитые голоса отечественных мультфильмов (А. Папанов, Е.П.Леонов, К.Румянова и др.) Профессия звукооператор. Роль звукового сопровождения в реализации идеи фильма. Известные актёры, озвучивавшие отечественные мультфильмы. Практика: Запись комментариев через встроенный микрофон. Сохранение звуковых файлов. 30.03
27 9 Музыкальное сопровождение
Практическая работа. Выбор музыкального сопровождения и импорт музыкальных треков в программу Movie Maker Подбор и наложение музыкального сопровождения. Музыка создает настроение и задает темп и динамику видео. Просмотр и анализ фрагментов мультфильмов с точки зрения музыкального сопровождения. Сравнение одного фильма с различным музыкальным сопровождением. Музыкальное сопровождение. Роль звукового сопровождения в реализации идеи фильма. Музыка выражает и изображает.
Практическая работа. Выбор музыкального сопровождения и импорт музыкальных треков 31.03
Создание коллективного проекта
Тема: Движение в анимации 8 ч
28 1 Анатомия персонажей кукол-животных.
Понятия «фаза движения»
Практическая работа:
Воспроизведение фаз движения животных с использованием перекладных кукол.
Оживление. Анатомия персонажей кукол-животных. Общая схема их конструкцииРазбиение на фазы. Практическая работа: Изготовление перекладных кукол животных. Понятия «фаза движения»
Оживление. Мимика Анатомия персонажей кукол-животных. Общая схема их конструкцииРазбиение на фазы. Практическая работа: Изготовление перекладных кукол животных. Понятия «фаза движения»
Оживление 1.04
29 2 Ракурс съёмки. Ракурс героя.
Практическая работа: съёмка с разных ракурсов Практическое освоение понятий ракурс съёмки, ракурс героя.
Практическая работа: съёмка с разных ракурсов. Ракурс съёмки. Ракурс героя
Практическая работа: съёмка с разных ракурсов 4.04
30 3 Практическая работа: Съёмка движения в фас. Движение в профиль. Правила работы на анимационном станке. Ознакомление с понятиями: «движение в фас», «движение в профиль» и практическими приёмами съёмки движения в профиль и фас. Практическая работа: Съёмка движения героя в фас, в профиль. Правила работы на анимационном станке. Движение в фас. Движение в профильПрактическая работа: Съёмка движения героя в фас, в профиль. 11.04
31 4 Движение фона. Движение героя по фону. Практическая работа: съёмка движения Правила работы на анимационном станке. Разметка фона. Соотнесение времени просмотра, частоты кадров и отрезка движения. Движение облаков, воды. Практическая работа: съёмка движения Правила работы на анимационном станке. Движение облаков, воды. Практическая работа: съёмка движения 18.04
32 5 Приёмы съёмки движения в мультфильме. Практическая работа: Съёмка движения облаков, воды, дороги Иллюстрированный рассказ, сопровождаемый демонстрацией, о различных приёмах съёмки движения в анимационном фильме. Просмотр фрагментов мультфильмов определение приёма съёмки движения. Правила работы на анимационном станке при съёмке движения. Знакомство с приёмами съёмки движения. Просмотр фрагментов мультфильмов, анализ -- определение приёма съёмки движения. Правила работы на анимационном станке Практическая работа: Съёмка движения облаков, воды. 25.04
33 6 Озвучивание. Музыкальное сопровождение. Работа в программе Windows Live или Movie Maker.. Практика: Запись комментариев через встроенный микрофон. Сохранение звуковых файлов. Работа в программе Windows Live или Movie Maker. Инструменты программы. Наложение музыкального сопровождения. Вставка звуковых файлов. Запись комментариев через встроенный микрофон. Сохранение звуковых файлов. Работа в программе Windows Live или Movie Maker. Инструменты программы. Практическая работа: Наложение музыкального сопровождения. Вставка звуковых файлов. Запись комментариев через встроенный микрофон. Сохранение звуковых файлов. 7.05
34 7 Практика работы в программе Windows Live или Movie Maker. Создание названия фильма, титров. Работа в программе Windows Live или Movie Maker. Инструменты программы. Создание названия фильма, титров Работа в программе Windows Live или Movie Maker. Инструменты программы. Создание названия фильма, титров с помощью инструментов программы Windows Live или Movie Maker. 7.05
35 8 Презентация фильмов Просмотр созданных анимационных фильмов. Анализ в соответствии с критериями. План коррекции, доработка. Просмотр созданных анимационных фильмов. Анализ в соответствии с критериями. План коррекции, доработка 16.05
36 1 Итоговое занятие. Приглашаем гостей. Итоговый мониторинг 23.05
Тематическое планирование 2 год обучения
Таблица №3
№ п.пТема раздела Содержание
Количество часов
1 Введение Техника безопасности. Ознакомление с курсом образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся1 ч
2. 2. Теоретические основы анимационного искусства 16 ч
2.1 Обобщение и повторение пройденного материала по теме «Основы анимационного искусства»
Обобщение и закрепление пройденного материала в прошлом учебном году по теме: история развития, виды анимационного искусства, технология создания мультфильма. 4 ч
2.2 Технология создания анимационного фильма
Технология создания учебного фильма. Анатомия персонажа. Работа с текстом и репликами. Принципы работы в команде. Приёмы работы аниматора с сыпучими материалами. Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты. Природа движения. Работа с фонами и персонажами, соединение различных материалов. Монтаж фильма. Работа со звуком и репликами. Практика работы на компьютере, мультипликационном станке. Использование фотокамеры, документ-камеры. (Ознакомление с теоретическим материалом на примере отечественных мультфильмов, опыте и приёмах работы отечественных мультипликаторов). 12 ч
3. Создание индивидуальных анимационных фильмов 18 ч
3.1 Авторский замысел Мозговой штурм или «ярмарка идей». Выбор вида анимации и материалов. Литературный сценарий. Режиссёрский сценарий. Создание образов персонажей и декораций. Раскадровка. 3 ч
3.2 Съёмочный процесс Фотосъёмка персонажей, фонов, анимирование героев. Монтаж
отснятого материала. Звукозапись реплик. Работа со звуковой дорожкой в программе Movie Maker. Создание титров и заголовка фильма. 11
3.3 Презентация фильмов Презентация фильмов. Анализ в соответствии с критериями оценивания. Корректировка. Подготовка к участию в конкурсе. 4 ч
4. Итоговое занятие. Тестирование. Тестирование. 1 ч
Календарно-тематическое планирование второй год обучения 2016-2017 уч.год

Дата Тема занятия Содержание Теоретическая часть занятия Практическая часть занятия Примечания
1 1 19.09 Вводение. Инструктаж по ТБ и ППБ. Вводный мониторинг. Техника безопасности. Ознакомление с курсом образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся. Знакомство с планом работы объединения на текущий год. Техника безопасности. Ознакомление с курсом образовательной программы. Организационные вопросы. Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся. . Вводный мониторинг умений и навыков обучающихся. 2. Теоретические основы анимационного искусства 16 ч
2.1. Обобщение и повторение пройденного материала по теме "Основы анимационного искусства"4 ч
2 1 26.09 Повторение темы"Основы анимационного искусства: история развития, виды анимационного искусства, технология создания мультфильма».
Обобщение и закрепление материала пройденного в первый год обучения
Викторина (кроссворд, игра)
История развития, виды анимационного искусства, технология создания мультфильма.
Викторина (кроссворд, игра) на тему "Основы анимационного искусства". 3 2 3.10 Тема и идея, авторская позиция режиссера. Разработка идеи для учебного мультфильма. Лекция-беседа с показом презентации на тему «Тема, идея, авторская позиция режиссера»
Коллективная разработка идеи для учебного фильма. На этом этапе уже должна быть сформирована творческая команда.
4 3 10.10 Повторение по теме «Раскадровка». Создание таблицы типажного ансамбля героев Обобщение пройденного материала по теме «Раскадровка». Рисование раскадровки Знакомство с понятием «сравнительная таблица типажного ансамбля» Практическое занятие
Создание таблицы типажного ансамбля героев (по выбору) 5 4 17.10 Повторение по теме «Образ героя». Создание образа героя создаваемого мультфильма Обобщение пройденного материала по теме: «Создание образа героя» Воплощение замысла в цветовых эскизах и графическом изобравжении. Создание образа героя в цвете или скульптурного образа 2.2. Технология создания анимационного фильма 12 ч
Технология создания учебного фильма. Анатомия персонажа. Работа с текстом и репликами. Принципы работы в команде. Приёмы работы аниматора с сыпучими материалами. Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты. Природа движения. Работа с фонами и персонажами, соединение различных материалов. Монтаж фильма. Работа со звуком и репликами. Практика работы на компьютере, мультипликационном станке. Использование фотокамеры, документ-камеры. (Ознакомление с теоретическим материалом на примере отечественных мультфильмов, опыте и приёмах работы отечественных мультипликаторов).
6 5 24.10 Создание учебного фильма: выбор анимационных технологий. Знакомство с историей создания мультфильма «Ну, погоди!» Ролевая игра по выбору обязанностей (повторение основных профессий мультипликаторов),выбор темы мультфильма и работа с источниками информации. Просмотр видео-презентации киностудии «Мастер-Фильм» «Ну, погоди!» о том, как создавался этот мультфильм, как работала команда, как происходит распределение обязанностей художников на студии.
Подбор в литературных источниках и Интернете материала для учебного фильма. 7 6 30.10 Творчество режиссера анимационного кино А.М. Татарского. Доработка сценария, заполнение монтажного листа. Знакомство с творчеством режиссера анимационного кино А.М. Татарского. Беседа о пластилиновой анимации. Просмотр фрагмента анимационного фильма Пластилиновая ворона» Разработка истории, сценария и раскадровка своего анимационного фильма. Беседа о пластилиновой анимации. Просмотр фрагмента анимационного фильма Пластилиновая ворона» (1981). Продолжение работы над раскадровкой, заполнение монтажного листа 8 7 31.10 Просмотр и анализ мультфильма В. Дегтярева «Кто сказал Мяу» Создание учебного фильма: работа с текстом и репликами (заполнение монтажного листа) Просмотр и анализ анимационного фильма В. Дегтярева «Кто сказал Мяу». Работа с авторским текстом, внесение реплик в монтажный лист. Просмотр и анализ анимационного фильма В. Дегтярева «Кто сказал Мяу» Работа с авторским текстом и репликами к учебному фильму (внесение реплик в монтажный лист) 9 8 1.11 Создание учебного фильма: принципы работы в команде. Распределение ролей (обязанностей) в команде. Рисование раскадровки к учебному фильму
Распределение ролей (обязанностей) в команде. Рисование раскадровки к учебному фильму. Выбор «режиссера», «художника-постановщика», «автора сценария». Правила и приёмы работы с монтажным листом Распределение ролей (обязанностей) в команде. Рисование раскадровки к учебному фильму. 10 9 2.11 Работа с фонами и персонажами. Беседа на тему «Гротеск в анимации». Монтаж статичного материала в аниматик. Работа с фонами и персонажами. Лекция-беседа с показом слайдов на тему «Преувеличение в анимации. Гротеск». Подготовка фонов и персонажей для учебного фильма. Монтаж статичного материала в аниматик. Лекция-беседа с показом слайдов на тему «Преувеличение в анимации. Гротеск» Подготовка фонов и персонажей для учебного фильма (если это необходимо). Монтаж статичного материала в аниматик. 11 10 3.11 Анатомия персонажа. Рисование набросков персонажей в движении Анатомия персонажа. Показ движения человека на динамичной модели. Объяснение принципов движения. Рисование набросков человеческих персонажей в движении Показ движения человека на динамичной модели (картонная модель на подвижных соединениях). Объяснение принципов движения. Рисование набросков человеческих персонажей в движении. 12 11 6.11 Природа движения. Рисование набросков человеческих персонажей в движении. Рассказ о природе движения в мультипликации с демонстрацией примеров. Практическое упражнение «Движение персонажа». Рисование набросков человеческих персонажей в движении. Лекция-беседа о природе движения в мультипликации. Показ фрагмента анимационного фильма, созданного на киностудии Disney, «Король Лев» Практическое упражнение «Движение персонажа». Рисование набросков человеческих персонажей в движении. 13 12 7.11 Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты. Рисование характерных мимических масок персонажей Знакомство с таблицей основных мимических масок, выражающих чувства героев. Рисование характерных мимических масок персонажей их жестов. Эмоциональное движение, мимика и артикуляция, жесты, мультипликат, фактура. Рисование характерных мимических масок персонажей их жестов. 14 13 14.11 Монтаж фильма. Закрепление умения раотать в программе Movie Maker Монтаж фильма. Закрепление умения раотать в программе Movie Maker Закрепление умения раотать в программе Movie Maker Правила монтажа. Монтаж фильма. Практическое занятие.
15 14 21.11 Работа со звуком и репликами. Запись обработка и хранение звуковых файлов. Работа со звуком и репликами. Упражнение в актёрском мастерстве. Ознакомление с правилами и приёмами работы в звуковом редакторе, практические упражнения Актёрское мастерство. Правила и приёмы работы в звуковом редакторе Работа со звуком и репликами. Запись обработка и хранение звуковых файлов. Практическое занятие.
16 15 28.11 Звук в анимации. Ритм фильма. Приёмы и способы соединения видео и звукового сопровождения Подбор музыкального сопровождения фильма. Приёмы и способы соединения видео и звукового сопровождения Беседа на тему «Характер современных мультипликационных персонажей» Работа в программах Movie Maker и Power point по соединению видео и звука в аниматике. 17 16 5.12 Презентация фильма. Анализ ошибок. Успехи в работе над фильмом. Знакомство с прикладной анимацией Анализ ошибок. Успехи в работе над фильмом. Знакомство с прикладной анимацией. Лекция-беседа на тему «Что такое прикладная анимация?» Показ прикладной анимации на проекторном экране. Просмотр фильма. Анализ ошибок. Успехи в работе над фильмом. Подготовка фильма для участия в детских анимационных конкурсах и фестивалях.
3. Реализация индивидуальных или парных проектов «Создание анимационного фильма, экранизация стихотворения» 18.ч
18 1 12.12 Погружение в проект: «Экранизация стихотворения». «Литературный» и «режиссерский» сценарии. Искусство анимации и драматургия (по Г. Смолянову) Просмотр и анализ анимационного фильма Д.Я.Черкасского по стихотворению К. Чуковского «Доктор Айболит» Выбор стихотворения для экранизации. Например, Д. Хармса «Иван Иваныч Самовар»; О. Э. Мандельштам «Два трамвая» и т.д. 19 2 19.12 Мозговой штурм. Выбор способа реализации проекта, вида анимационного искусства Повторение анимационных технологий и их роль в реализации замысла автора. Выбор наиболее подходящего способа реализации проекта, вида анимационных технологий и выразительных средств. Беседа «Анимационные технологии (по Г.Смолянову) Выбор анимационных технологий и выразительных средств. 20 3 26.12 Принципы работы со сценариями: составление сценарного плана. Поиск образа анимационного героя. Поиск образа анимационного героя. Повторение терминов «Раскадровка. Монтаж. Монтажный план» Разбивка стихотворения на эпизоды. Работа с монтажным листом. Практическое занятие. Начало работы над анимационным фильмом 21 4 16.01 Инструктаж по ТБ и ППБ. Реализация проекта. Изготовление персонажей и декораций мультфильма Реализация проекта. Изготовление персонажей и декораций мультфильма. Индивидуальная помощь и консультации Изготовление персонажей и декораций мультфильма 22 5 23.01 Реализация проекта. Изготовление персонажей и декораций мультфильма 23 6 30.01 Создание звуковых файлов. Запись речевого сопровождения, подбор музыкального сопровождения Создание звуковых файлов. Запись речевого сопровождения, подбор музыкального сопровождения Технология записи и хранения звуковых файлов Запись речевого сопровождения, подбор музыкального сопровождения 24 7 6.02 Съемка сцен. Обучение работе с цифровым фотоаппаратом. Съемка сцен. Обучение работе с цифровым фотоаппаратом, ручными настройками. Правила работы с цифровым фотоаппаратом, ручные настройки. Подготовка декораций и освещения для постановки. Съёмка сцен цифровым фотоаппаратом 25 8 13.02 Съемка сцен. Продолжение. Теория: «Работа с цифровым фотоаппаратом. Ручные настройки» Съемка сцен. Обучение работе с цифровым фотоаппаратом, ручными настройками. Теория: «Работа с цифровым фотоаппаратом. Ручные настройки» Съемка сцен. Продолжение. 26 9 20.02 Беседа на тему «Характер современных мультипликационных персонажей». Звук в анимации. Ритм фильма. Беседа на тему «Характер современных мультипликационных персонажей» Расстановка звука в аниматике. 27 10 20.02 Монтаж фильма. Теоретическая беседа на тему «Сходства и различия аниматографа и других аудиовизуальных видов искусства»
Беседа на тему «Сходства и различия аниматографа и других аудиовизуальных видов искусства»
Упражнения на умение монтировать анимационный фильм в свободном программном обеспечении. 28 11 27.02 Монтаж фильма. Беседа по истории Отечественной мультипликации. Лекция по истории Отечественной мультипликации «Экспериментальная мультипликационная мастерская. Валентина и Зинаида Брумберг Л.Блатова, В.Г.Сутеев, И.П.Иванов-Вано и др.» Работа в Adobe Photoshop. Работа с графическими планшетами. Совершенствование навыков пользования данным графическим редактором. 29 12 6.03 Монтаж фильма. Работа в Movie Maker и Power point Лекция по истории Отечественной мультипликации «Наталия Сац, Михаил Цехановский, Лев Атаманов, Л.Амальрик, П.Мизякин, А.Беляков, Д.Бабиченко, П.Носов, П.Сазонов, Ю.Попов и другие.»Работа в в Movie Maker и Power point Работа с графическими планшетами. Обзор других графических редакторов, аналогов Adobe Photoshop.
30 13 13.03 Беседа «Советская мультипликация в 30-е годы. Первые звуковые мультипликационные картины». Монтаж фильма. Рисование титров. Беседа по истории Отечественной мультипликации «Советская мультипликация в 30-е годы. Первые звуковые мультипликационные картины: "Почта" по произведению С.Я.Маршака (1930 г., реж. М.М.Цехановский)».Монтаж фильма. Рисование титров. 31 14 20.03 Лекция по истории Отечественной мультипликации. Работа со звуковым рядом анимационного фильма. Лекция по истории Отечественной мультипликации «Образование мультипликационных коллективов на Тбилисской и Ереванской киностудиях. Создание в 1936 г. в Москве по решению правительства специальной студии рисованных фильмов "Союзмультфильм". Расстановка звуковых дорожек в монтажной программе. 32 15 Беседа «Первые отечественные цветные детские фильмы». Заключительный этап работы над анимационным фильмом. Беседа по истории Отечественной мультипликации «Первые цветные детские фильмы "Сладкий пирог" (1937 г., реж. Д.Бабиченко), "Красная шапочка" (1937 г., реж. В. и 3.Брумберг), "Маленький Мук" (1938 г., реж. О.Ходатаева), "Дзябжа" (1939 г., реж, М.Пащенко), "Дед Иван" (1939 г., реж. А.Иванов), "Лимпопо" и "Бармалей" (1940-1941 гг., реж. Л.Амальрик и В.Полковников) и многие другие».Финальная сборка сцен. Просчет фильма. 33 16 Беседа «Советская мультипликация в послевоенные годы». Подготовка фильма для участия в детских анимационных конкурсах и фестивалях. Беседа по истории Отечественной мультипликации «Советская мультипликация в послевоенные годы» Просмотр фильма. Анализ ошибок. Успехи в работе над фильмом. 34 17 Драматургия анимационного фильма. Законы драматургии. Просмотр и обсуждение фильмов. Беседа «Сценаристы и драматурги Отечественной мультипликации (В.Бианки, Л.Кассиль, С.Маршак, С.Михалков, Г Скребицкий, В.Чаплина, кинодраматурги Н.Абрамов, Г.Березко, М.Вольпин, Г.Гребнер, Н.Эрдман, В.Сутеев и др.)» 35 18 Заочная экскурсия на киностудию «Союзмультфильм» Просмотр презентации, викторина, просмотр мультфильмов Демонстрация обучающимся стенда с фотографиями художников-мультипликаторов-ветеранов ВОВ. Экскурсия на киностудию «Союзмультфильм» 36 19 Итоговое занятие Письменное тестирование по пройденному материалу. Анализ ошибок и успеха в работе над фильмами. 6. Список литературы
Арнольди Е. Жизнь и сказки Уолта Диснея Издательство: «ПРЕСТО-Н» 1994
Асенин С.В. Мудрость вымысла. М.: Искусство. 1983. 208 с.
Асенин С.В. Волшебники экрана. Искусство. 1974. 288 с.
Вано Иван Петрович Рисованный фильм Издательство: «Госкиноиздат»; 1950
Классик по имени Лёля в стране Мультипликации. Год издания: 2010
Норштейн Ю. Снег на Траве. Книга I Издательство: «Красная площадь» 2008
Смолянов Г.Г. Анатомия и создание образа в анимационном фильме: Учебное пособие. – М.: ВГИК, 2005
Федор Хитрук Профессия-аниматор. В 2 томах. Том 1 4.8 Издательство: «Гаятри». Год издания: 2008;
7. Голосарий
Анимация – это "синтетическое искусство, в основе которого, в отличие от других видов кино, лежит не игра живого актёра или документально воспроизводительная действительность, а последовательный ряд специально созданных и "оживающих" на экране рисованных, живописных или объёмно-кукольных образов, зафиксированных на плёнке методом покадровой съёмки" [Асенин, 1974: 4].
Storyboards (сториборды) — ряд последовательных рисунков, показывающих основные моменты будущего анимационного фильма (сценарий в рисунках).
Image boards («сюжетные карточки») — иллюстрируют основные моменты сюжета, а также определяют постановку, раскраску и другие детали.
Art boards («художественные карточки») — готовятся художником-постановщиком для художников фона.
BG artists — художники фона.
Character Designer — разработчик персонажей, их внешнего вида и костюмов.
Animation Supervisor — контролер анимации.
Key animators — раскадровщики на базе сторибордов, делающие раскадровку (layout), которая определяет размер сцены, положение камеры, положение героев и вид фона.
Art Director — художник-постановщик, создающий «сюжетные карточки» (image boards), рисующий детализированные комплекты эскизов (model pack) для раскадровщиков и «художественные карточки» (art boards) для художников фона.
Time sheet, exposure sheet, xsheet (временной лист, экспозиционный лист) — выполняется раскадровщиками и покадрово определяет время эпизода.
Inbetweening — фазовка, то есть прорисовка промежуточных фаз анимации между ключевыми кадрами.
Inbetweeners (фазовщики) — художники, которые с помощью ключевых кадров в качестве основы создают промежуточные кадры, заполняющие промежутки между ключевыми.
Tweening — автоматическая фазовка, выполняемая компьютером по ключевым кадрам.
Shape Tweening — автоматическая фазовка формоизменения.
Motion Tweening — автоматическая фазовка движения и масштабирования.
Onion skinning — функция анимационных программ, которая дает возможность полупрозрачного просмотра предыдущего/следующего рисунка на одном кадре. Функция выполняет роль кальки.