ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДДЕРЖКУ ИНИЦИАТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОДДЕРЖКУ ИНИЦИАТИВНОСТИ
И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
В ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Характеристику психолого-педагогических условий, обеспечивающих поддержку инициативности и самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности, я начну с уточнения понятия «психолого-педагогические условия», которое состоит из двух смысловых единиц: «психологические условия» и «педагогические условия». Рассмотрим каждую из них.
В научно-педагогической литературе под педагогическими условиями понимают совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач. При этом к педагогическим условиям относятся только те, которые сознательно создаются в образовательном процессе и реализация которых обеспечивает наиболее эффективное его протекание. Т.о., мы рассматриваем педагогические условия как совокупность обстоятельств, в которых осуществляется поддержка инициативности и самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности, и которые способствуют успешности этого процесса. К педагогическим условиям мы относим:
– объекты окружающей действительности, т.е. развивающую предметно-пространственную среду детского сада;
– субъекты образовательного процесса (педагоги, дети, родители);
– формы организации и методы руководства театрализованной деятельностью детей.
Психологические условия – это причины, мотиваторы, стимулы, благодаря которым происходит развитие качеств личности (в нашем случае, таких как инициатива и самостоятельность в театрализованной деятельности). К группе психологических условий мы отнесли:
– серьезное, искреннее, эмоционально-положительное отношение педагога к театрализованным играм детей;
– не директивная позиция педагога (он не режиссер детских спектаклей, а партнер по совместным театрализованным играм), создание ситуации успеха для каждого ребенка с учетом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей;
– творческих подход педагогов к руководству театрализованными играми.
На основе обобщения мы выделили комплексные психолого-педагогические условия поддержки инициативности и самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности. В формулировке каждого условия учтены педагогические и психологические аспекты. Итак, это такие условия, как:
– создание в развивающей предметно-пространственной среде детского сада пространства для театрализованной деятельности детей, возможности выбора детьми атрибутов, видов театра, участников совместной деятельности;
– организация театрализованной деятельности в разных формах на основе взаимодействия педагогов, детей, родителей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего его возрастные, индивидуальные особенности и склонности;
– выбор методов, обеспечивающих не директивную позицию педагога, творческий подход к руководству театрализованной деятельностью (педагог – партнер, образец-ориентир, носитель творческих характеристик).
Теперь подробнее раскроем, как данные условия реализуются в образовательном процессе.
Одним из важных условий развития инициативы и самостоятельности является создание в развивающей предметно-пространственной среде детского сада пространства для театрализованной деятельности детей, возможности выбора детьми атрибутов, видов театра, участников совместной деятельности.
При создании среды для театрализованной деятельности детей мы учитывали требования ФГОС ДО: развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Этим мы и руководствовались пересматривая и дополняя наши театральные уголки.
1. Требование насыщенности среды обеспечено созданием в каждой группе театральных уголков, наполнение которых соответствует возрастным возможностям детей.
В театральных уголках представлены атрибуты и разные виды театра. Также образовательное пространство оснащено техническими средствами: ноутбук, колонки, аудиомагнитолла, проектор.
Такая среда обеспечивает:
игровую, творческую активность всех воспитанников;
двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики (пальчиковый и ниточный театры);
эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
возможность самовыражения детей (игры – драматизации).
2. Трансформируемость театрального уголка предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Например: сам модуль может разворачиваться и может использоваться как ширма, с открытыми или закрытыми занавесками. Отодвинув уголок от стены можно обеспечить ребенку зону уединения. Оформление театральной студии «Арлекино» меняется в зависимости от сезона, традиционных событий.
3. Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, ширм, видов театра и т.д.;
наличие в группах полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в театрализованных играх).
4. Вариативность среды представлена:
наличие в группах различных пространств (для игры, конструирования и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей (элементы ряженья, костюмов, масок, музыкальные инструменты);
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых видов театра, стимулирующих игровую активность детей.
5. Доступность среды предполагает:
свободный доступ детей к материалам театрального уголка, свободный выбор детьми атрибутов, видов театра;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6. Безопасность предметно-пространственной среды представляет соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
Следующее важное условие поддержки инициативы и самостоятельности детей – это организация театрализованной деятельности в разных формах на основе взаимодействия педагогов, детей, родителей, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего его возрастные, индивидуальные особенности и склонности.
В основе этого принципа лежит идея взаимодействия взрослого и ребенка, в процессе которого обеспечивается собственное творческое развитие дошкольника, формируются все стороны его личности.
Авторским коллективом детского сада была написана и переработана в соответствии с ФГОС ДО парциальная программа «АРЛЕКИНО», направленная на развитие творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.
Для развития самостоятельности и инициативности в нашем детском саду осуществляется образовательная деятельность в театральной студии, в которой проводятся занятия по двум разделам программы: «Речевое и сценическое искусство» и «Музыка + театр», третий раздел «Театр Кукол» реализуется воспитатели в группах. На занятиях по речевому искусству дети через игры-этюды ребята самостоятельно передают мимикой и жестами эмоциональное состояние героя.
В играх-драматизациях ребенок-артист, самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности (интонация, мимика, пантомима), производит собственные действия исполнения роли. В игре-драматизации ребенок исполняет какой-либо сюжет, сценарий которого заранее существует, но не является жестким каноном, а служит канвой, в пределах которой развивается импровизация. Импровизация может касаться не только текста, но и сценического действия.
Содержание второго раздела «Музыка и театр» реализуется в совместной деятельности воспитателя, музыкального руководителя и ребёнка. Оно направлено на побуждение дошкольников: быть раскрепощёнными, выразительно двигаться, импровизировать, стремиться к сочинительству, самостоятельности, осмыслению различных классических произведений русской литературы и музыки.
Третий раздел – это «Театр кукол». Он и развлекает детей, воспитывает духовно и эстетически, развивая детскую фантазию, способность сопереживать происходящему, создаёт соответствующий эмоциональный настрой, раскрепощает ребёнка, повышает уверенность в себе. Раздел «Театр кукол» реализуют воспитатели групп, включая еженедельные игры-драматизации в совместную деятельность взрослого и ребёнка. Для осуществления программы в педагогический процесс включены темы и формы педагогической работы, в зависимости от возраста и того вида театра, который дети осваивают (от знакомства до показа), которые призваны создать особую атмосферу, позволяющую каждому ребёнку реализовать свою творческую активность по отношению к театрализованной деятельности.
Наличие парциальной программы не является ведущим условием, главное, чтобы театрализованная деятельности наполняла жизнь детей в детском саду. Была не только обязательной частью утренников и развлечения, и восприятия готовых спектаклей, а также организовывалась как совместная деятельность педагога и детей в режиме (например, на прогулке, как совместные игры-драматизации).
Тактика педагогического взаимодействия строится по принципу сотрудничества взрослого и ребёнка, как в сценических занятиях, так и при переживании впечатлений от восприятия и создания в своём воображении ярких образов, видений, и в сочетании с самостоятельной деятельностью дошкольника, организованной с учётом его умений, склонностей и способностей.
В этом году мы попробовали еще одну форму организации совместной театрализованной деятельности детей – интерактивный театр «Балаганчик». Это форма позволяет осуществлять разновозрастное взаимодействие детей в совместном представлении. Бродячие артисты театра «Балаганчик» (старшие воспитанники с воспитателем) приезжают к малышам в группу с представлением, вовлекая их в роли актеров в совместное представление по знакомым произведениям. Такая форма позволяет старшим детям проявить инициативу в выборе произведения для спектакля, музыкального сопровождения, самостоятельность в оформлении элементов декораций, костюмов, атрибутов. Позиция в роли старших «актеров» театра «Балаганчик» обеспечивает их самореализацию. Младшие участники представления по желанию из роли зрителей могут стать актерами, проявить самостоятельность в воплощении игрового образа.
Одним из основных принципов дошкольного образования, закрепленных в стандарте, является сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. Стандарт направлен на решение ряда задач, среди которых обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования.
Наш детский сад стремиться к созданию единого пространства развития ребенка, что предполагает совместную деятельность педагогов и родителей по воспитанию детей, общение, обмен мыслями, чувствами, переживаниями.
Работа с родителями тоже меняет свои формы. Сначала приглашали на просмотр, а теперь и роли играют мамы, папы и бабушки, и сами стали режиссёрами и актёрами в своих домашних театральных постановках. Наши родители активно принимают участие в театрализованных постановках в группах и театральной студии.
Выступают и проводят мастер классы по изготовлению кукол, костюмов своими руками на родительских собраниях. В тесном общении и взаимодействии взрослых и детей перенимается опыт и образцы актёрской игры, самостоятельного решения поставленных задач.
Педагоги, учитывая особенности современных семей, используют новые эффективные формы работы с родителями – одной из таких форм является организация «домашнего театра».
В детском саду был объявлен конкурс для семей воспитанников на создание фильма «домашний театр». Воспитатели предложили родителям участвовать в конкурсе вместе с детьми, получить возможность проявить творчество, занять своего ребенка в дни новогодних, рождественских каникул. Каждая семья старалась выделиться: одни самостоятельно шили, другие вязали, третьи использовали уже готовых сказочных персонажей.
Еще одно выделенное нами психолого-педагогическое условие поддержки инициативы и самостоятельности детей – это выбор методов, обеспечивающих недирективную позицию педагога, творческий подход к руководству театрализованной деятельностью (педагог – партнер, образец-ориентир, носитель творческих характеристик).
В соответствии с этим условием развитие инициативности и самостоятельности дошкольников в театрализованной деятельности обеспечивается использованием следующих методов:
– этюдов на выражение различных эмоциональных состояний, которые способствуют развитию умения адекватно отображать и проявлять эмоции и чувства, развивают рефлексию, «образ Я» ребенка; \например «Мне грустно», «Я сержусь», «Долгожданная встреча», «Хитрый заяц»;
– игровых упражнений, направленных на развитие определенных сценических приемов;
– театрализованных игр, построенных на принципе свободной импровизации, направленных на выработку вербальных и невербальных средств общения.
В театрализованных играх, в основу которых положен процесс творческого переживания и воплощения, сохраняется непосредственность детской игры, основанной на импровизации. Например: «Осень – добрая волшебница», «Путешествие в страну Правдивия», «Зимнее путешествие колобка». Детям дошкольного возраста по силам вносить свои микросюжеты, игровые действия, тем самым, варьируя заданные условия. Как правило, это проявляется в выборе способа реализации роли. Здесь идет развитие театрализованной деятельности через передачу образа, а также через умелое использование средств выразительности. Ребенок решает для себя, что и как он будет передавать жестами, мимикой, интонацией в соответствии с целью образа, в момент развития сюжета.
Т.о., ведущим принципом в выборе методов руководства театрализованной деятельностью детей является переход от драматизации к импровизации как основе истинного творческого проявления эмоций и чувств ребенка, при которой сохраняется смысл и атмосфера театрализованной деятельности, дети чувствуют себя свободно, раскованно, снимаются барьеры, преодолеваются страхи, создается ситуация успеха, самовыражения и самореализации ребенка.



15