Методические рекомендации по проведению внеурочного мероприятия по информатике. Турнир С микрокалькулятором в руках
Областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Ульяновский профессионально-педагогический колледж»
Дисциплина Информатика
Е.А.Старцева
Внеурочное мероприятие
ТУРНИР «С МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРОМ В РУКАХ»
Методическая разработка
Ульяновск, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка..1
Педагогическая структура.2
Сценарий..4
Литература..13
Приложения....13
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Внеклассное мероприятие «Турнир «С микрокалькулятором в руках» проводится во втором полугодии на 1 курсе в рамках недели дисциплин естественно-научного цикла. Его идеей стало стремление вызвать интерес обучающихся к истории вычислительных средств.
Особенностью данного мероприятия является то, что обучающиеся, неоднократно держа калькуляторы в руках, не задумывались о возможностях его использования для решения интересных задач, головоломок, творческого применения калькулятора.
Ход мероприятия предусматривает основные этапы, а сценарий рисует полную картину его проведения.
Турнир «С микрокалькулятором в руках» имеет соревновательный характер, для этого назначается жюри, помощники, приглашаются 3 команды. В каждой команде может быть 4-5 участников (в состав команды входит мастер-воспитатель или классный руководитель). Членам жюри выдается протокол, который заполняется в ходе проведения мероприятия. Помощники организуют подготовку мероприятия, работу команд.
При проведении мероприятия работа организуется как в групповой форме (всей командой), так и в малых группах по 2 человека, что способствует воспитанию умения работы в команде, эффективного общения с коллегами.
Педагогическая структура
Цель мероприятия:
Обучения:
расширение кругозора обучающихся;
побуждение познавательного интереса;
формирование у обучающихся творческого мышления;
формирование у обучающихся способности анализировать рабочую ситуацию, осуществлять контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности.
Развития:
развитие активности обучающихся;
развитие творческого потенциала;
развитие умения работать во времени, в команде.
Воспитания:
способствовать воспитанию у обучающихся осознанного отношения к истории вычислительной техники, к калькулятору, как к инструменту и помощнику в повседневной жизни, в учебе и на производстве;
способствовать организации собственной деятельности, исходя из поставленной цели;
способствовать воспитанию умения работы в команде, эффективного общения с коллегами.
Формирование общих компетенций: ОК2, ОК3, ОК5, ОК6.
Оборудование:
Класс учебной компьютерной техники
Калькуляторы
Средства:
Протокол ведения мероприятия для членов жюри
Карты-задания командам
Карты с эталонами ответов для членов жюри
Программное обеспечение
Слайд-фильм (презентация) по всем этапам турнира
Оформление кабинета:
На экране – титульный слайд презентации с названием мероприятия.
Звучит музыкальной сопровождение – песни с компьютерной тематикой.
Ход мероприятия
Вступительное слово ведущего
Представление команд, жюри, помощников
Ознакомление с этапами турнира
1 этап. Математические курьезы. Найдите общее
Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности
Этап 3. Словари
Этап 4. Определение дня недели события
Этап 5. Кроссворд
Подведение итогов
СЦЕНАРИЙ
В турнире принимают участие обучающиеся 1 курса - 3 команды по 4 обучающихся и мастер-воспитатель или классный руководитель.
Готовится ведущий и два помощника. Жюри ведет протокол (приложение1).
Вступительное слово ведущего
На экране – слайды 1,2,3
Ведущий:
В 60-х годах, когда действовали уже ЭВМ второго поколения, миллионы инженеров, бухгалтеров, экономистов продолжали вычислять с помощью счетов, механических арифмометров, таблиц и логарифмических линеек.
Инженеры решили по подобию ЭВМ создать простейший электронный вычислитель. В электронике начался бурный процесс миниатюризации. Появились большие интегральные схемы (БИС). Возникла реальная возможность для производства миниатюрной ЭВМ,
Первые советские настольные микрокалькуляторы появились в 1971 году. А в конце 1973 года появился электронный карманный вычислитель «Электроника Б3-04»
Микрокалькуляторы вошли в нашу жизнь и стали нашими помощниками!
Сегодня мы хотим предложить вам показать свою сообразительность, смекалку и выполнить на микрокалькуляторе несколько заданий.
Представление команд, жюри, помощников
На экране – слайд 4
В турнире принимают участие студенты 1 курса - 3 команды по 4 обучаюшихся и куратор.
Преподаватель представляет ведущих, помощников и членов жюри. Жюри ведет протокол (приложение1).
Сегодня мы хотим предложить вам показать свою сообразительность, смекалку и выполнить на микрокалькуляторе несколько заданий. Вы узнаете много интересного.
Ознакомление с этапами турнира
На экране – слайд 5
Ведущий:
Ознакомьтесь с этапами турнира.
Этап 1. Математические курьезы. Найдите общее
На экране – слайд 6. 7. 8
Приложение 2
Любители развлечений накопили множество наблюдений над цифрами, числами и математическими операциями.
Примеры позволяют обладателям микрокалькуляторов проявить свое остроумие, смекалку и наблюдательность
Решите заданные примеры. Определите, какой признак объединяет их?
1738 х 4 =
186 х 39 =
198 х 27 =
483 х 12 =
Ведущий: На экране слайд 9
Проверка ответов
Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности
На экране слайд 10, 11, 12
Приложение 3
Ведущий:
К математическим курьезам относятся и следующие наблюдения.
Найдите закономерности в парах примеров
Ведущий: На экране слайд 13
Проверка ответов
Этап 3. Словари
На экране слайды 14, 15, 16
Приложение 4
Ведущий
Из перевернутых цифр на индикаторе микрокалькулятора можно составить слова на языках, использующих латинский алфавит.
Свои навыки владения микрокалькулятором можно применить в переводах русских слов на английский язык.
Вычислите значения приведенных выражений, переверните микрокалькулятор и вы узнаете перевод указанного русского слова.
Например:
Туфля (203х2145):(11х13)=
Значение выражения Туфля (203х2145):(11х13)= 3045
Переверните калькулятор и прочитайте слово Shoe
Ведущий: На экране слайд 17, 18
Вычислите значения приведенных выражений, переверните микрокалькулятор и вы узнаете перевод указанного русского слова. (Аккуратно списывайте ответ)
Глобус 16 х 16 х 16 х 9 + 1215 =
Кипение (49 + 12 х 12 х 12) х 4 =
Пчела
·152 х 152 + 302 х 302 – 8 х 8 =
Масло (1 : 0,16 + 1 : 0,125) х 50 - 2,5 =
Ведущий: На экране слайд 19
Проверка ответов
Этап 4. Определение дня недели события
На экране слайды 20, 21, 22, 23, 24
Приложение 5
В Интернете вы всегда можете найти сайт, который предложит вам «Вечный календарь», В нем можно найти нужную информацию, например, в какой день недели у вас будет день рождения в следующем году, или был 5 лет назад. Вычисленная могут доставить радость и тому, к кому вы идете в гости на день рождения. Спросите у юбиляра, в какой день недели он родился. Большинство людей этого не знают. А вы ему об этом расскажете и, тем самым, преподнесете интересный и необычный подарок.
Вот сегодня вы попробуете узнать, в какой день недели произошла важное событие – создано наше учебное заведение. Дату создания мы все знаем. Это 1 октября 1945 года. А какой это был день недели?
Рассчитайте на микрокалькуляторе по заданному алгоритму.
Эта работа требует внимания и аккуратности.
Год G
_ _ _ _
P
_ _ _
Результат
ДЕНЬ НЕДЕЛИ
______________________
Месяц M
_ _
N
_ _ _ _ _
День D
_ _
W
_ _ _ _
S
_
ответ
_
Ведущий: На экране слайд 25
Проверка ответов
Этап 5. Кроссворд
На экране слайды 26, 27, 28
Приложение 6
Заполните кроссворд словами, используя «Словарь компьютерной терминологии и жаргона»
Ведущий: На экране слайд 29
Проверка ответов
Ведущий: На экране слайд 30
Для подведения итогов предоставляем слово жюри. Зачитывается протокол проведения турнира. Называются победители. Заключительное слово ведущего.
Ведущий:
Турнир окончен. Названы победители. Но главное, что все еще раз поняли и осознали, что и калькулятор – очень занимательное устройство, несмотря на то, что не очень часто его применяем.
В турнире все увидели, что вы много знаете, вы проявили смекалку, находчивость, творчество, внимание. Но главное – вы поняли, что работа в коллективе – это большая сила. Не зря говорят «Одна голова – хорошо, а две – лучше». Все эти качества в вашей жизни очень пригодятся.
Успехов всем вам!
Литература.
Гильде В. Альтрихтер З. С микрокалькулятором в руках. М.: Мир. 1987 – 215 с.
Романовский Т.Б. Микрокалькуляторы в рассказах и играх. – Минск: изд.Университетское. 1987 – 192 с.
Приложение 1
Турнир «С МИКРОКАЛЬКУЛЯТОРОМ В РУКАХ»
ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ
ДАТА 19
№№ этапа
Этап турнира
max
баллов
Первые - 2б
Вторые - 1б
Группы
1
Математические курьезы.
Найдите общее
Правильное решение примера – по 1 баллу
4
Правильный вывод –
4 балла
4
2
Математические курьезы.
Найдите закономерности
Правильное решение одной пары приме-ров - по 1 балл
3
Правильный вывод –
3 балла
3
3
Словари
Правильное решение одного примера –
по 1 балл
4
Правильно расшифрованы слова - по 3 балла
12
4
Кроссворд
Правильный подбор одного слова – по 3 балла
36
5
Определение дня недели события
Правильно записаны G, M, D – 1 балл
1
Правильно
рассчитаны S, P, N, W, ответ - по 2 балла
10
Правильно определен день недели – 1 балл
1
Подведение итогов
78
Победители: 1 место – группа
2 место – группа
3 место – группа
ЖЮРИ:
Приложение 2
ГРУППА __________________
Этап 1. Математические курьезы. Найдите общее
Лист ответов
Любители развлечений накопили множество наблюдений над цифрами, числами и математическими операциями.
Примеры позволяют обладателям микрокалькуляторов проявить свое остроумие, смекалку и наблюдательность
Решите заданные примеры. Определите, какой признак объединяет их?
1738 х 4 =
186 х 39 =
198 х 27 =
483 х 12 =
Ответ ______________________________________
_________________________________________
Приложение 3
ГРУППА __________________
Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности
Лист ответов
К математическим курьезам относятся и следующие наблюдения.
Найдите закономерности в парах примеров
Ответ ____________________________________________________
__________________________________________________________
Приложение 4
ГРУППА __________________
Этап 3. Словари
Лист ответов
Вычислите значения приведенных выражений, переверните микрокалькулятор и вы узнаете перевод указанного русского слова.
Аккуратно списывайте ответ
Глобус 16 х 16 х 16 х 9 + 1215 = ____________
Кипение (49 + 12 х 12 х 12) х 4 = _____________
Пчела
·152 х 152 + 302 х 302 – 8 х 8 = ______________
Масло (1 : 0,16 + 1 : 0,125) х 50 - 2,5 = ______________
Приложение 5
ГРУППА __________________
Этап 4. Определение дня недели события
Лист ответов
Дату создания нашего учебного заведения мы все знаем. Это 1 октября 1945 года. А какой это был день недели?
Год G
_ _ _ _
P
_ _ _
Результат
ДЕНЬ НЕДЕЛИ
______________________
Месяц M
_ _
N
_ _ _ _ _
День D
_ _
W
_ _ _ _
S
_
ответ
_
Приложение 6
ГРУППА __________________
Этап 5. Кроссворд
Лист ответов
Заполните кроссворд словами, используя «Словарь компьютерной терминологии и жаргона»
Приложение 7
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Этап 1. Математические курьезы. Найдите общее
Любители развлечений накопили множество наблюдений над цифрами, числами и математическими операциями.
Примеры позволяют обладателям микрокалькуляторов проявить свое остроумие, смекалку и наблюдательность
Решите заданные примеры. Определите, какой признак объединяет их?
1738 х 4 = 6952
186 х 39 = 7254
198 х 27 = 5346
483 х 12 = 5796
ОЦЕНКА:
Правильное решение каждого примера – 1 балл
Правильный вывод – 4 балла
MAX – 8 баллов
Этап 2. Математические курьезы. Найдите закономерности
К математическим курьезам относятся и следующие наблюдения.
Найдите закономерности в парах примеров
ОЦЕНКА:
Правильное решение одной пары примеров – 1 балл
Правильный вывод – 3 балла
MAX – 6 баллов
Этап 3. Словари
Из перевернутых цифр на индикаторе микрокалькулятора можно составить слова на языках, использующих латинский алфавит.
Свои навыки владения микрокалькулятором можно применить в переводах русских слов на английский язык.
ГЛОБУС 16 х 16 х 16 х 9 + 1215 = 38079 GLOBE
Кипение (49 + 12 х 12 х 12) х 4 = 7108 BOIL
Пчела
·152 х 152 + 302 х 302 – 8 х 8 = 338 BEE
Масло (1 : 0,16 + 1 : 0,125) х 50 - 2,5 = 710 OIL
ОЦЕНКА:
Правильное решение одного примера – 1 балл
Правильно расшифрованы слова - по 3 балла
MAX – решение примеров – 4; расшифровка слов – 12 баллов. Итого 16 баллов
Этап 5. Кроссворд
Заполните кроссворд словами, используя «Словарь компьютерной терминологии и жаргона»
М
И
К
Р
О
К
А
Л
Ь
К
У
Л
Я
Т
О
Р
О
Н
У
Е
С
У
Н
В
Т
Е
З
О
Н
С
Л
Д
Р
Т
Е
И
Р
У
У
И
Т
Е
А
С
И
С
Л
М
Т
Т
А
Р
К
О
В
Т
И
О
Е
О
Л
Т
Р
И
Т
П
Р
Р
Л
О
Р
А
А
Я
Р
У
С
Ц
С
Т
И
А
Я
ОЦЕНКА:
Правильный подбор одного слова – по 3 балла
MAX – 36 баллов
Этап 6. Определение дня недели события
Дату создания нашего учебного заведения мы все знаем. Это 1 октября 1945 года. А какой это был день недели?
Год G
1 9 4 5
P
2 4 6
Результат
ДЕНЬ НЕДЕЛИ
ПОНЕДЕЛЬНИК
Месяц M
1 0
N
1 6 6 8 2
День D
0 1
W
2 3 8 3
S
1
ответ
1 (-1)
ОЦЕНКА:
Правильно записаны G, M, D – 1 балл
Правильно рассчитаны S, P, N, W, ответ - по 2 балла
Правильно определен день недели – 1 балл
MAX – 12 баллов.
ГРУППА №
Каждая из цифр встречается в примере ровно один раз
497 + 2 =
497 х 2 =
497 + 2 =
497 х 2 =
47 + 2 =
47 х 2 =
ГРУППА №
9 + 9 =
9 х 9 =
497 + 2 = 499
497 х 2 = 994
47 + 2 = 49
47 х 2 = 94
9 + 9 = 18
9 х 9 = 81
В парах примеров сумма и произведение состоят из одних и тех же цифр, записанных в различном порядке
497 + 2 =
497 х 2 =
47 + 2 =
47 х 2 =
9 + 9 =
9 х 9 =
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 515