Диагностика по математическому развитию детей подготовительной к школе группы
Диагностические задания по выявлению элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группы
Раздел «Количество и счёт»
Задание 1.
Цель. Выявить умения объединять 2 множества в одно множество, называть полученное множество
Материал. На листе бумаги нарисованы 2 множества: рыбы и сливы
Инструкция. Какие группы предметов ты видишь? Можно ли эти 2 группы объединить в одну? Как будут называться сливы и рыбы вместе?
Задание 2.
Цель. Выявить умения дополнять множество отдельными элементами или частями
Материал. На листе бумаги нарисовано множество, состоящее из нескольких частей, например: продукты питания (еда) – рыбы и сливы.
Инструкция. Как называется группа предметов, которую ты видишь? Чем можно дополнить данную группу предметов?
Задание 3.
Цель. Выявить умения удалять из множества отдельные элементы или части.
Материал. На листе бумаги нарисовано множество, состоящее из нескольких частей, например: продукты питания (еда) – рыбы, сливы, хлебобулочные изделия.
Инструкция. Как называется группа предметов, которую ты видишь? Можно ли убрать из этой группы какую-то часть? Убери. Как теперь называется группа?
Задание 4.
Цель. Выявить умения понимать отношения между целым множеством и каждой его частью.
Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники).
Инструкция. Как называется группа предметов, которую ты видишь? Раздели эту группу на части. Определи, где фигур больше (меньше): в целой группе или в отдельной её части.
Задание 5.
Цель. Выявить умения устанавливать отношения между отдельными частями множества разными способами (путём составления пар предметов, на основе счёта, на основе соединения предметов стрелками)
Материал. Геометрические фигуры (круги, квадраты), шаблоны стрелок, вырезанные из бумаги.
Инструкция. Как называется группа предметов, которую ты видишь? Раздели эту группу на части. Определи, в какой части фигур больше (меньше)? Как ты определил? Как это можно сделать ещё?
Задание 6.
Цель. Выявить умение считать в пределах 20.
Материал. 20 разных геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разного цвета, величины.
Инструкция. Сколько геометрических фигур перед тобой?
Задание 7.
Цель. Выявить умение определять порядковое место предмета в ряду (в пределах 20), пользуясь порядковыми числительными.
Материал. 20 разных геометрических фигур: круги, квадраты, треугольники, прямоугольники разного цвета, величины.
Инструкция. На котором месте красный треугольник? Как ты это узнал?
Задание 8.
Цель. Выявить умение понимать отношения между смежными числами (в пределах 10)
Материал. Может отсутствовать (можно использовать карточки с цифрами).
Инструкция. Какое число больше (меньше): 6 или 7? На сколько?
Задание 9.
Цель. Выявить умение увеличивать и уменьшать число на 1 (в пределах 10).
Материал. Может отсутствовать (можно использовать карточки с цифрами).
Инструкция. Назови число на 1 больше, чем 6; на 1 меньше, чем 10.
Задание 10.
Цель. Выявить умение называть предыдущее и последующее числа к названному.
Материал. Может отсутствовать (можно использовать карточки с цифрами).
Инструкция. Назови число, которое стоит до 6; после 6.
Задание 11.
Цель. Выявить умение определять пропущенное число.
Материал. Карточки с цифрами.
Инструкция. Назови число, которое стоит между этими числами (6 и 8, 8 и 10).
Задание 12.
Цель. Выявить умение называть числа в прямом и обратном порядке.
Материал. Нет.
Инструкция. Назови числа от 5 до 10, от 3 до 8.
Задание 13.
Цель. Выявить понимание количественного состава числа из единиц (в пределах 10).
Материал. 10 кругов разного цвета.
Инструкция. Сколько кругов перед тобой? Как составлено это число? (Из кругов какого цвета составлено это число?)
Задание 14.
Цель. Выявить понимание количественного состава числа из двух меньших чисел (в пределах 10).
Материал. 30 кругов, окрашенные с одной стороны в красный цвет, с другой стороны в синий цвет (или палочки Кюизенера).
Инструкция. Составь число 6 из двух меньших чисел. Покажи все варианты. Назови эти числа.
Задание 15.
Цель. Выявить умение различать и называть достоинство монет (1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей).
Материал. Вырезанные из бумаги копии монет (или настоящие монеты, каждая из которых находится в целлофановом пакетике).
Инструкция. Назови монеты, которые лежат перед тобой.
Задание 16.
Цель. Выявить умение разменивать монеты на монеты меньшего достоинства.
Материал. Вырезанные из бумаги копии монет (или настоящие монеты, каждая из которых находится в целлофановом пакетике) в достаточном количестве для размена.
Инструкция. Разменяй 10 рублей на монеты меньшего достоинства, 10 копеек на монеты меньшего достоинства.
Задание 17.
Цель. Выявить умение составлять простую арифметическую задачу на действие сложения, понимать структуру задачи.
Материал. 5 яблок (или др. предметы).
Инструкция. Составь арифметическую задачу про яблоки, которая решалась бы с помощью действия сложения. Назови две части задачи.
Задание 18.
Цель. Выявить умение решать арифметическую задачу на действие сложения, формулировать арифметическое действие.
Материал. 5 яблок, карточки с цифрами и знаками вычислений (+,-) и отношения (=).
Инструкция. Расскажи, как решить эту задачу. Выложи решение задачи с помощью знаков. Прочитай эту запись.
Задание 19.
Цель. Выявить умение составлять простую арифметическую задачу на действие вычитания, понимать структуру задачи.
Материал. 5 яблок (или др. предметы).
Инструкция. Составь арифметическую задачу про яблоки, которая решалась бы с помощью действия вычитания. Назови две части задачи.
Задание 20.
Цель. Выявить умение решать арифметическую задачу на действие вычитания, формулировать арифметическое действие.
Материал. 5 яблок, карточки с цифрами и знаками вычислений (+,-) и отношения (=).
Инструкция. Расскажи, как решить эту задачу. Выложи решение задачи с помощью знаков. Прочитай эту запись.
Раздел «Величина»
Задание 21.
Цель. Выявить умение считать по заданной мере.
Материал. 10 яблок.
Инструкция. Сколько пар яблок перед тобой?
Задание 22.
Цель. Выявить умение делить предмет на 2 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 2 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине.
Задание 23.
Цель. Выявить умение делить предмет на 4 равные части путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 4 части. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине. Что больше (меньше): одна четвёртая часть или половина? Две четвёртых или половина? Четыре четвёртых или целый круг?
Задание 24.
Цель. Выявить умение делить предмет на 8 равных частей путём сгибания, называть полученные части, сравнивать по величине целый предмет и его часть, части между собой.
Материал. Круг.
Инструкция. Раздели круг на 8 частей. Назови полученную часть. Как ещё можно назвать часть? Что больше (меньше): целый круг или его часть? Сравни части между собой по величине. Что больше (меньше): одна восьмая часть или половина? Две восьмых или четверть? Четыре восьмых или половина? Восемь восьмых или целый предмет?
Задание 25.
Цель. Выявить умение находить части целого.
Материал. Целый круг, квадрат, прямоугольник, Ѕ, ј, 1/8 части каждой фигуры.
Инструкция. Я буду показывать целую фигуру, а ты должен найти её часть.
Задание 26.
Цель. Выявить умение находить целое по известным частям.
Материал. Целый круг, квадрат, прямоугольник, Ѕ, ј, 1/8 части каждой фигуры.
Инструкция. Я буду показывать часть какой-то фигуры, а ты определи, от какой целой фигуры эта часть.
Задание 27.
Цель. Выявить умение измерять длину предмета с помощью условной мерки, устанавливать связь между величиной мерки и полученным результатом
Материал. Лист бумаги, 2 палочки (полоски) разной длины и цвета (палочки Кюизенера)
Инструкция. Измерь длину листа бумаги красной палочкой (полоской). Назови полученный результат. Измерь длину бумаги оранжевой палочкой (полоской). Назови полученный результат. Объясни, почему получились разные числа при измерении одного и того же предмета?
Задание 28.
Цель. Выявить умение измерять объём жидких веществ с помощью условной мерки.
Материал. Из детского набора чайник с водой, прозрачный мерный стаканчик, пустая миска, фишки.
Инструкция. Измерь объём воды в чайнике. Назови полученный результат.
Задание 29.
Цель. Выявить умение измерять объём сыпучих веществ с помощью условной мерки.
Материал. Миска с сыпучим веществом, прозрачный мерный стаканчик, пустая миска, фишки.
Инструкция. Измерь объём песка в миске. Назови полученный результат.
Задание 30.
Цель. Выявить умение сравнивать массу предметов.
Материал. 2 предмета, контрастно отличающиеся по массе.
Инструкция. Сравни предметы по массе.
Раздел «Форма»
Задание 31.
Цель. Выявить умение определять элементы и свойства геометрических фигур и объёмных тел.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник) и тела (шар, куб, цилиндр)
Инструкция. Покажи стороны, вершины, углы у фигур. Назови свойства квадрата, куба.
Задание 32.
Цель. Выявить представления о многоугольнике.
Материал. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник). Инструкция. Назови одним словом эти фигуры. Объясни, почему ты так назвал.
Задание 33.
Цель. Выявить умение распознавать геометрические фигуры независимо от их пространственного расположения.
Материал. Геометрические фигуры (треугольник, квадрат, прямоугольник, овал), по-разному расположенные на листе бумаги.
Инструкция. Назови все фигуры, нарисованные на листе бумаги.
Задание 34.
Цель. Выявить умение классифицировать фигуры по цвету, форме, размеру.
Материал. Геометрические фигуры, разные по цвету, форме, размеру (или логические блоки Дьенеша).
Инструкция. Что это? Раздели эти фигуры по цвету. По какому признаку можно ещё разделить их? Раздели. Ещё как можно разделить? Раздели.
Задание 35.
Цель. Выявить умение моделировать геометрические фигуры: составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник, из частей круга – круг, из четырёх отрезков – четырёхугольник, из двух коротких отрезков – один длинный.
Материал. Треугольники, квадраты, части круга (8 – 1/8 части, 4 – ј части, 2 – Ѕ части), 6 отрезков.
Инструкция. Составь из нескольких треугольников многоугольник. Составь из нескольких маленьких квадратов большой прямоугольник. Составь из частей круга – круги. Составь из четырёх отрезков четырёхугольник. Составь из двух коротких отрезков один длинный.
Задание 36.
Цель. Выявить умение составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Материал. Геометрические фигуры
Инструкция. Составь из предложенных геометрических фигур картинку.
Задание 37.
Цель. Выявить умение анализировать форму предметов в целом и отдельных его частей.
Материал. Предметы или их изображения.
Инструкция. Внимательно посмотри на пирамидку и скажи, на какую геометрическую фигуру она похожа? Внимательно рассмотри изображение грузовой машины и определи, на какие геометрические фигуры похожи детали машины?
Задание 38.
Цель. Выявить умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам.
Материал. Игра «Танграм», контуры предметов-образцов.
Инструкция. Внимательно рассмотри контур предмета и выложи его с помощью предложенных фигур.
Раздел «Ориентировка в пространстве»
Задание 39.
Цель. Выявить умение ориентироваться на ограниченной плоскости (листе бумаги), располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.
Материал. Лист бумаги, геометрические фигуры, разные по форме, цвету, величине (или любые предметы, или их изображения)
Инструкция. Положи красный круг в верхнем левом углу, жёлтый треугольник в нижнем правом углу, овал справа от круга, между овалом и кругом маленький треугольник, рядом с жёлтым треугольником зелёный квадрат, перед зелёным квадратом большой квадрат и т.д. А теперь расскажи, как ты расположил геометрические фигуры.
Задание 40.
Цель. Выявить умение ориентироваться в плане групповой комнаты.
Материал. План групповой комнаты. Игрушка.
Инструкция. В групповой комнате я спрятала игрушку и обозначила её расположение на плане. Найди её.
Задание 41.
Цель. Выявить умение ориентироваться в схеме, самостоятельно выполнять задание, ориентируясь на условные обозначения.
Материал. Схема расположения фигур, геометрические фигуры разной формы, цвета, величины (логические блоки Дьенеша).
Инструкция. Построй дорожку из геометрических фигур так, как на этой схеме.
Раздел «Ориентировка во времени»
Задание 42.
Цель. Выявить представления о последовательности дней недели.
Материал. Может отсутствовать.
Инструкция. а) Какой день недели стоит между понедельником и средой?
б) Какие дни между понедельником и пятницей?
в) Назвать, какой день недели будет через 2 дня после воскресенья, вторника.
Задание 43.
Цель. Выявить представления о последовательности месяцев года.
Материал. Может отсутствовать.
Инструкция. Назвать, какой месяц идёт после января, марта, мая, перед апрелем, февралём, августом.
Задание 44.
Цель. Выявить представления о последовательности времён года.
Материал. Может отсутствовать.
Инструкция. Назвать, какое время года наступает после зимы, весны, перед осенью, после лета.
Задание 45.
Цель. Выявить умение различать временные интервалы 1 мин., 10 мин., 1час.
Материал. Секундомер, песочные часы (1 мин., 10 мин.), лист бумаги, карандаши или краска, кисточки.
Инструкция. а) Закрой глаза на 1 минуту. Как только ты решишь, что одна минута закончилась, открой их.
б) Расскажи, что можно успеть нарисовать за 10 мин. Нарисуй.
в) Расскажи, что можно успеть сделать за 1 час.
Задание 46.
Цель. Выявить умение ориентироваться в циферблате часов, определять время по часам с точностью до 1 часа.
Материал. Макет часов.
Инструкция. а) Это макет часов. Что обозначают цифры на часах? Что обозначает маленькая стрелка? Что обозначает большая стрелка?
б) Поставь стрелки так, чтобы часы показывали ровно 3 часа, ровно 6 часов, ровно 12 часов.
15