Классный час Путешествие в Сладкое королевство
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей № 10
Кировского района Волгограда
Районный этап городского конкурса
на лучшую методическую разработку
для классного часа по теме:
«Народное мероприятие «Конфил» - гордость
Волгограда»
в рамках городского фестиваля
«Волгоградская земля – Волгоградское качество –
Сделано в Волгограде!»
Методическая разработка классного часа по теме:
«Путешествие в Сладкое королевство»
Выполнила
Черкесова Марина Николаевна,
учитель начальных классов,
МОУ лицей № 10
2. Пояснительная записка
Актуальность выбранной темы.
Одной из главных форм внеклассной воспитательной работы был и остаётся классный час.
В общеобразовательных учреждениях классный час – это форма воспитательной работы учителя, при которой учащиеся принимают участие в специально организованной деятельности, способствующей формированию у них системы отношений к окружающему миру.
Функции классного часа: просветительная, ориентирующая, направляющая, формирующая. Реализуя эти функции на классном часе мы формируем у учащихся навыки обдумывания и оценки своих поступков и самих себя, помогаем в выработке умелого ведения диалога и высказывания, отстаивания собственного мнения.
При подготовке и проведении данного мероприятия учащиеся будут осуществлять поиск информации, анализировать и оценивать, работать в команде, нести ответственность за результаты работы своей группы, что отражено в требованиях ФГОС к развитию общих компетенций. Участие в классном часе будет способствовать пониманию сущности и своей социальной значимости в обществе.
Цель:
- познакомить детей с промышленностью г. Волгограда, на примере ЗАОр «НП КОНФИЛ»; развивать творческие способности детей.
Задачи:
1. Формировать элементарные представления оЗАОр «НП КОНФИЛ»; и ее продукции. Формировать первичное представление о труде взрослых и его значении в обществе и жизни каждого человека. Обогащать словарный запас детей.
2.Развивать познавательно-исследовательскую и продуктивную деятельность. Развивать творческие, интеллектуальные способности детей, их речевую культуру.
3. Формировать чувство гордости и любви к родному городу. Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых.
Контингент участников.
Проведение классного часа с учащимися 3 класса по теме «Путешествие в Сладкое королевство» является актуальным, так как на этом этапе обучения учеников интересует вопрос выбора профессии, определяются жизненно важные приоритеты.
Данное мероприятие будет способствовать привитию любви к профессии кондитера, формированию и развитию положительных установок на будущее.
Классный час проводится в игровой форме, что делает мероприятие динамичным и живым. Он содержит задания, ориентированные в основном на формирование общих и профессиональных компетенций.
Данная методическая разработка может быть рекомендована учителям начальной школы для формирования первичного представления о труде взрослых и его значении в обществе и жизни каждого человека
Ожидаемые результаты:
- приобретение школьником социальных знаний о ситуации межличностного взаимодействия, её структуре, пространстве взаимодействия, способах управления социокультурным пространством;
- получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
3. Методы и приёмы при проведении классного часа.
Словесные:
- беседа, вопросы, индивидуальные ответы детей, пояснение, объяснение, педагогическая оценка.
Наглядные:
- рассматривание иллюстраций.
Практические:
- экспериментирование;
Игровой момент:
- игра «Загадочный фантик", использование сюрпризных моментов.
Словарная работа: кондитерская фабрика, кондитер, кристаллики, бортники.
Предварительная работа:
- беседа о малой Родине;
- подготовка иллюстраций фантиков конфет и поделок из конфет и фантиков.
4. Необходимое оборудование.
Фотографии с изображением фабрики «КОНФИЛ», кондитера, меда, бортников, сахарной свеклы, магнитная доска, стаканчики с продуктами (сахар, варенье, сгущенное молоко, мёд, арахис, ложечки, стаканчики с водой), фантики из под конфет.
Для детей: конфеты, прищепки, рисунки «Мой фантик», поделки из конфет и фантиков.
5.Требования к организации пространства: учебный кабинет, актовый зал.
6.Методические рекомендации:
- продолжительность мероприятия 35-40 минут;
- категория и численность участников: учащиеся 1-4 классов;
- используемые материалы: для подготовки мероприятия были использованы Интернет ресурсы.
7. Ход мероприятия.
Дети входят под музыку.Песня «Волгоград – это мой город!»
Конфетка. Здравствуйте, ребята. Я, Конфетка, живу в Сладком королевстве. А в какой стране живете вы?
Дети. В России.
Конфетка. Какое название носит ваш город?
Дети. Волгоград.
Конфетка. Ребята, а я тоже живу в вашем городе на улицеКозловской, 2 и мое королевство называется: Кондитерская фабрика « КОНФИЛ».
(Показ фотографии фабрики «КОНФИЛ»)
Конфетка. Ребята, вы любите путешествовать?
Я хочу пригласить вас к себе в гости. Давайте встанем в круг. Я произнесу волшебные слова и мы окажемся в моем королевстве.
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Конфетка. Вот мы и на месте.
Маленькие путешественники! Вы попали в Сладкое королевство. Наше королевство гостеприимно и богато сокровищами. Для начала вам необходимо узнать её историю. И первая станция нашего путешествия «Историческая».
Ученик 1.
История предприятия началась более 127 лет назад, когда в 1887 году царицынский купец Василий Федорович Лапшин основал кондитерское и пряничное заведение "Лапшин и Ко" под вывеской "Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина".
Все работы выполнялись вручную, а численность рабочих составляла 74 человека. Продукция находила свой сбыт в регионах Нижнего Поволжья и Дона, а также закупалась государственными объединениями, Среднеазиатскими эмиратами - Кокандскими и Бухарскими, княжествами Закавказья.
Ученик 2.
С 1917 по 1925 годы производство Лапшина было национализировано и переименовано в Царицынский рабочий кооператив пищевиков, а в 1924 году фабрике присвоено им. В.И. Ленина.
Ученик 3.
29 декабря 1992 года кондитерская фабрика им. В.И. Ленина стала акционерным обществом открытого типа АООТ "Фирма "КОНФИЛ", а 22 февраля 1999 года АООТ "Фирма "КОНФИЛ" было преобразовано в Закрытое акционерное общество работников "Народное предприятие "КОНФИЛ" (далее ЗАОр «НП Конфил»).
Ученик 4.
В настоящее время ЗАОр "НП "Конфил" является крупнейшим в Нижнем Поволжье кондитерским предприятием и входит в число двадцати крупнейших кондитерских фабрик России. Годовой объем продаж предприятия составляет около 12000 тонн при ассортименте более 300 наименований кондитерских изделий.
Конфетка.На нашей фабрике делают сладкие лакомства: вкусные конфеты, печенье, мармелад, зефир. Как называют людей, которые делают все эти сладости?(Показ фотографии Кондитера)
Конфетка. А теперь наш путь лежит через Молочную реку с кисельными берегами. Прямо на остров Сахарин. Нужно сказать волшебные слова:
Молочная река,Кисельные берега,Волны из сливок,Рыбки из пастилок!Отнеси нас к острову Сахарин.Там мы бросим якорь-апельсин.
Конфетка. Вот мы и на острове. Выбирайтесь на берег. Смотрите, какие сокровища здесь хранятся! Настоящие сладкоежки могут определить их на вкус.
Конкурс «Определи на вкус»
- Ребята, вы хотите узнать из чего делают конфеты? Посмотрите, у меня на столе несколько стаканчиков. Давайте мы с вами определим на вкус, что за продукты в них находятся?
(На столе стоят стаканчики с сахаром, вареньем, сгущенным молоком, мёдом, арахисом.Дети с закрытыми глазами пробуют на вкус и определяют названия продуктов.)
Конфетка. Ребята, при изготовлении конфет, обязательным продуктомявляется сахар. Он состоит из маленьких кристалликов (показ сахара, которыерастворяются в воде). Давайте с вами добавим сахар в воду, размешаем и посмотрим, что у нас получилось. Какая стала вода на вкус?
Дети. Сладкая.
Конфетка. Ребята, сладкоежки были всегда. А знаете ли вы, что в давние времена в России не было конфет и печений, а лакомились люди только тем, что давала им природа – фруктами и медом. (Показ иллюстраций)
На территории России было много лесов в которых жили дикие пчелы. Люди собирали их мед. Таких людей называли – бортниками. (Показ иллюстраций). А много времени спустя, человек открыл, что из некоторых растений можно получать сахар. У нас в России сахар получают из сахарной свеклы. (Показ иллюстраций) .
Конфетка. Ребята, я сладкая конфетка, которая любит повеселиться. Давайте с вами немного потанцуем. Я буду вам показывать движения, а вы повторяйте за мной.
Физкультминутка «Сладкоежки»
(дети выполняют движения под музыку из репертуара группы «Карамельки» песня «Сладкоежка»)
Конфетка. Ну что ж, вы узнали много интересного на острове Сахарин.Ребята, посмотрите, пока мы с вами веселились, у нас рассыпались фантики. Помогите мне их собрать. Поднимите по одному фантику. Ребята, а фантики то не простые, они с вопросами.Проверим, что же вы запомнили. Для этого проведем игру.
Игра «Загадочный фантик»
1. Как называется моя фабрика, где делают конфеты?
2. Фруктовые и мятные квадратики цветные.
На вкус они приятные, а с виду ледяные (леденцы) .
3. Как называют человека, который делает конфеты?
4. Чем лакомились древние сладкоежки?
5. Из какого растения получают сахар?
6. Бел, да не снег, в чести у всех.
В рот попал, там и пропал. (Сахар) .
7. Как называли людей, которые собирали мед диких пчел?
8. Какие продукты можно использовать для изготовления конфет?
Конфетка. Ребята, я вижу вы много знаете. Молодцы, справились со всеми вопросами.
Что ж, можно отправляться дальше. Давайте взглянем на карту. Смотрите-ка, Залив Фантиков! Давайте отправимся туда.
Наша лодочка плывет.Нас волна в Залив несет.
Вот он, Залив Фантиков. Выходите на берег.
- Ой, у меня остался последний фантик, что же там написано? Ребята, там написано, что скоро в нашем городе будет праздник, который посвящен Дню рождения города. К нам приедет много гостей из других городов. На нашуфабрику «КОНФИЛ» поступил большой заказ на изготовление конфет. Но для этих конфетнужны красивые фантики. Я хочу, чтобы вы мне помогли их оформить.Поможете мне? У вас это было ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.(Выставка рисунков).
Звучит песня «Волгоград – это мой город»
Конфетка. А теперь дети возьмите свои фантики и выходите ко мне. Давайте покажем их друг другу. Посмотрите, какие они получились интересные, красивые. Мы оставим эти фантики у меня на фабрике «КОНФИЛ». В них обернут конфеты и подарят гостям нашего города.
Пора нам отправляться дальше. Взглянем на карту. Глядите: вот тут на карте отмечен Конфетный Дворец. Давайте пойдем туда. В Конфетном дворце нам предложат разные конкурсы.
Конкурс- домашнее задание «Поделка из конфет и фантиков»
Но вот конфета съедена. А фантик остался. Конечно, можно его выбросить. А можно использовать для дела. Полюбуйтесь, какие красивые вещи можно сделать из конфетных фантиков и конфет!(Выставка поделок).
Конкурс «Заверни конфетку»
Конфетка. Василий Лапшин был настоящим самородком. Сейчас про таких говорят «сделал себя сам». Наследства ему почти не осталось, ведь он был самым младшим из сыновей своего отца-купца. Но ту небольшую сумму, что Василий Федорович получил, он вложил с умом. Накупил конфет по низкой цене. Купил конфетных оберток. И сам сидел каждую конфетку заворачивал, а продал конфеты в красивых фантиках уже с прибылью. Можно сказать, Лапшин — это царицынский Рокфеллер.
Давайте и мы попробуем завернуть конфетки в красивые обёртки!
Конкурс «А ну-ка, наряди»
Конфетка. Вот вам конфетки и прищепки. Девочки нарядите наших мальчиков!
Конкурс «Шифровальщик»
В этом квадрате зашифровано 6 названий сладостей. Найдите эти слова.(В квадрате спрятаны слова: «халва», «карамель», «печенье», «торт», «ирис», «пастила».)
Конфетка. А теперь вам пора возвращаться в лицей. Давайте встанем в круг и произнесем волшебные слова:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Конфетка. Вот мы и вернулись влицей. Ребята, вам понравилось у меня в гостях, что именно вам понравилось? (Ответы детей).
А я вам приготовила подарок от наших кондитеров, попробуйте какие сладости делают у нас на фабрике.
Покупая шоколад, зефир и конфеты «Летающие звери», вы помогаете спасти жизнь – часть вырученных средств идёт на лечение детей.
Мы с вами участвуем в благотворительной акции!
Помогать легко, и это окрыляет!
8. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
В учебном процессе используется количественная и качественная оценки.
Количественная оценка позволяет выстраивать шкалу индивидуального роста учащегося, сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.
Количественная оценка служит основанием для создания качественной содержательной оценки.
Качественная оценка является комплексным описанием способностей учащихся и даёт наиболее подробную картину динамики развития каждого ученика с учётом его индивидуальных особенностей.
На примере этого мероприятия было легко увидеть такие качества как коммуникативность, умение работать в группе, уровень познавательного интереса к теме классного часа, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления.
9. Список используемой литературы.
Интернет – ресурсы
HYPERLINK "http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
HYPERLINK "http://dohcolonoc.ru/utrennici" http://dohcolonoc.ru/utrennici
HYPERLINK "http://www.1umka.ru" http://www.1umka.ru
HYPERLINK "http://www.klassnye-chasy.ru" http://www.klassnye-chasy.ru
HYPERLINK "http://www.maam.ru" http://www.maam.ru
10. Сведения о практической апробации методической разработки на базе образовательного учреждения.
База: МОУ лицей № 10 Кировского района Волгограда
Сроки апробации: сентябрь 2014 г.
Количество участников: 27 учащихся 3 в класса
Отзыв о внеклассном мероприятии.
Классный час на тему «Путешествие в Сладкое королевство» было проведен в 3 в классе лицея № 10. Тема мероприятия была выбрана с учетом психолого-возрастных особенностей учащихся: каждому из учащихся придется задуматься и о выборе будущей профессии, а также необходимо познакомиться с промышленностью Волгограда на примере кондитерской предприятия «Конфил». Тема, которой был посвящен данный классный час, достаточно актуальна для современных школьников.
Форма воспитательной работы была коллективно-распределительная, форма воспитательного мероприятия – классный час, на котором, как правило, поднимаются и обсуждаются наиболее актуальные вопросы для учащихся.
С учетом данной формы воспитательного дела, осуществленного в рамках классного часа, были сформулированы: 1) его педагогические цели (показать важность делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации; формировать умения и навыки групповой, коллективной работы); 2) педагогические задачи мероприятия (дать учащимся представления о профессиях; помочь выявить им свои склонности к определенному виду деятельности; формировать умения и навыки консолидирования сил при выполнении общего дела; развивать у ребят ответственность за общее дело, дисциплинированность, организованность; расширить общий кругозор учащихся).
Основную роль в подготовке и проведении данного мероприятия играли учащиеся. Педагог лишь определил тему мероприятия и решал некоторые организационные вопросы. Среди учащихся было выделено несколько групп. Это воспитывало в учащихся личную ответственность за выполнение общего дела, дисциплинированность, инициативность, активность.
Учитель, как было отмечено выше, выполнял лишь направляющую роль. Он подбадривал ребят и в то же время постоянно акцентировал их внимание на сроках выполнения порученных им заданий. Важно отметить общую атмосферу, которая царила в коллективе в процессе подготовке классного часа: сосредоточенность, активность, а радости, азарта, восторга было явно достаточно.
Анализируемое внеклассное мероприятие имело познавательную, воспитательную и развивающую ценность.Положительным моментом была ориентация проведенного мероприятия на воспитание в учащихся ответственности, самостоятельности, консолидации сил всего коллектива: ведь в его подготовке и организации участие принимали не только самые активные, но и самые инертные ребята. Можно поставить высокую оценку за внеклассное мероприятие на тему «Путешествие в Сладкое королевство», поскольку практически все цели и задачи, поставленные перед ним, были достигнуты и реализованы.