Краткосрочное планирование урока по русскому языку на тему сложные предложения с разными видами связи


Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи
Предмет: русский язык 9 класс
Цель урока: знают, что из себя представляют сложные предложения с различными видами связи в тексте, совершенствуют навык постановки знаков препинания.
Задачи:
умеют определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; 
отработают навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; 
развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; 
совершенствуют навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности; 
учатся правильно оценивать собственную деятельность
Результат обучения: учащиеся научатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, совершенствуют навык постановки знаков препинания, орфографические и пунктуационные навыки
Ключевые понятия: синтаксис, сложное предложение, ССП, СПП, БСП, средства связи
Ресурсы: компьютер, презентация, интернет-ресурсы, учебник
Ссылки: http://www.fcior.edu.ru.
http://metodsovet.su/load/russ_yaz/razr_urokov/razrabotka_uroka_po_teme_quot_slozhnoe_predlozhenie_s_razlichnymi_vidami_svjazi_quot/64-1-0-1294
Время Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 мин.
5 мин.
5 мин.
2 мин.
8 мин.
5 мин.
5 мин.
10мин. Мотивация учебной деятельности
I. Стадия вызова
Групповая работа
"Мозговой штурм"
- Что называется сложным предложением? Чем оно отличается от простого?
- В чем разница между ССП, СПП и БСП?
- Какие существуют виды связи в предложениях с несколькими видами придаточных?
Групповая работа.
Актуализация знаний.
Исследование синтаксических конструкций.
План-задание:
1. Внимательно рассмотрите предложения.
2. Как можно сгруппировать эти предложения? По каким признакам вы их распределили? Докажите. Составьте схемы предложений.
1. Жить легко, если есть хорошие друзья.
2. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
3. На берегу никого не было, дорога тоже была пуста.
4. Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
II. Стадия осмысления
Определение темы и цели урока
Групповая работа "Инсерт" (Метод активного чтения)
Маркировка текста с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа) После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратно заносятся сведения из текста.
"v" "+" "-" "?"
Устная работа с Упр.270
Групповая работа Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи.
Алгоритм работы
1. Выделяем ОГ.
2. Указываем границы предикативных частей.
3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.
4. Строим схему.
Работа в парах. Упр.271
Первое предложение разбирается на доске, остальные - в парах.)Приветствует учеников.
Задает вопросы. Слушает. Словесно оценивает.
Формулирует задание. Наблюдает. Слушает. Оценивает.
Сообщает тему, знакомит с целью урока.
Объясняет цель работы. Наблюдает и контролирует
ход работы.
Слушает. Формативно оценивает.
Формулирует задание. Наблюдает и попеременно участвует в работе групп. Слушает и оценивает составленный алгоритм.
Знакомит с заданием. Наблюдает. Слушает ответы учащихся. Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы.
Сравнивают. Группируют предложения. Составляют схемы предложений.
Делают выводы.

Записывают тему урока и свою цель.
Выполняют задание. Маркируют текст, используя значки.
Спикеры групп выступают с выполненными заданиями.
Работают устно.
Составляют алгоритм работы с предложениями с разными видами связи. Защищают свои работы.
Работают, помогая друг другу. Читают предложения. Объясняют.
Взаимооценивают работы.
3 мин. Рефлексия.
Вы достигли поставленных целей?
Чему мы научились? Беседа с классом по вопросам Отвечают
2 мин. Анализ и оценивание урока Просит оценщиков групп поставить оценки, оценить работу своей группы, учитывая листы контроля и критерии оценивания
Задаёт д/з: Составьте предложения:
1. С соч-ной и подчин-ой связью
2. С сочинительной и бессоюзной связью.
3. С сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Оценщики в группах дают оценку ответов своих товарищей, работу группы.
Записывают д/з
10 мин.
15 мин.
Второй урок
Групповая работа
1-2 группа - Упр.273
3-4 группа - Упр.274
Творческая переработка текста
1 группа
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам:
1. [__ ]: [ __ и ], (если ... ).

2. [___ ].
3. [ ], (что .... ), а [ ], (кто ...)
Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилась и при обследовании шести тысяч жителей США.. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывают положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
2 группа
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам:
1. [ __ ].

2. [___ ], (так как ...).

3. [_._._._, ___ , ___, ___ ], и [ __ __ ], 4. [ __ ___ ], (если ...).

Здоровье - бесценное состояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми
Мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
3 группа
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам:
1. [ __ ___ ]: [ __ ___ ], (которые ...), (чтобы ...)
2. [ __ ___ ], (что ...).
3. [ __ ___ ], (чем ...), а [ __ ___ ].
Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники. Наблюдает. Оценивает.
Объясняет цель предстоящей работы; контролирует ход групповой работы;
Попеременно участвует в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску; после отчета групп о выполненном задании делает выводы, обращает внимание на типичные ошибки, дает оценку работе учащихся.
Работают сообща. Помогают друг другу.
Находят предложения по заданным схемам.
5 мин. Анализ и оценивание урока Задает д/з (дифференцированное)
Упр.272
"3" - списать, расставить знаки препинания, подчеркнуть ГО.
"4" - списать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о тех и более ситуациях. В сложных предложениях с разными видами связи пронумеровать простые предложения.
"5" - списать, расставляя знаки препинания, сначала те предложения, в которых сообщается о двух ситуациях, затем где сообщается о тех и более ситуациях. В сложных предложениях с разными видами связи пронумеровать простые предложения. Составить схемы этих предложений. Отвечают на вопросы. Записывают д/з.
Творческая переработка текста
1 группа
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам:
1. [__ ]: [ __ и ], (если ... ).

2. [___ ].

3. [ ], (что .... ), а [ ], (кто ...)
Французская Ассоциация защиты животных установила, что присутствие в доме собаки почти на треть уменьшает опасность инфаркта у его хозяина и нормализует артериальное давление. Человек ежедневно просто поглаживает своего песика. Лечебное воздействие собаки на человека подтвердилась и при обследовании шести тысяч жителей США.. Американские ученые пришли к выводу: ежедневное общение с собакой вызывают положительные эмоции и снимает стрессы. Это очень важно. Люди испытывают значительные нервные нагрузки на работе и в школе.
2 группа
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам:
1. [ __ ].
2. [___ ], (так как ...).

3. [_._._._, ___ , ___, ___ ], и [ __ __ ], 4. [ __ ___ ], (если ...).
Здоровье - бесценное состояние каждого человека, всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми
Мы желаем им доброго и крепкого здоровья. Это - основное условие и залог полноценной и счастливой жизни. Необходимо вести здоровый образ жизни. Мы выполняем наши планы, успешно решаем основные жизненные задачи, преодолеваем трудности и значительные перегрузки. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь. Необходимо разумно сохранять и укреплять здоровье самим человеком.
3 группа
Задание: сконструировать предложения по соответствующим схемам:
1. [ __ ___ ]: [ __ ___ ], (которые ...), (чтобы ...)
2. [ __ ___ ], (что ...).
3. [ __ ___ ], (чем ...), а [ __ ___ ].
Существует мнение. Курящие подростки - это возбудимые дети. Дети используют табак. Успокоиться. Исследования показывают. Регулярное курение может оказывать противоположный эффект и увеличивать риск развития тревожных расстройств в юности. Курение может причинять эмоциональный вред подросткам намного раньше. Еще проявляются физические эффекты, например, рак легких и болезни сердца. Проблемы с дыханием и недостаток кислорода могут вызвать приступы паники.
Тема урока: Сложные предложения с разными видами связи
Предмет: русский язык 9 класс
Цель урока: знают, что из себя представляют сложные предложения с различными видами связи в тексте, совершенствуют навык постановки знаков препинания.
Задачи:
умеют определять виды союзной и бессоюзной связи в сложном предложении с разными видами связи; 
отработают навык постановки знаков препинания в сложном предложении с разными видами связи; 
развивать аналитические способности: сравнивать, сопоставлять, делать вывод; 
совершенствуют навык самоконтроля и самокоррекции учебной деятельности; 
учатся правильно оценивать собственную деятельность
Результат обучения: учащиеся научатся находить сложные предложения с различными видами связи в тексте, совершенствуют навык постановки знаков препинания, орфографические и пунктуационные навыки
Ключевые понятия: синтаксис, сложное предложение, ССП, СПП, БСП, средства связи
Ресурсы: компьютер, презентация, интернет-ресурсы, учебник
Ссылки: http://www.fcior.edu.ru.
http://metodsovet.su/load/russ_yaz/razr_urokov/razrabotka_uroka_po_teme_quot_slozhnoe_predlozhenie_s_razlichnymi_vidami_svjazi_quot/64-1-0-1294
Вид работы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Мотивация учебной деятельности
I. Стадия вызова
Групповая работа
"Мозговой штурм"
- Что называется сложным предложением? Чем оно отличается от простого?
- В чем разница между ССП, СПП и БСП?
- Какие существуют виды связи в предложениях с несколькими видами придаточных?
Групповая работа.
Актуализация знаний.
Исследование синтаксических конструкций.
План-задание:
1. Внимательно рассмотрите предложения.
2. Как можно сгруппировать эти предложения? По каким признакам вы их распределили? Докажите. Составьте схемы предложений.
1. Жить легко, если есть хорошие друзья.
2. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
3. На берегу никого не было, дорога тоже была пуста.
4. Мелкий дождик сеет с утра - выйти невозможно.
II. Стадия осмысления
Определение темы и цели урока
Групповая работа "Инсерт" (Метод активного чтения)
Маркировка текста с использованием значков "v", "+", "-", "?" (по мере чтения ставятся на полях справа) После прочтения текста необходимо заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратно заносятся сведения из текста.
"v" "+" "-" "?"
Устная работа с Упр.270
Групповая работа Составление алгоритма работы с предложениями с различными видами связи.
Алгоритм работы
1. Выделяем ОГ.
2. Указываем границы предикативных частей.
3. Определяем вид связи простых предложений в составе сложного.
4. Строим схему.
Работа в парах. Упр.271
Первое предложение разбирается на доске, остальные - в парах.)Приветствует учеников.
Задает вопросы. Слушает. Словесно оценивает.
Формулирует задание. Наблюдает. Слушает. Оценивает.
Сообщает тему, знакомит с целью урока.
Объясняет цель работы. Наблюдает и контролирует
ход работы.
Слушает. Формативно оценивает.
Формулирует задание. Наблюдает и попеременно участвует в работе групп. Слушает и оценивает составленный алгоритм.
Знакомит с заданием. Наблюдает. Слушает ответы учащихся. Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы.
Сравнивают. Группируют предложения. Составляют схемы предложений.
Делают выводы.

Записывают тему урока и свою цель.
Выполняют задание. Маркируют текст, используя значки.
Спикеры групп выступают с выполненными заданиями.
Работают устно.
Составляют алгоритм работы с предложениями с разными видами связи. Защищают свои работы.
Работают, помогая друг другу. Читают предложения. Объясняют.
Взаимооценивают работы.
Рефлексия.
Вы достигли поставленных целей?
Чему мы научились? Беседа с классом по вопросам Отвечают
Анализ и оценивание урока Просит оценщиков групп поставить оценки, оценить работу своей группы, учитывая листы контроля и критерии оценивания
Задаёт д/з: Составьте предложения:
1. С сочинительной и подчинительной связью
2. С сочинительной и бессоюзной связью.
3. С сочинением, подчинением и бессоюзной связью. Оценщики в группах дают оценку ответов своих товарищей, работу группы.
Записывают д/з