Музыкально-театрализованный вечер Во втором дворе подвал
Музыкально-театрализованный литературный вечер
«ВО ВТОРОМ ДВОРЕ ПОДВАЛ…»
(Литературно-артистическое кабаре «Бродячая собака» приглашает…)
Картина 1
(Фонограмма: дует ветер, уличный шум, крики извозчиков, торговцев)
С. Судейкин, Н. Петров, Б. Пронин, Н.Евреинов идут по улице Михайловской, заглядывая в подворотни, осматривая помещения.
Н.Петров: Да- а, погодка на славу. Кто-нибудь объяснит мне, почему мы заглядываем в каждую подворотню? За всю жизнь не обходил столько подвалов!
Борис Пронин: Понимаешь, Серёжа, мы ищем такой подвальчик, где можно устроить этакий романтический кабачок, пристанище артистов, художников, поэтов…
С.Судейкин (показывая в сторону здания): Господа, смотрите, по-моему, то, что надо! Чудный, сухой подвал настоящей архитектуры старых городов. Вместит человек двести!
А.Толстой: А не напоминаем ли мы сейчас бродячих собак, которые ищут приюта?..
Н.Н. Евреинов: Вы нашли название нашей затее! Пусть этот подвал называется «Бродячая собака»!
Пронин: Да! И все мы, «бродячие собаки», сможем сюда приткнуться, дёшево прокормиться, и быть у себя…
Все (восторженно): поздравляем, господин Толстой, вы нашли название нашей затее!
А. Толстой: Да, господин Пронин, если бы хватило сил, вы весь свет превратили бы в бродячие праздники, всех женщин в Коломбин, а мужчин -в персонажи из комедии дель арте…
Картина 2
Быстрая музыка (фонограмма: уличный шум)
Разносчик газет:
- Читайте русские ведомости!
- Будут ли свёрнуты реформы?
- Символисты выпустили новый сборник!
- Господа футуристы создают новое искусство!
- На Михайловской открылось кабаре «Бродячая собака»!
У афиши стоит человек, читает:
Художественное общество Интимного театра – СПБ
1 января 1912 года
Подвал «Бродячая собака»
Михайловская пл., 5
Вечер лирики
Участвуют поэты: А.Ахматова, Игорь Северянин, М.А. Кузмин, П.П. Потемкин, Саша Черный, О.Э. Мандельштам, и Георгий Иванов и др.композиторы: Илья Сац, Вячеслав Каратыгин, Альфред Нурок, М.Ф. Гнесин и Анатолий Дроздов; А. Ахматова, М. Кузьмин,
Н. Гумилев, О. Мандельштам.
Актеры: О. Высоцкая, Т.П. Карсавина, Н. Волохова, Л. Блок, О. Глебова-Судейкина.
Собираться к половине двенадцатого.
Вход исключительно по именным приглашениям Правления.
Плата 5 рублей. Актеры, поэты, художники, музыканты и
«Друзья Собаки» - 1 р.
Картина 3
Хор «друзей Собаки» поёт:
Во втором дворе подвал,
В нём приют собачий,
Всякий, кто сюда попал,
Просто пёс бродячий.
Но в том гордость,
Но в том честь,
Чтобы в сей подвал залезть!
Лаем, воем псиный гимнНашему подвалу!Морды кверху, к черту сплин,Жизни до отвалу!Лаем, воем псиный гимн,К черту всякий сплин!Гав!
Г. Иванов: «Чтобы попасть в «Собаку», надо было разбудить сонного дворника, пройти два засыпанных снегом двора, в третьем завернуть налево, спуститься вниз ступеней десять и толкнуть обитую клеенкой дверь. Тотчас же вас ошеломляли музыка, духота, пестрота стен, шум электрического вентилятора, гудевшего, как аэроплан.
У входа:
Борис Пронин(обнимает входящего):
-Здравствуй. — Что тебя не видно? Как живешь? Иди скорей, наши (широкий жест в пространство) все там…
Г. Иванов:
— С кем это ты сейчас здоровался?
Б.Пронин:
— С кем? (улыбка). — Черт его знает. Какой-то фармацевт!
Обращаясь в зал: Господа! Пора начинать! Прошу расписаться в свиной книге! Сегодня у нас в гостях:
Приветствие и представление гостей (группы символистов, акмеистов, футуристов, имажинистов);
Гости расписываются в свиной книге.
Пронин: Я приглашаю вас насладиться высоким искусством!
Картина 4 (входящие гости переговариваются):
Гость Собаки 1: Господа! Вы получали визитку Андрея Белого ? Это было ещё в октябре 1903, визитные карточки с изображением кентавров и единорогов.
Гость собаки 2: А “Фамилия” Фафивва набрана церковно-славянским шрифтом с фитой и ижицей.
Гость 3: Говорят, к нему (А. Белому) чуть не вызвали психиатра.
Андрей Белый (обращаясь к ним, иронически отвечает): психиатр нужен тем, господа , кто живет в реальном мире, а поэт-символист – это звено между двумя мирами: земным и небесным.
Читает:
ТЕЛО СТИХИЙ
В лепестке лазурево-лилейномМир чудесен.
Все чудесно в фейном, вейном, змейномМире песен.
Мы - повисли,
Как над пенной бездною ручей.
Льются мысли
Блесками летающих лучей.
Зинаида Гиппиус: Браво, господин Белый! Вы, как всегда, божественны.
А.Белый: Госпожа Гиппиус! Вы вновь шокируете публику ,надев мужской наряд?
Гиппиус: Мне приятнее шокировать своим творчеством. Вот моя формула видения мира
Читает:
Тройною бездонностью мир богат.
Тройная бездонность дана поэтам.
И разве поэты не говорят
Только об этом?
Только об этом?
Тройная правда — и тройной порог.
Поэты, этому верному верьте.
Только об этом думает Бог:
О человеке.
Любви.
И Смерти.
Борис Пронин: Прошу символистов на сцену!
Выступление группы символистов
Борис Пронин: Несравненная Волохова!Романс «Белой акации гроздья душистые» (Слайд)Картина 5.
«Цех поэтов» (выступление акмеистов)
В. Соловьёв:
Горизонты вертикальные
В шоколадных небесах,
Как мечты полузеркальныеВ лавровишневых лесах.
Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащийГиацинтовый пегас.
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах,
А шершаво-декадентныеВирши в вянущих ушах.
Мандельштам: Господа символисты явно изжили себя (с иронией)
Поклонница 1: А футуристы, право, смешны!
Гумилёв: Я приветствую вас в «Цехе поэтов», сегодня мы поднимем новое поэтическое знамя.
Ахматова: какое название мы дадим новому направлению?
Предлагают по очереди: цвет, расцвет, адамизм.
Городецкий: Вот прекрасное слово – акме - вершина, акмеизм.
Гумилёв: Пора вернуть в поэзию ясность.
Мандельштам: Вернуть слову зримую точность
Ахматова: Бессмертные слова Теофиля Готье станут нашим девизом: «Искусство тем прекрасней, чем взятый материал бесстрастней»
Георгий Иванов:
Мы движемся от идеи – к конкретному образу; от запредельного – к обычному; от вечности – к истории; от Вечной женственности – к мужскому началу.
Гумилев: Хочу представить, господа, мою курсистку мадмаузель Оксану!
Курсистка читает:
«Жираф».(Все аплодируют, Гумилев подходит к столику).
Поклонница 1:
Николай Степанович! В ваших стихах столько экзотики!
Гумилев:
Благодарю Вас.
Вячеслав Иванов:
Ваша жена, кажется, тоже пишет?
Гумилев (насмешливо):Вам нравится? Я её частенько критикую, но она не обижается, правда, Анна?
Пронин:
- Анна Андреевна, вы прочтете?
Гумилев:
- Я прочту.
Ахматова:
- Ты, Коля, - мэтр! Но все равно я пишу стихи лучше тебя!
ПЕСНЯ ПОСЛЕДНЕЙ ВСТРЕЧИ
Так беспомощно грудь холодела
Но шаги мои были легки.
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Показалось, что много ступеней,
А я знала – их только три!
Между кленов шепот осенний
Попросил: «Со мною умри!
Я обманут моею унылой,
Переменчивой, злою судьбой»Я ответила: «Милый, милый!
И я тоже. Умру с тобой…»
Эта песня последней встречи.
Я взглянула на темный дом.
Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.
(Молчание. Все поражены)Вячеслав Иванов (целует руку):
- Анна Андреевна, поздравляю вас. Это стихотворение – событие в русской поэзии.
Гумилёв: господин Модильяни! Какими ветрами?
Модильяни (не отвечая, обращается к Ахматовой):
Госпожа Ахматова! Окажите мне честь принять Ваш портрет.
Ахматова:
О, благодарю Вас.
Поклонница:
Восхитительно, господин Модильяни!
Сергей Городецкий:
АННЕ АХМАТОВОЙ
В начале века профиль странный
(Истончен он и горделив)
Возник у лиры. Звук желанный
Раздался остро воплотив
Обиды, горечь и смятенье
Сердец, видавших острие,
Где в неизбежном столкновенье
Два века бились за свое.
Б. Пронин:
Осип Эмильевич, просим!
О. Мандельштам (выходит на эстраду):
Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза,
Цветочная проснулась ваза
И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена
Истомой — сладкое лекарство!
Такое маленькое царство
Так много поглотило сна.
Немного красного вина,
Немного солнечного мая —
И, тоненький бисквит ломая,
Тончайших пальцев белизна.
Поклонница 2:
Ваши образы поражают воображение!
Вальс (танцуют все приглашённые)
Поклонник:
А что Вы рисуете, господин Городецкий?
Сергей Городецкий:
Я взял на себя смелость запечатлеть господ-акмеистов:
(раздает по очереди портреты). Вот Осип Эмильевич, Николай Степанович вот ваш профиль, я надеюсь, госпожа Ахматова, что мне удалось передать хоть малую толику вашей красоты! (Ответные реплики!)
Картина 5
Маяковский: Кто эта девушка, которая ничего не пьёт и ни с кем не целуется?
Гумилёв: это Ирина Одоевцева, моя ученица.
Маяковский (кивает):
— Ах, знаю, знаю.
Я иду с своей судьбой не в ногу
На французских тонких каблучках.
Недурно. Очень недурно.
Шкловский:
— Нет, совсем нет! Это Ада Оношкович написала. А Ирина Одоевцева — это «Лошадь поднимет ногу одну»… «Баллада об извозчике». — Слыхали, конечно?
Маяковский (пожимает плечами):
— Лошадь? Лошадь следовало бы мне оставить. Все равно лучше не скажешь: «Лошадь, вам больно?» А про французские каблучки ей бы подошло. Мило про каблучки. Девически-мило. Мне нравится. Даже очень.
Борис Пронин (обращаясь к Одоевцевой): прочтёте?
Одоевцева:
В этот вечер парижский, взволнованно-синий,
Чтобы встречи дождаться и время убить,
От витрины к витрине, в большом магазине
Помодней, подешевле, получше купить.
С неудачной любовью... Другой не бывает -
У красивых, жестоких и праздных, как ты.
В зеркалах электрический свет расцветает
Фантастически-нежно, как ночью цветы.
И зачем накупаешь ты шарфы и шляпки,
Кружева и перчатки? Конечно, тебе
Не помогут ничем эти модные тряпки
В гениально-бессмысленной женской судьбе.
- В этом мире любила ли что-нибудь ты?..
- Ты должно быть смеёшься! Конечно любила.
- Что? - Постой. Дай подумать! Духи, и цветы,
И ещё зеркала... Остальное забыла.
Гумилёв: талантливо! Вы моя ученица номер первый. Гордость моей Студии. Предсказываю вам, — вы скоро станете знаменитой. Очень скоро.
Одоевцева:
Нет, я не буду знаменита.
Меня не увенчает слава.
Я - как на сан архимандрита
На это не имею права.
Ни Гумилёв, ни злая пресса
Не назовут меня талантом.
Я - маленькая поэтесса
С огромным бантом
Михаил Кузмин: Браво,Ирина!
Борис Пронин:
Господа! Просим Михаила Алексеевича Кузмина спеть его знаменитый романс!
Кузмин поёт:
Дитя, не тянися весною за розой, розу и летом сорвёшь, Ранней весною сбирают фиалки, помня, что летом фиалок уж нет. Дитя, торопись, торопись: помни, что летом фиалок уж нет. Теперь твои губы, что сок земляники, щёки, что розы, Теперь твои кудри, что шёлк золотистый, твои поцелуи, что липовый цвет. Дитя, торопись, торопись: помни, что летом фиалок уж нет. Летом захочешь фиалок нарвать ты, ан, уж фиалок - то нет, Горько заплачешь, весну пропустивши, но уж слезами её не вернёшь. Дитя, торопись, торопись: помни, что летом фиалок уж нет.
Гости, поклонники: Браво!
Картина 6
(Входит Есенин.)
Есенин (оглядываясь с интересом): Аки в храме... Цветы диковинные, птицы чудесные... Ох, и погуляю же я сегодня!!!
Пронин (к Есенину): А, драгоценный мой, дражайший мой Сереженька... Есенин, забыл, милый мой, как вас по батюшке! Проходите... Вот уже и крестьянская Россия к нам в гости пожаловала!
Гиппиус (разглядывает в лорнет сапоги Есенина): Что это у вас за гетры?
Есенин: Как же надоело мне, что весь ваш Петербург на мои сапоги пялится!
Вертинский: У нас юноша сам Блок любит ходить в сапогах.
Есенин: А вы кто такой будете? Не имею удовольствия знать, как вас по имени, по батюшке. (вызывающе) Но могу и по матушке!
Вертинский (высокомерно): У меня, мой юный друг, громкое имя! Меня половина России знает, причем - лучшая. Я - Александр Вертинский!
Есенин: Ладно, слыхал я твои песни! Хорошо поешь, Сашка!
Вертинский: Да и у вас неплохо получается, недаром сам Блок вас приветил!
Есенин: Спасибо на добром слове. Вот, Сашка, смотри, стихи мои в одном альманахе с Ахматовой и Гумилевым напечатали! Гумилев нас с Клюевым к себе, в свою школу поэтическую, в акмеисты, звал. Но Клюев Николай - учитель мой - мужик хитрый, поморский. «Нет, - сказал, - у нас с тобой, Серёнька, путь особый...». И пошли мы с ним - особым путем!
Вертинский: Каким же, Серж?
Есенин: Нам, крестьянам, земля, природа наша близка, а потому нам важен образ. Имажинисты мы!
Читает:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком...
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.
Вертинский: Давайте поднимем бокалы за рождение поэта!!!
Выступление группы имажинистов
Ученица исполняет романс «Отцвели уж давно хризантемы в саду…"
Картина 7
Д. Бурлюк :Сейчас перед вами выступят львы различных пустынь, каждый хвастаясь своим собственным рыком.
ПЛАТИ - покинем НАВСЕГДА уюты сладострастья.
ПРОКИСШИЕ ОГНИ погаснут ряби век
Носители участья
Всем этим имя человек.
Пускай судьба лишь горькая издевкаДуша - кабак, а небо - рваньПОЭЗИЯ - ИСТРЕПЕННАЯ ДЕВКАа красота кощунственная дрянь
Маяковский: Здесь падалью не питаются. (обращается к Пронину) Боричка! Разреши мне?
Пронин: Я не знаю, вас нет в списках…
Вера Пронина: Шпарьте!
Маяковский:
НАТЕ!
Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир.
Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей; вот вы, женщина, на вас белила густо, вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.
А если сегодня мне, грубому гунну, кривляться перед вами не захочется — и вот я захохочу и радостно плюну, плюну в лицо вам я — бесценных слов транжир и мот!Голоса из публики:
1-ый: это возмутительно!
2-ой: оскорбительно!
3-ий: что себе позволяют футуристы!
Чуковский: Господа! Всё в порядке! Вечер продолжается.
Выступление группы футуристов.
Гумилёв: А ведь футуристы очень талантливы. Но всё, что они делают – антипоэзия.
Борис Пронин: время рассудит, господа!
Картина 8
(Появляется Т. Карсавина в театральном костюме)
Карсавина: Нет ли у вас Поющей Травы или Синей Птицы?
Вертинский: что за птица?
Карсавина: птица Любви и Надежд!
Гумилев: именно Любви и Надежд. Тамара Платоновна, душа моя! Вы как раз вовремя. Мы сегодня празднуем Новый год и говорим о любви, искусстве и о жизни. Именем всех Собачников объявляю этот год годом Красоты и Любви!
Пронин: Блистательная Карсавина!
Ученицы исполняют танец (музыка Куперена. Клавесин.)Ахматова: читает на фоне танцующей Карсавиной .
Все мы бражники здесь, блудницы,Как невесело вместе нам!На стенах цветы и птицыТомятся по облакам.Ты куришь черную трубку,Так странен дымок над ней.Я надела узкую юбку,Чтоб казаться еще стройней.Навсегда забиты окошки:Что там, изморозь или гроза?На глаза осторожной кошкиПохожи твои глаза.О, как сердце мое тоскует!Не смертного ль часа жду?А та, что сейчас танцует,Непременно будет в аду.
Картина 8
Звук выстрела. Тревожная музыка. На фоне сменяющихся слайдов
Георгий Иванов читает:
Россия – счастье, Россия – свет,
А может быть, России вовсе нет.
И над Невой закат не догорал,
И Пушкин на снегу не умирал,
И нет ни Петербурга, ни Кремля
Одни снега, снега, поля, поля,
Снега, снега, снега, А ночь долга,
И не растают никогда снега.
Снега, снега, снега… А ночь темна
И никогда не кончится она.
Россия тишина – Россия прах.
А может быть, Россия – только страх
Веревка, пуля, каторжный рассвет
Над тем, чему названия в мире нет
«Россия – счастье, Россия – свет»
Пронин: Пришла война. За войной – революция. Многие ушли на фронт, посетителей стало меньше. В этой смуте кабаре перестало быть нужным.
Комиссар: Здравствуйте, гражданин Пронин. Все это - прекратить! Именем Петроградского совета ваш кабак объявляю закрытым. Декадентское искусство не нужно трудовому народу!
Картина 9
Ведущий 1:
В начале XX века они собирались в «Бродячей собаке». Они называли себя символистами, акмеистами, футуристами…
Ведущий 1:
Они были молоды и талантливы. Веселы и серьезны одновременно, сочетая высокую поэзию со смехом, вином, легкими влюбленностями. А на модно-богемный вопрос – гений или помешанный? – как правило, отвечали: и гений, и сумасшедший.
Осип Мандельштам:
Но уже тогда они многое предвидели и в своих судьбах и в судьбе России. За год до первой мировой войны Осип Мандельштам писал: «Мы смерти ждем, как сказочного волка, но я боюсь, что раньше всех умрет тот, у кого тревожно-красный рот и на глаза спадающая челка».
Георгий Иванов:
Это было сказано о Георгии Иванове, но он умер не первым из них.
Ахматова:
Сначала в августе 1921 г. В петроградской ЧК был расстрелян Николай Гумилев
Осип Мандельштам:
Затем в декабре 1938 года в лагере переселенческого пункта оборвалась жизнь Осипа Мандельштама.
Ведущий 1: А Георгий Иванов ушел в «вечность звездную» в августе, как и Гумилев, но года 1958-го
Ведущий 2: Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Марина Цветаева пополнили список трагических и загадочных смертей…Тяжёлая судьба выпала Анне Ахматовой.
Ведущий 1: Покинули Россию Александр Вертинский и Тамара Карсавина.
Ведущий 2: Судьба раскидала по свету «друзей Собаки», но все равно все они помнили о «Собачьем» приюте во втором дворе на Михайловской площади, с его пьянящей и завораживающей атмосферой творчества, любви и поисков нового искусства.
Ведущий 2: Здесь в лунном свете зажглись звёзды Серебряного века! Они горят, потому что искусство вечно!
Литература:
источники :http://www.silverhotel.ru/interesting/guide/cafes-and-restaurantshttp://www.litera.ru/stixiya/http://www.silverage.ru/stat/sobaka.htm - В.Рыженков «ВО ВТОРОМ ДВОРЕ ПОДВАЛ&»http://www.ng.ru/saturday/2005-03-04/15_krasavina.htmlфотографии:http://cultgid.ru/?p=85www.perekop.info/ mayakovsky-goes-to-crimea/www.hlebnikov.ru/ biography/1913/1913.htm
Рыженков В. «Во втором дворе подвал…»
Шульц С.С., Склярский В.А. Бродячая собака: Век нынешний-век минувший.СПб,2002
Бунатян Г.Г., Чарная М.Г. Петербург Серебряного века. Дома, события, люди. СПб., 2002. С. 66. Судейкин С.Ю. Бродячая собака. Воспоминания. // Встречи с прошлым. М., 1984. С.189-190.
Карсавина Т.П. Театральная улица. Л., 1971. С.221 Тихвинская Л.И. Указ. соч. С.99.
Алперс Б. Театр социальной маски. В кн.: Его же, Театральные очерки в 2 т.т. т. 1, М., 1977Тихвинская Л. Кабаре и театры миниатюр в России. 1908–1917. М., 1995Ротиков К. Другой Петербург. СПб, 2000
Форма: литературно-музыкальный вечерЦели проведения: содействие эстетическому воспитанию школьников; расширение знаний об изучаемом предмете.Возраст: учащиеся старших классовКоличество участников: 1-2 класса. Камерный характер мероприятия способствует созданию серьезного, эмоционального настроя.Место проведения: читальный зал, концертный зал, кабинет литературы.Оборудование: музыкальная аппаратура, пластинки, аудиокассеты, книжная выставка, календарь, оформленный школьниками, с портретами поэтов, фотографиями.Этапы подготовки и проведения: а) подготовительный этап - отбор участников для подготовки и проведения;- сбор участников и постановка перед ними задач;- распределение ролей, в том числе, отвечающего за аппаратуру и музыкальное сопровождение, за оформление мероприятия;- индивидуальная работа с участниками;- репетиции (по плану);- подготовка аудитории (объявления, работа с классными руководителями);- генеральная репетиция.б )проведение мероприятия- вступительное слово библиотекаря (учителя- словесника) о цели вечера;- основная часть; - заключительная часть – представление участников, благодарственное слово всем присутствующим, краткое знакомство с выставкой литературы, приглашение в библиотеку.в) заключительный этап: - оформление альбома;- обсуждение мероприятия.Советы: Количество ведущих и чтецов не регламентировано. Оптимальный вариант – два ведущих и три чтеца. Прекрасный эффект достигается, когда стихи читают почти все участники вечера. Это способствует созданию неформальной атмосферы и позволяет вовлечь школьников в процесс сотворчества. Библиотекарь и учитель могут принимать активное участие в проведении. Если есть возможность, столы из аудитории лучше убрать для создания концертной атмосферы.
Литература:1.Ахматова А.А. Избранное. М.: Просвещение, 1993.2.Бальмонт К.Д. Стихотворения. М.:Худож.лит.,1990.3.Блок А.А. Собрание сочинений в 6 т.Т.1. М.:Правда,1971.4.Блок А., Маяковский В., Есенин С. Избранные сочинения / Редкол. Г.Беленький и др. М.: Худож. лит.,1991. 5.Волошин М.А. Стихотворения. М.: Сов. Россия, 1990.6.Волошин М.А. Путник по Вселенным / Сост., вступ. ст., коммент. В.П. Купченко и З.Д. Давыдова.- М.: Сов. Россия, 1990.7.Гумилев Н.С. Сочинения в 3 т. М.: Худож. лит., 1991.8.Павловский А.И. Анна Ахматова: жизнь и творчество: Книга для учителя М.: Просвещение, 1991.9.Русская литература. Советская литература: Справочные материалы: Кн. для уч-ся ст. классов / Сост. Л.А. Смирнова. М.: Просвещение, 1989.10.Русские писатели: Библиографический словарь. В 2 ч. Ч.1. М.: Просвещение, 1990.11.Серебряный век русской поэзии / Сост., вступ.ст., прим. Н.В. Банникова. М.: Просвещение, 1993.12.Урбан А. Стихи-собеседники. Л.: Дет. литература, 1978.13.Цветаева М.И. Избранное. М.: Просвещение, 1992.
КРАТКАЯ ПРЕДЫСТОРИЯ ПОЯВЛЕНИЯ «АРТ-КАБАРЕ»
1. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Бродячая собака: Век нынешний — век минувший. СПб., 2002. С. 44.
2. Там же.
3. Там же. С. 46
4. Маковский С. Портреты современников: Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи. М., 2000. С.260-261.
5. Маковский С. Портреты современников: Портреты современников. На Парнасе «Серебряного века». Художественная критика. Стихи. М., 2000. С.273
6. Бунатян Г.Г., Чарная М.Г. Петербург Серебряного века. Дома, события, люди. СПб., 2002. С. 66.
7. Мейерхольд В.Э. Переписка. 1896-1939. М., 1976. С. 76
8. Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. М., 1995. С. 19-20.
9. Тихвинская Л.И. Указ. соч. С. 36.
10. Там же.
11. Там же. С.70-71.
12. Шницлер Артур (1862-1931) — австрийский драматург и прозаик, начал писательскую карьеру с произведений критического реализма: «Пощёчина», «Лейтенант Густль», однако со временем перешел к искусству декаданса, получившему отражение в пьесах «Зелёный какаду», «Парацельс», «Шарф Коломбины» и др. В творчестве Шницлера многие исследователи отмечаю влияние З. Фрейда, усиливавшееся в поздних произведениях.
13. Мгебров А. Жизнь в театре.. М.;Л., 1929-1932. Т.2, с. 160.
14. Бунатян Г.Г., Чарная М.Г. Указ. соч. с.132.
15. Петров Н. 50 и 500. М., 1960. С.142
16. Подробнее об истории этого дома см. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч.
17. Здесь С. Судейкин явно допустил хронологическую ошибку. Подробнее см. главу 3 данной работы.
18. Судейкин С.Ю. Бродячая собака. Воспоминания. // Встречи с прошлым. М., 1984. С.189-190.
19. Петров Н. Указ. соч. С.142-143. 20. Мгебров А. Указ. соч. Т.2 С.164.
21. Тихвинская Л.И. Указ. соч. С. 87.
22. Мгебров А. Указ. соч. Т.2. С.158.
23. Цит. по: Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1983. М., 1985. С.172-173.
24. Тихвинская Л.И. Указ. соч. С.96
25. Судейкин С.Ю.Указ. соч. С.191.
26. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ соч. С.179.
27. Иванов Г. Собр. Соч.: В 3 т. Т.3: Мемуары. Литературная критика. М., 1993. С.339.
28. Петров Н. Указ. соч. С.144-145.
29. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ соч. С.180.
30. Присутствие К.Д. Бальмонта на открытии кабаре довольно сомнительно: в то время он скрывался от российских властей в Париже.
31. HYPERLINK "http://www.silverage.ru/poets/auslend/auslend_bio.html" Ауслендер С. А. (1886 – 1943) — известный в начале века писатель, сотрудник журналов «Весы» и «Апполон» С. Маковского.
32. Петров Н. 50 и 500. М., 1960. С.145.
33. Петров Н. Указ. соч. С.145-146.
34. Вербловская И.С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой. СПб., 2003. С.48.
35. Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. Т.3: Мемуары. Литературная критика. М., 1993. С. 339.
36. Судейкин С. Ю. Бродячая собака. Воспоминания. // Встречи с прошлым. М., 1984. С.191.
37. Тихвинская Л.И. Кабаре и театры миниатюр в России 1908-1917. М., 1995. С. 109.
38. Судейкин С.Ю. Указ. соч. С.191.
39. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец: Воспоминания. М., 2002., С.186.
40. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Программы «Бродячей собаки» // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1983. М., 1985. С.180.
41. Вербловская И.С. Указ. соч. С.49.
42. Здесь и далее названия и даты вечеров воспроизводятся по: Парнис, А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч.
43. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Бродячая собака: Век нынешний — век минувший. СПб., 2002. С.66.
44. Парнис, А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч. С.187
45. Там же. С.201.
46. Подробнее см.: Лившиц Б. Указ. соч. С.187.
47. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч. С.201
48. «Художники у себя» — фр.
49. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч. С.201-202.
50. Там же. С.202.
51. Ахматова А. Собр. соч.: В 6 т. Т.4. Книги стихов. М., 2000. С.44
52. Судейкин С.Ю. Указ. соч. С.192.
53. Судейкин С.Ю. Указ. соч С.192
54. Весной 1913 г. из-за безответной любви к ней в Риге застрелится молодой поэт Вс. Князев.
55. Тихвинская Л.И. Указ. соч. С.104.
56. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч. С.205.
57. Судейкин С.Ю. Указ.соч. С.193.
58. HYPERLINK "http://www.silverage.ru/memory/karsav.html" Карсавина Т.П. Театральная улица. Л., 1971. С.221 Тихвинская Л.И. Указ. соч. С.99.
59. Тихвинская Л.И. Указ. соч. С.99.
60. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.125.
61. Там же. С.125.
62. Петров Н. Указ. соч. С.145
63. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С. 48
64. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С.445
65. Там же. С.445
66. Мейерхольд В.Э. Переписка. 1896 - 1939. М., 1976. C.126
67. Толстой А. Собр. соч. Т.2. М., 1958. С.690-691.
68. Иванов Г. Указ. соч. С.40-42.
69. Иванов Г. Указ. соч. С.41.
70. Тихвинская Л.И. Указ. соч. С.112.
71. Толстой А. Указ. соч. С.704.
72. Петров Н. Указ. соч. С. 143.
73. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С.236-237.
74. Лившиц Б. Указ. соч. С.189.
75. Иванов Г. Указ. соч. С. 58-59.
76. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С.257.
77. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.98.
78. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.88.
79. Петров Н. Указ. соч. С.145.
80. Судейкин С.Ю. Указ. соч. С.192-193.
81. Лившиц Б. Указ. соч. С. 189.
82. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.116.
83. Пяст Вл. Встречи. М., 1997. С.178-179.
84. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч. С.187.
85. Там же. С.169.
86. Пяст Вл. Указ. соч. С.182.
87. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч. С.169.
88. Лившиц Б. Указ. соч. С.186.
89. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.58.
90. Там же.
91. Петров Н. Указ. соч. С.147.
92. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С.447.
93. Пяст Вл. Указ. соч., С.170.
94. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.61.
95. Лившиц. Б. Указ. соч. С.185.
96. Подробнее см.: Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.63.
97. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.63.
98. Иванов. Г. Указ. соч. С.82.
99. Иванов Г. Указ. соч. С.82-83.
100. Подробнее об этом факте см.: Тихвинская Л.И. Указ. соч.
101. Лившиц Б. Указ. соч. С.190.
102. Цит. по: Парнис, А.Е., Тименчик Р.Д. Указ. соч. С.165.
103. Иванов Г. Указ. соч. С.58.
104. Цит. по: Тихвинская Л.И. Указ. соч. С.115.
105. Такой состав посетителей кабаре, вместе прогуливавшихся по городу, кажется нам неправдоподобным, поскольку известно, что кроме Н. Бурлюка, Гумилев не общался больше ни с одним футуристом, коими и являлись Радаков и Маяковский. Кроме того, шла война, и вряд ли он был в то время в городе.
106. Судейкин С.Ю. Указ. соч. С.194.
107. Парнис А.Е., Тименчик Р.Д. Указ соч. С.242.
108. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.123.
109. Иванов Г. Указ. соч. С.45.
110. Иванов Г. Указ. соч. С.48-49.
111. Иванов Г. Указ. соч. С.51.
112. Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. М., 2002. С.185.
113. Русские поэты «серебряного века»: Сб. стих-ий в 2 т. Т.2. Л., 1991. С.16-17.
114. Лившиц Б. Указ. соч. С.193.
115. Там же С.190-191.
116. Пяст Вл. Встречи. М., 1997. С.166.
117. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Бродячая собака: Век нынешний — Век минувший. СПб., 2002. С.123.
118. Лившиц Б. Указ. соч. С.191.
119. Подробнее см.: Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х годов. М., 1988. С.160.
120. Цит. по: Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.107.
121. Пяст Вл. Указ. соч. С.188.
122. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.107-108.
123. Пяст Вл. Указ. соч. С.179-180.
124. Иванов Г. Собр. соч.: В 3 т. Т.3: Мемуары. Литературная критика. М., 1993. С.58.
125. Шульц мл. С.С., Склярский В.А. Указ. соч. С.66.
126. Судейкин С.Ю. Бродячая собака. Воспоминания. // Встречи с прошлым. М., 1984. С.189.
127. Воспоминания о серебряном веке. М., 1993. С.444.
128. Толстой А. Собр. соч. Т.2. М., 1958. С.665.
129. Ахматова А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.5: Биографическая проза. Pro domo sua. Рецензии. Интервью. М., 2001. С.245.
130. Ахматова А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.3: Поэмы. Pro domo mea. Театр. М., 1998. С.177-178.
131. Вербловская И.С. Горькой любовью любимый: Петербург Анны Ахматовой. СПб., 2003. С.190.
132. Ахматова А.А. Собр. соч.: В 6 т. Т.3: Поэмы. Pro domo mea. Театр. М., 1998. Т.3. С.185.