Рабочая программа по курсу Россия и мир, 11 класс
Пояснительная записка к рабочей программе
по курсу « Россия и мир»
для 11 класса
Рабочая программа составлена на основе составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта (полного) общего образования, Примерной программы среднего ( полного) общего образования по истории и авторской программы А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной.
Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.
Цели изучения истории:
воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Задачи:
- формировать у учащихся целостные представления о истории человеческого общества, о месте в ней истории России;
- развивать умения анализировать и оценивать события прошлого и настоящего, определять своё отношение к ним;
- способствовать социализации выпускника, осознанию им своей принадлежности к определённой культурно-этнической общности.
К важнейшим личностным результатам изучения истории относятся: осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности; освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека; · осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; · понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты: способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность учебную, общественную и др.; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях; способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты изучения истории: овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества; способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; мнения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Учащиеся должны знать/понимать:
основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
периодизацию всемирной и отечественной истории;
современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
историческую обусловленность современных общественных процессов;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:
выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям;
Умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы;
Умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения;
Умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта;
Умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.);
Умение самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Место предмета в учебном плане МОУ СОШ № 5.
В школе на изучение истории выделяется 68 часов (2 урока в неделю, 34 учебные недели).
Разделы курса:
Индустриальная модернизация традиционного общества( 1900-1914 гг.)
Первая мировая война и ее последствия. Общественный кризис в России.
Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е гг. XX в.
Вторая мировая война ( 1939-1945 гг.)
Мир во второй половине XX в. От индустриального общества к обществу информационному.
Основное содержание курса:
Раздел I. Индустриальная модернизация традиционного общества (19001914). Введение в историю XX в. Мир в начале XX в . Страны Европы и США в 19001914 гг. . Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия . Город и деревня России в процессе модернизации . Право и традиции в российской политической системе начала XX в. Проблемы формирования гражданского общества в России . Панорама российского оппозиционного движения начала XX в . Национальный фактор модернизации России. Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации . Национальные движения и национальная политика правительства в годы революции 1905 1907 гг. в России. Столыпинская программа модернизации России. Освободительное движение в странах Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории
Раздел II. Первая мировая война и ее последствия. Общенациональный кризис в России (1914 начало 1920-х гг.). На фронтах Первой мировой войны. Война и общество . Февральская революция 1917 г. и возможные альтернативы развития России. Октябрьская революция в России . Российское общество между красными и белыми. Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России . К новому миру
Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 2030-е гг. XX в . Между демократией и тоталитаризмом. Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма . СССР на путях форсированной модернизации . Национальная политика СССР в 2030-е гг. XX в. Страны Азии: борьба продолжается 212. Культура в меняющемся мире. От Версаля до Мюнхена: международные отношения в 2030-е гг. XX в
Раздел IV. Вторая мировая война (19391945). Великая Отечественная война народов СССР (1941 1945) . Истоки мирового кризиса. Крупнейшие военные операции Второй мировой войны . Экономические системы в годы войны . Власть и общество в годы войны . Человек на войне . Особенности развития науки и культуры в годы Второй мировой войны
Раздел V. Мир во второй половине XX начале XXI в. От индустриального общества к информационному . Послевоенный мир: Запад и Восток, Север и Юг. Общество в движении . США во второй половине XX начале XXI в.: становление сверхдержавы . Страны Западной Европы во второй половине XX начале XXI в . Послевоенный СССР . Советская экономика в 19531991 гг. Советская политическая система в 1953 1991 гг . Советская федерация в 19531991 гг . Духовный мир и повседневный быт советского человека. Страны Восточной Европы в 1945 г. начале XXI в.: в поисках своего пути. Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации. Страны Латинской Америки: реформы и революции . Международные отношения во второй половине XX начале XXI в. Эволюция советской внешней политики в 19531991 гг. Политические реформы 90-х гг. XX в. в России . Экономика и население России в 90-е гг. XX в . Духовная культура в эпоху научно-технического прогресса. Основные тенденции развития культуры России в 90-е гг. XX в. Россия в начале XXI в.
В результате изучения истории ученик должен
знать периодизацию всемирной и отечественной истории;
знать основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории XX – начала XXI века и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
обладать навыком поиска нужной информации по заданной теме, извлечения необходимой информации из различных знаковых систем (схемы, таблиц, графиков и т.д.)
выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
группировать исторические явления и события по заданному признаку;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории XX – начала XXI века, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для;уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
осознать себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка(оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл, символика (флажки, звездочки, игрушки и т.п.).
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
№
ВИ-ИР
Раздел. Тема. Урок.
час
Домашнее задание
дата
1
2
3-4
5
6-7
8
9
10
11-12
13-14
15
16
17
18
19-20
21
22
23-24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39-40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51-52
53-54
55
56
57
58
59
60
61-62
63
64
65
66
67
68
1
2
3-4
1
2-3
4
5
6
7-8
9-10
11
12
13
5
6-7
8
14
15-16
17
18
19
20
9
10
21
22
23
24
11
12
13
14
15
25
26
27
28
16
29
17
18
19
20
30
31-32
33-34
35
36
21
22
23
24
37-38
39
40
41
42
43
44
Раздел 1. Индустриальная модернизация традиционного общества ( 1900-1914 гг.)
Введение в историю XXв.
Мир в начале века.
Страны Европы и США в 1900-1914 гг.
Экономическая модернизация в России: успехи и противоречия.
Город и деревня в процессе российской модернизации.
Ставропольская губерния в начале XXв.
Право и традиции в российской политической системе начала XX вв.
Проблемы формирования гражданского общества в России.
Панорама российского оппозиционного движения начала XX в.
Национальный фактор модернизации России.
Первая российская революция и ее влияние на процессы модернизации.
Национальные движения и национальная политика в годы революции 1905-1907 гг. в России
Столыпинская программа модернизации России
Р/К Реформа на Ставрополье
Итоги развития Российской империи в начале XXв.
Страны Азии и Латинской Америки на пороге новейшей истории
Раздел II. Первая мировая война ( ПМВ ) и ее последствия. Общественный кризис в России.
На фронтах ПМВ.
Война и общество.
Война и российское общество.
Р/К Ставропольская губерния в годы ПМВ.
Февральская революция 1917 г. и возможные альтернативы развития России.
Октябрьская революция в России и на
Р/К Ставрополье.
Российское общество между красными и белыми.
Р/К Гражданская война на Ставрополье.
Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России.
Россия в 1914г. – начале 20-х гг.: от империи к диктатуре пролетариата.
К новому миру.
Раздел III. Борьба демократических и тоталитарных тенденций в 20-30-е. гг. XXв.
Между демократией и тоталитаризмом.
Россия нэповская: поиск оптимальной модели строительства социализма.
СССР на путях форсированной модернизации.
Национальная политика СССР в 20-30-е. гг. XXв.
Р/К Ставрополье в 30-ые гг.
Итоги социально-политического развития СССР в 20-30-е гг. XXв.
Страны Азии: борьба продолжается.
Культура в меняющемся мире.
От Версаля до Мюнхена: международные отношения в 20-30-е. гг. XXв.
Раздел IV. Вторая мировая война ( ВМВ ( 1939-1945 гг.)
Великая Отечественная война советского народа ( 1941-1945 гг.)
Истоки мирового кризиса.
Крупнейшие военные операции ВМВ.
Экономическая система в годы войны.
Власть и общество в годы войны.
Человек на войне.
Р/К Ставрополье в годы войны.
Особенности развития культуры и науки в годы ВМВ.
Итоги и уроки ВМВ.
Раздел V. Мир во второй половине XXв. От индустриального общества к обществу информационному.
Послевоенный мир : Запад и Восток, Север и Юг.
Общество в движении.
США во второй половине XXв.
Страны Западной Европы во второй половине XXв.
Послевоенный СССР: выбор пути.
Советская экономика в 1953-1991 гг.
Советская политическая система в 1953-1991 гг.
Советская федерация в 1953-1991 гг.
Духовный мир и повседневный быт советского человека.
Страны Восточной Европы в 1945-1991 гг.: в поисках своего пути.
Страны Азии и Африки: освобождение и пути модернизации.
Страны Латинской Америки: реформы и революции.
Международные отношения во второй половине XXв.
Эволюция советской внешней политики в 1953-1991 гг.
Политические реформы в конце XXв. в России.
Экономика и население в конце XXв.
Культура России в конце XXв.
Современная Россия.
Глобальные проблемы современного мира.
Итоговое повторение.
18
1
1
2
1
2
1
1
1
2
2
1
1
1
1
11
2
1
1
2
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
8
1
2
1
1
1
1
1
22
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
П.1
П.2
П.3-4
П.5
П.6-7
П.8.9 ( С.К.)
П.8
П.9
П.10
П.11-12
П.13-14
П.15
П.16
П. 8-9( С.К.)
Повт. П. 5-16
П.17
П.18
П.19
П.20
П.17 С.К.
П.21-22
П.23
П.19 С.К.
П.24
П.22-23 С.К.
П.25
Повт. П.18-25
П.26
П.27
П.28
П.29
П.30
П.29-30С.К.
Повт. П. 28-30
П.31
П.32
П.33
П.34
П.35
П.36
П.37
П.38
П.32-35 С.К.
П.39
П. 34-39 повт.
П.40
П.41
П.42
П.43
П.44
П.45
П.46
П.47
П.48
П.49-50
П.51-52
П.53-54
П.55
П.56
П.57
П.58
П.59-60
П.57-60
Пов. п.46-60