Кейс дидактичсекого материала к мастер-классу для педагогов Натюрморт с осенними листьями
муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования города Ростова-на-Дону
«Детский эколого-биологический центр»
КЕЙС
Дидактического материала
к городскому мастер-классу
«Многообразие техник рисования пером. «Натюрморт с осенними листьями»
Автор-составитель: педагог дополнительного образования
Гоцина Марина Михайловна
Ростов-на-Дону
2015г.
Цели и задачи: Знакомство с нестандартными способами рисования, в частности с сочетанием работы тушью, пером и монотипией осенними листьями акварелью на грунтованном кофе листе; развитие творческих способностей: воображения, умения нестандартно мыслить; воспитание усидчивости и аккуратности.
Рисование акварельными красками очень распространено и в детском творчестве, и среди профессиональных художников. Рисование тушью и пером – напротив, дело достаточно эксклюзивное и не очень известное в наши дни, хотя напрасно – это очень увлекательное и интересное занятие. Тушь и перо раскрывает новые возможности для творчества и эксперимента. Сегодня речь пойдет о сочетании в работе техники штриховки пером и тушью с монотипией осенними листьями акварелью на тонированном кофейным раствором листе.
Материалы:
Лист белой плотной бумаги А-3 или А-4,
Кофе растворимый,
Кисти круглые белка №6, №3,
Акварель,
Засушенные листья,
Палитра,
Бумага черновая, газеты,
Тушь черная,
Перо чертежное №11,
Емкость для воды,
Карандаш,
Ластик.
План проведения мастер-класса:
Организационный момент,
Вступительное слово, теоретическая часть, демонстрация работ,
Практическая работа по выполнению рисунка,
Подведение итогов, выставка получившихся работ.
Последовательность работы:
Берем белый лист бумаги, готовим крепкий кофейный раствор, так чтобы он окрашивал бумагу в предполагаемый оттенок, и наносим его на лист беличьей кистью крупного размера диагональными движениями, как можно небрежнее, Подождав, когда бумага начнет подсыхать, можно немного покапать с кисти на лист – это создаст дополнительный декоративный эффект в виде подтеков. Таким образом, мы получим бумагу очень «пожившую» и состаренную.
Лист располагаем вертикально. Карандашом намечаем контуры вазы – она должна занимать половину листа в высоту. Используя ось симметрии, делаем построение вазы.
Берем листья и на обратную сторону с прожилками наносим акварель, так чтобы не было слишком много или мало воды. Первый раз лист можно отпечатать на черновике, чтобы почувствовать количество воды и краски. Начинаем компоновать наш букет: сперва определяем местоположение трех самых крупных листов. Теперь можем их отпечатать на рисунок. Оттенки для них не должны быть слишком яркими.
Теперь можем дополнить наш букет второстепенными листьями среднего и маленького размеров, отпечатывая их в различных направлениях, для передачи динамики. В центре букета листья могут иметь более насыщенный тон и цвет.
После того как мы завершили монотипию листьями, можно добавить выразительности осеннему букету, дорисовав красные грозди калины. Для этой работы мы используем кисть №3. Оставляем не большой не закрашенный участок в верхней части ягоды – это будет блик.
Теперь приступаем к работе тушью и пером: обводим по контуру листья, где-то повторяя зубчики, а там, где они плохо отпечатались – придумываем красивую линию. Далее наносим легким тоном штриховки тени между листьями.
Начинаем штриховать вазу – она по тону должна получиться самой темной. Штрих наносим по дуге, подчеркивая форму. Необходимо передать объем вазы – для этого штриховка должна иметь следующие градации тона: свет, полутон, тень, рефлекс.
Прорисовываем легким тоном плоскость стола, тени под упавшими листьями, тень от вазы на вертикальной плоскости.
Если есть желание еще больше состарить лист, то можно опалить его края, но делать это нужно очень аккуратно, с соблюдением правил безопасности.
Список литературы:
Н.М. Сокольникова «Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе», - М.: «ACADEM A», 2003.
М.Т. Ломоносова «Графика и живопись»,- М.: АСТ «Астрель», 2006г.
«Атлас бабочек», - М.: Росмен, 2004г.
«Художественная школа», - М.: Эксмо, 2005г.