Рабочая программа по домоводству 5 класс



Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена по программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, авторами которой являются конд. психол. наук, проф. И.М.Бгажнокова и Л.В.Голимка. Москва "Просвещение" 2003.
В специальных школах и интернатах обучаются и воспитываются дети в основном из неполных или социально неблагополучных семей, не имеющие необходимых нравственно – этических знаний и практических навыков. А некоторые дети, лишенные семьи и попечения родителей, вообще не имеют представления о многих семейных, житейских, бытовых проблемах. Все это способствует развитию у детей потребительских черт и иждивенческих наклонностей. Социально- педагогическая значимость этих проблем подсказывает необходимость введения в учебный план специальной (коррекционной) школы 8 вида предмета «Домоводство». Задачи предмета - научить детей правилам ведения семейного хозяйства, практическим умениям, связанным с самообслуживанием и с обслуживанием членов семьи, и заложить основы нравственного поведения, норм этики в ближайшем (семейном) окружении.
Цель предмета «Домоводство» - формирование у обучающихся знаний о самостоятельной жизни, их практическое обучение жизненно необходимым бытовым умениям и навыкам. Уроки домоводства позволяют применить на практике интеллектуальные умения (счет, чтение, письмо), а также практические навыки по шитью, ремонту дома, огородничеству и др.
Уроки домоводства создают богатейшие возможности для развития познавательной деятельности и личностной сферы обучающихся, так как организация практических занятий, а также экскурсии в магазины, предприятия хозяйственного и бытового обслуживания демонстрируют образцы поведения человека в труде, учат навыкам общения. Ролевые, деловые игры, экскурсии и практические занятия включают в себя разнообразные упражнения на закрепление правил этического поведения и этикета, способствуют развитию у воспитанников коммуникативных умений, мыслительной деятельности, общетрудовых навыков.
Содержание программы «Домоводство» продолжает образовательные линии, заложенные в предмете «Живой мир» (0-4 кл.), дополняет сведения по природоведению (5 кл.) и некоторые разделы предваряет «Мир истории» (6 кл.), «Естествознание» (6-9 кл.).
Программа построена концентрически и представлена следующими основными разделами:
Дом, семья, семейные отношения.
Содержание и уход за городским и сельским жилищем.
Индивидуальные санитарно-гигиенические правила и навыки.
Ремонтные работы в доме.
Одежда, обувь, белье; уход за ними.
Организация питания в семье, кулинарные рецепты, домашние заготовки.
Охрана здоровья, признаки болезни, оказание первой помощи.
Юноши и девушки - будущие родители; половое воспитание и ролевые функции в семье.
Ребенок в семье, правила ухода.
Планирование и распределение бюджетных средств семьи.
Досуг и его организация в семье.
Правила этики и этических отношений в семье и с окружающими людьми.
Основные сельскохозяйственные работы в саду и огороде.
Учитывая возможности детей, знания и умения подразделяются на два уровня. Занятия можно строить как совместное интересное дело, при этом желательно широко использовать деловые игры с привлечением материалов из устного народного, прикладного и художественного творчества.
Занятия ( в зависимости от их содержания) должны иметь конкретные практические результаты: выглаженные вещи, вскопанная грядка и др. При оценке знаний можно руководствоваться итогами практических умений, при этом усилия детей нужно поощрять, а оценки можно оформлять системой зачетов по ряду выполненных действий или итоговых дел по тому или иному разделу.
Программа рассчитана на 67 часов в год (2 часа в неделю).

Рабочая программа 5 класса состоит из следующих разделов: "Введение" (6 часов), "Жилище" (6 часов), "Уход за жилищем" (6 часов), "Помощники в доме" (8 часов), "Мебель" (6 часов), "Окна, стекла, зеркала в доме" (4 часа), "Насекомые и грызуны в доме - источники опасных заболеваний" (4 часа), "Животные в квартире" (4 часа), "Домашние животные" (4 часа), "Одежда" (6 часов), "Обувь" (4 часа), "Бельё" (9 часов). Основные требования к знаниям и умениям обучающихся распределены по четвертям.
5 класс
№ Тема урока Дата Коррекционная работа Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
1 четверть 1 Введение (6 часов).
Понятие о доме, семье, семейных обязанностях. Воспитание чувства любви к родным. Обучающиеся должны иметь представление:
о составе семьи;
о семейных традициях;
о распределении хозяйственно-бытовых
обязанностях между членами семьи.
1 уровень
Обучающиеся должны знать:
о составе своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, родственников;
места работы родителей;
домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской квартире;
название коммунальных удобств;
правила общежития.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
называть службы помощи при пожаре.
2 уровень
Обучающиеся должны знать:
о составе своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;
места работы родителей;
домашний адрес;
правила общежития.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
называть службы помощи при пожаре.
2 Семейные традиции. Коррекция мыслительных навыков. 3 Быт русского дома жителей России. Обогащение словарного запаса. 4 Уклад семьи в прошлом. Коррекция пространственных представлений. 5 Организация жизни родственных и близких людей. Коррекция мыслительных навыков. 6 Современная семья. Повышение уровня речевого развития. 7 Жилище (6 часа).
Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов. Развитие познавательную активность. 8 Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, домофон, мусоропровод. Обогащение словарного запаса. 9 Правила гигиены. Совершенствование навыков умственной деятельности. 10 Правила пожарной безопасности. Коррекция мышления. 11 Ролевые игры на основе Русских народных сказок. Повышение уровня речевого развития. 12 Сказки, пословицы. Поговорки о семейном укладе. Повышение уровня речевого развития. 13 Уход за жилищем (6 часов).
Назначение жилых комнат. Активизация словарного запаса. 14 Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Коррекция зрительного восприятия. 15 Моющие средства, их виды. Коррекция мыслительных навыков. 16 Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами.
Формирование умений работать с текстом. 17 Правила повседневной уборки. Формирование знаний о повседневной уборке. 18 Практическая работа. Уход за стенами, полом, потолком. Формирование практических умений по уборке помещения. 2 четверть 19 Помощники в доме (8 часов).
Газовая, электрическая плита. Повышение уровня знаний о газовой и электрической плиты. Обучающиеся должны знать:
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
правила пользования пылесосом.
Обучающиеся должны уметь:
производить сухую и влажную уборку помещений;
чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;
ухаживать за полом, использовать безопасные чистящие и моющие средства.
2 уровень
Обучающиеся должны знать:
правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
Обучающиеся должны уметь:
производить сухую и влажную уборку помещений;
чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.
20 Практическая работа. Усвоение правил работы с плитой. ТБ, Формирование умений пользоваться электрической плитой. 21 Утюг. Повышение уровня знаний об утюге. 22 Практическая работа. Усвоение правил работы с утюгом. ТБ Формирование умений пользоваться паровым утюгом. 23 Пылесос. Коррекция зрительного восприятия. 24 Практическая работа. Усвоение правил работы с пылесосом. ТБ, Формирование умений и навыков пользоваться бытовой техникой. 25 Холодильник. Коррекция зрительного восприятия. 26 Стиральная машина. Повышение уровня знаний о стиральной машине. 27 Мебель (6 часов).
Виды мебели: кухонная, гостиная, спальная. Формирование представлений и знаний о видах мебели. 28 Правила ухода за мебелью. Виды и средства по уходу за мебелью. Повышение уровня речевого развития. 29 Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью. Формирование знаний о мягкой мебели. 30 Практическая работа. Чистка мягкой мебели.
Формирование трудовых навыков по чистке мебели 31 Ковровые изделия.
Формирование знаний о ковровых изделиях. 32 Практическая работа. Чистка ковров. Формирование трудовых навыков чистки ковров. 3 четверть 33 Окна, стекла, зеркала в доме (4 часа).
Правила ухода за зеркалами и стеклами. Коррекция зрительного внимания. 1 уровень
Обучающиеся должны знать:
правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;
различные химические препараты для чистки изделий из стекла;
особенности бытовых насекомых, грызунов.
Обучающиеся должны уметь:
пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла;
применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;
ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований.
2 уровень
Обучающиеся должны знать:
безопасные правила обращения со стеклом;
о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасных способах борьбы с ними.
Обучающиеся должны уметь:
ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований;
ухаживать за комнатными растениями.
34 Практическая работа. Мытье стекол и зеркал. ТБ. Тренировка действий при мытье окон и зеркал. 35 Светильники в доме. Обогащение словарного запаса. 36 Практическая работа. Обтирание светильников. Формирование умений ухода за светильниками. 37 Насекомые и грызуны в доме- источники опасных заболеваний (4 часа).
Мыши, крысы: внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме. Формирование знаний профилактики и борьбы с грызунами в доме. 38 Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления. Коррекция зрительного и слухового внимания. 39 Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары. Правила безопасного обращения с аэрозолями. Медпомощь при отравлениях. Формирование знаний профилактики и борьбы с кровососущими в доме, безопасного обращения с аэрозолями. 40 Моль в доме. Коррекция восприятия. 41 Животные в квартире (4 часа).
Виды собак. Коррекция зрительного и слухового восприятия. 42 Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за ними. Формирование умения сравнивать и обосновывать. 43 Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум. Способствовать развитию познавательной активности. 44 Профилактика здоровья людей, содержащих в квартире животных Формирование профилактических знаний при содержании в квартире животных. 45 Домашние животные (4 часа). Домашние животные и птицы в деревне. Коррекция зрительного и слухового восприятия. 46 Образ жизни домашних животных (Корова, коза, свинья, овцы). Расширение словарного запаса. 47 Домашние птицы, кормление, уход. 48 Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений при приеме молочных и мясных продуктов. Формирование знаний о болезнях домашних животных, предостережения отравления полученными от их продуктами. 49 Одежда (6 часов).
Приобретение и хранение одежды (правила, способы). Формирование знаний бережного отношения к одежде. 50 Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная. Обогащение словарного запаса. 51 Одежда по назначению: спортивная, рабочая, для сна, домашняя. Коррекция зрительного и слухового восприятия. 52 Практическая работа. Уход за одеждой. Починка одежды. ТБ Коррекция мелкой моторики рук. 4 четверть 53 Практическая работа Ручная стирка одежды. Формирование умений и навыков стирки одежду. Обучающиеся должны иметь представление:
о видах одежды и обуви;
гигиенических требованиях по содержанию одежды, белья, обуви.
1 уровень
Обучающиеся должны знать:
правила ухода за одеждой, обувью, бельем;
правила сушки одежды, обуви;
правила хранения и чистки кожаной, валеной, текстильной и другой обуви.
Обучающиеся должны уметь:
подбирать одежду и обувь по сезону;
чистить верхнее и легкое платье.
2 уровень
См. требования 1 уровня с учетом индивидуальных возможностей обучающихся
54 Практическая работа. размещение одежды в гардеробе. Формирование умений и навыков свертывания и развешивания одежды в гардеробе. 55 Обувь (4 часа). Виды обуви, их назначение. Обогащение словарного запаса. 56 Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная. Коррекция зрительного и слухового внимания. 57 Практическая работа.
Уход за обувью. Формирование умений и навыков ухода за обувью. 58 Профессии людей создающие обувь. Расширение запаса знаний о профессиях.. 59 Белье (9 часов).
Виды белья, его назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Коррекция зрительного и слухового восприятия. 60 Гигиенические и эстетические требования к выбору белья. Формирование умений сравнивать и анализировать. 61 Стирка белья: ручная, машинная. Формирование знаний о стирке белья. 62 Моющие средства для разных видов белья. Формирование умения сравнивать, обобщать. 63 Кипячение, правила безопасности. Формирование знаний техники безопасности при работе с плитой и горячей жидкостью. 64 Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Формирование знаний и умений о сушке белья из разных видов ткани. 65 Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности. Формирование умений работать утюгом, соблюдать ТБ, 66 Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах. Формирование знаний и умений хранения белье в шкафах, корзинах. 67 Практическая работа. Ремонт белья. ТБ. Формирование знаний и умений ремонта и штопки белья.