Методические рекомендации к организации образовательного процесса на уроках математики с использованием проблемно – диалогической технологии


Методические рекомендации к организации образовательного процесса на уроках математики с использованием проблемно – диалогической технологии
Минкина Марина Борисовна,
учитель начальных классов
СОШ №20 имени П. И. Батова
Этап актуализации знаний на уроках математики наиболее важен, так как позволяет подготовить этап открытия нового знания. Подбираются к урокам задания и упражнения, направленные на формирование универсальных учебных действий. На этом этапе используется побуждающий диалог – вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа или подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, благодаря которым ученики вспоминают изученный ранее материал (отрабатывается минимум) и определяют, каких знаний им не хватает, где и как их можно добыть. Посредством подводящего диалога ученики с помощью учителя формулируют тему урока или вопрос для исследования, а затем в диалоге происходит «открытие» школьниками новых знаний, добиваясь этим понимания материала. На шаге осознания противоречия используются стимулирующие фразы: «Что вас удивило?», «Вы сначала как думали?», «Какой возникает вопрос?», «Какая будет тема урока?» Учащиеся, вступая в диалог с учителем, выполняют задание, выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. Если на уроке одно новое знание, (понятие, правило, закономерность), то открытие осуществляется через побуждающий или подводящий диалог в один шаг, а если новое знание состоит из нескольких информационных единиц, то открытие осуществляется в несколько шагов, каждый из которых завершается выводом по проблеме. При составлении подводящего к теме диалога подбирается логическая цепочка посильных ученикам вопросов и заданий, которые пошагово приводят класс к формулированию темы урока. В структуру подводящего диалога вводятся разные типы вопросов и заданий: репродуктивные и мыслительные. Все вопросы и задания опираются на уже пройденный классом материал. Последний обобщающий вопрос помогает детям сформулировать тему урока, самостоятельно сделать вывод. Пассивные дети в диалоге вытаскиваются фразами: «Объясни, как ты понял, что сказал …» На ошибочные ответы в ходе подводящего диалога, учитель не акцентирует внимание и, чтобы не нарушить ход и логику диалога, задает вопросы: «Дети, кто думает иначе?», «Все согласны с ответом товарища?» Подводящий к теме диалог развивает речь учащихся и логическое мышление. Если новый материал несложный, и дети справляются с заданием, у некоторых учеников нужно спрашивать ответы. Как правило, ответы бывают разные, поэтому рекомендуется использовать реплики: «Задание было одно, а результаты разные. Почему так получилось? Чем это задание не похоже на предыдущее?» Завершается этап поиска решения открытием нового знания, сравниванием с детьми их формулировки (вывода) с правилом в учебнике. Знакомство с правилом в учебнике, после того как оно самостоятельно составлено, вызывает у учащихся, положительные эмоции. Создается ситуация успеха на уроке. Это стимулирует его к дальнейшему творчеству. Глаза ученика светятся счастьем, когда его называют «самым сообразительным», «самым догадливым», «самым умным». Такой подход делает процесс изучения нового материала более демократичным, ориентированным на разных учащихся с разными интересами и способностями. Если ученику комфортно на уроке – тогда и результаты учения будут лучше, и личность будет развиваться более гармонично. На этапе воспроизведения знаний даются задания, позволяющие школьникам пройти ещё через два творческих звена – выражение решения и реализацию продукта. На этапе выражения решения в ходе диалога используются такие вопросы: «Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?», «Чьи версии подтвердились?» Ученики обобщают, делают вывод по проблеме, выполняют задания на продуктивное применение своих знаний. На этом этапе учащиеся используют самооценку - самостоятельное фиксирование достижения успеха. На уроках математики необходимо использовать и чередовать все формы работы: индивидуальную, парную, групповую с общей беседой. Большую часть заданий целесообразно выполнять в парно - групповой работе. Групповая форма работы помогает сочетать на уроке «обучение» и «воспитание», одновременно строить личностно – эмоциональные и деловые отношения детей, и через проблемно-диалогическую технологию формировать  универсальные учебные действия. Благодаря проблемному диалогу, на уроке не бывает пассивных детей. Все думают и выражают свои мысли, участвуют в совместном открытии знаний. У детей развиваются умения ставить цель своей деятельности, планировать работу, оценивать итоги выполнения поставленной цели в соответствии с планом.
Разработанное методическое обеспечение к урокам математики позволяет через реализацию технологии проблемно-диалогического обучения формировать у учащихся на начальном этапе личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия. А объединение проблемных диалогов с демонстрацией презентаций позволяют сделать эти уроки более интересными и запоминающимися.