Разработка внеклассного мероприятия КОНФИЛ — сладкое царство (о кондитерской фабрике в г.Волгограде)
Муниципальное общеобразовательное учреждение лицей №7
Дзержинского района г. Волгограда
Телефон (8-442) 58-33-14,
адрес электронной почты moy_liceum_7@rambler.ru
Классный час на тему:
«Сладкое царство - КОНФИЛ»
Автор:
Степанько Светлана Николаевна,
учитель истории и обществознания
МОУ лицея №7 г. Волгограда
Волгоград, 2014
Пояснительная записка
Город, улица, дом, тропинка, знакомая до боли, - вот она Родина. Мы должны быть богаты и щедры душой, знать свои корни, гордиться своей землей, своим народом и научить других любить и беречь ее.
Родной край – единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой, завещанная его предками. Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, где прошло детство. У каждого человека есть родной край. Это именно то место, с которым связаны первые детские воспоминания, куда всегда хочется вернуться. Для одних родной край – большой город, для других деревня, а может быть, просто двор. А для меня – это прекрасный город Волгоград, в котором я живу и который славен своей промышленностью. Наш Волгоградский край – удивительное место, удивительное из-за своей неповторимой природы, необычного климата, героического прошлого. Но как мало знают современные школьники об истории своего родного города!
Как учитель истории, я считаю, что проблема повышения гражданской активности и тесно связанная с ней категория патриотизма наиболее актуальна в современном мире. Высокая нравственность гражданина предполагает высокую отдачу в служении Отечеству, делу, человеку, что является одной из составляющих патриотизма. Патриотизм – это, прежде всего уважение к Родине, желание каждого гражданина, чтобы предприятия работали, выпускали продукцию, и можно было бы гордиться, увидев в другом городе продукцию, выпущенную в Волгограде.
Поэтому ведущая педагогическая идея данного классного часа заключается в изучении истории и деятельности ЗАОр «НП Конфил», его уникальной продукции, выпускаемой по государственному стандарту качества, в формировании у учащихся культуры потребительского спроса на продукцию, выпускаемую отечественными производителями и в воспитании гордости за свой город и его тружеников. Чувство патриотизма, воспитанное на примерах талантов русского народа, героических страницах прошлого, на умении выделить качественную продукцию, выпущенную в родном городе, способствует развитию позитивных качеств растущего человека.
Цель: развитие познавательного интереса учащихся к истории региона; ознакомление с историей и современной деятельностью ЗАОр «Народного предприятия «Конфил»; воспитание потребительского патриотизма как гордости за данное предприятие Волгограда и выпускаемую качественную продукцию.
Задачи:
расширить кругозор учащихся через знакомство с историей возникновения ЗАОр "НП КОНФИЛ";
обобщить и дополнить знания учащихся о продукции, выпускаемой ЗАОр «НП Конфил»;
помочь учащимся по достоинству оценить местного товаропроизводителя и качество выпускаемой им продукции;
развивать у учащихся навыки коллективной деятельности, самореализации в процессе сотрудничества и сотворчества, умения работать с информацией, размышлять, делать выводы, оформлять результаты совместной деятельности;
способствовать воспитанию чувства сопричастности с историей родного города, с его прошлым и настоящим, уважения к людям труда.
Контингент участников
Классный час рассчитан на учащихся 5-6 класса.
Ожидаемые результаты
Развитие познавательного интереса детей к истории родного города. Формирование нравственного качества – потребительского патриотизма, любви к родному краю, Родине; расширение кругозора, развитие интеллектуальных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Методы и приемы реализации
Форма проведения: устный журнал с элементами путешествия, инсценировки, групповой работы и творческого проектирования.
Технология: технология развития критического мышления на стадии «вызова» и «рефлексии»; метод проектов для самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем; групповая работа в группах сменного состава (динамических группах).
Необходимое оборудование
Мультимедийный проектор, экран
Доска, парты, стулья, стол для канцелярских принадлежностей.
Сопровождение:
Презентация, песни о Волгограде, о конфетах, стихи.
Иллюстративный и информационный материал по теме классного часа.
Ватман или листы А3, фломастеры, клей, линейка, бумага для записей.
Магниты для доски.
Требования к организации пространства
Классный час может проходить в классной комнате. Столы должны быть расставлены для работы 5 групп по 5-6 человек в каждой группе.
Методические рекомендации
Продолжительность классного часа – 45 минут. Материал рассчитан на учащихся 5-6 классов. Численность участников – 25-30 человек. Иллюстративный и информационный материал и листочки с фразами для рефлексии готовится учителем.
Распределение по группам происходит следующим образом: при входе в класс на столе стоит корзинка с конфетами «Летающие звери» пяти видов, учащиеся берут из корзинки конфеты с изображением разных зверей (учитель должен положить в корзинку столько разных конфет, чтобы ребята смогли объединиться в 5 групп по 4-6 человек). Учитель объясняет учащимся, что эти конфеты будут нужны в ходе классного часа.
Ход мероприятия (конспект)
1. Организационный момент
Объявление темы классного часа, главной цели.
Звучит песня о конфетах [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Мотивационно-проблемная ситуация
Учитель: Вся наша с вами жизнь, жизнь ваших родителей, родных и близких, друзей, так или иначе, связана с Волгоградом, с людьми его населяющими. Поэтому и хочется помочь вам ещё больше узнать об этом и, может быть, понять что-то большее, важное для себя лично.
- Как вы думаете, нужно ли сегодня говорить о том, что было в нашем крае много лет назад?
- Какие предприятия нашего города вы знаете?
- Ребята, как песня, которая звучала и конфеты связаны с темой нашего классного часа? (Ответы учеников)
- Где производятся эти сладости? Посмотрите на обертки конфет, кто их производитель? (ответы ребят - это «КОНФИЛ»)
3. Опора на жизненный опыт учащихся, актуализация знаний.
- Ребята, что мы с вами должны будем узнать во время классного часа?
- Чему мы научимся во время классного часа? (ответы учащихся)
Учитель предлагает заполнить таблицу «Знаю. Хочу узнать. Узнал» (прием Технологии Развития Критического мышления).
Знаю
Хочу узнать
Узнал
Учитель записывает все, что учащиеся знают о «НП «Конфил»
Учащиеся называют, а учитель записывает, что ребята хотели бы узнать о предприятии или его продукции.
Например:
История создания предприятия Конфил.
Какая продукция выпускается на предприятии?
Откуда к нам пришли конфеты?
Вред и польза конфет, шоколада.
Запись делается в конце классного часа, когда будут рассмотрены все вопросы, которые обучающиеся задали во второй колонке таблице. Это будет рефлексивная часть.
Учитель: Для того чтобы ответить на первый вопрос мы, конечно же, должны отправиться в прошлое. Ведь название Народное предприятие «КОНФИЛ» появилось только 22 февраля 1999 года. А что же было раньше?
1 страница Устного журнала – от "Карамель, монпансье и печенье фабрики Лапшина" до ЗАОр «НП КОНФИЛ»
Учитель: Поможет нам Лапшин Василий Федорович, который расскажет о том, как он основал в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] 1887 году кондитерское и пряничное заведение в Царицыне. (инсценированный рассказ ученика от имени Василия Федоровича Лапшина)
Просмотр фрагмента фильма "СЛАДКИЕ МЕЧТЫ" Кондитерская фабрика "КОНФИЛ". (фрагмент фильма об истории фабрики показывается обучающимся с 1 мин. 6 сек. до 3 мин. 39 сек.) http://www.youtube.com/watch?v=Sf90fO__ClE
После просмотра фрагмента фильма организуется беседа по вопросам:
1. В каком году и кем было основано и как назвалось кондитерское предприятие?
2. Когда предприятие Лапшина было переименовано? Какие названия оно имело?
3. С какими трудностями столкнулось предприятие за годы своего существования? (Просмотр фрагмента фильма "СЛАДКИЕ МЕЧТЫ" Кондитерская фабрика "КОНФИЛ". (с 3 мин. 39 сек. до 5 мин. 35 сек.)
http://www.youtube.com/watch?v=Sf90fO__ClE
Какое название имеет предприятие сейчас и какую продукцию производит? (Ответы учащихся)
Учитель: Давайте поблагодарим Василия Федоровича Лапшина за интересный рассказ об истории предприятия.
Учитель: Мы с вами узнали, как и когда возникло предприятие, какую продукцию оно производит. Мы все любим конфеты, а кто из Вас, ребята, знает, откуда они появились, кто первый их создал? Чтобы ответить на этот вопрос мы должны обратиться ко второй странице нашего журнала.
2 страница Устного журнала – «Путешествие в прошлое или «Как появились конфеты?»
Сообщения учащихся об истории появления сладостей – конфет.
1 ученик: КонфетыЭто любимое всеми лакомство появилось на свет в результате... случайности! Более 3 тысяч лет назад древние египтяне случайно смешали мёд, инжир и орехи – так появились самые первые в мире конфеты. Сахар в то время еще не был известен, и вместо него употребляли финики и мед.
2 ученик: На Востоке конфеты делали из миндаля и фиги. Именно арабы впервые стали варить сахар для получения новых видов кондитерских изделий.
3 ученик: В древнем Риме варили орехи и маковые зерна с медом и засыпали кунжутом, пропитанным медом. В результате получалось что-то похожее на нугу.
4 ученик: В Древней Руси тоже было что-то вроде конфет: их делали из кленового сиропа, патоки и меда.
5 ученик: Первые шоколадные конфеты были изготовлены в Брюсселе аптекарем Джоном Нойхаузом в 1857 году. Изобретая средство против кашля, он случайно получил продукт, который мы сегодня называем шоколадными конфетами. В 1912 году его сын ввел шоколадные конфеты в продажу. А золотистые обертки для этих конфет придумала его жена, после чего они пошли нарасхват.
6 ученик: Слово "конфета" произошло от латинского confectum - «изготовлено». Этот термин изначально использовали аптекари в XVI веке. Они называли этим словом засахаренные или переработанные в варенье фрукты, используемые в лечебных целях.
Учитель: Какие конфеты производит «НП КОНФИЛ»? Назовите их? Какие конфеты вы любите? (ответы учащихся)
Итак, 3 страница Устного журнала – «Это сладкое чудо – Конфеты КОНФИЛа»
Конфета бывает простой и с помадкой,Немного с кислинкой и приторно-сладкой,Клубничной, малиновой и шоколадной.И мягкой, и твердой, и даже тягучей,Бывает орешков в ней целая куча.И каждый, кто пробовал, сам понимает:Ненужной она никогда не бывает. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель: Сейчас мы совершим виртуальную экскурсию в цеха «НП Конфил» по производству конфет, для этого мы посмотрим фрагменты фильма «Сладкие мечты» - Кондитерская фабрика «Конфил» и помогут нам Шоколадка «Аксинья», Карамелька «Варенька», Мармеладка «Апельсинка», Зефир «Конфиленок» (на ребятах костюмы в виде конфет).
Производственные мощности «КОНФИЛа» расположены в трех основных цехах. В подготовительном отделении цеха вырабатываются полуфабрикаты, необходимые для производства продукции конфетного цеха и других основных цехов предприятия. Один из цехов - конфетный. В нем производят конфеты с разными начинками и шоколад. Генеральный директор «НП Конфил» Ольга Владимировна Цубенко и Ирина Барсукова, начальник мармеладного цеха с гордостью отзывается о продукции завода и ее работниках.
Особая гордость производителей – Шоколад.
Учитель: А вы, ребята, любите шоколад?
Инсценировка стихотворения
1 ученица: Дай ответ нам на загадку – Ты откуда, шоколадка? 2 ученица: (с короной в виде шоколадки)
Я пришла из дальних стран Там, жарою обуян, В шлеме плавится плантатор, Обжигаясь об экватор, На рабов глядит угрюмо Я плыла, закрыта в трюме, Вместе с золотом, бататом Удирала от пиратов, Торопясь сюда ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ])
- А кто из вас знает, из чего делают шоколад? (ответы учащихся)
- Прослушайте песню про конфеты и ответьте на вопрос: - «В чем польза и вред конфет?».
Звучит песня:
http://vmusice.net/mp3/%EF%E5%F1%ED%FF+%EF%F0%EE+%EA%EE%ED%F4%E5%F2%FB
Учитель: А, знаете, давно-давно, были такие конфеты – маленькие, разноцветные, весёлыеони и сейчас естьВ круглой или квадратной жестяной коробочке. Так приятно было ими делиться, и самому вкусно, и друзья радыКак же они называются? (ответы учащихся - Монпансье). Леденцы Монпансье – это тоже карамель, только леденцовая.
- А вы знаете, откуда появилось это название – Монпансье?
(инсценировка - девочка - французская герцогиня де Монпасье Анна Мария рассказывает о себе и о том, что у нее всегда под рукой была маленькая круглая коробочка с леденцами, которые названы в ее честь).
Учитель: Елена Гогунова, работница карамельного цеха производит карамель уже почти 30 лет, она говорит: «Все сделано с любовью».
- С любовью сделаны конфеты, которые вы получили вначале классного часа «Летающие звери»
- А покупали ли вам родители раньше продукцию под брендом «Летающие звери»?
- Кто из вас смотрел мультсериал «Летающие звери»? О чем он?
- А знаете ли вы, что часть прибыли, полученная от продажи продукции «Народного предприятия «Конфил» под брендом «Летающие звери», идет на лечение онкологически больных детей?
Василий Федорович Лапшин славился как меценат и НП Конфил продолжает эти традиции.
- Подумайте, ребята, и скажите, а почему такое необычное название выбрано для этих конфет – «Летающие звери»? (Помогать легко, и это окрыляет)
- Особую гордость представляет собой серия конфет с символикой нашего родного города-героя Волгограда. Гости Волгограда с большим удовольствием покупают такие конфеты в качестве сувенира и памяти о посещении нашего любимого города.
На конфетах изображены - Планетарий, Памятник Чекистам, Вокзал, Ротонда.
Учитель: Вся продукция предприятия качественная и соответствует всем нормам и требованиям.
4 страница Устного журнала – «Качество, проверенное временем»
Учитель: Как вы понимаете девиз предприятия – «Качество, проверенное временем»? (Продукция народной фабрики «КОНФИЛ» любима и востребована потребителями всех возрастов - она дарит радость, удовольствие, ощущение праздника и хорошего настроения. Ежегодно «Народное предприятие «КОНФИЛ» участвует в различных российских и международных выставках и конкурсах (таких как «Продэкспо», «Весь мир питания»), а также в составе экспозиции производителей Волгоградской области на выставке-ярмарке «Золотая осень» в г. Москве, «Зеленая неделя» в г. Берлине и др. «КОНФИЛ» не раз получал высокие награды в виде золотых и серебряных медалей, грамот, благодарственных писем, почетных знаков («Волгоградское качество», «Общественное признание», «Лучший продукт»).
Просмотр фрагмента фильма "СЛАДКИЕ МЕЧТЫ" Кондитерская фабрика "КОНФИЛ". (фрагмент фильма об участии предприятия в выставках) [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Учитель: Спасибо за внимание. Информация, которую мы увидели и услышали, рассказала нам о создании предприятия КОНФИЛ и выпускаемой продукции. А теперь нам предстоит творческая работа.
4. Коллективное творческое дело (реализация мини - проекта).
1) Планирование действий. Разъяснение деятельности.
Учитель: Вспомните, что вы получили конфеты, и вы теперь создадите группы сменного состава. Вы объединяетесь в пять групп в зависимости от изображений на конфетах и будете выполнять задания. Все задания выполняются на ватмане.
1 группа (в эту группу входят те ребята, которые получили конфету с изображением Летающей свинки).
Задание: Придумать новую конфету, какая она будет с какой начинкой, и нарисовать фантик этой конфеты.
(Для рецепта конфеты ребята могут использовать такие слова – доброта, счастье, благотворительность, доверие, уважение, любовь, дети, радость, красота, честность, трудолюбие, солнце, смех и т.д. )
2 группа (в эту группу входят те ребята, которые получили конфету с Летающим Мишкой).
Задание: Придумать свое «сладкое государство», дать ему название, нарисовать карту, на ней нанести «сладкие» обозначения, символы государства - герб, флаг и объяснить их значение, выработать правила для жителей государства. (Страна, в которой мы хотим жить, называется Шоколандия. Посмотрите на нее (на классной доске висит карта государства Шоколандия в виде большой – большой конфеты.) На карте нашего государства шоколадные и карамельные реки, кексовые поляны, мармеладные долины. А еще Шоколандия богата виноградными лесами, зефирными деревьями.. А какие вкусные города в нашем государстве Сюрприз и Каприз, Зефирск и Халвинск, Мармеланск. Главный же город, или столица – Карамельск)
3 группа (в эту группу входят те ребята, которые получили конфету с Летающей рыбкой)
Задание: Учащимся раздаются карточки с буквами К О Н Ф И Л, их раскладывают вертикально, учащиеся должны на каждую букву придумать слова, которые бы помогли получить информацию о предприятии.
4 группа (в эту группу входят те ребята, которые получили конфету с Летающей лошадкой)
Задание: Написать синквейн со словом «КОНФИЛ» (прием Технологии Развития Критического мышления).
Синквейн – это стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
5 группа (в эту группу входят те ребята, которые получили конфету с Летающим слоном)
Задание: Составить слоган или рекламу конфет «НП КОНФИЛ».
Защита проектов.
Рефлексия
Учащиеся получают рисунок-конфетку.
Учитель: Предлагаю закончить фразу:
Я не знал , а теперь я знаю
У меня не получалось, а теперь получается
Я хочу узнать еще о
Лично для себя я вынес то, что
Мой вклад в проект
Дети записывают ответы на листочки, затем зачитывают.
Учитель: Обратите внимание на таблицу, которую мы заполняли «Знаю. Хочу узнать. Узнал». Посмотрите, пожалуйста, на второй столбик, все ли мы узнали из того, что планировали узнать? (Ответы учащихся)
Давайте, закончим заполнение таблицы. Учитель записывает в третий столбик все, что учащиеся узнали во время проведенного мероприятия.
6. Подведение итогов.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
По окончании классного часа учитель анализирует рефлексию учащихся. Данные заносятся в таблицу. Критерии оценивания достижения планируемых результатов сформированы на основании пунктов рефлексии учащихся.
Фамилия,
имя учащегося
Показатели результатов
Итого
расширение кругозора
развитие навыков работы в группе
развитие познавательного интереса
личностная значимость
Вовлеченность учащегося в работу группы
Итого (суммарный балл)
Оценка по выделенным параметрам осуществляется по трехбалльной системе:
0 – показатель не проявил себя;
1 – показатель проявил себя частично;
2 – показатель проявил себя достаточно полно, всесторонне.
Эффективность тематического классного часа можно рассчитать по каждому показателю отдельно, а также для каждого учащегося по сумме всех результатов. Эффективность рассчитывается по следующим формулам:
1. По отдельным параметрам
Составляется дробь, где в числителе – суммарное количество баллов по каждому параметру, в знаменателе – количество учащихся, умноженное на два.
2. Для каждого учащегося
Составляется дробь, где в числителе дроби – суммарное количество баллов по всем параметрам, в знаменателе – количество параметров, умноженное на два.
13 EMBED Equation.3 1415
Обработка результатов:
высокая эффективность (оптимальный уровень) – 100-85%;
средняя эффективность (допустимый уровень) – 84-60%;
низкая эффективность (критический уровень) – 59-50%;
очень низкая эффективность (недопустимый уровень) < 50%.
Сведения о практической апробации методической разработки
Практическая апробация методической разработки классного часа «Сладкое царство - КОНФИЛ» проведена 12 сентября 2014 года в МОУ лицее №7 Дзержинского района г.Волгограда с учащимися 6 «Г» класса. Количество участников внеклассного мероприятия – 24 человека.
Рефлексия, проведенная после классного часа, показала неравнодушное отношение детей к истории края, его уникальности. Расширился кругозор учащихся, повысился их познавательный интерес. Ребята выразили желание познакомиться глубже с историей Волгограда и его предприятий. Общая эффективность классного часа – 92%.
Список использованной литературы
Закрытое акционерное общество работников «Народное предприятие «Конфил» [Текст]// Экономическая энциклопедия регионов России. Южный Федеральный Округ. Волгоградская область/НПО «Экономика», ВолГУ. - Москва: Экономика, 2005.-С.471-472.
ЗАОр «НП «Конфил» [Текст]//Лучшие менеджеры и организации Волгоградской области, 2007: время. – Волгоград: Волгоградская правда, 2009. - С.115-116.
Макевнина, В. 120 сладких лет [Текст]/ В.Макевнина// Волгоградская правда. – 2007. – 18 окт. – С.7
Цубенко, О. «Конфил»: нас знают и любят»// Волга-регион России, 2012.-№1.-с. 10-11
Интернет-ресурсы:
Народное предприятие Конфил [Электронный ресурс]//[Офиц. сайт]. - Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Горечь в шоколаде, или Ещё раз о смене собственников[Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
История Волгограда, Сталинграда, Царицына [Электронный ресурс]//[Офиц. сайт]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
«Конфил», НП, ЗАОр [Электронный ресурс]//Городская общественная организация промышленных предприятий «Совет директоров Волгограда » [Офиц. сайт]. – Режим доступа: URL:[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
“Конфил”, Лапшин и другие вопросы[Электронный ресурс]// //[Офиц. сайт]. – Режим доступа:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] [Электронный ресурс]// [Офиц. сайт]. – Режим доступа: http://volgasib.ru/economic/12851--qq---.html
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141515