План-конспект занятия по экологии “Необыкновенное путешествие на луну”
Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования Северного района Новосибирской области
Дом детского творчества
Естественнонаучное направление
Номинация:
«Организация развивающей образовательной среды в сфере дополнительного естественнонаучного образования детей»
Учебно-методические пособие - разработка занятия
Тема: «Необыкновенное путешествие в космос»
возраст обучающихся: 8-9 лет
Автор: Гуляева Валентина Михайловна
педагог дополнительного образования,
первая квалификационная категория
с. Северное
2016 г.
Пояснительная записка.
Интерес к Космосу пробуждается у человека весьма рано, буквально с первых шагов. Загадки Вселенной будоражат воображение всегда, с раннего детства до старости. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко,как интересно было нам смотреть в ночное небо. Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка, помочь ему узнавать новую, интересную информацию про космос? В основе данного занятия лежит жажда детей к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, а моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Данное занятие направлено на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств (гордость за российских космонавтов – первооткрывателей космоса), нравственных ценностей (добрых, дружественных отношений и т.д.).
План-конспект занятия
“Необыкновенное путешествие на луну”
Участники: педагог дополнительного образования, учащиеся 8-9 лет.
Цель: Создать условия для формирования знаний учащихся о космическом пространстве и истории возникновения дня Космонавтики.
Задачи:
- расширение знанийо строения космоса и истории возникновения праздника;
- воспитание бережного отношения к природе, желания охранять её;
- развитие познавательной активности учащихся, сообразительности, творческого воображения, фантазии и умения импровизировать.
Оборудование и материалы: компьютер (ноутбук), экран, презентация к занятию, музыкальное сопровождение, космическая карта, свёрток с заданием, изображение планет.Подготовка к занятию: парты расставлены по две вместе, стулья - по количеству детей.
Слайд 1. Введение:
Организационный этап (8 минут).
Дети заходят в кабинет и рассаживаются по местам.
Слайд 2.Педагог. Здравствуйте ребята!
Слайд 3. Педагог. Человек и космос не могут существовать отдельно, они всегда были как две части одного целого, неизвестного, неизведанного, нового.
Слайд 4.Вы все прекрасно знаете, что 12 апреля наша страна и весь мир отмечает Всемирный день авиации и космонавтики. Сегодня для нас кажется привычным, что с земли стартуют космические корабли, в тёмных небесных далях происходят стыковки космических аппаратов, месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. «А что тут особенного?». А ведь еще 59 лет назад космические полёты были фантастикой.
Слайд 5. И вот 4 октября 1957 года впервые в истории нашей планеты искусственное тело, созданное руками человека, было заброшено мощной ракетой высоко в небо и стало самостоятельно, без помощи моторов, вращаться вокруг Земли примерно так, как вращается Луна. Создан был искусственный спутник. С этого дня началась эра освоения космоса.
Освоение космоса шло бурно. Вскоре космическая ракета «Мечта» была направлена в сторону Луны. Она стала первым искусственнымспутником в Солнечной системе.
Слайд 6. А 12 апреля 1961 года в космос впервые в мире на космическом корабле «Восток» поднялся человек. Им был наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин.
108 минут длился его полёт, но он ответил на главный вопрос: полёт в космос возможен.
Слайд 7.Изучение Космоса до сих пор имеет значимость. Человечество продолжает стремиться узнать что-то новое, вновь удивить и раскрыть самые секретные тайны Вселенной.
Основной этап. Введение в тему занятия. Постановка проблемы. Поиск решения проблемы (32 минуты).
Педагог: Ребята, скажите, пожалуйста, как можно изучить космос?
Учащиеся: Совершить полёт на ракете, на летательном аппарате.
Педагог: А кто управляет ракетой?
Учащиеся: Космонавты – это люди прошедшие специальную подготовку.
Педагог: Молодцы. Какой должен быть космонавт?
Учащиеся. Сильный, выносливый, ловкий.
Педагог.Вы хотели бы совершить полёт на ракете?
Учащиеся:Да.
Слайд 8. Педагог: Сейчас мы с вами совершим полёт на ракете, и я прошу нашу команду занять свои места.
Педагог: Внимание! Внимание!
Говорит центр управления полётом.
Работают все микрофоны космодрома.
Сегодня с космодрома «Дом детского творчеств» отправляется в межпланетное путешествие космическая команда «Лесовичок».
На пути путешественников встретятся черные дыры, метеоритные дожди, астероидные пояса, но мы надеемся, что всё преодолеем?
Учащиеся: Да!
Педагог: Внимание! Объявляется предстартовая готовность! Сейчас экипаж звёздного корабля покажет, какие они дружные.
Учащиеся:Произносят свой девиз.
В космос мы летим с друзьями
Смотрим круглыми глазами
На космические дали
Мы такого не ведали!
Педагог. Чтобы отправиться в полёт, вам нужно точно рассчитать курс. Давайте откроем космическую карту и определим космическую широту и долготу.
Какое число получится, если к количеству богатырей (33), которыми руководил Черномор, прибавить количество гномов, у которых жила Белоснежка (7),вычесть количество весёлых поросят (3) и прибавить количество братьев Ивана – дурака (2). Ответ: 39.
К количеству месяцев, которых встретила падчерица на лесной поляне (12) прибавить количество козлят, которые остались дома одни (7) и минус количество сестёр Крошечки — Хаврошечки (3). Ответ: 16.
Учащиеся: выполняют задание.
Педагог. Молодцы вы правильно рассчитали наш курс: 39.16
Педагог: Готовы
Учащиеся. Да.
Слайд 9. Педагог. Мы говорим «Прощай, Земля!», начинаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Слайд 10. Педагог: Ребята, смотрите, планета «Радужная».
С ранних пор люди и всё человечество стремилось открыть дорогу во Вселенную. Они хотели знать, что там, как там. Ведь человеческое любопытство, именно оно подтолкнуло на освоение прекрасного.
Задумываться о том, что представляет собой Вселенная, люди начали еще в глубокой древности, до появления письменности и более-менее научных методов познания окружающего мира. Древний человек в своих представлениях исходил из того небогатого набора знаний, которые он мог получить путем наблюдений природы, среди которой он обитал.
Слайд 11. Древние египтяне и греки, получали возможность путешествовать в дальние страны и видели, что на свете существуют не только горы, или степи, или леса. Они представляли себе Землю в виде плоского диска или высокой горы, окруженной со всех сторон бескрайним морем. Небесный свод в виде огромной опрокинутой чаши опускался краями в это море, замыкая маленькую Вселенную древнего мира.
Слайд 12. У древних индийцев существовала легенда о том, что плоскость Земли не просто парит в небе или плавает в мировом океане, а покоится на спинах трех гигантских слонов, которые, в свою очередь, стоят на панцире черепахи. Учитывая то, что черепаха, в свою очередь, покоилась на свернувшейся кольцом змее, которая олицетворяла небесный свод, можно считать, что описываемые животные – не более чем символы могущественных природных явлений.
Слайд 13. В Древнем Китае считали, что Вселенная подобна яйцу, расколотому пополам. Верхняя часть яйца образует небесный свод и является средоточием всего чистого, легкого и светлого. Нижняя часть яйца – это Земля, плавающая в мировом океане и имеющая квадратную форму.
Земным проявлениям сопутствуют тьма, тяжесть и грязь. Сочетание двух противоположных начал образует весь наш мир в его богатстве и многообразии.
Слайд 14. Ацтеки, инки, майя древних обитателей Американского континента время и пространство представляли собой единое целое и обозначались одним и тем же словом «пача». Для них время представляло собой кольцо, на одной стороне которого находилось настоящее и видимое прошлое, т.е. то, что сохранялось в памяти. Будущее находилось в невидимой части кольца и в какой-то точке смыкалось с глубоким прошлым.
Слайд 15. Более двух тысяч лет назад древнегреческие математики Пифагор, а за ним Аристотель, разработали теорию шарообразной Земли, которая, по их мнению, была центром Вселенной. Вокруг земного шара вращались Солнце, Луна и многочисленные звезды, закрепленные на нескольких вложенных одна в другую хрустальных небесных сферах.
Слайд 16. Эти представления легли в основу исследований великого математика Николая Коперника, который на основании своих наблюдений и расчетов составил свою, гелиоцентрическую картину мира. Центр его занимало Солнце, вокруг которого располагались семь планет, окруженных неподвижной небесной сферой с размещенными на ней звездами.
Слайд 17 . Педагог. Ребята занимаем свои места в ракете, отчёт: 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Слайд 18, 19, 20. Педагог. Ребята, что это за космическое тело?
Учащиеся. Это луна.
Педагог. Молодцы, правильно. Ближайшее к нам небесное тело — Луна - естественный спутник Земли. Поверхность Луны в основном гориста, покрыта многочисленными кратерами ударного (метеоритного) происхождения. Лунный грунт — реголит. Первый человек ступил на поверхность Луны 21 июля 1969. На Луне даже невооруженным глазом различимы темные, относительно ровные участки, называемые «морями», и разделяющие их более светлые — «материки», или «континенты».Видимые на поверхности линейные структуры — борозды, разломы и складки — являются свидетельствами тектонических процессов на Луне.
Период обращения Луны относительно Солнца составляет 29,53 суток, так что лунный день и лунная ночь длятся почти по 15 суток. В течение лунного дня поверхность Луны нагревается, а ночью охлаждается; при этом температура на поверхности Луны меняется от +1260C до -1730C.
Земля, и Луна образовались как различные небесные тела в одной и той же области Солнечной системы 4,3-4,6 млрд. лет назад, и затем в результате расплавленной древней земли были выпарены в пространство значительные массы вещества, которые затем остыли, сконденсировались на орбите и образовали древнюю луну. Процессы выплавления пород в недрах Луны и их кристаллизация на ее поверхности сыграли существенную роль при возникновении «морей». Вулканические вспышкив недрах Луны прекратились 3,7 и 3,2 млрд. лет назад, после которых наступил период затухания лунного вулканизма.
Слайд 21. Педагог. Ребята, смотрите на Луне какой-то свёрток, посмотрим?
Учащиеся. Да.
Педагог.Задание: Вы потерпели кораблекрушение и совершили вынужденную посадку на стороне Луны. До запасного ракетоплана 100 км. На борту есть следующие предметы:
1)Коробка спичек;
2) Тюбики с едой;
3) 20 м веревки;
4) парашют;
5) баллоны с кислородом;
6) надувная лодка;
7) 25 л воды;
8) компас;
9)аптечка;
10) звездная карта Луны;
11)приемопередатчик на солнечных батареях;
12)сигнальные ракеты.
Вам нужно взять 3 или 4 предмета самых нужных (5. 7, 10. 2)
Какие предметы бесполезные? (1. 12. 9. 11)
Учащиеся. Выполняют задание.
Слайд 22. Педагог.Молодцы,вы правильно выполнили задание, сейчас занимайте свои места, мы отправляемся, отчёт: 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Слайд 23, 24, 25. Педагог. Что-то стало жарко в ракете и очень ярко. Что это за небесное тело?
Учащиеся. Солнце.
Педагог. Со́лнце — единственная звезда Солнечной системы, вокруг которой обращаются другие объекты этой системы: планеты и их спутники, карликовые планеты и их спутники, астероиды, метеороиды, кометы и космическая пыль. Масса Солнца составляет 99,866 % от суммарной массы всей Солнечной системы. Солнечное излучение поддерживает жизнь на Земле, определяет климат. Солнце состоит из водорода, гелия и других элементов с меньшей концентрацией: железа, никеля, кислорода, азота, кремния, серы, магния, углерода, неона, кальция и хрома.Температура поверхности Солнца достигает +57260C,а температура в центре солнца +155997260C. Поэтому Солнце светит почти белым светом, но из-за более сильного рассеяния атмосферой Земли прямой свет Солнца у поверхности нашей планеты приобретает некоторый жёлтый оттенок (при ясном небе, в сумме с голубым оттенком рассеянного света от неба общее освещение объектов на земле вновь становится белым).Удалённость Солнца от Земли, 149,6 миллиона километров. Солнце находится на расстоянии около 26 000 световых лет от центра Млечного Пути (1 световой год ≈ 9 460 528 447 488 км) и вращается вокруг него, делая один оборот более чем за 200 миллионов лет. Орбитальная скорость Солнца равна 217 км/с — таким образом, оно проходит один световой год за 1400 земных лет, а одну астрономическую единицу за 8 земных суток. Из звёзд, принадлежащих 50 самым близким звёздным системам в пределах 17 световых лет, известным в настоящее время, Солнце является четвёртой по яркости звездой.
Слайд 26. Педагог. Смотрите, на нас летит какое-то космическое тело, что это? Кажется, нам солнышко послало задания.
Правда ли, что Солнце – это планета? (Нет, это звезда.)
Кто целый день печёт, жарит, а пирогами и блинами не угощает?
(Солнце.)
Кто входит сквозь окно, не разбивая его? (Солнечный луч.)
Как называют движущееся пятнышко света от отражённого солнечного луча? (Солнечный зайчик.)
Какой детский писатель создал сказку о путешествии коротышек в Солнечный город? (Н. Носов.)
Название какого дня недели переводится с английского как «день солнца»? (Sunday - суббота.)
Как называют рыжие пятнышки на лице, появляющиеся от солнечных лучей? (Веснушки.)
Кто рисовал солнечный круг в песне «Пусть всегда будет солнце»?
(Мальчик.)
От какой серьёзной травмы спасает панама? (От солнечного удара.)
Из какого растения семейства астровых добывают масло? (Подсолнечник.)
В каких очках отправляются на пляж? (В солнечных очках.)
Как называют яркую, радостную, счастливую улыбку?
(Солнечная улыбка.)
Учащиеся. Отвечают на вопросы.
Слайд 27. Педагог. Умницы, вы все очень дружно справились с заданиями. Занимаем свои места и отправляемся в путь, отчёт: 5, 4, 3, 2, 1, в путь.
Слайд 28. Педагог. Ребята, смотрите как красиво, нам с вами можно разглядеть всю нашу солнечную систему. Девять планет, вращающихся вокруг Солнца, по своим орбитам образуют Солнечную систему. Все планеты солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Каждая из них движется по своей орбите, со своей скоростью.
Слайд 29. Меркурий - Самая близкая к Солнцу планета.Это шар, с одной стороны освещенный Солнцем, а с другой – совершенно темный.Меркурий окружён атмосферой. Поверхность Меркурия в солнечных лучах кажется яркой, но измерения показали, что она тёмно-бурая и похожа на лунную. Сутки на Меркурии длятся 176 земных суток.
Слайд 30. Венера - ближайшая к Земле планета.Ее орбита лежит внутри орбиты Земли.Период обращения Венеры вокруг Солнца равен 225 суткам.По размерам она почти такая же, как земной шар. Поверхность планеты всегда скрыта облаками.
Слайд 31. Земля – своим притяжением удерживает возле себя атмосферу. Большое влияние на многие процессы оказывает гидросфера, или Мировой океан, поверхность которого в 2,5 раза больше площади суши. Земля единственная живая планета во всей Солнечной системе. Поэтому наша с Вами задачи сохранить её ЖИВОЙ.
Слайд 32. Марс – последняя из четырех ближайших к Солнцу планет. Она значительно меньше Земли.Продолжительность марсианского года 687 земных суток.Его можно отличить по красновато-оранжевому цвету.
Слайд 33. Юпитер – затрачивает на один оборот по орбите почти 12 лет.Он принадлежит к группе планет-гигантов. Вокруг Юпитера обращается 12 спутников: 8 внутренних – в «прямом» направлении, а 4 наружных – в обратном.Слайд 34. Сатурн – второй по величине гигант.Одно из самых удивительных образований в Солнечной системе – кольца Сатурна: внешнее, среднее (наиболее яркое) и внутреннее (очень прозрачное).Кольца Сатурна не сплошные и представляют собой массу мелких спутников планеты, расположенных в одной плоскости.
Слайд 35. Уран- был открыт английским ученым Вильямом Гершелем в 1781 году.Уран совершает полный оборот по орбите за 84 года.Уран отличается от других планет тем, что он вращается как бы лежа на боку.Планета имеет пять спутников.
Слайд 36. Нептун - Обнаружил планету немецкий астроном Иоганн Галле в 1846 году.Период обращения по орбите 164 года и 280 суток.
Слайд 37. Плутон- Эту планету открыл Клайд Томбо (США) в 1930 году.Плутон выглядит как точка.Не удивительно, что изучать его очень трудно: мы о нем почти ничего не знаем.
Слайд 38. Педагог. Галактика – это пространственная звездная система. Млечный путь – это наша галактика. Она состоит примерно из 200 миллиардов звезд. И Солнце со своими планетами – только одна из них. Млечный путь и имеет форму круга, который вращается. Солнечная система находится не в центре, а ближе к краю этого круга.Спиральные туманности – это другие галактики. Во Вселенной астрономы обнаружили более 100 миллиардов галактик. Так велика наша вселенная.
Ребята, смотрите, какой необычный спутник, он посылает сигнал, давайте послушаем – это ещё одно задание.
Слайд 39. Педагог. Задание – команда вашего корабля должна изобразить модель солнечной системы.
Учащиеся. Выполняют задания.
Слайд 40. Педагог. Вы все справились с этим заданием, поэтому наше путешествие заканчивается, ракета держит путь домой на Землю, занимаем свои места, отчёт: 5, 4, 3, 2, 1, пуск.
Слайд 41. Педагог. Мы практически на месте, но смотрите на звезде еще одно задание.
Педагог. После полёта Юрий Алексеевич Гагарин был награждён автомобилем – чёрной «Волгой» с именными номерами. В то время номер состоял из четырёх цифр и трёх букв. Как вы думаете, какой номер был на машине Гагарина, если он имел символическое значение? (12-04 ЮАГ)
Учащиеся. Выполняют задание.
Слайд 42, 43. Педагог. Вот мы и на месте. Вы молодцы, вас можно отправлять в космическое путешествие, вы справились со всеми заданиями, которые нам отправляли космические тела. Давайте послушаем еще одну песню о космосе (Музыкальная пауза). А теперь давайте поблагодарим друг друга за это удивительное космическое путешествие, возьмёмся за руки друзья и скажем всем «Спасибо»
Учащиеся. Выполняют действия.
Педагог. До новых встреч!
Список использованной литературы.
https://otvet.mail.ru/question/63206257;
http://maxreferal.ru/referat/kursovaya/doklad-na-temu-chelovek-i-kosmos-nauchnye-issledovaniia-i-eksperimenty-v-kosmose-perspek/;
http://www.vseznaika.org/kosmos/kak-drevnie-lyudi-predstavlyali-sebe-vselennuyu/;
http://skyslogan.ru/tags/%E4%E5%ED%FC+%EA%EE%F1%EC%EE%ED%E0%E2%F2%EA%E8/;
http://maxreferal.ru/referat/kursovaya/den-kosmonavtiki25466/;
http://festival.1september.ru/articles/517897/;