Родительское собрание Такие разные дети. Вопросы толерантности
«Такие разные дети. Вопросы толерантности»
(выступление на родительском собрании 2А класса
педагога-психолога А.В.Чекановой)
1 сентября 2013 года вступил в силу новый Закон «Об образовании» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (действующая редакция, 2016). В нём определены основные ориентиры развития и изменения образовательной практики, содержания образовательных отношений, правовое поле всех участников образовательного процесса. Важным и прогрессивным шагом в развитии ценностных основ образования стало определение инклюзивного образования как обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых потребностей и индивидуальных возможностей детей.
Число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья (8% всех детей), причем 700 тысяч из них – инвалиды. Наблюдается ежегодное увеличение численности данной категории граждан.
Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки.
В школе, как и в обществе в целом, существует ряд серьёзных проблем:
отсутствие достаточной информированности школьников об инвалидах (в том числе их возраста) и трудностях, с которыми они сталкиваются;
отсутствие у них навыков общения с детьми-инвалидами;
отсутствие в школьной программе занятий, помогающих детям понять своих сверстников, имеющих инвалидность и научиться общению с ними;
дефицит методических разработок в этой области.
Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к образованию. Ребята с ОВЗ очень хотят общаться со здоровыми сверстниками. По мнению кандидата психологических наук, директора Института проблем инклюзивного образования МГППУ Светланы Алёхиной, ребята с ОВЗ не знают, как общаться с остальными, у них нет такого опыта. И от этого у них возникает чувство одиночества.
Со стороны здоровых детей, существует проблема негативного отношения к детям с ограниченными возможностями, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества образования детей с ограниченными возможностями здоровья и их успешной социальной адаптации.
По мнению Виктора Зарецкого, кандидата психологических наук, МГППУ, когда в классе «обычных» детей появляется ребенок с ОВЗ, то неизбежно начинается процесс самоопределения. Дети должны определить свое отношение к новому однокласснику. Вопросы для самоопределения могут быть самыми разными. Неожиданными, глупыми, наивными, оскорбительными, но – и это нужно понимать – они могут возникать у детей. Вопрос первый: это полноценный человек или нет? Нужно ли к нему относиться по-человечески?
Если окружение ребенка твердо стоит на гуманистических позициях, вопроса нет. Но часто о себе дает знать ксенофобия. А ведь это, может быть, самое важное в воспитательном отношении: главное не то, что ребенок с какими-то физическими и психическими особенностями, главное, что он – другой! И как к нему, другому, следует относиться? Либо это нормально – быть другим, непохожим, отличающимся качественно, либо это не нормально. Либо это такой же человек, либо это «другой», «инакий». Либо он имеет право на всё то, на что имею право я, либо он этих прав должен быть лишен, потому что он другой. Вот далеко не полный круг вопросов, по отношению к которым начинается процесс самоопределения детей, возможно, самый ресурсный процесс для их развития, но и самый отягощенный рисками Потому что если это процесс пойдет как-то не так, то выправить траекторию будет очень непросто.
Предположим, что самоопределение прошло успешно. Что означает это для ребенка? Он приобретает способность принимать другого человека таким, каков он есть (это больше, чем толерантность, это принятие в роджерианском смысле слова, признание права другого быть другим). Он приобретает способность строить отношения с человеком, несмотря на то, что он другой. Он начинает различать в человеке форму (тело) и содержание (душу).
Воспитание толерантности как личного качества в обучающихся возможно осуществлять через создание социально-психолого-педагогических условий для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении. Также очень важным является изменение отношения здоровых детей и их родителей к людям с ограниченными возможностями.
В нашей школе в ноябре проводится программа развивающих занятий «Уроки доброты», приуроченная ко Дню толерантности, который отмечается ежегодно 3 декабря. Программа направлена на формирование толерантного отношения детей к себе и к детям с ограниченными возможностями здоровья.
При проведении развивающих занятий учитываются возрастные, индивидуальные и психологические особенности младшего школьника. В этом возрасте происходит развитие познавательных интересов и самой личности ребенка, сохраняется тесная связь ребенка со своими близкими. Поэтому основой организации тренинговых занятий становится системно-деятельностный подход. Ребенок учится анализировать собственное поведение, толерантно воспринимать мнение другого человека, учится работать в команде, быть лидером.
Взгляды и поведение ребенка, его отношение к окружающим произрастает из семьи. Поэтому родителям следует давать пример ребенку, быть образцом для ребенка. Если в семье мы будем толерантно, уважительно относится друг к другу, к окружающим людям, то и ребенок будет принимать других людей такими, какие они есть, быть непримиримым к проявлениям неуважения, уважительно относится к родителям.
17.11.2016 ___________ педагог-психолог А.В. Чеканова
15