Внеклассное мероприятие «В гостях у дедушки Корнея»
Внеклассное мероприятие «В гостях у дедушки Корнея»
Цель: расширить представления детей о творчестве К. И. Чуковского; развивать внимание, память, мышление, речь, воображение, артистические способности.
Задачи:
Расширить представление о жизни К.И.Чуковского
Обобщить и систематизировать знания о творчестве К.И.Чуковского
Расширить читательский кругозор учащихся
Развивать речь, выразительное чтение.
Развивать образное мышление, любознательность.
Развивать творческие способности, воображение детей.
Воспитывать положительные качества: дружелюбие, чувство товарищества, опрятность, послушание.
Оборудование: портрет К.И.Чуковского, выставка его книг, карта путешествий, воздушный шарик, мешок с вещами, картинки героев сказок (Бармалей, Мойдодыр, Крокодил, Федора, Айболит, почтальон Печкин), телеграммы, карточки с отрывками и иллюстрациями из произведений К.И.Чуковского.
Ход мероприятия
Ведущий:
Ребята! С ранних лет вам приносят радость стихи и сказки К. И. Чуковского.
Далее учитель обращается к портрету К. И. Чуковского (1882— 1969): (слайд)
-Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щеточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся светлые глаза и удивительно легкая походка.
Такова внешность К. И. Чуковского.
К. И. Чуковский жил в одном из красивейших уголков Подмосковья, в поселке Переделкино, среди берез и сосен, в небольшом доме. Его знали не только все дети поселка, но и все маленькие дети нашей огромной страны. Громадный, громкоголосый, с удивительно легкой походкой, щедрый на ласку, всегда имевший про запас для каждого — маленького и большого — шутку, присказку, доброе слово, громкий смех, на который нельзя не отозваться, от которого у малышей блестели глаза и розовели щеки. Неудивительно, что его сказки так похожи на него самого, их трудно (невозможно!) спутать с произведениями других авторов.
Если вы внимательно слушали, то вам не составит труда закончить следующие фразы о внешности К. И. Чуковского:
- Рост... (высокий).
- Руки ... (длинные, с большими кистями).
- Лицо ... (приятное, доброе).
- Нос ... (большой, любопытный).
- Усы... (короткие).
- Прядь волос ... (непослушная, свисающая на лоб).
- Глаза ... (улыбающиеся, светлые).
Корней Иванович Чуковский по праву считается одним из любимых детских писателей. И взрослые, и дети знают, какое удовольствие доставляет чтение его произведений, которые и заучивать-то не приходится — они запоминаются сами собой благодаря секретам, которыми в совершенстве владел «старый сказочник» — так сам себя называл К. И. Чуковский. Его произведения можно распевать. Они веселые, забавные, конец его историй, конечно же, счастливый. Все, что происходит в книгах К. И. Чуковского, заставляет нас бесконечно удивляться, возмущаться или сопереживать, словом, не оставаться равнодушными.
Корней – это не совсем его имя. Понастоящему его звали Николай Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал имя и фамилию, и получилось Корней Чуковский. Свое литературное имя он придумал так удачно, что оно срослось с ним и перешло по наследству его детям, внукам и правнукам.
Детским поэтом и сказочником Чуковский стал случайно. А вышло это так.
Заболел его маленький сынишка. Корней Иванович вёз его в ночном поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как-нибудь развлечь его, отец стал рассказывать ему сказку:
Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.
Мальчик неожиданно затих и стал слушать. Наутро, проснувшись, он попросил, чтобы отец снова рассказал ему вчерашнюю сказку. Оказалось, что он запомнил её всю, слово в слово.
А вот второй случай. Вот как об этом вспоминал сам Корней Иванович: “Однажды, работая в своём кабинете, я услышал громкий плач. Это плакала моя младшая дочь. Она ревела в три ручья, бурно выражая своё нежелание мыться. Я вышел из кабинета, взял девочку на руки и совершенно неожиданно для себя тихо сказал:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
А нечистым трубочистам
Стыд и срам! Стыд и срам!
Так родился на свет “Мойдодыр”.
Не только вы, но и ваши родители, ваши дедушки и бабушки не представляют своего детства без «Айболита», «Тараканища», «Телефона», «Федорина горя» и других произведений. Это удивительные стихи! Они великолепно звучат, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее.
Поэтому я предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие по произведениям этого замечательного и всеми нами любимого писателя. Закройте глаза, представьте, что мы летим на воздушном шарике далеко-далеко, через моря и океаны, леса и степи. Вот он опускается все ниже и ниже и, наконец-то мы оказались на незнакомой станции. Прочитайте ее название.
Станция «Знакомые странички».
- Скажите название сказки, прослушав отрывок из нее.
Долго, долго крокодил А в большой реке
Море синее тушил Крокодил лежит
Пирогами и блинами, И в зубах его
И сушеными грибами. («Путаница») Не огонь горит —
Солнце красное, солнце краденое. («Краденое солнце»)
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед. («Тараканище»)
А потом позвонили цапли:
— Пришлите, пожалуйста, капли:
Мы лягушками нынче объелись,
И у нас животы разболелись! («Телефон»)
Давайте же мыться, плескаться, Вот и чайник за кофейником бежит,
Купаться, нырять, кувыркаться Тараторит, тараторит, дребезжит...
В ушате, в корыте, в лохани, Утюги бегут, покрякивают,
В реке, в ручейке, в океане — Через лужи,
И в ванне, и в бане, Через лужи перескакивают. («Федорино горе»)
Всегда и везде
Вечная слава воде! («Мойдодыр»)
Корней Иванович рассказывал: «У меня часто бывали приливы радости и веселья. Идешь по улице и бессмысленно радуешься всему, что ты видишь: трамваям, воробьям. Готов расцеловаться с каждым встречным». Один такой день К.И. Чуковский особенно запомнил — 29 августа 1923 года: «Чувствуя себя человеком, который может творить чудеса, я не вбежал, а взлетел, как на крыльях, в нашу квартиру. Схватив какой-то запыленный бумажный клочок, с трудом отыскав карандаш, стал писать веселую поэму о Мухиной свадьбе, причем чувствовал себя на этой свадьбе женихом. В этой сказке два праздника: именины и свадьба. Я всей душой отпраздновал оба».
Инсценировка отрывка из сказки «Муха-цокотуха».
Станция «Бюро находок».
У меня в мешке находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Кто из вас, ребята, может помочь найти их владельцев.
Спички. («Путаница»: «А лисички взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли».)
Подушка. («Мойдодыр»: «Одеяло убежало, улетела простыня, и подушка, как лягушка, ускакала от меня».)
Телефон. («Телефон»: «Уменя зазвонил телефон».)
Самовар. («Муха-Цокотуха»: «Пошла Муха на базар и купила самовар» или «Федорино горе»: «А на белой табуреточке да на вышитой салфеточке самовар стоит, словно жар горит...».)
Воздушный шарик. («Тараканище»: «Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике».)
Градусник. («Айболит»: «И ставит, и ставит им градусники!»)
Сапожки детские. («Чудо-дерево»: «Кому нужны сапоги, к чудо-дереву беги!»)
Блюдце. («Федорино горе»: «А за ними блюдца, блюдца — дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!»)
Мыло. («Мойдодыр»: «Вот и мыло подскочило и вцепилось в волоса...».)
Бланк телеграммы. («Айболит»: «Вот вам телеграмма от Гиппопотама!»)
Чуковский вспоминал: «А однажды вдохновение нахлынуло на меня на Кавказе, во время купания в море. Я заплыл довольно далеко, и вдруг под действием солнца, ветра и черноморской волны у меня сами собой сложились стихи:
О, если я утону,
Если пойду я ко дну...
Я сразу написал строчек двадцать. Ни начала, ни конца у сказки не было».
Инсценировка отрывка из сказки «Айболит».
Станция «Секреты почтальона»
Вот телеграммы, но весь секрет в том, что я не знаю кто вам их прислал . Давайте попробуем угадать кому принадлежат следующие слова:
1 Если захочу,
И Луну я проглочу! (Крокодил)
2 Не желаем больше крякать!
Мы хотим, как лягушата, квакать! (утята «Путаница»)
3. Садись на меня, Айболит,
И, как большой пароход,
Тебя повезу я вперед! (кит «Айболит»)
4. Ах, Мауси, Мауси, Мауси,
Подойди ко мне милая Мауси!
Я спою тебе песенку, Мауси,
Чудесную песенку, мауси! (Котауси «Котауси и Мауси»)
5. Моем, моем трубочиста
Чисто, чисто, чисто, чисто!
Будет, будет трубочист
Чист, чист, чист, чист! (щетки «Мойдодыр»)
6. Уж как туфельку мою
Я водичкою полью,
И вырастет дерево,
Чудесное дерево! (Мура «Что сделала Мура, когда ей прочли сказку «Чудо-дерево»)
7 Я знаменитый капитан,
И мне не страшен ураган!
Вчера я был в Австралии,
Потом поехал далее
И возле мыса Барнаул
Убил 14 акул! (Бибигон «Приключения Бибигона»)
8 О, если я утону, если я пойду ко дну,
Что станется с ними, больными,
С моими зверями лесными? (Айболит)
9 . И мне не надо ни мармелада, ни шоколада,
А только маленьких да, очень маленьких детей. (Бармалей)
10. Ой, вы бедные сиротки мои!
Утюги и сковородки мои! (Федора)
Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигурки. Дети вытирали руки о его брюки. Домой идти было далеко. Брюки от глины стали тяжелыми, и их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Так родилось «Федорино горе».
Чтение по ролям отрывка из сказки «Федорино горе».
Станция «Театральная».
Однажды по радио К. И. Чуковский обратился ко всем родителям с просьбой присылать ему интересные высказывания своих малышей. Так родилась книга для взрослых «От двух до пяти». Из нее можно узнать, как дети двух-, трех-, четырех- и пятилетнего возраста постигают русскую речь, учатся говорить. Вы сами, ребята, не так давно вышли из этого возраста, и наверняка родители не раз напоминали вам, какие смешные нелепицы вы порой произносили, пока не научились грамотно говорить.
Я предлагаю вам инсценировать диалоги малышей из книги К. И. Чуковского «От двух до пяти».
Каждая пара учащихся получает карточку с диалогом. В течение 1—2 минут дети репетируют диалоги, используя жесты, мимику и соответствующие «малыиювские» интонации, после чего представляют свои «номера» у доски под аплодисменты одноклассников.
Карточка 1
— Вчера была сырая погода.
— А разве сегодня вареная?
Карточка 2
— Вот выпадет снег, ударят морозы...
— А я тогда не выйду на улицу.
— Почему?
— А чтоб меня морозы не ударили.
Карточка 3
— Наденька, скажи слово «рыба».
— Окунь.
Карточка 4
— Ага, а моя башня выше!
— А зато мне гланды вырезали, а тебе нет! Ага!
Карточка 5
— Мама, крапива кусается? -Да.
— А как она лает?
Карточка 6
— Кем ты хочешь быть, когда вырастешь?
— Если вырасту тетей, то буду врачом. А вырасту дядей — инженером.
Карточка 7
— Мама, ты была девочкой?
— Да, была.
— В школу ходила?
— Ходила.
— А с кем я дома оставался?
Карточка 8
— Что это ты шепчешь собаке?
— Я ей говорю: народи мне щеночков. А она мне отвечает: родю, родю с удовольствием.
Карточка 9
— Лена, куда ты! Постой! Не надо показывать собачке, что ты ее боишься.
— А зачем я ей буду врать, если я ее и вправду боюсь?
Карточка 10
— Да как же ты с кровати упал?
— А я ночью спал-спал и на себя не смотрел, а потом посмотрел на кровать и вижу: меня там нет.
Стихи Чуковского очень музыкальны. К сказке «Мойдодыр» композитор Юрий Левитин написал оперу. Послушаем ее фрагменты.
Звучит «Увертюра» — вступление к опере.Вступают фанфары, привлекая внимание слушателей. Далее звучит лучезарный солнечный марш: «Рано утром, на рассвете умываются мышата». Финалом оперы становится радостный гимн воде.
Еще много раз мы будем встречаться с произведениями Чуковского. Мы познакомимся с его воспоминаниями о писателе Борисе Житкове, с которым он учился в одном классе, познакомимся с Чуковским-переводчиком. Он подарил нам радость встречи с такими героями как Мюнхаузен, Робинзон Крузо, Том Сойер, Рики-Тики-Тави, Принц и Нищий и многие другие. Демонстрация книг.
- Однажды Корней Иванович Чуковский записал лирическое признание:
Никогда я не знал, что так радостно быть стариком,
Что ни день — мои мысли добрей и светлей.
Возле милого Пушкина, здесь, на осеннем Тверском,
Я с прощальною жадностью долго смотрю на детей.
И. усталого, старого, тешит меня
Бесконечная их беготня и возня.
Да к чему бы и жить нам на этой планете,
В круговороте кровавых столетий,
Когда б не они, не вот эти
Глазастые, звонкие дети...
- Таким остается в памяти поколений дедушка Чуковский. Ираклий Андроников писал: «Талант у Чуковского неиссякаемый, умный, блистательный, веселый, праздничный. С таким писателем не расставайтесь всю жизнь».