Презентация по дисциплине Методика преподавания экономических дисциплин на тему Основы организации лекционных занятий для магистрантов


Кафедра «Экономики предприятия»СЛАЙД-ЛЕКЦИЯ по дисциплине «Методика преподавания экономических дисциплин» Тема лекции: Основы организации лекционных занятий в вузе для магистрантов специальности 6М050600 «Экономика» Автор: кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры «Экономика предприятия» Тажибекова Кашамида Базылбековна План лекции: 1. Роль лекционных занятий в учебном процессе;2. Требования к лекции;3. Структура лекции. Подготовка к лекции;4. Активные методы изложения лекционного материала;5. Стиль лекции и поведение лектора в зависимости от разных возрастных категорий студентов. Лекция (от латин.) lectio - чтение) - специфическая форма устного общения преподавателя с аудиторией с целью передачи научных знаний Методы, приемы и средства проведения лекционных занятий Ведущее место лекции в учебном процессе определяется тем, что: Основные требования к проведению лекции: - дать обучающимся современные, целостные, взаимосвязанные знания, уровень которых определяется целевой установкой к каждой конкретной теме;- обеспечить в процессе лекции творческую работу студентов совместно с преподавателем; - воспитывать у студентов профессионально-деловые качества, любовь к предмету и развивать у них самостоятельное творческое мышление;- вызывать у студентов необходимый интерес, давать направление для самостоятельной работы;- находиться на современном уровне развития науки и техники, содержать прогноз их развития на ближайшие годы;- отражать методическую обработку материала (выделение главных мыслей и положений, подчеркивание выводов, повторение их в различных формулировках);- быть наглядной, сочетаться по возможности с демонстрацией аудиовизуальных материалов, макетов, моделей и образцов;- излагаться четким и ясным языком, содержать разъяснение всех вновь вводимых терминов и понятий;- быть доступной для восприятия данной аудиторией. В структуре лекции выделяют три части: введение, основное содержание и заключение Типы лекций Лекции-дискуссия На лекции-дискуссии преподаватель при изложении лекционного материала не только использует ответы слушателей на его вопросы, но и организует свободный обмен мнениями в интервалах между логическими разделами. Лекция с применением техники обратной связи Имеется в виду, что по ходу изложения лекционного материала происходит беглый опрос слушателей на предмет усвоения освещенных в ходе лекции вопросов. Этот опрос может происходить с использованием тестов в электронной форме, а в случае отсутствия компьютеров в аудитории опрос в устной форме или с применением небольших тестов. Высокий профессионализм мастерства лектора складывается из многих факторов: 1. В речи следует избегать монотонности, которая утомляет человека и усыпляет его внимание и интерес. 2. Материал следует излагать в доступной форме, причем избегать двух крайностей: книжного стиля изложения и разговорно- бытового. 3. Выразительность речи, образность языка, удачные выражения, сравнения, афоризмы, юмор способствуют вдохновению, интеллектуальному подъему. 4. Недопустимо, чтобы текст владел лектором, механическое чтение заранее подготовленного материала. Живое общение с аудиторией, диалог с аудиторией способствуют полноценному общению. Чтобы лекция была эффективной, используются различные варианты чтения лекции: Классификация методов активного обучения для Вуза, предложенная А.М.Смолкиным Активные методы обучения НЕИМИТАЦИОННЫЕ ИМИТАЦИОННЫЕ проблемная лекция;лекция вдвоём; лекция с запланированнымиошибками;лекция пресс-конференция;эвристическая беседа;поисковаялабораторная работа; учебная дискуссия;самостоятельная работа с литературой; семинары;стажировка на рабочем месте;выпускная работа Игровые Неигровые деловая игра; производствен-ные ситуации;производственные задачи;ситуация инсценированияразличной деятельности коллективная мыслительнаядеятельность; ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) работа; анализ конкретных ситуаций;разбор почты Следует отметить, что есть и другие подходы к оценке лекций. Например, у Н.В. Кузьминой, критерии оценки качества лекции такие: Очень многое на лекции зависит от эффективности педагогического общения. Полноценное лекционное общение достигается, когда: Путем ряда приемов лектор может облегчить первокурсникам восприятие и усвоение лекционного материала: 1. Для раскрытия сложных теоретических положений следует приводить наиболее интересные факты, простые и яркие примеры; 2. При любой возможности необходимо показывать связь излагаемого научного материала с практикой, значение приобретаемых знаний в будущей практической деятельности по избранной специальности;3. Максимально использовать в процессе чтения лекций наглядные пособия и технические средства обучения;4. Темп лекции должен быть несколько замедленным; важнейшие положения необходимо повторить, специальные термины объяснить и правильно записать. В то же время лектор не может снижать темп изложения до диктовки; 5. Очень важно увязать содержание лекции с последующими за ней лабораторными и практическими занятиями;6. В процессе чтения лекции рекомендуется ориентировать студентов относительно литературы и качества учебников и учебных пособий, тем самым направляя на самостоятельную работу; 7. Весьма эффективной является комбинация монологического и эвристического методов изложения лекционного материала. Вопросы для самопроверки: 1. Сущность и роль лекционных занятий в учебном процессе;2. Требования, предъявляемые к лекционным занятиям;3. Этапы подготовки к лекциям;4. Методы изложения лекционного материала.  Рекомендуемая литература: 1. Андреев Е. Г. Педагогика в работе лектора. - М., 1994;2. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе. - М.: Высш. шк, 1974;3. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика: учебник для вузов.-СПб., 2000;4. Фокин Ю. Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методология, цели и содержание, творчество : учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. 2002. - 224 с.;5. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: 2007. - 160 с.