Дидактическая игра как средство развития у дошкольников инициативности и самостоятельности


ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ
ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Бабушкина Татьяна Владимировна,
Муниципальное автономное
дошкольное образовательное учреждение
«Добрянский детский сад №13»,
воспитатель,
г.Добрянка, Пермский край
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В ФГОС ДО указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей. На этапе завершения дошкольного образования целевыми ориентирами, определенными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
 – проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
–  способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
–  ребенок способен к волевым усилиям;
–  пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
 – способен к принятию собственных решений.
В результате анализа литературы сформулированы понятия инициативности, самостоятельности дошкольников:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в  инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Необходимым условием развития инициативного поведения ребенка, является - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; поддержка детской инициативы в разных видах деятельности, ведущим из которых является игра.
Инициативность и самостоятельность наиболее ярко проявляются в играх с правилами. По словам А.Н Леонтьева, овладеть правилом – значит овладеть своим поведением. Поэтому задача воспитателя мотивировать игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в игры детей. В роли организатора игры воспитатель вводит правила в жизнь ребенка, а в роли отстраненного наблюдателя - анализирует и контролирует действия детей. Только совмещение этих ролей может обеспечить развитие воли, произвольности, самостоятельности дошкольников.
В наше время детей окружает множество различных игр и игрушек в детском саду, дома. Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая шире приобщить детей к текущей жизни в доступных им формах интеллектуальной и активной практической деятельности, нравственных и эстетических переживаний.
Дидактические игры могут быть использованы как на специально организованных занятиях, так и в совместной деятельности взрослого и ребенка, а также в самостоятельной деятельности.
Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность, инициативность и активность мышления и речи у детей.
Не стоит забывать, что игровым действиям детей нужно учить. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
Практика.
В своей практике в целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести также дидактические и развивающие игры, которые помогают приобрести уверенность в своих действиях и направляют  их делать самостоятельно выбор в процессе совместной и самостоятельной  деятельностях.
Разновидности дидактических игр:
- настольно-печатные,
- словесные,
- с предметами.
В рамках темы недели я использую различные настольные игры, например, такие как «Магазин», «Ателье», «Профессии» и т.д. где дети сначала излагают уже изученный материал, затем им предлагается ответить на вопросы и после этого дети учатся обобщать знания. Самое главное, ребенок впоследствии должен объяснить, чем обусловлен его выбор. В этом вся суть самостоятельности и инициативности: ребенок должен чувствовать ответственность и действовать не спонтанно, а целесообразно. Роль воспитателя в данных играх - это контроль правильности выбора. Если ребенок выбрал платье для мамы или куклы не учитывая погодные условия и, например, куда собирается кукла в данном наряде, то воспитатель может ненавязчиво подсказать, оставляя при этом право выбора за самим ребенком.
Так же я широко использую в своей практике словесные игры, например: «Я никогда не…». Все дети садятся в круг и кладут руки на колени. Первый игрок говорит то, чего он никогда в жизни не делал. Например, он говорит: «Я никогда не летал на самолете». Если кто-то из игроков летал, то он подгибает один палец на руке. Затем говорит следующий игрок и т.д. по кругу. Побеждает тот, кто быстрее всех загнет все пальцы. Эта игра настолько понравилась детям, что на следующий день дети сами стали просить поиграть в неё, но уже предложили свой вариант игры: «Что было бы, если…». Далее дети уже самостоятельно организовывают такие словесные игры.
Помимо настольных и словесных игр я использую и игры с предметами, например, «Придумай свой вопрос» Цель - Освоение умения формулировать вопросы в различной форме и адресовать его.
Дети садятся в круг, одному дается в руки любой предмет (мяч, игрушка, карандаш) который определяет ведущего задающего вопрос. Ответивший на вопрос ребенок принимает роль ведущего и адресует свой вопрос следующим детям.
«Почтальон» Цель – закрепить знание домашнего адреса. Дети заняты самостоятельной деятельностью. Один из детей «почтальон». Он разносит письма. Тот, к кому он «постучится», должен назвать домашний адрес и рассказать от кого он ждет письмо: описать его внешний вид, особенности. Кто справился с заданием, получает конверт (письмо). Дети достают из конверта белые листочки бумаги и рисуют письмо следующему ребенку (можно на листочке «написать» письмо своему другу)
Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям.
В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов.
Самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности процесса. Она осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Задача воспитателя заключается в том, чтобы дети самостоятельно играли, чтобы они сами могли организовывать игры. И все это возможно при грамотном оснащении различных зон и центров деятельности.