Конспект урока по русскому языку Сложные предложения с разными видами связи



Тема: Сложные предложения с разными видами связи.

Цель: Систематизировать и обобщать знания, умения и навыки по теме урока;
Задачи:
Закрепить и углубить знания учащихся о сложном предложении с разными видами связи, правила постановки знаков препинания в сложных предложениях;
Активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы; развивать речь учащихся , повышать самооценку и веру в себя;
Содействовать формированию личностной позиции учащихся, воспитывать стремление быть здоровым и успешным, повышать интеллектуальный уровень;
Ход урока:
Эмоциональная настроенность учащихся.
Мотивация учебной деятельности.
Душа, в которой отсутствует мудрость, мертва;
но если обогатить ее учением – она оживет,
словно заброшенная земля, на которую пролился дождь.
Абу-ль-ФараджПросвещенный разум облагораживает нравственные чувства;
голова должна воспитать сердце.
Ф. Шиллер
Образованный человек тем и отличается от необразованного,
что продолжает считать свое образование незаконченным.
К. Симонов
Перед вами записаны три замечательных высказывания знаменитых людей, каждое из которых можно взять за основу как для сегодняшнего урока, так и на будущее. Наверняка, вы согласитесь со мной, когда вчитаетесь внимательнее в эти строки.
(Ребята читают высказывания).
- Как вы понимаете смысл данных высказываний?
- Какова структура предложений, использованных в эпиграфах к уроку?
(СПП, БП, СКП)
- Запишите себе в тетрадь то высказывание, которое больше понравилось.
…. … …
Какова, по вашему мнению, цель нашего сегодняшнего урока?
(Дети озвучивают цель урока)
Я думаю…
Мне кажется…
Я уверен…
Это нужно для того, чтобы…
1. Актуализация знаний учащихся.
Орфографическая разминка.
- В каком слове пишется НН? Объясните правописание слов и укажите вид подчинительной связи в словосочетаниях.
Решё…ый вопрос (от глагола совершенного вида – НН, связь – согласование)
приказа…о отойти (краткое причастие – Н, примыкание)
в вяза…ой шапочке (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
говорила пута…о (наречие образовано от путаНый – несовершенный вид - Н, примыкание)
(она) чем-то встревоже…а (краткое причастие – Н, управление)
некраше. . ый пол (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
зва. . ый ужин (от глагола несовершенного вида – Н, согласование)
выглядела испуга…о (наречие образовано от испугаННый, есть приставка – НН, примыкание)
(Проверка выполненной работы)
Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы, подчеркните грамматические основы, нарисуйте схему предложения.
[Татьяна Афанасьевна под…ла брату знак], (что б…льная хоч…т уснуть), и [все вышли п…тихоньку из св…тлицы].
[   ], (что…), и [    ]. Сложная синтаксическая конструкция с подчинительной и сочинительной связью, с придаточным изъяснительным.
- Объясните значение слова “СВЕТЛИЦА”.
Светлица – в старину светлая парадная комната в доме.
- Подберите СИНОНИМ. (Комната)

Задание № 4 Расставьте знаки препинания, выполните синтаксический разбор предложения .Гром грохотал над крышей, возрастая и раздражаясь треском, когда мелькала красноватая молния, от нависших туч темнело.
1 простое двусоставное, распространённое, осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;
2 простое двусоставное, распространённое;
3 простое односоставное, безличное, распространённое. )- Что необходимо знать и уметь, работая со сложными синтаксическими конструкциями?
Работая со сложными синтаксическими конструкциями, необходимо:
- находить грамматические основы предложений;
- видеть границы простых предложений;
- разбираться в смысловых отношениях между простыми предложениями.
- Именно эти навыки мы и отрабатывали сегодня на уроке
Самостоятельная работа.
Тестовая работа с взаимопроверкой.
(3)Мы долго сидели на берегу под вязами. (4)Комары пропали. (5)Лёгкий ветерок, потянувший низом, наклонивший травы, но не двинувший и листка на деревьях, заставил попрятаться Маленьких демонов.
(6)Вечер не спешил, давая отбуйствовать закату. (7)Багровое пламя на западе превратило серебристую Угру в реку крови, и все комары унеслись туда, чтоб погрузить хоботы в красный поток и налиться субстратом жизни. (8)Они вскоре поняли, что ошиблись, и, распалённые злобой, вернулись назад. (9)Мы перестали сопротивляться. (10)Вокруг каждого из нас, а сидели мы на пристроенной к избе терраске, реяло плотное облачко. (11)Казалось, то парят зёрнышки граната: раздувшиеся брюшки просвечивали рубиновым.
(12)Послышался тяжёлый топот: это вернулось с пастбища небольшое деревенское стадо; слышались озвонченные тишиной ласковые, зазывные голоса хозяек. (13)Голос «молодой» не звучал среди них, но в её дворе появились без всякого зова четыре овцы, слипшиеся, как дешёвые конфеты, — три взрослые, одна подросткового возраста. (14)Потом померещилось, что это одна четырёхголовая овца, настолько синхронны были все движения и настолько неразделимы тела. (15)Эту единую овцу разрушил не поспевавший за стремительными манёврами подросток.
В4.        Из предложений 8—11 выпишите слово, в котором правописание НН определяется тем, что это полное страдательное причастие образовано от глагола совершенного вида.
 В12.        Укажите количество грамматических основ в предложении 14.
В13.        Среди предложений' 12—15 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
В14.        Среди  предложений  3—11  найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью.
Информация о домашнем задании.
Из художественного текста выписать три предложения с разными видами связи и составить их схемы. Устно объяснить постановку знаков препинания в предложениях.
В дневник: СП с разными видами связи из худ.пр.
Рефлексия.
- С какими результатами мы подошли к завершению нашего урока?
Можете ли вы утверждать, что поставленные цели нами выполнены?
Довольны ли вы своей работой на уроке?
1.Сегодня я узнал..Было интересно..Было трудно..Я понял, что..Я попробую…
У меня получилось..Я смог…
Мне захотелось.
. Слово учителя.
Я благодарю вас за активную работу на уроке. Давайте оценим нашу работу . (высказывания учащихся о работе на уроке)

Урок русского языка в 9-ом классе.
Развитие речи.
Тема: «Жанр эссе. Использование в эссе
сложных синтаксических конструкций».
Цели урока:
Познакомить с эссе как жанром;
Расширить представление об использовании жанра эссе;
Повторение орфограмм (словарные слова, непроверяемые написания) и пунктограмм «Знаки препинания в сложном предложении»;
Развитие умения конструировать сложные предложения с различными видами связи;
Развивать навыки владения речевой ситуацией по заданной теме.
Ход урока
1.Организационный момент.
2.Языковая разминка.
«Угадай слово»: приставка как в слове «разбег», корень как в слове «мыслитель», суффикс как в слове «сочинение», окончание как в слове «склонение». /Загаданное слово – размышление./
Какой фонетический процесс происходит в корне слова? /Чередование звуков: шл и сл/
Сколько в слове букв, звуков? /11 букв, 12 звуков/
Назовите морфологические признаки данного слова. /Имя существительное, нарицательное, неодушевлённое, среднего рода, единственного числа, 2 склонения (на – ие), в Им. падеже/Какую синтаксическую роль может играть в предложении? /Подлежащее/
Подберите однокоренные слова к слову «размышление». /Мысль, мыслительный, мыслить, помысел и т.д./
Какое слово будет исходным в словообразовательной цепочке? /Мысль/
Учитель: Со слова «размышление» мы и начнём словарную диктовку.
3.Словарно-орфографическая работа.
/У доски записывает словосочетания ученик, по ходу работы выделяет орфограммы, объясняет написания слов, в случае затруднения обращается за помощью к одноклассникам или орфографическому словарю./
Размышления о будущем; рассуждение на заданную тему; современная публицистика; популярный комментатор; проблемный очерк; интересно написанное эссе; особенности национальной политики; проявление тоталитаризма; интервью со знаменитым эссеистом; читать серьёзную литературу; политика государства.
/ Многие слова, их значения знакомы учащимся по урокам истории в 9-ом классе, данный урок планирую провести в конце февраля, начале марта./
Беседа учителя по словарной диктовке:
Найдите в словарной диктовке слова-синонимы. Запишите их. /Размышление, рассуждение, очерк, эссе./
Найдите однокоренные слова, разберите их по составу. /Эссе, эссеист. Необходимо обратить внимание на то, что слово «эссе» - несклоняемое существительное, поэтому у него нет окончания, даже нулевого./
Как образовалось слово «эссеист»? /Это слово образовано от слова «эссе» с помощью суффикса – ист, это суффиксальный способ образования слов./
Каково значение суффикса – ист? /Указывает на род занятий человека, на его профессию./
Кого же называют эссеистом? /Человека, который пишет эссе./
Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока, сделав выводы из нашей беседы.
Ученик: Эссе как жанр.
Учитель: Каковы задачи нашего урока? Теоретическая? Практическая?
Ученик: Теоретическая – познакомиться с жанром эссе, узнать о его особенностях, отличительных чертах; а практическая – попробовать свои силы в жанре эссе.
4.Работа по теме урока.
4.1.Определите лексическое значение слова «эссе».
Ученик: Эссе – эпический жанр, где автор рассуждает, размышляет на заданную тему.
Учитель просит учеников найти значение данного слова в толковом словаре и энциклопедическом. /См. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь; «Большая Российская энциклопедия», М., 1999, с.839. См. А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учебное пособие для 10 – 11 классов.- М.: Просвещение, 1996./
Учитель: В учебнике русского языка для 10 – 11 классов даётся такое значение слова «эссе» - это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование.
Ученик: Эссе (от фр. опыт, набросок) – малый жанр философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчёркнуто индивидуальную позицию автора с непринуждённым, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь. Основатель жанра М. Монтень – 16 век – французский писатель, философ-гуманист. Автор книги «Опыты».
Ученик: В толковом словаре понятие эссе – жанр публицистики, в котором содержатся размышления по поводу какого-либо события, рассуждение на заданную тему, в большей степени лирического характера.
4.2.Выяснение жанровых особенностей эссе.
Учитель предлагает, исходя из толкования слова «эссе», выделить его жанровые особенности. В ходе обсуждения учащиеся выделяют следующие жанровые особенности эссе:
авторская индивидуальность, ясно выраженная авторская позиция;
сравнительно небольшой объём;
лиричность;
выразительность, яркость;
использование литературных приёмов, средств выразительности.
4.3.Практическая работа: определить, является ли сочинение ученицы эссе.
Учитель: Недавно в нашей школе прошла презентация сборника ученических работ мемориального фонда имени В. Павленкова «Россия: вчера, сегодня, завтра». Я хочу прочитать вам одну из представленных в сборнике работ ученицы нашей школы. Ваша задача: определить, можно считать эту работу выполненной в жанре эссе. Пожалуйста, будьте внимательны, постарайтесь записать в тетради свои доказательства.
/Учитель читает работу.
Вечер. За окном темно, только фонарь тускло-жёлтым пятном выхватывает рой хлопьев-снежинок. Я сижу у окна и смотрю на их медленное движение, пытаясь понять законы их хаотичного танца. С размышления о снежинках «перескакиваю» на раздумья о времени: сейчас время как бы замедлило ход, приостановилось и течёт-танцует вместе со снегом. Я вздыхаю, пора спать. А завтра опять ранний подъём, скорый завтрак, школа и уроки, уроки, уроки… а время будет уже бежать, даже мчаться…
…Какое оно, время? Быстрое, весёлое, жгучее, трудное, абстрактное? Нет, оно просто время, разделить которое можно лишь на прошлое, настоящее и будущее…
…Я живу будущим. Я тороплю дни, недели, хочу, чтоб быстрее закончилась школа, отзвенел последний звонок, отзвучал выпускной вальс. На уроках изредка оглянусь, посмотрю на одноклассников, чувствую, что они, как и я, живут уже в завтрашнем дне: занимаются на всевозможных подготовительных курсах, рамки общения расширились до безграничности. Это новое общение завораживает, слегка пьянит, действует возбуждающе, поэтому все ждут окончания уроков и встречи с новыми друзьями. Спроси любого из моего 11-го Г, где интереснее, куда стремишься, каждый ответит: скорее бы июль, вступительные экзамены и «студенчество». Для нас время бежит, даже мчится, потому что мы юны, полны сил, задора, энергии, мы смелы в выборе решений. Мы будущее своей страны, завтра России.
Альтруист Данко, аскет Рахметов, фанатично преданный революции Павка Корчагин далеки от нас, не понятны нам. Нам ближе «разумный эгоизм» Лопухова и Кирсанова. Мы сначала сами добьёмся успеха, для себя, а потом уж для страны.
Но если случится беда, то мы придём на помощь России, понадобится – встанем на её защиту, потребуется – будем работать без выходных, «начиная понедельник в субботу» /См. повесть А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу»/. В моих сверстниках есть это величайшее чувство – патриотизм. Но, может, оно «дремлет» пока и потребуется нечто неординарное, чтоб его «разбудить».
Говорят, трагедии сплачивают нацию. После 11-го сентября в американцах, даже самых лениво-эгоистичных, всколыхнулось самосознание. А мы не американцы, мы россияне, значит, патриоты изначально, на генетическом уровне. Безусловно, ни я, ни мои сверстники, ни кто-либо другой не хотим трагедий. Достаточно их случилось в прошлом и настоящем. Мы желаем мира, покоя, уверенности в том, что наступит завтра и для нас, и для России…
… Удивительна память человеческая! Моя бабушка иногда не помнит, что произошло вчера, о чём мы с ней говорили по телефону, но о событиях далёкого своего детства, юности расскажет подробно, яркими красками расцвечивая детали.
Милые мои, родные старики всегда трудно жили, много работали. Мама рассказывала, как ей, маленькой девочке, по праздникам бабушка давала 5 копеек, и мама, гордо подавая их продавцу в магазине, торжественно произносила: «Одну конфету «Красный мак!» Не две, три, сто граммов, нет, только одну. Сейчас бабушка и дедушка получают хорошие пенсии, но всё равно продолжают экономить: не покупают экзотических фруктов, сырокопчёных колбас, шоколада, говоря при этом: «Не привыкли-то мы к роскоши». Вот такие они, наши старики: на себя лишнего рубля не истратят, откладывают детям, внукам на помощь, на «чёрный день» себе. Видно, жизнь их приучила к строгости, экономии, не баловала подарками.
С огромным уважением смотрю я на них, моих родных бабушку и деда, они «прошлое России, но достойное её вчера».
А Россия сегодня? Может, это песни, которые мы поём, книги, которые мы читаем, фильмы, которые мы смотрим? Это «Любе», а не Шура, книги Людмилы Улицкой, а не Эдуарда Лимонова, фильмы Никиты Михалкова, а не «мыльные сериалы».
Настоящее России, её «сегодня» складывается из прошлого и надежд на будущее. Это я и моя семья, все-все «я» и их родные и близкие вместе./
Вопросы:
- Понравились ли размышления автора?
- Можно ли назвать данную работу эссе?
- Почему?
- Приведите доказательства.
- Индивидуальна ли работа? Выразительна?
Вывод: данную работу можно отнести к жанру эссе.
5.Создание проблемной ситуации и переход к следующему этапу урока.
5.1.Учитель: Обратимся вновь к словарной диктовке. Назовите слово, которое является историческим термином, причём совсем недавно вы говорили на уроках истории об особенностях этого явления в нашей стране в 30-ые годы 20-ого века.
Ученик: ТОТАЛИТАРИЗМ.
Учитель: На урок сегодня я пригласила в качестве консультанта учителя истории Татьяну Владимировну. Я прошу Татьяну Владимировну рассказать о политике СССР, являющегося тоталитарным государством, в области культуры в 30-ые годы прошлого века.
/ Учитель истории рассказывает о политике партии в области культуры, вовлекая учащихся в беседу./
Учитель: В это время творил замечательный поэт Осип Эмильевич Мандельштам. Надеюсь, что вам известно это имя. Тонкий, проникновенный лирик, автор многих стихотворений. Послушайте одно из них – «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…»
/Ученица читает стихотворение. См. Чудное мгновенье. Любовная лирика русских поэтов. Книга 2. М., «Художественная литература», 1988, с.137./
Учитель: Но такие стихи не были востребованы, партии нужны были стихи, зовущие на борьбу с контрреволюцией или полные трудового энтузиазма. У Осипа Мандельштама есть стихотворение, в котором он выражал своё отношение к происходящему в стране.
/Ученик читает стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны...»:
Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы как черви жирны,
А слова как пудовые гири верны.
Тараканьи смеются усища,
И сияют его голенища.
А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет.
Как подкову, дарит за указом указ –
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него – то малина
И широкая грудь осетина./
Учитель: Осип Мандельштам был обвинён в контрреволюционной деятельности, сослан в один из спецлагерей, где умер в нечеловеческих условиях. О последних днях жизни поэта написал Варлам Шаламов в новелле «Шерри – бренди», отрывок из которой я вам сейчас прочитаю.
/Новеллу читаю выборочно:
Поэт умирал. Большие, вздутые голодом кисти рук с белыми бескровными пальцами и грязными, отросшими трубочкой ногтями лежали на груди, не прячась от холода. Раньше он совал их за пазуху, на голое тело, но теперь там было слишком мало тепла. Рукавицы давно украли; для краж там нужна была только наглость – воровали среди бела дня. Тусклое электрическое солнце, загаженное мухами и закованное круглой решёткой, было прикреплено высоко под потолком. Свет падал в ноги поэта – он лежал, как в ящике, в тёмной глубине нижнего ряда сплошных двухэтажных нар. Время от времени пальцы рук двигались, щёлкали, как кастаньеты, и ощупывали пуговицу, петлю, дырку на бушлате, смахивали какой-то сор и снова останавливались. Поэт так долго умирал, что перестал понимать, что умирает. Иногда приходила, болезненно и почти ощутимо проталкиваясь через мозг, какая-нибудь простая и сильная мысль – что у него украли хлеб, который он положил под голову. И это было так обжигающе страшно, что он готов был спорить, ругаться, драться, искать, доказывать. Но сил для этого не было, и мысль о хлебе ослабла…
Жизнь входила в него и выходила, и он умирал… Он верил в бессмертие, в настоящее человеческое бессмертие… он вовсе не устал жить… Он верил в бессмертие своих стихов. У него не было учеников, но разве поэты их терпят? Он писал и прозу – плохую, писал статьи. Но только в стихах он нашёл кое-что новое для поэзии, важное, как казалось ему, всегда. Вся его прошлая жизнь была литературной книгой, сказкой, сном, и только настоящий день был подлинной жизнью…
К вечеру он умер.
Но списали его на два дня позднее – изобретательным соседям его удавалось при раздаче хлеба двое суток получать хлеб на мертвеца, мертвец поднимал руку, как кукла-марионетка. Стало быть, он умер на два дня раньше даты своей смерти – немаловажная деталь для будущих его биографов./
5.2.Обсуждение отрывка.
Вопросы:
- Взволновала ли вас судьба Осипа Мандельштама?
- Появилось ли желание узнать о его жизни и творчестве, познакомиться с его стихами?
- Поделитесь своими впечатлениями.
5.3.Творческая работа.
Учитель: А теперь представьте, что вам предстоит написать эссе на тему «На земле нет могилы Осипа Мандельштама…»
- О чём вы будете писать?
- От какого образа, символа «оттолкнётесь»?
- Какое понятие будет в вашей работе ключевым?
- Воспользуетесь ли вы материалами сегодняшнего урока?
- Какие синтаксические конструкции вы будете использовать в работе?
- Повторим правила «Знаки препинания в сложном предложении»
/Учащиеся вспоминают правила «Знаки препинания в сложном предложении»/
- Запишите в тетрадях тему эссе, начните работать.
/ На уроке написала эссе полностью только одна ученица. Большинство ребят написали немного: 5 – 6 предложений. Поэтому можно изменить задание – предложить устно выполнить данную работу./
6.Домашнее задание.
Дописать эссе, используя сложные синтаксические конструкции. Повторить правила «Знаки препинания в сложном предложении» по учебнику.
7.Подведение итогов урока. Комментирование и выставление отметок.