Конспект урока по внеклассному чтению «В гостях у дедушки Корнея

Читаю стихотворение и слышу сказку.
В гостях у дедушки Корнея.

Цели: расширить знания детей о писателе К.И.Чуковском;
привить любовь к его творчеству и интерес к книге, к слову;
развивать внимание, мышление, память, связную речь.
Предварительная подготовка:
дети читают сказки-стихи К.И.Чуковского,
готовят игрушки своего рисунков к произведениям,
а так же готовят игрушки своего любимого героя.
Класс делится на 2 команды.

Ход урока
Организационный момент.
Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости и мы все вместе отправимся в гости к дедушке Корнею.
«Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, щёточка усов, непослушная прядь волос свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского».
Сегодня мы будем говорить о его произведениях, вспомним своих любимых героев.
Программа нашего урока на доске: -Представление.
-Разминка.
-Так всё начиналось.
-Найди рифму.
-Отвечай не зевай!
-Торги, или Начинаем с десяти слов.
-Мой любимый герой.
-Прочитай
-Загадочный.
-Кроссворд-тест «Айболит»
II. Представление команд: название, девиз, эмблема.
Бармалей. Муха-Цокотуха.
Бармалей!Бармалей!Бармалей! Муха, Муха-Цокотуха,
Выходи, Бармалей, поскорей! Цокотуха просто класс!
Этих Мух-Цокотух, Бармалей
Не жалей, Бармалей, не жалей!
- Интересна история создания «Мойдодыра». Однажды Чуковский работал в кабинете и вдруг услышал горький плач. Плакала его младшая дочь, выражая нежелание мыться. Чуковский вышел из кабинета, взял дочь на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться А не чистым трубочистам-
По утрам и вечерам Стыд и срам, стыд и срам.
Так родился на свет «Мойдодыр»
Разминка
- Какие ещё сказки для детей написал К.И. Чуковский?, для этого вам даётся одна минута и вы должны написать как можно больше названий
сказок К.И.Чуковского. Начали!
Мы знаем, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски.
Но нет ничего интереснее,
Чем наши весёлые сказки.
IV. Конкурс «Так всё начиналось»
Чуковский писал так, что его стихи легко запоминались.
Вам нужно только по начальным строчкам узнать произведение.
Готовы?.. Тогда начинаем!
1.Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперёд.
А за ним комарики
На воздушном шарике. («Тараканище».)

2.Замяукали котята:
«Надоело нам мяукать!
Мы хотим как поросята,
Хрюкать!» («Путаница».)
3. Одеяло
Убежало.
Улетела простыня(«Мойдодыр».)

4. «Дорогие гости, помогите!
Паука-злодея зарубите!
И кормила я вас,
И поила я вас,
Не покиньте меня
В мой последний час!» («Муха-Цокотуха».)

5. Солнце по небу гуляло
И за тучу забежало. («Краденое солнце».)

6. Скачет сито по полям,
А корыто по лугам. («Федорино горе».)

7. Не листочки на нём,
Не цветочки на нём,
А чулки да башмачки,
Словно яблоки! («Чудо-дерево».)

8..
- Кто говорит?
- Слон.
- Откуда?
- От верблюда.
-Что вам надо?
- Шоколада. («Телефон».)

9. Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица! («Айболит».)

10. Маленькие дети!
Ни за что на свете
Не ходите в Африку,
В Африку гулять! («Бармалей».)

11. А за ним-то народ
И поёт и орёт:
- Вот урод так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое чудовище? («Крокодил».)
«Родился писатель в 1882 году в Петербурге. А Корней –это не совеем его имя. По настоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось «Корней Чуковский». Своё литературное имя Корней Чуковский придумал так удачно что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
V. Конкурс «Найди рифму»
1.Если топну я, .(ногою),
Позову моих(солдат),
В эту комнату..(толпою)
Умывальники..(влетят). («Мойдодыр».)
2. Вот обрадовались..( звери)!
Засмеялись и ..(запели),
Ушками .(захлопали),
Ножками.(затопали). («Путаница»)
3. Взял и клюнул..(Таракана),
Вот и нету.( великана).
Поделом великану.(досталося),
И усов от него не(осталося). («Тараканище»)
4.Но жуки-червяки
(Испугалися)
По углам, по щелям
..(Разбежалися). («Муха-Цокотуха»)
5. «Эй вы звери ,.(выходите),
Крокодила.(победите),
Чтобы жадный .(крокодил)
Солнце в небо..(воротил). («Краденое солнце»)
6.Загляни-ка ты в (кадушку)-
И увидишь там(лягушку),
Зягляни-ка ты в(ушат)-
Тараканы там(кишат). («Федорино горе».)
7.А потом позвонили.(зайчата):
-Нельзя ли прислать.(перчатки)?
А потом позвонили..(мартышк
·и):
- Пришлите, пожалуйста,..(книжки). («Телефон»)
8.Вдруг откуда-то шакал
На кобыле..(прискакал):
«Вот вам.(телеграмма)
От.(гиппопотама)!» («Айболит».)
В Подмосковье, в знаменитом посёлке писателей Переделкино, открылся музей Корнея Ивановича Чуковского. Это необычный музей: здесь посетителей называют гостями; каждый день смеются дети; звучат стихи не только Корнея Ивановича, но и Блока, Маршака, Пастернака. Побывав в музее, вы встретитесь с Мойдодыром, Бармалеем, Крокодилом, увидите те самые комнаты, где жил проказник Бибигон.
VI. Конкурс «Отвечай - не зевай!»
1. Кто справился со страшным тараканищем? (Воробей).
2. Воробышек замычал: «Му-у-у!», медведь заревел: «Ку-ка-ре-ку!», а что сделали уточки и свинки? (Уточки заквакали, свинки замяукали.)
3. Кто спас Муху-Цокотуху? (Комар.)
4. Что у него было в руке? (Маленький фонарик).
5. Какое отчество было у Федоры? (Егоровна.)
6. Кого тянули из болота? (Бегемота.)
7. Что попросили по телефону зайчатки? (Перчатки)
8. Айболиту добраться до Африки помогли кит и орлы.
А кто ещё? (Волки)
9. Куда убежали Таня и Ваня? (В Африку)
10. Кто их взял в плен? (Бармалей)
11. Кто «украл» солнце? (Крокодил)
12. А кто его освободил? (Медведь.)
13. Что принесла Мухе-Цокотухе бабушка пчела? (Мёду.)
14.В Таврическом саду мальчик повстречал крокодила и Кокошу. А кого ещё? (Тотошу).
В этом посёлке есть терем-теремок. Местные жители называют его «домом дедушки Корнея». Целый день в нём звенят детские голоса. Здесь происходят интересные встречи с писателями, артистами, учёными. И почти все выходят отсюда с радостными лицами. Вы, наверное, догадались, что это детская библиотека. А построил его на свои деньги, укомплектовал книгами и был в ней главным работником всё тот же детский писатель Корней Иванович Чуковский.
VII. Конкурс «Торги, или Начинаем с десяти слов»
Вы должны узнать произведение, услышав как можно меньше количества слов.
Ту, букашки, и, козявки, выползают из под лавки, слава, слава, Комару.
(«Муха-цокотуха).
Да, здравствуйте, мыло, душистое, и, полотенце, пушистое, и зубной порошок. («Мойдодыр»)
И, ответила, посуда, было, нам, у, бабушки, худо, не любила, нас. («Федорино горе».)
А, потом, позвонили, цапли, пришлите, пожалуйста, капли, мы, лягушками. Нынче. («Телефон»)

VIII. Конкурс «Мой любимый герой»
Вы должны представить своего любимого героя в интересной форме (стихотворение, загадка, песня и т.п.) Герой-представитель стихов или сказок К.И.Чуковского.
1 команда загадка 2 команда загадка
Он злой разбойник. Лежит, лежит копеечка у нашего колодца
И не любит он детей, Хорошая копеечка, а в руки не даётся.
Ребёнок ему попадётся Подите приведите 14 коней,
Он съест его скорей. Подите позовите 15 силачей!
(Бармалей) Пускай они попробуют копеечку поднять!
Чтоб Машенька копеечкой могла бы поиграть!
И кони прискакали, и силачи пришли,
Но маленькой копеечки не поднять с земли,
Не подняли, не подняли и сдвинуть не могли.
(Солнечный луч на земле)

IX. Конкурс «Прочитай.» или конкурс рисунков.
1) Прочитайте наизусть отрывок из любого произведения Корнея Ивановича Чуковского.
2) К какому произведению относится этот рисунок? (рис. противоположной команды)

Более 40 лет своей жизни посвятил Чуковский изучению творчества поэта Некрасова. Он открыл читателям более 15 000 новых неизвестных стихов Некрасова. За книгу «Мастерство Некрасова» Чуковский получил звание доктора филологических наук.
X. Конкурс «Загадочный»
А сейчас, ребята, отгадайте загадки, которые написал Корней Иванович.
1.Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без тебя! (Крапива)
2. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки)
3.Лежу я у вас под ногами,
Топчите меня сапогами,
А завтра во двор унесите меня
И бейте меня, колотите меня,
Чтоб дети могли поваляться на мне.
Барахтаться и кувыркаться на мне. (Ковёр)
Я лаю со всякой
Собакой,
Я вою
Со всякой совою,
И каждую песню твою
Я вместе с тобою
Пою,
Когда же вдали пароход
Быком на реке заревёт,
Я тоже реву:
«У-у!» (Эхо»)
5.Вот иголки и булавки
Вылезают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят. (Ёж)
6.Мудрец в нём видел мудреца
Глупец-глупца,
Баран-барана,
Овцу в нем видела овца,
И обезьяну- обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого. (Зеркало)

ХI. Кроссворд-тест «Айболит» (из журнала «Мурзилка»)
Ответы: По горизонтали: 1.Кит. 2.Шакал. 3. Орлы 4. Лиса.
5.Доктор. 6. Акула. 7.Волки. 8.Барбос.
По вертикали Каракула (имя акулы)

ХII. Подведение итогов урока (Жюри подчитывает очки)
Инсценировка произведения К.И. Чуковского «Телефон»












По горизонтали:

Через море Айболита перевез: ерш, кит, сом?
Телеграмму от Гиппопотама Айболиту передал: жираф, козел, шакал?
Через горы Айболита перенесли: орлы, совы, утки?
Зверь, которого укусила оса: тигр, волк, лиса?
Профессия Айболита: банкир, лесник, доктор?
Ожидая Айболита, прикорнула на солнышке: белка, пчела, акула?
По снегу довезли Айболита до моря: волки, олени, тигры?
Больной, которого клюнула курица: барбос, суслик, червяк?
В выделенных клетках по вертикали: имя акулы.


1

2





3




4




5






6





7





8
































15