Научно-исследовательская работа на тему: Кто успешнее в школе: мальчики или девочки?
Частное общеобразовательное учреждение
«Лицей-интернат № 5 открытого акционерного общества
«Российские железные дороги»
Среднесрочный групповой исследовательский проект
на тему «О мальчишках и девчонках языком цифр»
(анализ статистических данных гендерного аспекта обучения)
Проект выполнили
обучающиеся 10 класса:
Евлампиев Андрей
Лямкин Алексей
Никифорова Наталья
Ожигина Алина
обучающийся 11 класса:
Тикеев Роман
Руководители проекта
Артомонова Н.В.
Рябец Т.П.
г.Красный Кут
2015 г.
Оглавление
Обоснование темы проекта………………………..……………………….3
Этапы выполнения работы ……………………………...............................3
Цель и задачи проекта………………………………………........................3
Основная часть……………………………………………………………...4
4.1. Теоретическая часть……………………………………………………….4
4.2. Практическая часть………………………………………………………..5
5. Выводы ……………………………………………………………………..10
6. Рефлексия…………………………………………………………………...11
7. Источники информации……………………………………………………12
Обоснование темы проекта
В 2012 г. наши одноклассники презентовали проект «История лицея в таблицах и диаграммах», который был посвящен 50-летию нашего лицея и рассказывал о важных событиях в истории лицея языком статистики.
Проект был очень ярким и познавательным. Он отмечен дипломами 1 и 2 степени на межрегиональном и международном уровне.
1148715487045Но нас заинтересовала одна диаграмма, на которой была представлена информация о количестве выпускников медалистов за 50 лет.
По данным, представленным на диаграмме, можно было сделать вывод, что девочек медалистов лицей выпустил больше, чем мальчиков.
Выходит, что девочки успешнее мальчиков? Но ведь учат нас одинаково, почему в результате такая разница? Может быть, пол влияет на наши способности? Мы решили не спорить, а исследовать эту проблему.
Для того чтобы найти ответы на все вопросы, мы создали группу из 5 человек и приступили к работе над проектом.
Этапы работы над проектом
Выбор и обоснование темы проекта.
Определение цели проекта.
Определение конкретных задач и их формулировка.
Разработка плана работы.
Анкетирование педагогов, обучающихся лицея-интерната №5 и их родителей.
Статистический анализ материалов школьного архива.
Обсуждение и обработка собранного материала.
Составление схем, таблиц, диаграмм.
Разработка продукта проекта: выпуск брошюры.
Оформление проекта: подготовка презентационных материалов.
Презентация проекта в I отборочном туре учебно-практической конференции «Сделай шаг».
Рефлексия.
Цели и задачи проекта
Гипотеза исследования:
мы предположили, что в учебе девочки успешнее мальчиков.
Цель исследования: выяснить, влияют ли гендерные различия на успешность обучения школьников.
Задачи исследования:
Изучить литературу по данной теме.
Провести анкетирование среди девочек и мальчиков лицея-интерната №5 ОАО «РЖД», педагогов и родителей.
Провести статистический анализ материалов архива лицея-интерната №5 ОАО «РЖД».
Сделать выводы по результатам исследования.
Создать продукт проекта
Провести экономический расчет полученного продукта
Объект исследования:
обучающиеся 2-11 классов лицея-интерната №5 ОАО «РЖД».
Методы исследования:
Изучение литературы по теме.
Поиск информации в сети Интернет.
Анкетирование.
Методы математической статистики.
Материал для исследования:
Результаты анкетирования.
Итоговые оценки по учебным предметам среди обучающихся лицея.
Результаты Государственной итоговой аттестации обучающихся лицея.
Результаты участия мальчиков и девочек в олимпиадах и конкурсах.
Количество отличников и медалистов среди мальчиков и девочек в лицее.
Практическая значимость проекта:
материалы работы могут быть использованы педагогами лицея при проведении уроков математики по теме «Статистика», классных часов и родительских собраний.
4. Основная часть
4.1. Теоретическая часть
Исследование данной темы мы начали с анализа литературы по проблеме.
Как оказалось, с давних времен в народе действует сильный стереотип относительно умственных способностей разных полов. В давние времена всегда хотели, чтобы в семье рождался мальчик, так как он умный и смышленый, сможет работать, семью поднимать на ноги и решать любые проблемы. А девочка что – волос длинный, ум короткий, какой с нее прок кроме как рождать детей да кашу варить?
По этой причине в дореволюционной России существовало раздельное обучение: мальчики учились в гимназиях, лицеях и вузах, а девочки в специальных образовательных учреждениях.
С 1918 года мальчики и девочки стали учиться вместе. Сегодня педагогическая общественность активно обсуждает вопрос о возвращении к раздельному обучению по гендерному признаку в средних общеобразовательных школах России.
В процессе работы с литературой возник вопрос: что такое гендер? Пришлось обратиться к Википедии.
Ге́ндер (англ. gender, от лат. genus «род») — это социальный пол, определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается. Это то полоролевое поведение, которое определяет отношение с другими людьми: друзьями, коллегами, одноклассниками, родителями, случайными прохожими и т. д.
Практическая часть
Анкетирование педагогов, обучающихся лицея-интерната №5 ОАО «РЖД» и их родителей.
Нами было проведено анкетирование, в котором приняли участие 113 человек:
63 ученика лицея-интерната №5 ОАО «РЖД»;
32 человека из числа родителей;
18 педагогов.
Обучающимся 2-11 классов были заданы следующие вопросы:
Кто ты: мальчик или девочка?
Какой школьный предмет тебе больше нравится? Почему?
Изучение какого предмета тебе дается с трудом?
Как ты считаешь, кто умнее - мальчики или девочки? Почему?
Педагоги и родители ответили на вопрос:
Как Вы считаете, кто успешнее, мальчики или девочки?
1520190688975По результатам анкетирования стало ясно, что 70% опрошенных согласны с тем, что мальчики склонны к точным наукам, а девочки к гуманитарным. 12344401990090На вопрос кто успешнее - девочки или мальчики, 70% опрошенных ответили, что девочки; 25% считают, что более успешными являются мальчики, и лишь 5% считают успешными и тех и других.
748665518160Интересно, что и сами девочки считают себя более успешными. С ними также согласны и большинство опрошенных мальчиков.
Статистический анализ материалов архива лицея-интерната №5 ОАО «РЖД».
Следующим этапом нашего исследования стала работа со школьным архивом. В ходе исследования мы изучили материалы за два учебных года (2013-2014 учебный год; 2014-2015 учебный год):
- классные журналы 2-11 классов;
- протоколы с результатами предметных олимпиад и конкурсов;
- сводные ведомости результатов ГИА обучающихся 9, 11 классов.
Для сравнения мы также использовали информацию из проекта «История лицея в таблицах и диаграммах».
Объектом нашего исследования стали ученики 2-11 классов. Первоклассников мы не брали во внимание, потому что у них безотметочная система обучения.
Работа была не из легких, но помогло знание математики и умение анализировать статистические данные.
701040704850Мы изучили состав учащихся и увидели, что в разные годы число мальчиков и девочек в лицее изменялось. Женская половина лицея оказалась больше по численности.
Следующим шагом было изучение успеваемости мальчиков и девочек. Из диаграмм видно, что среди девочек «хорошистов» и «отличников» больше, чем мальчиков. А вот среди «троечников» мальчики занимают 720090432435лидирующую позицию.
7200903157220Также мы выяснили склонности мальчиков и девочек к различным наукам. Мнение о том, что мальчики склонны к точным наукам, а девочки к гуманитарным не подтвердилось. Оказалось, что девочки успешнее в изучении и точных, и гуманитарных наук.
7200902525395Девочки оказались более активными и в предметных олимпиадах.
7105652680335720090432435Они одержали больше побед в олимпиадах и по гуманитарным, и по точным наукам.
Отличников среди девочек также оказалось больше.
71056571755Также мы изучили информацию о выпускниках лицея. Каждый день, проходя мимо стенда с именами выпускников медалистов, мы не обращаем внимания на соотношение девочек и мальчиков среди них.
Уже 50 с лишним лет лицей выпускает в большую жизнь своих воспитанников. Состав выпускников в разные годы изменялся, из диаграммы видно, что девочек выпускниц все-таки больше.
7391403810
Да и по количеству медалей девочки снова опережают мальчиков.
69151580010Еще нужно отметить, что в 2013г. Лицей выпустил рекордное число медалистов- 13 человек, из них у девочек 6 золотых и 4 серебряных медали, у мальчиков 2 золотых и 1 серебряная медаль.
691515706120Еще одним испытанием на успешность являются выпускные экзамены. На диаграммах представлены результаты ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе. Что же мы видим? Средний балл у девочек выше, они снова впереди.
748665-15240
Выводы
Все наши статистические исследования показали, что девочки в нашем лицее успешнее по всем параметрам. Наша гипотеза доказана.
Но у нас возник вопрос: как же быть с тем, что мы видим в жизни? На экранах телевизоров больше мелькает мужских лиц, страной управляют в большинстве мужчины, руководящие должности также занимают преимущественно мужчины.
748665422910Да что там далеко ходить, из 5 директоров нашего лицея трое мужчин. Кстати, Тихонов В.И. руководит нашей школой уже 19 лет.
Получается, что нужно не только выяснить кто успешнее, а еще и разобраться в причинах успешности. Ведь ученые заверяют, умственные способности зависят только от наследственности и воспитания. Но это уже тема другого проекта, ведь нас интересовали только статистические результаты.
Продуктом нашего проекта стала информационная брошюра, которая может быть использована как дидактический материал на уроках математики, а также при проведении классных часов и родительских собраний.
Бюджет продукта невелик, но мы считаем важной ту информацию, которая в нем представлена.
Экономические расчеты
Материал Количество Цена за лист Стоимость
фотобумага 2 листа 16 рублей 32 рубля
печать
двухсторонняя 4 листа 12 рублей 48 рублей
итого 80 рублей
Рефлексия
Ожигина Алина
Самым важным для меня было Участвовать в проекте, так как это мой первый проект.
Самым трудным для меня было Из многообразия информации, которую получили, выбрать главное. -проводить исследования. Мне было очень трудно это делать, так как я делала это впервые. И мне это очень понравилось.
Я научилась Я научилась не только искать и узнавать много нового, но и выбирать из этого главное. Я научилась работать в группе, и вести диалог со взрослыми.
Мои выводы Благодаря проекту я научилась проводить статистические исследования и анализировать литературу.
Никифорова Наталья
Самым важным для меня было Поиск информации, ведь с помощью нее и не только, я многое узнала.
Самым трудным для меня было Работать в команде, выполнять поиск необходимой информации при решении поставленных задач. И конечно же, рассчитать время на работу.
Я научилась Выбирать важное и нужное из источников литературы и ресурсов Интернета. Делать выводы и обобщать результаты.
Мои выводы Я считаю, что проект для меня оказался полезным. Я узнала много нового для себя, многому научилась и мне понравилась работа такого рода. Я не первый раз ей занималась и у меня есть желание продолжать её. Мне нравится фотографировать и все фотографии, присутствующие в нашем проекте, были сделаны мною.
Евлампиев Андрей
Самым важным для меня было Взаимодействие в группе и получение новой информации
Самым трудным для меня было Научиться рассчитывать бюджет .
А самое главное, дать самооценку своей работе.
Я научился Брать интервью, выбирать нужную информацию, проводить анкетирование
Мои выводы Начиная делать этот проект, я понимал, что моих знаний в области статистики будет недостаточно, чтобы хорошо справиться с поставленной задачей.
Но в процессе работы я сумел преодолеть все трудности, что не может не радовать.
Лямкин Алексей
Самым важным для меня было Выбирать нужную информацию, работа в команде
Самым трудным для меня было Рассчитать время на работу, быть во всем точным
Я научился В процессе работы над проектом я научился работать с архивными документами, анализировать их.
Мои выводы Я считаю, что этот проект оказался для меня полезным. Я узнал много нового, многому научился. У меня есть желание продолжать работу
Тикеев Роман
Самым важным для меня было Я участвую в работе над проектом не первый раз, и мне очень нравится. Тема меня заинтересовала
Самым трудным для меня было Из многообразия собранной информации было трудно выбрать главное т.к. было много непонятных терминов.
Я научился Работать в группе, ставить проблему и находить пути её решения, выполнять сбор и анализ информации, создавать информационные продукты: буклеты, презентации.
Мои выводы Чем больше я изучаю статистику, тем больше убеждаюсь, что эта наука играет очень важную роль в нашей жизни, особенно в быту.
Источники информации
А.А. Леонтьев «Система образования в России», ж-л «Русский язык», №33-2001г., ИД «Первое сентября»
Филатов И., Рожкова Е., Конченко В., Войленко М., Шушунов И. «История лицея в таблицах и диаграммах», г.Красный Кут, 2012г.
Архив лицея-интерната №5 ОАО «РЖД»;
https://ru.wikipedia.org/wiki/
http://licey-inter5.edusite.ru/