Конспект урока литературного чтения Тема урока: «Поэзия зимнего леса»
Конспект урока литературного чтения
Тема урока: «Поэзия зимнего леса»
Цель урока: приобщение детей к миру поэзии, через слово и музыку формирование поэтического слуха и образного мышления.
Задачи: 1)
2) воспитание интереса и уважения к поэтам, как к волшебникам слова.
3)
Форма урока:
Оборудование: плакат «Зима в лесу», рисунки детей, стихи на доске,
запись Чайковского «Времена года».
Ход урока.
Организация детей на занятие
- Сядьте удобнее. Улыбнитесь. Сегодня у нас будет хорошее настроение - мы будем говорить о зиме и поэзии.
2. Подготовка к восприятию
-Закройте глаза и шёпотом произнесите: зима. Какое чувство возникло?
- А кто из вас наблюдал за первым снегом? (ответы детей)
- Прочитайте, как описывает поэт Яков Аким увиденное зимним утром (жужжащее чтение, чтение несколькими учениками)
Он кружится лёгкий новый
У ребят над головой.
Он успел платок пуховый
Расстелить над головой.
Актуализация знаний
- Расскажите, вы ребята, на что похожи снежинки, какие они? (ажурные, кружевные, серебристые, нежные).
Дополните: Белые, как...
Лёгкие, будто...
Ажурные, словно
3. Речевая разминка «Подуем на снежинку»
-Что же делают эти лёгкие снежинки? (падают, кружатся; в сказках: шепчутся, танцуют, плачут)
К нам прилетели снежинки, плавно танцуют они в воздухе, опускаясь на землю. Это подарок, которым нас одаривает природа. Землю укрыло снежное покрывало.
Работа над новым материалам
- А теперь мы отправляемся в путешествие по зимнему лесу. Закройте глаза. Послушайте. (Звучит музыка, учитель читает стихотворение Ф.И. Тютчева).
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, –
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет
Ослепительной красой.
(31 декабря 1852)
- Каким вы представляете лес? (загадочным, белым, кружевным)
- Кто хозяйка этого леса?
- Ребята, а кто был в зимнем лесу? Что вы заметили? (природа спит, безмолвна, неподвижна)
- Как прочтёте эту фразу.
Тишина, даже ветка не хрустнет (тихо, чтобы не нарушить тишину леса)
Дремлет лес под сказку сна. (медленно, лес спит)
Прочитайте стихотворение Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою» вполголоса.
- С каким настроением оно написано?
Поэты, как и композиторы, и художники - это искатели красоты. В каждом времени года они видят своё очарование!
Физкультминутка
Сейчас немного отдохнём и подышим
На счёт 1-2-3-4-5 - делаем вдох;
На счёт 1-2-3-4-5 - делаем выдох
Ещё раз 1-2-3 вдох,
1-2-3 задержка дыхания,
1-2-3 выдох
1-2-3-4-5 вдох,
на выдохе говорим пословицу (читаем с доски)
Вьюги да метели
Под февраль полетели
Работа над выразительностью
1 строчку прочтут девочки,
2 строчку - мальчики
Кто дружнее?
- А сейчас проведём конкурс на лучшего чтеца. (по 1 строфе, 3 человека кдоске)
7. Творческое задание
- Давайте попробуем сами сочинить стих. Добавим слова к рифме.
(лёгкие) снежинки
(кружатся) по тропинке
(у леса) у реки
(стали белые) дома
(к нам опять пришла) зима.
- Может кто-то сам сочиняет стихи и нам сегодня прочитает?
8. Итог урока. Рефлексия.
- Наше путешествие по зимнему лесу подходит к концу. Чем мы занимались? Какие стихи запомнили?
- Большое спасибо за сотрудничество. Мне было очень приятно общатьсяс вами. Успехов! Радости! Добра!
15