Урок с использование проблемно диалогической технологии по теме «Плавание тел», 7 класс


Разработка проекта урока с использованием проблемно-диалогической технологии.
Для разработки проекта проделана следующая работа:
-составлена карта учебных целей;
-используя технологию проблемно-диалогического обучения, разработан урок по теме: «Плавание судов» в 7 классе.
Учебные цели:
Категория Содержание целей
Знание 1.Формулировать определение осадка судна, ватерлинии, водоизмещения.
2.Воспроизводить исторические факты.
Понимание 1.Объяснять плавание судов на основе знаний условия плавания тел.
2.Объяснять зависимость осадки судна от различных факторов(соленой или пресной воды, загруженности).
Применение 1.Доказывать взаимосвязь грузоподъемности с водоизмещением.
2.решать задачи с применением понятий осадки.
3.Демонстрировать опыт с использованием модели корабля.
Анализ и синтез 1.Анализировать условия плавания судов в разных водах.
2.Моделировать кораблик(бумага)
Оценка 1.Оценить значимость судоплавания в современном мире.
Проект урока усвоения нового знания по физике в 7 классе по теме: «Плавание судов» разработанный на основе технологии проблемно-диалогического обучения.
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный
момент 2.Актуализация знаний «Я слышал, пишет Я.И.Перельман, -как женщина, лечившаяся в Старой Руссе, с возмущением жаловалась, что вода «положительно выталкивала ее из ванны». Объясните удивление женщины.
Ребята, а когда вы находитесь в ванной вас тоже так сильно, выталкивает вода?
Чем объяснить разницу в действиях выталкивающей силы?
Как вы думаете, как будет вести себя металлический утюг в соленой и пресной воде?
Как это объяснить?
В воде на женщину действует Архимедова сила, которая выталкивает ее из воды.
Нет.
Выталкивающая сила со стороны минеральной воды(соленой) больше, чем пресной(обычной).
В обеих случаях утюг будет тонуть.
По условию плавания тел: сила тяжести действующая на утюг будет больше чем сила Архимеда.
3.Постановка
проблемы Давайте рассмотрим корабль, он тоже состоит из металла. Так почему же корабль не тонет в воде?
Давайте попробуем проанализировать это условие, как можно определить силу тяжести, действующую на корабль?
Как определить силу Архимеда , действующую на корабль?
Приравняв правые части выражения, какой вывод можно сделать?
Неужели плотность корабля так мала, ведь плотность железа равна 7800 кг/м3 в сравнении с плотностью воды 1000 кг/м3, чего мы еще не учли, что еще надо изучить, все же утюг тонет, а корабль- нет, какой можно сделать вывод?
По условию плавания тел, значит сила тяжести действующая на корабль, равна силе Архимеда.
FT=mт*q,притом mт=ρт* Vт
FA= ρж*q*Vт
ρт* Vт*q= ρж*q*Vт, сократим q и Vт получим,
ρт= ρж.
Нужно изучить условия плавания судов.
Плотность корабля равна плотности жидкости.
Вполне возможно, ведь в корабле есть пустоты, заполненные воздухом, поэтому большой корабль плавает, а утюг тонет.
Открытие нового знания Перед вами макет корабля. Давайте опустим его в воду, он плавает по воде, теперь вытащим его из воды и замерим глубину погружения
Глубина, на которую корабль погружается в воду, называется осадкой.
Что происходит с осадкой корабля, если ее загрузить?
Ребята, можно ли бесконечно загружать корабль?
Так вот –эта красная линия называется ватерлинией(в переводе с голландского «ватер»-вода) –показываем на рисунках или на фотографиях больших кораблей.
Вес вытесняемой судном воды при погружении до ватерлинии, равный силе тяжести судна с грузом, называется водоизмещением
2 см.
Корабль оседает, значит осадка увеличивается.
Нет, там есть предел, красная линия.
Выступление «История возникновения плавательных судов»
Первичное закрепление Корабль плыл по реке, а потом перешел в море. Что произошло с осадкой корабля?
Становиться ли озеро тяжелее, когда по нему плавает лодка?
Давайте попробуем проанализировать, озеро вместе с плавающей лодкой и озеро без лодки имеют одинаковый вес?
Давайте вспомним закон?
Во всяких ли случаях ответ однозначен? Осадка корабля уменьшится, т.к. в море вода соленая, плотность ее больше, значит и выталкивающая сила будет больше.
Да.
Конечно, в озере с лодкой воды будет меньше: плавающая лодка вытесняет некоторый объем.
Всякое плавающее тело вытесняет своей погруженной частью ровно столько жидкости(по весу), сколько весит все это тело, значит вес озера в целом не изменился.
Решение справедливо, если первоначально озеро было наполнено водой до краев, а при погружении лодки часть воды из озера ушла.
Самостоятельная работа Тест.
1.Сила Архимеда вычисляется по формуле:
1. FA= ρж*q*Н
2. FA= ρж*q*Vт
3. FA= m*q*Vт
2.Меняется ли водоизмещение судна?
1.да 2.нет
3.Кто построил первый пароход?
1.Ньютон
2.Галилей.
3.Фултон.
4.От каких величин может зависеть осадка судна?
1.от ρж 2. от q. 3 от υ.
5.Ватерлиния-это
1.Линия, указывающая допустимую осадку судна.
2.Линия на якоре судна.
3.Глубина, на которую судно погружается в воду.
Ответы
1.2
2.1
3.3
4.1
5.1
Повторение. Отличаются ли осадки ваших корабликов , сравните их грузоподъемность? Изготовление бумажного кораблика
Итог Что изучили мы на уроке? С какой трудностью столкнулись на уроке?
Каким образом была решена проблема?
Каким образом можно измерить осадку судна?
Дома: составить кроссворд по теме: «Плавание тел».(8 слов) Условия плавания судов. Определение плотности корабля, осадки судна, водоизмещения.
С помощью закона Архимеда, и условиями плавания тел.
С помощью линейки, рулетки.
Заключение.
Изучили теоретические и практические основы проблемно-диалогической технологии, разработали урок по теме «Плавание судов» в 7 классе. Данная технология обеспечивает высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие творческих способностей, интеллекта школьников, воспитание активной личности.
Проблемно-диалогическая технология может реализоваться на любом уроке, любой теме, и любой образовательной ступени, объективно нужна каждому