Методическая разработка на тему «Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в СПО»


ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ
краевое государственное автономное
профессиональное образовательное учреждение
"Колледж технологии и сервиса"
(КГА ПОУ "КТИС")
М Е Т О Д И Ч Е С К А Я РАЗРАБОТКА
на тему «Инновационный подход в преподавании экономических дисциплин в СПО»
Преподаватель Морозова О.В.
Владивосток 2017г.

ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД В ПРЕПОДАВАНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В СПО.
Актуальность и цели. В условиях проводимого в России курса на повышение качества образования важным аспектом оценки профессионализма преподавателя становится его знание инновационных технологий, готовность и умение применять на практике инновационные методы обучения. На фоне трансформации образовательной парадигмы актуализируются творческая активность педагога и использование инновационных методов и технологий в преподавании.
Главной целью инновационного обучения является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Это обучение можно охарактеризовать как способ познания, основанный на диалоговых формах взаимодействия участников образовательного процесса. При этом обучение «погружается» в общение, в ходе которого у обучающихся формируются навыки совместной деятельности.
Сегодня суть проблемы заключается в том, что не всегда преподаватели могут применять в учебном процессе инновационные методы обучения. Это обусловлено в основном нежеланием тратить дополнительное время на их подготовку и внедрение в учебный процесс, до конца не осознавая пользу от этого и эффективность, что может быть связано с недооценкой инновационных преимуществ и с творческой пассивностью отдельных педагогов. Общий смысл такого образования заключается в прикладном характере – они развивают у выпускников способность мыслить инновационно, предлагают новый взгляд на «человеческий капитал».
Современное образовательное пространство состоит из двух типов педагогических процессов – инновационных и традиционных. Если традиционный учебный процесс, по убеждению А. Тоффлера, несет на себе «следы конвейерной организации труда раннего этапа индустриального производства», то «инновационные практики предлагают вступать в активный диалог не только с учителем, но и с познаваемым миром, занимая при этом не столько активную, сколько инициативную позицию». Высокое качество образования может обеспечить тот, кто сам владеет соответствующим уровнем педагогической компетентности. Такой субъект должен, быть способным к саморазвитию и самоопределению в ситуации подвижного, постоянно меняющегося и «открытого социальному заказу образования», понимать свое профессиональное предназначение, принимать педагогическую работу в качестве важного приоритета, быть готовым к постоянному переобучению и обновлению. Преподаватель должен уметь организовать процесс исследования проблемы таким образом, чтобы студенты восприняли это как собственную инициативу; создать учебную ситуацию, побуждающую к интеграции совместных усилий, с обеспечением в аудитории дозированной помощи обучающимся; при сохранении собственного научного авторитета педагог должен помочь студентам не попасть под свое влияние во избежание скованности их мыслительной деятельности, поощряя самостоятельность интеллектуального поведения. Думаю, Все наши преподаватели в какой-то мере, ведут работу по совершенствованию преподавания своих дисциплин. В настоящее время оценка предлагаемых колледжом услуг происходит с позиций привлекательности его для потребителя – абитуриента, его родителей, потенциальных работодателей. Курс на повышение качества образования предполагает переход к личностно ориентированной педагогике в России. Не одно десятилетие продолжается творческий поиск, выражаемый в изобретении, разработке, внедрении на практике новых, все более эффективных, «инновационных», как принято их сейчас называть, методов и технологий обучения. Сначала это были активные, затем интерактивные, а в настоящее время – инновационные методы и технологии обучения, которые постоянно совершенствуются; обновляется их техническая составляющая. Таким образом, современный этап развития образования, применительно к которому используется понятие «инновационный подход», можно охарактеризовать как «синергетический подход», так как в его основе лежит ориентация на интенсивное развитие, от него ожидается синергетический (дополнительный) эффект, превышающий простую сумму слагаемых
Для характеристики инновационного подхода в преподавании любых, в том числе экономических, дисциплин необходимо выявить взаимосвязь понятий «методы» и «технологии» обучения. Методы представляют собой упорядоченные способы организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и студента или группы студентов), сосредоточенные на усвоении образования, общем и профессиональном развитии личности будущего специалиста и самого преподавателя. Технологии обучения– способ реализации содержания обучения, предусмотренного учебными программами, как система форм, методов и средств, обеспечивающих наиболее эффективное достижение поставленной дидактической цели, как звено между теорией и практикой, тот канал, по которому транслируются профессиональные знания в систему обучения. Все обучающие технологии, без исключения, являются открытыми системами обучения и включают в себя инновации, элементы из других технологий и систем
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
1 Технология развития критического мышления
 Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям. К нему относится
Основные методические приемы развития критического мышления
- Прием «Кластер»,  Таблица, Учебно- мозговой штурм, Интеллектуальная разминка, Эссе, Метод контрольных вопросов, Приём «Знаю../Хочу узнать…/Узнал…»,    Ролевой проект, Да – нет, Приём «Чтение с остановками» 
- Приём « Взаимоопрос» Приём « Перекрёстная дискуссия»
2. Проектная технология. Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп. Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтрол ь. Оформление проекта, подготовка к защите. Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»
3.Технология проблемного обучения.    Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
4. Игровые технологии
5. Кейс – технология. Кейс-технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный анализ. Это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике. К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс, относятся:
·        метод ситуационного анализа (Метод анализа конкретных ситуаций , ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии)
·        метод инцидента;
·        метод ситуационно-ролевых игр;
·        метод разбора деловой корреспонденции;
·        игровое проектирование;
·        метод дискуссии.
6). Технология модульного обучения
7. Технология развивающего обучения
8 Педагогические технологии организации познавательной деятельности, содержащие эффективные приемы мотивации учебной деятельности и стимулирования познавательных способностей. Эта технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени (недели, месяца, полугодия).  Преподаватель выступает в роли консультанта.
9 Технологии инновационной деятельности, направленные на разработку новых программ, новых подходов в образовании, на создание условий для педагогического творчества.
10 Информационо-коммуникативные технологии:  частичное использование дополнительного материала; использование тренинговых программ, использование диагностических и контролирующих материалов;выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; - самостоятельная работа с самопроверкой; - использование компьютера для вычислений, построения графиков;- использование игровых и занимательных программ;- использование информационно-справочных систем;- организация проектной деятельности учащихся;
11 Здоровьесберегающая. Применение данной технологии обусловлено рядом причин, приводящих к снижению здоровья учащихся: 
перегрузка учащихся, снижение двигательной активности;
несформированность навыков здорового образа жизни;
плохая экология;
Физминутки на уроках, гимнастика для глаз,  динамические паузы, проветривание классной комнаты, соблюдение требований СанПина по установке парт,
К инновационным технологиям обучения относят: интерактивные технологии обучения (слово «интерактивный». В переводе с английского inter – взаимный, to act – действовать, т.е. действовать вместе, на равных, взаимно необходимо. Интерактивный – включенный в действие, взаимодействующий, находящийся в состоянии (режиме) беседы, диалога с чем-либо (компьютером) или кем-либо. Таким образом, интерактивное обучение – это диалоговое обучение), технологию проектного обучения и компьютерные технологии. Таким образом, в современном преподавании можно выделить инновационные технологии (и методы) как с применением технических средств, так и без них. Действительно, в условиях всеобщей информатизации и выбранного курса на построение «информационного общества», когда информация обновляется в максимально короткие сроки и объем ее превышает физиологические возможности потребления (усвоения), обойтись без технической составляющей процесса обучения просто невозможно.
Большое значение имеют активные методы обучения, при инновационном подходе стимулирующие инициативность студентов в учебном процессе, в противоположность традиционному, где их роль пассивна. Способствующих повысить качество образования путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности. К ним можно отнести методы: проблемного и проективного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, предусматривающие актуализацию и развитие имеющегося потенциала. Доказано, что наиболее эффективными из известных современных инновационных методов остаются так называемые интерактивные методы обучения.
К интерактивному обучению относятся деловые и ролевые игры, дискуссии, диспуты, анализ конкретных ситуаций, беседы, а также лекции с элементами дискуссий, проблемным изложением материала, исследования, практикумы. Немаловажное значение имеет работа в малых группах, лабораторно-исследовательские работы, проекты, эвристическое обучение, проблемно- поисковое обучение и т.д.
В качестве примеров форм активного обучения, используемых в колледже, можно назвать следующие: практическое занятие «Предприятие – основное звено в экономике»; деловые игры «Процесс принятия решений», «Логистическая система», «Служебная командировка»; ролевые игры «Страхование имущества», «Сделка. Следует отметить, что обучающие игры по дисциплинам экономической направленности в колледже занимают значительную нишу в интерактивных методиках преподавания. В частности, обучающие игры выполняют три основные функции:
• инструментальную: формирование конкретных учебных и профессиональных навыков и умений;
• гностическую: формирование знаний и развитие мышления студентов;
• социально-психологическую: развитие коммуникативных умений и навыков. Безусловно, любая игра так или иначе выполняет все три функции. Тем не менее можно с уверенностью говорить о том, что в случае доминирования какой-либо функции целесообразно выбирать определенный тип игры. Например, инструментальная функция реализуется эффективнее всего в игровых упражнениях, гно- стическая – в дидактических играх «Бюджет семьи», социально- психологическая – в ролевых играх. Отмечая особенность деловых игр, можно говорить об их определенной универсальности, поскольку они успешно выполняют все обозначенные функции. Деловые игры не только формируют новые знания по теме игры, но и обучают: сопоставлять свое мнение с мнением других; оценивать свои амбиции и возможности, уровень авторитета и степень доверия со стороны коллектива; находить выход из конфликтных ситуаций в деловой сфере и межличностном общении.
Метод проектов. Экономической ярмарки, где студенты организуют свое предприятие, делают лейбл и представляют продукцию, сделанную своими руками. Этапы проекта: разработка проекта темы; моделирование; реализация; анализ выполненного проекта; защита проекта, презентация, обсуждение всеми студентами; внедрение проекта.Основное назначение учебного исследования – использование интерактивных возможностей студентов в процессе получения ими знаний, ориентированных на выполнение определенных действий. Как правило, оно осуществляется на основе конкретных ситуаций из повседневной жизни. Например: выполнение кабинетных исследований «Анализ рынка недвижимости», выполнение полевых исследований «Опрос». Результаты исследований, оформленные в виде плакатов, проспектов и т.п., затем обсуждаются на практическом занятии. Необходимо отметить, что при проведении исследования студентами используются не только имеющиеся учебно-методическая и учебно-материальная базы, но и различные информационные источники: СМИ, интернет- порталы, статистическая информация и т.п.
Метод кейсов (от англ. – Case method; кейс- метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) – техника обучения, использующая описание реальных экономических, социальных и бизнес- ситуаций. Студенты должны исследовать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы основываются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации. Работа с кейсами предполагает разбор или разрешение конкретных ситуаций по определенному сценарию, который включает и самостоятельную работу студента, и «мозговой штурм» в рамках малой группы, и публичное выступление с представлением и защитой предполагаемого решения. Цели данного метода: развитие личностной вариативной и динамичной модели мышления, ориентированной на выработку практических решений преодоления конкретных затруднений; активизация знаний, закрепление приемов владения ими до уровня умений; формирование общих компетенций. Этот метод может быть назван методом анализа конкретных ситуаций. Студентам предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Так, вариантом является кейс «Методы и стили менеджмента – какой выбрать?». Будучи интерактивным методом обучения, кейс-стади вызывает позитивное отношение со стороны студентов, которые видят в нем возможность проявить инициативу, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками. Не менее важно и то, что анализ ситуаций довольно сильно воздействует на профессионализацию студентов, способствует их взрослению, формирует интерес и позитивную мотивацию к учебе. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединен с другими методами обучения.
Интегративный подход положен в систему изучения экономических дисциплин в колледже. Inteqer (лат.) – целый, объединение частей в целое. В основе этой системы лежит сквозная интеграция. В тематических планах всех специальностей колледжа имеется несколько дисциплин экономической направленности, а также эта направленность содержится в профессиональных модулях. С практической точки зрения интеграция предполагает усиление междисциплинарных связей, снижение перегрузок студентов, расширение сферы получаемой ими информации, подкрепление мотивации обучения. Интеграция классифицируется по методам, приемам, способам, направлениям обучения. Варианты интегрированных уроков разнообразны. Можно объединить не только две, но и три, и даже четыре, пять дисциплин на одном и нескольких занятиях. В этой связи интегрированным уроком называют любой урок со своей структурой, если для его проведения привлекают знания, умения и результаты анализа изучаемого материала методами других наук, других учебных дисциплин и модулей. Не случайно интегрированные уроки именуют междисциплинарными, а формы их проведения самые разные: семинары, конференции, диспуты, дискуссии, лекции, путешествия и т.д. Для изучения экономических дисциплин актуальны также бинарные занятия. Например, Экономика, менеджмент, маркетинг, право, обществознание, история, экология. Для организации изучения дисциплин экономического цикла используются такие методы активного обучения, как тестирование; составление таблиц, способствующих систематизации и упорядочению знаний; творческие работы, направленные на развитие экономического мышления (создание собственных образовательных продуктов: презентаций, кроссвордов, тестов, докладов, эссе).
Написание эссе на тему: «Реальные перспективы моей профессии», «Моя профессия - логист», «Моя профессия- продавец», «Моя профессия-парикмахер».
Участие студентов в конкурсе стенгазет на тему: «Я – предприниматель», «В мире экономики», «Бизнес».
Метод «Мозговой штурм»
Для решения проблемного вопроса учащимся предлагается найти как можно больше путей, идей, предложений, каждое из которых фиксируется на доске или листе бумаги. После создания такого «Банка идей» проводится анализ и обговаривание.
Метод « ПРЕСС»
Это упражнение развивает умение формулировать высказывание по определенному дискуссионному вопросу в сжатой форме, выразительно, аргументировано, лаконично.
«Метод ПРЕСС» состоит из четырех этапов:
– Высказывание собственной точки зрения («Я считаю, что…»)
– Обоснование своей мысли («… Так как…»)
– Примеры и аргументы для поддержания своей точки зрения («… например…»)
– Обобщение, выводы («Итак…»).
«Аквариум»
Учащиеся объединяются в группы по 5-6 человек. Одна из групп занимает место в центре класса, получает задание, зачитывает и обговаривает его. Остальные учащиеся не вмешиваются в обсуждение, а внимательно слушают и делают пометки. После публичного выполнения задания группа занимает свои рабочие места, а учащиеся класса обговаривают ход дискуссии, аргументы выступающих.
После этого место в «Аквариуме» занимает другая группа.
«Два, четыре – вместе»
Учащимся предлагается проблема или информация, которую они сначала отрабатывают самостоятельно, затем обговаривают в парах, далее объединяются в четверки. После принятия совместного решения в четверках происходит совместное обговаривание вопроса.
«Микрофон»
Учащимся предлагается высказать свою точку зрения по поставленному вопросу или проблеме. По классу пускают предмет, имитирующий микрофон. Каждый, получивший такой «микрофон» обязан четко и лаконично изложить свою мысль и сделать вывод.
Развитие информационно-коммуникацион ных технологий (ИКТ) уже значительно изменило содержание обучения экономических дисциплин. ИКТ используются при проведении лекций, сопровождая их презентациями на ноутбуке; при выполнении практических работ с использованием программного обеспечения, для поиска экономической информации используется интернет, информационно-справочные системы «Гарант», «Консультант».
Как строится интерактивный урок?
Что является его принципиальными составляющими?
Этап урока % врем. Методическая цель Примерные методики
Мотивация 5% Сконцентрировать внимание и вызвать интерес к изучению данной темы. «Мозговой штурм»
«Блицопрос»
«Микрофон»
Оглашение темы задач 5% Обеспечить понимание учащимися их деятельности, чего они должны достигнуть в результате урока, что его ожидает. Через эпиграф
Через слово
Через название
Получение необходимой информации 15% Инструктаж учащихся для выполнения задания. Мини-лекция
Ознакомление с раздаточным материалом
Презентация домашнего задания
Интерактивное задание 50% Практическое усвоение материала. Стимуляция, Дебаты, Семинар, Работа в малых группах, «ПРЕСС», «Карусель», «Микрофон», «Защита проекта», «Аквариум»Подведение итогов рефлексия 25% Обсуждение с целью закрепления материала. «Большой круг»,
«ПРЕСС»,
«Проект»,
«Творческое задание»
Примерная схема:
Мотивация – 2 минуты (5%)
Постановка задачи - 2 минуты (5%)
Исходная информация и инструктаж - 15%
Практическое усвоение материала через интерактивное задание – (50%)
Подведение итогов, рефлексия – 25%.
При внешней легкости от учителя требуется большая подготовительная работа и «мокрая спина» во время урока. Темп урока высокий, следовательно, учитель должен максимально четко сформулировать вопрос-импульс, ясно и точно обрисовать условия и перспективы деятельности учащихся, без лишних слов инструктировать учащихся, организовать диалог в группе, помочь распределить роли, обеспечить дидактическим и наглядно-раздаточным материалом, видеть всех и каждого в деятельности, вовремя прийти на помощь, проконсультировать, подсказать не подсказывая, направить на поиск рациональных путей обработки информации, обеспечить активное слушание в процессе социализации и, наконец, грамотно и глубоко отрефлексировать происходящее.
Итак, принципиальные линии интерактива:
- линия переживания опыта в диалоге;
- линия рефлексии (осмысление как информации, так и самого себя).
На мой взгляд, любой урок можно проводить в интерактивных формах, заложив в него диалоговую основу (само- и взаимопроверку, помощь – один ум хорошо, а вместе – лучше). Каждый учитель идет своим путем.
Можно продуктивно и интересно проверять домашнюю работу в парах-четверках; например, предложить пересказать домашнее задание своему товарищу. Известно, что проговаривание помогает обнаружить собственные ошибки и переводит из позиции: «знаю, но сказать не могу» в позицию «знаю – понимаю – говорю». Так проверка домашнего задания приобретает иную окраску.
Точна китайская притча:
«Скажи мне – и я забуду;
покажи мне – и я запомню;
дай сделать – и я пойму».
Рефлексия в системе интерактива – тоже диалог с учеником о способах действия – приобретает чрезвычайно важное значение: из опроса – только 41% могут дать оценку своему ответу, 53% - объяснить ход выполнения задания.
В методике описаны организационные формы рефлексии:
«Для меня сегодняшний урок…» «Сообщи свое Я » «Пантомима» (смайлики) самочувствия и пр.
Существуют типовые вопросы итоговой рефлексии:
Что понравилось /нет? Какие задания оказались трудными/легкими? Почему? Что тебе помешало справиться с заданием? Почему я предложила такую работу, а не иную - разгадай ход мысли? Почему работали в парах? Что тебе это дало? Чему ты научился? В чем разобрался? Чем бы хотели заниматься на следующем уроке? Какова, по логике, тема следующего урока? Что считаешь нужным сделать дома?
В результате студенты определяют следующие шаги в познании и ставят задачи перед собой для индивидуальной работы дома. Так учение органично становится неограниченным, а домашнее задание – способом самореализации и преодоления самого себя.
Итак, подводя некоторые итоги, можно с уверенностью сказать, что интерактивные технологии и методы активного обучения помогают студентам закреплять полученные знания, применять их на практике, приближать ситуацию к реальным условиям будущей работы, овладевать общими и профессиональными компетенциями. Важно и то, что, используя их в обучении экономическим дисциплинам, преподаватели повышают свой творческий потенциал, актуализируют научно-методическую работу, развивают образовательно-воспитательную среду внутриколледжа.
Это требует опережающего профессионального образования, переноса акцента с подготовки узкопрофильных специалистов на многостороннее личностно ориентированное обучение на основе инновационного подхода, который по сути своей является синергетическим. Большая роль при этом отводится повышению качества образования через использование инновационных методов и технологий обучения.