Презентация по русскому языку на тему Сложные предложения с разными видами связи(9 класс)


Сложные предложения с различными видами связи.Урок в 9 «Б» классе Куксевич Л. И. Учитель русского языка и литературы. ГБОУ СОШ №531 Город Санкт-Петербург Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы выразить русским словом!К. Паустовский Цели урока: систематизировать знания по теме «Сложное предложение»;проверить умение различать предложения по структуре и способам связи;научить использовать в речи подобные синтаксические конструкции;проверить умение объяснять постановку знаков препинания;проверить умение составлять схемы предложений;подготовиться к сдаче ГИА Цели урока: научить самостоятельно извлекать необходимую информацию из различных источниковсоблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, развивать навыки самостоятельной деятельности; повторить орфограммы дефис в наречиях и прилагательныхсовершенствовать коммуникативные способности. Словарная работа Задание I Подобрать синонимы к слову «целебный» и с каждым из них написать словосочетания Целебный (воздух, источник, средство, грязи, обстановка, напиток, бальзам)Целительный (воздух, сок трава)Животворный (сок, действие сна, сила любви, лучи солнца, влага)Живительный (напиток, родник, влага, воздух)Лечебный (сок, трава) Задание 2 Устная коллективная работа. Дайте характеристику предложений. Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. Этот рост начинается именно с корней, а человек должен сохранять культуру страны. Краеведение является самым массовым видом науки: в сборе материалов могут участвовать и большие ученые, и школьники. Каждый город – это синтез нескольких культур. Задание 3 . Определите виды связи , составьте схемы. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов) Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев) Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский) После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе. Задание 3 . Ответы. Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги. (А. Чехов) — Сочинительная и подчинительная: 2. Мы услышали: по реке проплыла лодка, и на душе стало легко. (В. Арсеньев) — Сочинительная и бессоюзная: Задание 3 . Ответы. 3.Поставь над собой и сто учителей — они окажутся бессильными, если ты не можешь сам заставить себя. (В Сухомлинский) - Подчинительная и бессоюзная:4.После обеда, когда солнце находилось в зените, мы решили сделать остановку, но неожиданно наши планы изменились: слишком мало времени было у нас в запасе. — Сочинительная, подчинительная, бессоюзная Задание 4. Расскажите о постановке запятой в сложных предложениях на стыке союзов …, что если …, то…, что, если …,…, что когда …, то …, что, когда …, …, что хотя …, но…, что, хотя …, …, и когда …, то…, и, когда …, …, и если …, то…, и, если …, …, но так как …, то…, но,так как …, С весел падали капли и когда они падали в воду то в месте их падения вспыхивали голубые пятна.По сумрачному небу носились густые тучи и хотя шел третий час дня было темно.Солнце взошло и хотя на небе не было ни единого облачка цвет его был странно белесоватым.В лесу пели птицы и стрекотали кузнечики.Когда началась гроза игра прекратилась и дети побежали домой. Я помню как было холодно и всем хотелось домой. Задание 5. Расставить знаки препинания. Задание 5. Расставить знаки препинания. Ответы С весел падали капли, и когда они падали в воду, то в месте их падения вспыхивали голубые пятна.По сумрачному небу носились густые тучи, и, хотя шел третий час дня, было темно.Солнце взошло, и, хотя на небе не было ни единого облачка, цвет его был странно белесоватым.В лесу пели птицы и стрекотали кузнечики.Когда началась гроза, игра прекратилась и дети побежали домой. Я помню, как было холодно и всем хотелось домой. (Однородное соподчинение) 1. А2. Б3. В4. Б5. Б Тестовые задания. Ответы Определите тип текстаНазовите структурные элементы текста: тезис, аргументы, выводКак отмечается автором противоречивость характера Печорина с помощью сложных предложений и усложненных конструкцийОбъясните знаки препинания в предложениях –аргументах и их синтаксический параллелизмСоставьте структурную модель текста по трем параметрам: логическую, смысловому и языковому Задание 6. Лингвистический анализ текса. 1.Логический анализТезисАргумент 1Аргумент 2Аргумент 3Аргумент 4Вывод 2.Смысловой анализ«У меня несчастный характер»«…удовольствие…»«…большой свет…»«…любовь…»«…науки…»«Тогда мне стало скучно» 3.Языковой анализСвязь между частями БСП - пояснения- следствие- следствие- следствие- следствие Задание 6. Лингвистический анализ текста. Ответы для 1 группы Задание 6. Лингвистический анализ текста. Ответы для 2 группы 1.Логический анализТезисАргумент 1Аргумент 2Аргумент 3Вывод 2.Смысловой анализ«Славный малый, только немного странен»«…на охоте …все устанут – а ему ничего»«…в комнате…вздрогнет и побледнеет»«…слово не добьешься…»Хороший рассказчик«С большимистранностями, должнобыть богатый» 3.Языковой анализСвязь между частями БСП - БСП- СП с разными видами связи- СП с разными видами связи- БСП пояснение Задание 6. Лингвистический анализ текста. Ответы для 3 группы 1.Логический анализТезисАргументыВывод 2.Смысловой анализ«Такова участь с самого детства»1.«…скрытен…»2.«…злопамятен…»3.«…завистлив…»4.«..выучился ненавидеть..»5.«…начал обманывать…»6.«…бессильное отчаяние..»«..нравственный калека» 3.Языковой анализПростое предложениеСП с разными видамисвязиБСПпротивопоставление, следствиеПростое предложение Домашнее задание. (На выбор) Сочинение-миниатюра по картине И. Левитана «Большая вода» с использованием усложненных синтаксических конструкций.Составить текст на выбор проблемные статьи на одну из тем: «Почему надо быть вежливым», «Что такое дружба».Упражнение № 296 Итог. Рефлексия. Сегодня я узнал..Было интересно..Было трудно..Я понял, что..Я попробую…У меня получилось..Я смог…Мне захотелось.. Спасибо за внимание!