Люди на Земле должны дружить классный час

Классный час
8 класс
Тема. Люди на Земле должны дружить.
Цель: сплочение классного коллектива; формирование положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка.
Задачи:
способствовать сплочению классного коллектива;
научить ценить дружбу; умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;
развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки;
воспитывать дружеские отношения
Оборудование: мультимедийный проектор, колонки, наушники, презентация, листы бумаги, фломастеры.
Ход занятия
1.Приветствие. Создание положительного настроения, звучит отрывок песни Шаинского «Если рядом с тобой друг» (слайд 1)
2.Формулирование темы мероприятия.
Классный руководитель.
Как вы думаете, о чем пойдет речь на мероприятии (ответы детей) ( слайд 2)
Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба - это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга - великое благо.
4. Создание проблемной ситуации
Чтение рассказа
«...У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: с Олегом или Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не выходил из зала игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги!
Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном - и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное - постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: и Олег, или Денис». Как вы думаете, какого друга должен выбрать себе Мишка? Кто из них истинный друг, а кто мнимый? 
Ответы детей
Да не всегда друзья истинные. Тема дружбы актуальна постоянно. Даже В. Высоцкий написал песню «Если друг оказался вдруг» (слушают песню)(слайд 3)
5. А каким вы видите портрет настоящего друга «Работа в группах» (5мин), представление результатов.
6.Проблемный вопрос. Что же такое дружба? (ответы детей)
Кл.руководитель: Давайте заглянем в знаменитый «Толковый словарь» Владимира Ивановича Даля, который приводит такое определение дружбы: “Дружба – бескорыстная стойкая приязнь”. (слайд 5)
На первое место знаменитый ученый и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Есть, конечно, ребята, которые выбирают себе друга за “красивые глаза”. Умеет человек хорошо и модно одеваться – буду с ним дружить. Не умеет – не буду. У таких ребят никогда не будет настоящих друзей. А без друзей человек не может быть счастлив.
Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. И если дружба для тебя действительно ценна, ты делаешь это, не задумываясь.
Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья.
7. Что же говорят о дружбе ваши сверстники из разных регионов России? (Просмотр социального ролика о дружбе)(Слайд 6)
Учитель. Поднимите руки у кого много друзей (большинство детей поднимают руки).
Расскажите о них.
Всегда ли то, о чем вы рассказали можно назвать дружбой?
А теперь давайте соотнесем понятия и попробуйте ответить на вопрос «Много ли у вас друзей?»
Соотнесите понятия: ( слайд 7)
Человек, с которым мы просто здороваемся на улице, во дворе
товарищ

Человек, с которым время от времени обсуждаем какие-то события
знакомый

Человек (одноклассник), с которым за 8 лет съеден пуд соли
друг

Человек, которому доверяете свои тайны, с которым делите радости и печали
приятель


Кл. руководитель. Ребята, дружба – это дар, данный человеку. Поэтому каждый из нас не только должен ценить истинных друзей, но и сам должен быть хорошим другом. Послушайте притчу «Лучшая история про дружбу»: (слайд 8)

Как-то два друга много дней шли в пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал.
Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
– Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
– Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...

Беседа:

– О чем эта притча, чему она учит нас?

– Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Кл. Руководитель. А вы сами являетесь хорошим другом? Давайте проведем небольшое тестирование.
Тест
«НАСТОЯЩИЙ ЛИ ТЫ ДРУГ?» (слайды 9-13)
1. Вспомните вашего самого лучшего друга. Какие из перечисленных ниже качеств вы цените в нем больше всего?
а) надежность - он никогда вас не подведет;
б) солидарность - он всегда будет только на вашей стороне;
в) чуткость - он всегда знает о вашем настроении прежде, чем вы о нем поведаете;
г) верность - он всегда с вами, что бы вы ни сделали;
д) совместимость - вам хорошо в его компании.
2. Если друг пришел к вам поздно вечером в слезах, что вы сделаете?
а) угостите чаем и успокоите;
б) не откроете дверь, изобразите, что вас нет дома;
в) сделаете вид, будто вам нужно уходить;
г) пригласите его войти, но укажете, что вам надо рано утром вставать;
д) извинитесь, что не можете его впустить сейчас, но пообещаете встретиться завтра.
3. Вы выслушиваете длинную историю бед одного друга, а в это время появляется другой, который тоже нуждается в вашем сочувствии. Что вы сделаете?
а) предложите первому другу присоединиться к беседе;
б) объясните первому другу, что вас ждут в ином месте;
в) объясните второму другу, что заняты проблемами первого;
г) оставите их вдвоем, чтобы они поддерживали друг друга;
д) начнете отвергать все просьбы, с которыми к вам обратятся.
4. Сколько у вас было друзей в первые десять лет вашей осознанной жизни?
а) ни одного;
б) один;
в) два;
г) трое;
д) четверо и более.
5. Сколько ваших друзей знакомы друг с другом?
а) все;
б) почти все;
в) не все;
г) немногие;
д) двое или никто.
6. Друг хочет одолжить у вас новый костюм прежде, чем вы успели его хотя бы раз надеть. Что вы сделаете?
а) согласитесь без всяких сомнений;
б) согласитесь, но неохотно;
в) согласитесь, но только если просит человек, которому вы доверяете;
г) скажете, что сами хотели его надеть;
д) признаетесь, что хотели бы быть первым, кто его наденет, но предложите что-то взамен.
7. Если один друг попросит вас солгать ради него другому, вы:
а) наотрез откажетесь;
б) откажетесь брать на себя такое обязательство, пока не разузнаете всех обстоятельств;
в) откажетесь и сообщите второму другу о просьбе первого;
г) предложите вместо этого посредничество с условием сказать правду;
д) согласитесь, но поясните, что ненавидите такие дела и занимаетесь ими первый и последний раз.
8. Какое из следующих животных вам наиболее симпатично:
а) панда;
б) кошка;
в) собака;
г) обезьяна;
д) слон.
9. Ваши друзья:
а) люди примерно одного типа, но отличаются от вас;
б) все похожи друга на друга;
в) разные и по-разному к вам относятся.
10. Считаете ли вы своих одноклассников:
а) настоящими друзьями;
б) друзьями на время, пока вы в школе;
в) может быть, друзьями, а может, нет, в зависимости от конкретной личности;
г) вы редко заводите дружбу с одноклассниками;
д) вы никогда ни заводите дружбу с ними.
11. Какое качество, на ваш взгляд, является главным для того, чтобы быть настоящим другом:
а) внимательно выслушивать жалобы на ваши беды;
б) избавлять от одиночества;
в) доставлять удовольствие от общения;
г) всегда быть на вашей стороне;
д) оказывать вам практическую помощь иногда или даже всякий раз, когда вы в этом нуждаетесь.
12. Что вы считаете наиболее важным в дружбе:
а) оказывать поддержку другу в любой ситуации, какой бы она ни была;
б) изъявлять желание дать совет, когда вы считаете, что в нем есть потребность;
в) изъявлять желание дать совет, когда об этом просят;
г) следить за тем, чтобы никогда не давать советов;
д) всегда быть готовым выслушать друга.
Баллы
 
А
Б
В
Г
Д

1
10
5
15
0
20

2
20
0
5
15
10

3
15
10
10
15
20

4
0
5
10
15
20

5
15
20
10
5
0

6
20
10
10
0
15

7
15
10
0
5
0

8
5
0
10
20
15

9
0
5
10
-
-

10
0
10
20
15
5

11
10
15
20
0
5

12
15
0
5
10
20

От 0 до 70. Вы уверены в своей способности быть наилучшим другом - вот только надо убедить в этом других. Но в глубине души вы понимаете, что друзей у вас не так уж много, только узкий круг ваших почитателей, которых привлекает ваша сила. Вас согревает их уважение, но вы человек, который берет все и ничего не дает. Если они намереваются вас о чем-либо попросить, вы отказываетесь либо заводите новую дружбу.
От 75 до 125. Ваши друзья не так уж плохи, но вы порой проявляете эгоизм, когда сталкиваются ваши и их интересы. Представляйте себя на их месте. Если вы подводите друзей, то, как правило, это происходит потому, что вы не разделяете их точку зрения. Если вы стремитесь к подлинной дружбе, вы должны быть готовы к самопожертвованию ради окружающих.
От 130 до 185. Вы самый лучший из возможных друзей - великодушный, внимательный, верный, полный сочувствия, но не рабской преданности. Ваши друзья знают, что на вас можно положиться, и вы всегда готовы уделить время, чтобы попытаться им помочь.
От 190 до 220. Вероятно, вы хотели бы считать себя самым лучшим из возможных друзей, но вы таковым не являетесь.

Кл. руководитель: Я желаю каждому из вас иметь верного настоящего друга, уметь дорожить дружбой. И давайте выработаем законы дружбы (работа в группах) и сравним их с теми, которые уже составлены.
ЗАКОНЫ ДРУЖБЫ (слайды 14-15)
Быть равным.
Уважать внутренний мир друг друга.
Уметь забывать о себе ради друга, быть бескорыстным и верным.
Чувствовать ответственность за друга, поддерживать и помогать в решении трудных жизненных проблем.
Беречь дружбу от насмешек, зависти, злости, обмана.
Быть честным, искренним и испытывать взаимное доверие, глубокий интерес к заботам и делам друга.
Помогать другу в беде.
Уметь с другом разделить радость
Не смеяться над недостатками друга
Остановить друга, если он делает что-то плохое
Уметь принять помощь, совет, не обижаться на критику
Не обманывать друга
Уметь признать свои ошибки, мириться с другом
Не предавать своего друга
Относиться к своему другу так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.

7. Рефлексия. Ответьте теперь на самый главный вопрос «Люди на Земле должны дружить?» ( ответы учащихся)
В завершение песня «Дружба» (слайд 16)

15