Конспект урока по русскому языку в 9 классе Сложные предложения с разными видами связи


Тема урока: «Сложные предложения с разными видами связи».
Цели урока: углубить представления о структуре сложных предложений, совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки, развивать творческие способности учащихся, продолжать подготовку к ОГЭ.

Тип урока: комбинированный.
Методы: лингвистическая разминка, анализ предложений, самостоятельная работа, тренировочные упражнения, работа с учебником, творческая   работа.
                                                        Ход урока
Организационный момент.
Лингвистическая разминка.
Найдите словосочетания со связью «управление», объясните свой выбор:
а) доволен успехами, б) управлять автомобилем, в) читать лежа,
г) характерные черты, д) стена из кирпича.
(а, б, д)

2.   В каких предложениях есть речевые ошибки:
а) Хочется предупредить тех, кто плохо знает Правила дорожного движения.
б) В состав продукта входят пастеризованное молоко, соль, сычужный фермент, консерваторы, пищевые добавки.
в) Около девяноста абитуриентов получили на экзамене высший балл.
г) У обоих спортсменок результаты оказались одинаковыми.
д) Сегодня я чувствую себя намного более лучше.
(б, г, д)
     
Сложные предложения с разными видами связи.
     А). Слово учителя.
Какие типы связи предложений вы знаете?
Как их отличить?
Мы рассмотрели различные варианты связи в сложносочиненных, сложноподчиненных и подчиненных предложениях. Однако в художественной речи, в текстах публицистического, научного, официально-делового стилей часто встречаются предложения с разными видами связи.
Рассмотрим предложение со всеми видами связи:
Куда бы нас ни бросила судьбина
И счастие куда б ни повело,
Все те же мы: нам целый мир чужбина;
Отечество нам Царское Село.
                               (А.С. Пушкин)
(Куда бы…) и (…куда б…), [  ]: [  ]; [  ]   Предложение сложное, с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной; повествовательное. Сочинительная связь соединяет два придаточных предложения. Они оба, в свою очередь, относятся к первому главному предложению, поэтому между ними не нужна запятая. Второе и третье главные предложения со значением перечисления уточняют первое (перед двоеточием можно вставить «а именно»).  
Б). Анализ предложений: (под диктовку)
- Русский человек так уверен в своей силе и крепости, что он не прочь и поломать себя: он мало занимается своим прошедшим и смело глядит вперед.
[…так], что (  ) : [ ]
- Чем шире становился Енисей, тем положе делались берега, утихало течение, река усмирялась, катила воды без шума и суеты.
Чем (  ), [тем..], [ ], [ ].
- Много веков сушили эту землю ветры-суховеи и калило солнце, пока она не стала такой крепкой, будто схвачена цементом.
[ ] и [ ], пока (… такой…), будто ( )
- В старом лесу, где было совсем темно, жизнь продолжалась, звучно щелкали соловьи, раздавался треск сухих веток.
[…, (где…),…] : [  ], [  ].  
Физкультминутка (см. презентацию)
4. Самостоятельная работа .
Под диктовку в тетрадях записывается предложение для грамматического разбора:
Те, кому посчастливилось испытать удовольствие от сбора грибов, рассказывают о том, какое необыкновенное чувство испытывает человек, когда под прошлогодними листками проглянет коричневая шляпка крепкого молоденького боровичка, как загораются радостью глаза, когда увидишь полянку расцвеченную, словно цветами, желтыми лисичками.
5.Творческая работа.
Из трех простых предложений (они на презентации) составить и записать одно сложное, используя при этом союзы:
А) Человек работает с желанием.
Желание вдохновляет человека.
Рождается замечательное творение.
Б) Смотришь на вещь.
Вещь эту сделал своими руками.
Становится радостно на душе.
В) У нас ежегодно устраиваются выставки детского творчества.
Много интересного делают ребята в кружках.
Кружки работают в каждой школе.
Работа с учебником (при наличии времени или на дом).
Работа с учебником. Закрепление пунктуационных правил: упражнение 161 – устно.
физкультминутка
Тренировочные  упражнения. (под диктовку)
А) Если мышцы спины не тренировать, позвоночник начинает прогибаться сильнее необходимого – спина сутулится, живот выпячивается, грудь обвисает, плечи уходят вперед.
(Если), [ ]-[ ], [ ], [ ], [ ].
Б) При правильной осанке тело должно касаться стены затылком, плечами, лопатками, ягодицами, пятками - в противном случае ваша осанка нарушена и требуется коррекции.
В) Конечно, выработать правильную осанку непросто: первое время вы не сможете ходить так долго; мышцы будут предательски тянуть вас в привычное для них положение, но упорно тренируясь, вы приобретёте красивую осанку.
[], []; [], но [].
Вопросы для повторения и самоконтроля.
Сколько простых предложение содержит, как минимум, сложное предложение с разными видами связи?
Какие знаки препинания ставятся в сложных предложениях с разными видами связи?
Когда между союзами в сложном предложении с разными видами связи запятая не ставится?
     
Обобщение материала. (Чем занимались на уроке? и т.п.)
Домашнее задание.
Страница 108 (разобрать материал), упр. 245.
 
VI.    Подведение итогов. (Оценки)
Приложение:
Физкультминутка 1 и 2 одинаковые (для закрепления)
Вы сейчас расправите плечи, выпрямитесь и посидите так некоторое время, вы почувствуете, как заныли мышцы на шее, вдоль позвоночника и даже в пояснице, а тело вновь захочет вернуться в привычное положение.
«Бабушкин» метод выработать красивую осанку – ношение книги на голове: без поддержания ровной осанки и расправления плеч книгу удержать невозможно. Если хотите еще и повеселиться, замените книгу на тарелку с водой, ее нужно держать аналогично, расположив на голове и полностью выпрямив спину и расправив плечи.
Ориентир правильного положения головы – расположение мочек ушей прямо над расправленными плечами.