Сообщение по теме «Технология уровневой дифференциации обучения математике» 
Сообщение по теме «Технология уровневой дифференциации обучения математике»
Микушина Светлана Владимировна - учитель математики Буткинской средней школы.
В дидактике обучение принято считать дифференцированным, если в его процессе учитываются индивидуальные различия учащихся. Таким образом, личностно – ориентированное обучение является обучением дифференцированным. В педагогической литературе различают понятия «внутренней» и «внешней» дифференциации. 
Под внутренней дифференциацией понимается такая организация учебного процесса, при котором индивидуальные особенности учащихся учитываются в условиях организации учебной деятельности на уроке в своём классе. В этом случае понятие дифференциации обучения очень сходно с понятием индивидуализации обучения.
 Таким образом, при внутренней дифференциации, т.е. на уроке, личностно – ориентированное обучение достигается главным образом за счёт педагогических технологий, например, обучения в сотрудничестве, метода проектов, игровых технологий, а также за счёт разнообразия приёмов, которые предусматривают эти технологии. 
Приведу пример использования мною игровых технологий. Обобщающий урок по теме «Чтение и запись десятичных дробей» в 5 классе, был проведён мною в виде ролевой игры-путешествия на «математическом поезде». Дети были разделены на три группы: работники вокзала, бригада поезда и пассажиры. Пассажиры в свою очередь были тоже разделены на три группы разного уровня. При покупке билетов в кассе они должны били решать задания на сложение и вычитание дробей, по результатам этой работы пассажиры и получали билеты в вагоны или 1 класса, или 2 класса, или 3 класса. Игра проводилась в виде путешествия по станциям.
При внешней дифференциации учащиеся по некоторым индивидуальным признакам объединяются в учебные группы, отличные друг от друга. 
 Обратимся к видам дифференциации. В дидактике различают дифференциацию по проектируемой профессии, по интересам, по способностям (по общим способностям, по частным способностям, по неспособностям). 
Дифференциации по проектируемой профессии и по интересам  касаются детей, особенно интересующихся тем или иным предметом. Для таких детей предназначены классы с углублённым изучением различных предметов. 
Дифференциация по общим способностям происходит на основании учёта общего уровня обученности, развития учащихся, отдельных особенностей психического развития – памяти, мышления, познавательной деятельности. 
	Дифференциация по частным способностям предусматривает различия учащихся по способностям, к тем или иным предметам. Сюда же следует отнести проблему воспитания особо одарённых детей.
	Что касается дифференциации по неспособностям, то здесь речь идёт о создании так называемых классов коррекции. 
Таким образом, говоря о личностно-ориентированном обучении, нас в первую очередь должны интересовать такие виды дифференциации обучения, как внутренняя и внешняя дифференциации по способностям учащихся к отдельным предметам. В первом случае, как уже говорилось, используется совокупность педагогических технологий, а во втором случае речь идёт о разноуровневом обучении.
	Основным камнем преткновения остаётся классно – урочная система как практически единственная форма организации учебных занятий. Такая система диктует методы обучения и способы организации учебной деятельности, рассчитанные на некоего среднего ученика.  
Это часто приводит к явным педагогическим просчётам: оказывается, что слабым ученикам мало практики, не хватает времени на осмысление материала; сильным же не достаёт темпа продвижения, сложности и  оригинальности заданий.
Именно поэтому, если в 7-8 классах у учащихся начинают проявляться более выраженные способности к отдельным предметам и их интересы при этом совпадают с желанием развивать эти способности далее, то речь идёт о том, чтобы по отдельным предметам создавать группы разного уровня. Создавать не классы, а именно группы на потоке. Т.е. ребята продолжают учиться в своих классах, но на занятия по отдельным предметам идут каждый в свою группу. 
	Почему речь идёт о 7-8 классах при разноуровневом обучении? Дело в том, что на предыдущих ступенях обучения ещё трудно бывает определить приоритетные области способностей и интересов ребят. Кроме того, ряд предметов начинается именно в 7-8 классах. Поэтому раньше этого возраста организовывать разноуровневое обучение не стоит. 
Что же касается 10-11 классов, то в них желательно предусмотреть профильность. Разноуровневое обучение в этом случае окажется как нельзя кстати.
Отправным моментом, определившим моё решение попробовать организовать разноуровневое обучение в классах, где я работаю, явилось намерение предоставить шанс каждому ученику, построить обучение таким образом, чтобы максимально использовать возможности, которые несёт в себе дифференциация обучения, не только внутренняя, но и внешняя. 
С этой целью я предоставляла учащимся возможность при подготовке к итоговой аттестации обучаться в группах примерно равной подготовки, равных способностей по моему предмету. 
Таким образом, я создавала две группы с ориентацией на разный уровень владения предметом. Ребята, которые не имели склонностей к математике, должны были осилить базовый уровень. Вторая группа ребят должна была работать по программе выше базового уровня. 
	При организации такой работы возник ряд вопросов: первый – это, в чём и каким образом должно идти усложнение программы? Мы знаем, что программа по математике и так сильно перегружена, поэтому приходится говорить только о дополнительных занятиях и некотором углублении, расширении знаний, предусмотренных стандартом.
	Далее возникает проблема требований к уровню владения изучаемым материалом. Для первой группы требования разработаны в государственном образовательном стандарте. Что же касается второй группы ребят, при оценке их работ приходилось ориентироваться на требования, разработанные в инструкциях к ЕГЭ.
	При работе в слабых группах возникала необходимость пересматривать программу, так как учащиеся этих групп имели большие пробелы в знаниях за прошлые годы. Я составляла особую программу повторения материала  так, чтобы в неё входили самые важные разделы из разных классов. Это помогало ребятам психологически, так как начинать с уже известного намного легче.  
Перечислю приёмы преподавания, которые я использую в слабых группах: описание, определение понятий – объяснения, работа по образцу, тренировка в применении алгоритмов – постановка информационных вопросов – сообщение правил. 
И для сравнения приёмы работы в сильных группах: создание проблемных ситуаций, побуждение к поисковой деятельности, задания творческого характера, анализ и синтез учебных ситуаций, самостоятельное создание алгоритмов действий и др. 
	Мой опыт по организации разноуровневого обучения показал, что учащиеся с одинаковой подготовкой и схожим темпом усвоения материала и мотивацией, занимаясь в одной группе, чувствуют себя более комфортно. При таком обучении учащиеся приобретают  большую свободу действий. В группах, подобранных таким образом, создаются  благоприятные условия для равномерного продвижения с учётом индивидуальных особенностей учащихся. 
В заключение не могу не сказать о ещё одном возможном виде дифференциации – это по половому признаку.  В связи с этим возникает очень много вопросов: почему в дореволюционной России девочки и мальчики обучались отдельно? Кто  должен воспитывать мальчиков?  Почему мальчики и девочки изучают один и тот же набор предметов? Не школа ли,  где в основном руководят девочки и женщины, приучила сильный пол быть слабым?  
Спасибо за внимание!
13PAGE  15
13PAGE  14315
15