Рабочая программа по домоводству в 5 ( коррекционном ) классе


5 КЛАСС
(70 ч в год, 2 ч в неделю)
Введение (5 ч)
      Понятие о доме, семье, семейных обязанностях (на примере русских народных сказок, пословиц, поговорок, загадок).
      Семейные традиции (с использованием предметов народного творчества, иллюстраций русских художников).
      Посещение музея этнографии, картинной галереи с целью знакомства по сюжетам картин с убранством и бытом русского дома жителей России.
      Предмет «Домоводство», его связь с другими предметами школьной программы. Значение домоводства для правильной организации жизни родственных и близких людей. Семья, члены семьи. Ролевые обязанности в семье (дедушка, бабушка, отец, мать, дети).
      Уклад семьи в прошлом (в деревне, в городе).
      Современная семья, влияние технического прогресса на изменение функциональных обязанностей старших членов семьи.
Жилище (7 ч)
      Городское и сельское жилище: типы городских и сельских домов.
      Размещение семьи в типовых городских квартирах, в отдельном доме.
      Коммунальные удобства, их назначение: водоснабжение, электроснабжение, газообеспечение, канализация, мусоропровод, радиотрансляция, телефонизация, сигнализация, лифт, домофон.      Правила пользования лифтом.
      Правила пользования почтовым ящиком, домофоном, кодовым замком.
      Правила гигиены на лестницах, лестничных площадках.
      Правила пользования мусоропроводом. Пожар в доме (причины, источники).
      Правила пожарной безопасности.
      ПОНЯТИЯ: жилье, квартира, дом (городской, сельский, дачный).
      СЛОВАРЬ: передняя (сени), гостиная (горница), спальня, кухня, санузел, ванная, туалет, балкон, лоджия, подсобное помещение.
      Игры: «Строим дом», «Наши соседи», театр кукол «Лиса и заяц» и др.
      Оформление тетрадей по домоводству.
      Оформление материалов наблюдений, экскурсий (устные и письменные рассказы).
      Сказки, пословицы, поговорки, загадки о семейном укладе. Ролевые игры на основе русских народных сказок, песен, загадок, поговорок. Словарная работа.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны иметь представление:
      • о составе семьи;
      • о семейных традициях людей;
      • о распределении хозяйственно-бытовых обязанностей между членами семьи.
      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей, близких родственников;
      • места работы родителей;
      • домашний адрес, основные названия помещений в жилом доме, в городской квартире;
      • назначение коммунальных удобств;
      • правила общежития.
      Учащиеся должны уметь:
      • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
      • вызывать службу помощи при пожаре.
      2-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • состав своей семьи, имена, отчества, фамилии родителей;
      • места работы родителей;
      • домашний адрес;
      • правила общежития.
      Учащиеся должны уметь:
      • пользоваться мусоропроводом, лифтом, почтовым ящиком;
      • вызывать службы помощи при пожаре и несчастных случаях.
Уход за жилищем (7 ч)
      Рассказ-описание «Наша квартира».
      Назначение жилых комнат. Убранство гостиной, спальни, других жилых помещений (правила планирования, размещения вещей, мебели и др.).
      Чем убирают квартиру: инвентарь, содержание, хранение. Моющие средства, их виды. Техника безопасного использования моющих и чистящих средств. Простые правила оказания помощи при ожоге, отравлении химическими препаратами (веществами).
      Правила повседневной уборки. Уход за стенами, полом, потолком. Практические работы по уходу за жилищем (классом, игровой, спальней и др.).
Помощники в доме (8 ч)
      Помощники в доме: газовая (электрическая) плита, пылесос, холодильник, утюг, кондиционер, электрочайник и др., их назначение в хозяйстве.Практические работы
      Усвоение правил работы с плитой, пылесосом, утюгом, электрочайником и другими техническими предметами быта.
Мебель (5ч)
      Повторение: предметы мебели, назначение предметов мебели. Экскурсия в мебельный магазин. Виды мебели (кухонная, спальная, кабинетная и др.).
      Правила ухода за мебелью. Виды и средства для ухода за мебелью.
      Мягкая мебель. Ее назначение. Уход за мягкой мебелью.
      Ковровые изделия. Практическая работа с использованием пылесоса, чистящих средств: чистка ковров, мягкой мебели.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны иметь представление:
      • о функциональном назначении передней, гостиной, спальни, о гигиенических требованиях к сохранности жилища.
      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки;
      • санитарно-гигиенические требования и правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами;
      • правила пользования пылесосом.
      Учащиеся должны уметь:
      • производить сухую и влажную уборку помещений;
      • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи;
      • ухаживать за полом в зависимости от видов покрытия, используя безопасные чистящие (моющие) средства.
      2-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • правила и последовательность проведения сухой и влажной уборки.
      Учащиеся должны уметь:
      • производить сухую и влажную уборку помещений;
      • чистить ковры, мягкую мебель, книжные полки, батареи.
Окна, стекла, зеркала в доме (4 ч)
      «Пусть зеркало расскажет...» История стекла и зеркала.
      Глаза дома (квартиры). Правила ухода за зеркалами и стеклами.
      Светильники в доме: люстры, настольные лампы, бра. Средства для чистки стекол, зеркал, зеркальных покрытий.
Практические работы
      Мытье стекол, зеркал, светильников; правила и приемы безопасности.
      Применение народных средств для очистки стеклянных изделий: лук, соляной, уксусный растворы, мякиш хлеба и др.
      Словарная работа по теме.
Насекомые и грызуны в доме —
источники опасных заболеваний (5ч)
      Мыши, крысы; внешний вид, образ жизни. Профилактика и борьба с грызунами в доме.
      Тараканы, домашние муравьи. Профилактика, средства для избавления.
      Кровососущие насекомые: клопы, вши, комары.
      Кто съел шубу, шапки, свитера? (Моль.)
      Химические средства борьбы с насекомыми и грызунами. Распознавание этих средств на этикетках упаковок.
      Правила безопасного обращения с ядохимикатами, аэрозолями, препаратами профилактических средств. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Медицинская помощь при отравлениях. Словарная работа по теме.
Животные в городской квартире (4 ч)
      Для чего человеку нужны животные в доме. Рассказы о собаке. Виды собак (сторожевые, декоративные, служебные). Здоровье собаки. Уход за собакой в доме.
      История кошки. Виды кошек. Чем болеют кошки. Уход за кошкой в доме.
      Декоративные птицы, их виды, содержание и уход. Аквариум, террариум.
      Профилактика здоровья людей, содержащих домашних животных.
Домашние животные (4 ч)
      Как человек приручил диких животных. Домашние животные и птицы в деревне (лошадь, свинья, овца, корова, куры, гуси, утки и др.).      Образ жизни лошади и коровы, питание, уход (свиньи, овцы и др.).
      Домашние птицы, кормление, уход.
      Чем болеют животные. Кто лечит животных. Как предостеречься от отравлений и болезней при приеме молочных, мясных и других продуктов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • правила обращения со стеклянными и зеркальными предметами;
      • различные химические препараты для чистки изделий из стекла;
      • особенности бытовых насекомых, грызунов.
      Учащиеся должны уметь:
      • утеплять окна к зиме;
      • пользоваться химическими препаратами для очистки изделий из стекла;
      • применять безопасные способы профилактики и борьбы с насекомыми и грызунами;
      • ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований.
      2-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • безопасные правила обращения со стеклом;
      • о вреде бытовых насекомых и грызунов, о безопасных способах борьбы с ними.
      Учащиеся должны уметь:
      • ухаживать за домашними животными с учетом санитарно-гигиенических требований;
      • ухаживать за комнатными растениями.
Одежда (8ч)
      Экскурсия в магазин одежды. Повторение знаний о видах одежды, их назначении. Профессии людей, создающих одежду.
      Приобретение и хранение одежды (правила, способы).
      Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная.
      Одежда по назначению: деловая, праздничная, спортивная, домашняя, для сна, рабочая.
      Уход за одеждой: стирка, чистка, починка (практические занятия).
      Деловые игры: «Собираем чемоданы к морю»; «На зимние каникулы»; «Необходимые и важные вещи в гардеробе».
Обувь (4 ч)
      Экскурсия в обувной магазин. Виды обуви, их назначение.
      Приобретение и хранение обуви (правила, способы).
      Сезонная обувь: летняя, зимняя, демисезонная.
      Обувь по назначению: спортивная, домашняя, выходная, рабочая.
      Уход за обувью. Починка обуви (экскурсия в мастерскую).
      Профессии людей, создающих обувь.
Белье (8ч)
      Белье, его виды и назначение: постельное, кухонное, нательное. Ткани для белья. Гигиенические и эстетические требования к выбору белья.
      Стирка белья: ручная, машинная.
      Моющие средства для разных видов белья. Кипячение, правила безопасности. Правила сушения белья из льна, шерсти, шелка. Глажение, правила работы с утюгом, техника безопасности.
      Правила хранения белья в шкафах, комодах, корзинах.
      Ремонт белья.
      Оформление материалов экскурсий.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
      Учащиеся должны иметь представление:
      • о видах одежды, обуви;
      • гигиенических правилах содержания одежды, белья, обуви.
      1-й уровень
      Учащиеся должны знать:
      • правила ухода за одеждой, , бельем;
      • правила сушки одежды
      
      Учащиеся должны уметь:
      • подбирать одежду и обувь по сезону;
      • чистить верхнее и легкое платье.
      2-й уровень
      См. требования 1-го уровня с учетом индивидуальных возможностей учащихся.