Выступление по теме Практическое применение критериального оценивания на уроках математики
ФМАОУ Абатская СОШ №2
Болдыревская средняя общеобразовательная школа
Выступление по теме:
Подготовила: Аубакирова А.М.
2017 г.
Содержание критериев по предмету «Математика»
Для практического применения системы критериального оценивания на уроках математики используются следующие критерии,
Критерий А – знание и понимание,
Критерий В – применение,
Критерий С – анализ и синтез,
Критерий D – коммуникация.
Таблица1. Содержание критериев по предмету «Математика»
Критерий
Описание критерия Баллы по критериям
А
Знание и понимание Знание терминологии; конкретных фактов; способов и средств работы со спецификой. Знание (здесь) определяется как запоминание (вспоминание) соответствующей, предварительно изученной информации.
Понимание: осознание (понимание) значения информационных материалов. 6 баллов
В
Применение Использование предварительно изученной информации в новых конкретных ситуациях для решения проблем, которые имеют единственный или наилучший ответы.
Применение знаний, умений и навыков - важнейшее условие подготовки учащихся к жизни, путь установления связи теории с практикой в учебно-воспитательной работе. Их применение стимулирует учебную деятельность, вызывает уверенность учащихся в своих силах 6 баллов
С
Анализ и Синтез (Обработка информации) Анализ: разбивка информационных материалов на составные части, изучение (и попытка понять организационную структуру) этой информации для получения различных выводов путем определения мотивов или причин, умозаключений и/или нахождения доказательств для обоснования общих правил.
Синтез: креативное или разностороннее применение приобретенных знаний и умений для создания нового или оригинального продукта. 6 баллов
Д
Коммуникация Коммуникация: доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи.
Понять другие позиции (взгляды, интересы).
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды для того, чтобы сделать что-то сообща. 6 баллов
Итого 24
Основой для разработки четких критериев усвоения учебного материала являются государственные общеобразовательные стандарты обучения. На их основании составлены описания достижений учащихся для оценивания по каждому критерию.
Модель критериального обучения включает следующие этапы:
точно определяются критерии усвоения темы, что выражается в перечне конкретных результатов обучения (целей обучения с определением уровней усвоения, требуемых программой);
подготавливаются проверочные работы–тесты;
учебный материал разбивается на отдельные учебные единицы;
выбираются методы изучения материала, составляются обучающие задания;
разрабатываются альтернативные коррекционные и развивающие материалы по каждому из тестовых вопросов.
Ключевым моментом является точное определение и формулировка критериев полного усвоения в соответствии с требованиями программы и ГОС, основа которых – научно обоснованные учебные цели.
Таким образом, для внедрения критериального оценивания в учебный процесс необходимо:
знание и понимание учащимися целей обучения;
знание и понимание учащимися критериев оценивания;
организация эффективной обратной связи между учителем и учеником;
рефлексия деятельности.
Постановка целей обучения
Организация учебного процесса связана с четким определением его цели, осознанием и принятием ее учениками. Целевая установка обучения вызывает понимание школьниками сущности и способов организации учебно-познавательной деятельности, существенно влияя на активизацию их деятельности. Обучающие цели часто формулируются абстрактно, описывают изучаемый материал или деятельность учителя. Например, изучить способы решения квадратных уравнений, научиться решать текстовые задачи. Постановка целей, таким образом, не позволяет оценить конечный результат учебной деятельности учащихся.
Чтобы успешно достичь поставленных целей, их необходимо правильно формулировать. Один из самых распространённых и действенных способов - это постановка "умных” целей, цель должна быть конкретная, измеримая, достижимая, реалистичная, например: к концу урока учащиеся решат 5 квадратных уравнений, используя формулы, и сделают выводы о рациональности применения данных формул.
Принимая участие в постановке целей урока совместно с учителем, учащиеся учатся ставить цели перед выполнением любого вида заданий и рода деятельности.
Понимание критериев оценивания учащимися
Критерии оценивания должны быть подготовлены учителем заранее, а в целях формирования функциональной грамотности желательно разработать их совместно с учащимися. Например, перед выполнением проверочной работы учащиеся обсуждают (в группах или в парах) критерии, по которым будет оцениваться работа. По итогам озвученных критериев совместно с учащимися педагог выбирает приоритетные критерии. Важно обсудить, объяснить критерии оценивания во избежание непонимания учащимися критериев оценки работы. Содержание критериев должно быть изложено понятным и доступным языком. Они должны быть представлены учащимся наглядно (написаны на доске, плакате, и др.).
При использовании критериального оценивания учитель может быть уверенным, что:
он получит те же самые результаты, если будет использовать один и тот же инструмент оценивания во второй раз с теми же учениками;
инструмент оценивания измеряет именно то, что хотел бы оценить – ожидаемые результаты обучения;
позднее любой может проверить правильность выставления учителем оценки;
при оценивании есть четко прописанный список факторов, влияющих на оценку;
учащиеся осведомлены о критериях оценивания учебных достижений.
Таким образом, под критериальным оцениванием понимается процесс оценивания, основанный на сравнении учебных достижений, учащихся с четко определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно- познавательной компетентности учащихся.
Организация эффективной обратной связи между учителем и учеником
Для совершенствования своего уровня преподавания учитель должен знать, о чем думают ученики, что знают, как происходит процесс их обучения. Данную информацию учитель может получить, грамотно осуществляя обратную связь, отслеживая настроение учащихся, степень заинтересованности, своевременно оказывая необходимую помощь ученику в процессе урока. Например: использование листов самооценивания, «Мозговой штурм» и др.
Требования к осуществлению обратной связи:
четкая, понятная, своевременная и по теме;
дает представление о ходе процесса усвоения знаний;
позволяет получить информацию о степени усвоения материала;
обеспечивает успех учащихся, происходит в атмосфере взаимопонимания и уважения.
Как составить рубрикатор с дескрипторами, для оценки уровня образовательных достижений учащихся.
Для оценивания уровня успешности учащегося по изучаемой теме, необходимо составить дескрипторы – уровни достижения того или
иного критерия, последовательно показывающие все шаги учащегося по достижению наилучшего результата по каждому из четырех критериев, описывающих уровень необходимых достижений по данной теме.
Знакомство с дескрипторами позволяет учащимся определить критерии успешности, необходимые для самооценки уровня усвоения учебного материала и улучшения результатов обучения. В Таблице 2. приведены дескрипторы к критериям по теме «Квадратные уравнения».
Таблица 2. Дескрипторы к критериям по теме «Квадратные уравнения»
Критерий Дескрипторы
А (знание и понимание) Учащийся знает определение квадратного уравнения
Учащийся знает определение приведенного квадратного уравнения
Учащийся знает определения и формулы неполных квадратных уравнений
Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.
Учащийся знает формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
Учащийся знает формулы дискриминанта и корней приведенного квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
Учащийся знает алгоритм решения неполных квадратных уравнений
Учащийся знает теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета
В
(применение) Учащийся применяет алгоритм решения неполных квадратных уравнений
Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения.
Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
Учащийся применяет формулы дискриминанта и корней приведенного квадратного уравнения, в котором второй коэффициент является четным числом.
Учащийся применяет теорему Виета и теорему, обратную теореме Виета
С
(обработка информации) Учащийся может определить вид уравнения и применить соответствующую формулу для его решения.
Учащийся может решать задачи на составление квадратных уравнений
Учащийся может создавать математические модели
Учащийся может выбирать и применять рациональные методы решения
Учащийся может делать обоснованные выводы или доказательства
D (коммуникация) Учащийся грамотно использует математический язык и формы математического представления в устной и письменной речи.
Рассуждения учащегося логически завершенные, краткие
Учащийся может четко, грамотно ответить на поставленные вопросы
Для оценивания уровня усвоения теоретического или практического материала, например: знание определений, формулировок теорем, решения задач, практической работы, и т.д., составляются рубрикаторы с описанием уровня достижений и количеством баллов за выполненную работу и шкалой перевода их в отметку. (Таблица 3, Таблица 4)
Таблица 3. Рубрикатор для проверки теста по теме «Квадратные уравнения»
Критерий А.
Проверяемые знания Баллы
Знание и понимание формулы полного квадратного уравнения 1
Знание и понимание определения квадратного уравнения 1
Знание и понимание определения приведенного квадратного уравнения 1
Знание и понимание определения и формулы неполного квадратного уравнения 1
Знание зависимости между дискриминантом квадратного уравнения и количеством его корней 1
Знание теоремы, обратной теореме Виета 1
Перевод баллов в оценки:
Отметка «5» «4» «3» «2»
Набранное количество баллов 6 5 4 менее 4
Тест
Укажите формулу полного квадратного уравнения:
А) ах + в = 0, Б) ах2 + вх + с = 0, В) х2 + вх + с = 0, С) ах2 = 0.
Какое из уравнений не является квадратным?
А) 7х – 3х2 = 4, Б) х3 + 9х = 0, В) 2х2- х3=0, С) х х – 2х = 0.
Укажите то квадратное уравнение, которое не является приведенным.
А) – 3х2 + 9х + 8 = 0, Б) 5х + х2 = 0, В) х2 – 0,16 = 0, С) х2 + х = 6.
Какое квадратное уравнение является неполным?
А) х – 6х2 = 0, Б) 2х2 – 3х – 6 = 0, В) х2 – х = 1, С) 2 – х2 + 7х = 0.
Дискриминант квадратного уравнения равен 16. Сколько корней будет иметь квадратное уравнение?
А) один, Б) не имеет корней, В) два корня, С) нет верного ответа.
Если сумма двух чисел равна –р, а их произведение равно q, то эти числа являются корнями …
А) неполного квадратного уравнения, Б) полного квадратного уравнения, В) квадратного уравнения, С) приведенного квадратного уравнения.
Практическая значимость критериального оценивания
Применение системы критериального оценивания на уроках математики имеет большое практическое значение и определяется следующими преимуществами:
-оценивается только работа учащегося, а не его личность;
-работа учащегося проверяется по критериям оценивания, которые известны им заранее;
-оценки учащимся выставляются только за то, что они изучали, так как критерии оценивания представляют конкретное выражение учебных целей;
-учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень успешности своего обучения и информировать родителей;
-повышается мотивация учащихся к самооцениванию и обучению.
После проведения уроков с применением новых подходов в обучении и критериев оценивания учащиеся, приходя домой, могут объяснить полученную на уроке оценку, по критериям, зависящим от выполненной работы, знают, какие пробелы в знаниях не позволили получить отметку выше, что нужно сделать, чтобы повысить уровень своих достижений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Новый этап в развитии школьного образования связан с внедрением компетентностного подхода к формированию содержания и организации учебного процесса, необходимостью научить учащихся применять полученные знания и умения в конкретных учебных и жизненных ситуациях. Внедрение компетентностного подхода предполагает обязательное прогнозирование результатов содержания обучения, что требует изменений в системе оценивания уровня учебных достижений.
Актуальность применения критериальной системы оценивания в процессе обучения определяется современными стратегическими задачами образования, необходимостью повышения уровня образования с учетом международных стандартов и современных требований к качеству образования, необходимостью разработки единых требований к отметке и оценке учебных достижений учащихся в целях обеспечения объективности результатов обучения и конкурентоспособности выпускников школ.
В современной школе пятибалльная система оценивания не позволяет проследить объективность отметок, учащийся часто не может объяснить ни себе, ни тем более родителям, за что конкретно он получил ту или иную отметку. Такое сложившееся положение объясняется отсутствием однозначных, конкретных и четких критериев оценок, когда отметка превратилась в инструмент абсолютной власти учителя.
Систему оценивания необходимо усовершенствовать, сделать многофункциональной. Она должна: давать возможность определить, насколько успешно ученик освоил учебный материал или сформировал практический навык; показывать динамику успехов учащихся в различных сферах познавательной деятельности; иметь в основе механизм поощряющий, развивающий, способствующий самооцениванию учащихся; предусмотреть связи «учитель – ученик», «родитель - классный руководитель», «администрация - педагогический коллектив». Это обеспечит системный подход к формированию учебного процесса, а, значит, и его целостность.
Объективность оценок при критериальном оценивании подтверждается дескрипторами, в создании которых принимают участие ученики, обсуждением и сравнением оценок. Данная система оценивания позволяет ученику стать активным не только в процессе обучения, но и в оценивании результатов своего обучения. Критериальная система оценивания позволяет учителю делать акценты на успехах ученика, отмечая зоны роста, выделяя то, чему еще предстоит научиться.
Таким образом, критериальное оценивание учит обучающихся нести ответственность за свое обучение.