Конспект урока русского языка на тему Сложные предложения с разными видами связи ( 9 класс)
Урок русского языка в 9 классе
Тема урока: Сложные предложения с разными видами
связи
Цель урока: формировать умения распознавать предложения сложных синтаксических конструкций, умения составлять схемы таких предложений;
развивать у учащихся пунктуационное чутье;
воспитывать у учащихся волю и храбрость, т. е. воспитывать «в таком духе: приучать себя слушаться своих приказов, твердо выполнять, что решил» (М. Громов)
Оборудование и наглядность на уроке:
Дидактический раздаточный материал, жетоны (за правильный ответ), запись на доске.
Девиз урока: Знаешь сам – помоги другому.
Каждый участник группы должен обязательно ответить хотя бы на один вопрос.
Ход урока
Разминка. Словарная работа.
Каждой группе по очереди дается лексическое значение слова, учащиеся должны определить, что это за слово.
1) Душистый, приятный запах (аромат)
2) Комната для приема гостей (гостиная)
1)Общедоступный, вполне понятный, пользующийся широкой известностью (популярный)
2) Огромный, необычных размеров (гигантский)
1) Небольшой огороженный садик, цветник перед домом (палисадник)
2) Музыкальное сопровождение (аккомпанемент)
1) Узор из скрепленных друг с другом цветных камушков, эмали, дерева, пазлов (мозаика)
2) То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующего поколения (традиция).
1) Запас, откуда черпаются новые силы, ресурсы (резерв)
2) Запасы, источники чего-нибудь (ресурсы)
Для всех: Мужество и решительность в поступках, отсутствие страха, смелость (Храбрость).
Работа с учебником.
Упражнение 249, стр. 112.
1 группа – 1 часть, 2 группа – 2 часть.
- Прочитать
- Какая главная мысль доказывается в этом тексте? (храбрость нужно воспитывать в себе) . вывод.
- Найдите в своем тексте предложение на изучаемую тему. Докажите.
Фронтальный опрос.
- Что такое сложная синтаксическая конструкция?
- Каким способом могут соединяться предложения в составе сложного с разными видами связи?
- Что необходимо сделать, чтобы правильно понять смысл такого предложения?
- Могут ли в таких предложениях оказаться рядом сочинительные и подчинительные союзы? Какие знаки препинания ставятся в таких случаях?
Закрепление изученной темы.
1) На доске.
Если жизнь тебя обманет,
Не печалься, не сердись!
В день уныния смирись:
День веселья, верь, настанет.
Сердце в будущем живет;
Настоящее уныло:
Все мгновенно, все пройдет;
Что пройдет, то будет мило.
- Какое настроение надо передать при чтении стихотворения?
- Составьте схему последнего предложения. Объясните расстановку знаков препинания. В каком случае знак препинания трудно объяснить современными правилами пунктуации и можно счесть авторским?
2) Рассмотрите данные схемы. Что отражено в этих схемах?
3) Работа по карточкам
Запись предложений в определенном порядке.
- Составьте схему сложной синтаксической конструкции.
А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брат.. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали. И – ни тропинки, ни следочка!
Итог урока.
- О каких предложениях шла речь сегодня на уроке?
- Что сложного в изучении таких предложений ? (Знаки препинания)
Домашнее задание.
Упражнение 253, стр. 113 (по заданию)
Выставление оценок.
Большее количество жетонов – хорошая отметка.
Запишите данные предложения в таком порядке:
Сложноподчиненное,
Бессоюзное,
Сложное с разными видами связи,
Сложносочиненное,
Простое
У вас получится отрывок из стихотворения О. Фокиной.
1. Я испугалась, оглянулась, и песенка моя споткнулась, а папоротники молчали, а ели головой качали. 2. И – ни тропинки, ни следочка! 3. Тот день был не совсем обычен: десяток первых земляничин несла я в кулаке зажатом на радость маленькому брату. 4. А ландыши растут на круче, где папоротники дремучи, где ели хмуры, бородаты, где заблудилась я когда-то. 5. Десяток земляничин первых несла и потихоньку пела, и птицы надо мною пели, пока не обступили ели.
15