Рабочая программа клуба Почемучки 5-6 лет


Р А Б О Ч А Я  П Р О Г Р А М М А
клуба  «Почемучки»
(опытно-экспериментаторская деятельность)
для детей дошкольного возраста
от 5  до 6 лет  
Срок реализации программы 
2015 - 2016  г.
 
   
Руководитель клуба: 
воспитатель группы «Ягодка»
Сальникова Л.В. 
2015 г.
Пояснительная записка  
«Самое лучшее открытие то,
которое ребенок делает сам».
Ральф У. Эмерсон.
     Педагоги образовательных учреждений считают, что задача подготовки ребенка к школе не сводится только к приобретению знаний и учебных умений. Намного важнее развить у дошкольника внимание, мышление, речь, пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умения делать открытия и удивляться им.
     С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.
Психологами доказано, что мышление детей дошкольного возраста является наглядно-действенным и наглядно-образным. Следовательно, процесс обучения и воспитания в детском саду в основном должен строиться на методах наглядных и практических. Этот принцип особенно важно соблюдать при осуществлении естественнонаучного и экологического образования.
     На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них знаниями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.
Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа клуба «Почемучки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет). Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений дошкольников.
Цель программы:
        расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности;
        способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2. Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.
3. Развитие умственных способностей.
4. Социально - коммуникативное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
6. Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.
Ожидаемые результаты: дети умеют сравнивать и обобщать собственные наблюдения, делать выводы, связанные с различными природными явлениями, предполагается формирование у воспитанников устойчивых естественнонаучных знаний и представлений, формирование исследовательских умений, а также самостоятельности в процессе экспериментальной деятельности, применении знаний на практике.
Направленность программы клуба «Почемучки» является научно - познавательной, по форме организации - клубный, по времени реализации –1 год. Занятия проводятся 1 раз в две недели,  во второй половине дня, продолжительность – 25 минут. Всего по 19 занятий в год. Проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями, явлениями социальной жизни.
Программа направлена на создание условий для развития интеллектуальных, познавательных способностей  ребенка, развитие мотивации к исследовательской деятельности и  творчеству.
Новизна программы состоит в том, что данная программа формирует первоначальные исследовательские умения старших дошкольников, включает в активную познавательную деятельность.
Приоритет в обучении отдается совместной практической деятельности воспитателя и детей.
Учебный план клуба «Почемучки»
Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Опытно-экспериментальная деятельность 10.24 8,22 5,19 3,17,31 14,28 11,25 10.24 7,21 5,19 19
Примерный перспективный план клуба «Почемучки»
(5-6 лет)
Дата проведения
  Тема
  Цель занятия Используемый материал Источник
Сентябрь
Экспериментирование с водой
10.09.15 1. 1. У воды не запаха.
2. С водой и без воды.
1. Дать представление о том, что чистая вода не имеет запаха.
2. Помочь выделить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло). 1. Вода, стаканчики.
2. Два одинаковых растения (бальзамин или герань), вода.
№ 5, с. 221-222
24.09.15 Вода-растворитель. Очищение воды. 1.Выявить вещества, которые не растворяются в воде; познакомить со способом очистки воды -фильтрованием.
2.Закрепить знания о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами. 1. Сосуды разного размера и формы, вода, Стиральный парашек, песок, соль, мука, растительное масло, пищевые красители; палочки, ложки, бумага, марля, пакетик чая, воронки, передники, клеенки для столов.№ 6, стр. 46
Октябрь
Экспериментирование с песком и глиной
08.10.15 1.Песок, глина – наши помощники.
2. Песчаный конус. 1. Закрепить свойства песка и глины.
2. Помочь определить, может ли песок двигаться. 1. Песок, глина, листы бумаги, песочные часы.
2. Песок, плоская емкость. № 5, с. 219-221
22.10.15 1. Уличные тени. Рассказать детям о том, как образуется тень, о ее зависимости от самого предмета, от источника их взаиморасположения Предметы разной степени прозрачности № 2, с. 69-70
Ноябрь
Экспериментирование с воздухом
5.11.15 Этот удивительный воздух. Дать представления об источниках загрязнения воздуха; формировать желание заботиться о чистоте воздуха. Мыльный раствор, свеча, трубочки для коктейля, рукавички, шприцы, ватман с нарисованными трубами, блюдце, вата, пульверизатор, ватман голубого и белого цвета, влажные салфетки. № 5, с. 222-224
19.11.15 1.Парусные гонки.
2. Сухой из воды. 1. Уметь видеть возможности преобразования предметов, участвовать в коллективном преобразовании.
2. Помочь определить, что воздух занимает место. 1. Корковые пробки, канцелярские скрепки, трубочки для коктейля, цветная бумага, поднос из пластмассы, магниты, скотч.
2. Вода, емкость, деревянные бруски с флажками, банки (в них должен входить брусок с флажком). № 5, с. 225, 229-230
Декабрь
Человек
3.12.15 Проверим слух. Показать, что человек слышит звук. Металлическая ложка, толстые бечевки длиной 60 см. № 5, с. 240
№ 2, с. 63-64
17.12.15 1. Наши помощники – глаза.
2. Зачем человеку глаза? 1. Познакомить со строением глаза, функцией его частей.
2. Помочь определить, зачем человеку нужны глаза.
  1. Зеркало, пиктограммы: брови, ресницы, веко, глазное яблоко, модель глаза.
2. Шарф. №5, с. 241-242,
245
 
31.12.15 Есть ли у глаз помощники?
2. Что я вижу одним глазом? 1. Помочь определить помощников глаз.
2. Помочь определить качество зрения при использовании обоих глаз. 1. Мешочек, мелкие игрушки, бумага, карандаши.
2. Шарф, карандаши, бумага. №5, с. 246-247
Январь
14.01.16 1. Взаимосвязь органов вкуса и запаха.
2. Определение пищи на вкус. 1. Показать взаимосвязь органов вкуса и запаха.
2. научить определять пищу на вкус (не глядя на нее). 1. Продукты – лимон, шоколад, хлеб и т.д.
2. От 3-5 до 10-12 контрастных по вкусу продуктов. № 5, с. 247-249
28.01.16 Как устроена дыхательная система человека? Обобщить и конкретизировать знания детей о строении и значении дыхательной системы. У каждого ребенка: зеркало, стакан с водой, салфетка; у педагога: полиэтиленовый мешочек без дна, изображение легких (таблица, рисунок в книге или макет). № 5, с. 242-245
Февраль
Экспериментирование с предметами
11.02.16 Мир бумаги. Познакомить с различными видами бумаги (салфеточная, писчая, оберточная, чертежная); Формировать умение сравнивать качественные характеристики и свойства бумаги. Вода, квадраты, вырезанные из разных видов бумаги, емкости, ножницы. № 5, с. 253
 
№2, с. 24-25
25.02.16 1. Мир ткани.
2. Наряды куклы Тани. 1. Познакомить с различными видами тканей; формировать умение сравнивать качества и свойства тканей; помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.
2. Познакомить с разными видами тканей, помочь выяснить отдельные свойства (впитываемость); побудить устанавливать причинно – следственные связи между использованием тканей и временем года. 1. Вода, небольшие кусочки ткани (вельвет, бархат, плащевка), ножницы, емкости, алгоритм деятельности. 2. Кукла, одежда, изображения разных эпох по сезонам, картинки – пейзажи севера и юга, разнообразные ткани, пипетка, лупа. № 5, с. 254-256
Март
10.03.16 1. Как достать скрепку из воды, не замочив рук.
2. Представления о полюсах магнита. 1. Помочь определить, какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе.
2. Раскрыть понятие полюсов магнита, помочь определить, какая часть магнита сильнее притягивает металлические предметы. 1. Вода, таз, скрепки, магнит.
2. Скрепки, магнит. № 5, с. 259-261
24.03.16 Путешествие в мир стеклянных вещей. Познакомить со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления, активизировать познавательную деятельность; вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закрепить умение классифицировать материал, из которого делают предметы. Предметы из стекла. №5, с. 261-262
 
№ 2, с. 71
Апрель
7.04.16 1. Темный космос.
2. На орбите. 1. Продемонстрировать на опыте, почему в космосе темно.
2. Установить. Что удерживает спутники на орбите. 1. Фонарик, стол, линейка.
2. Ведерко, шарик, веревка, привязанная к ручке ведра. № 2, с. 83
21.04.16 Испытание магнита. Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм», с особенностями магнита; помочь выявить материалы, которые могут стать магнетическими; показать способ изготовления самодельных компасов. Коллаж «Магнетические и немагнитические предметы», магниты, компас, игра на магнитной основе; магнетические материалы: канцелярские скрепки, кнопки, ложки, пилки, болтики, гвозди, шурупы, заколки для волос – «невидимки» и т.д.; немагнитические материалы: детали конструктора «Лего», карандаши, ластик, кирпичи деревянные, фломастеры, ракушки, воздушный шарик, резинка и т.д.№ 5, с. 267-269
Май
05.05.16 Ветер в комнате. Выявить, как образуется ветер. Показать детям на опыте, что – ветер – это поток воздуха, что горячий воздух поднимается вверх, а холодный – опускается вниз. Две свечи, «змейка» (круг, порезанный по спирали и подвешенный на нить), спички, принадлежности для рисования (для каждого ребенка). № 2. с. 78-79
. . 19.05.16 Как появляются холмы? Объяснить детям происходящие на планете изменения с использованием полученных знаний, понять процесс эрозии почвы и появления холмов. Пластиковый поднос, песчаный грунт или смесь садовой земли с песком, пять монеток, лейка с водой, пять плоских жестяных крышек от маленьких консервных банок. № 2, с. 68-69
  
Основное оборудование:
Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты;
разнообразные сосуды из различных материалов разного объёма.
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, листья деревьев, семена.
Утилизированный материал: кусочки кожи, ткани, дерева, меха.
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная.
Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители.
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, мука, соль, сахар, сито, свечи.
Показателями результативности реализации программы клуба является:
- формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;
- формирование умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
- формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;
- возникновение желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности.
- рост уровня любознательности, наблюдательности;
- активизация речи детей, пополнение словарного запаса многими понятиями;
- возникновение желания самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.
Методические рекомендации к процедуре диагностирования
1. Дидактическая игра «Интервью».
Цель. Выявить умение задавать вопросы.
2.Дидактическая игра «Назови как можно больше возможных признаков этого предмета».
Цель. Умение ставить проблему.
Д. у. «Почему светит солнце?»
Цель. Наблюдение как способ выявления проблемы.
3.Упражнения «Почему дует ветер? Почему ребёнок плачет? Почему весною
тает снег?»
Ответы начать со слов: может быть, предположим, допустим, возможно, что если.
Цель. Выявить умение выдвигать гипотезы.
4.Упражнение - понаблюдать за живым объектом, а затем описать её.
Цель. Развитие способности делать описание животного (предмета), чётко формулировать определение понятия.
5.Дидактическая игра «Рассмотри и опиши», «Нарисуй предмет по памяти»
Цель. Развитие внимания и наблюдательности.
6.Опыты с водой «Как исчезает вода».
Материал: губка, ткань, полиэтилен, металлическая пластина, кусок дерева, фарфоровое блюдце. Делается вывод: вода испарилась, улетела в воздух в виде маленьких частиц, вода впиталась в …
Цель. Выявить умение проводить эксперимент.
7.Дидактическое упражнение «На что похожи геометрические линии, тела?»
Цель. Помочь детям в ходе собственных несложных рассуждений делать умозаключение (вывод).
8. Дидактическое упражнение «Составь рассказ по плану».
Цель. Проверить умение детей составлять рассказ по плану.
9.Дидактическая игра «Важное задание»
Цель. Выявить умение получать информацию из разных источников.
По каждому параметру выделяются уровни сформированности исследовательской деятельности детей: высокий, средний и низкий.
Высокий уровень (оценивается в 3 балла) – ребёнок самостоятельно выполняет диагностические задания, добивается результата.
Средний уровень (оценивается в 2 балла) – ребёнок понимает инструкцию взрослого, готов выполнить задание, но результат появляется при помощи взрослого (наводящие вопросы, показ способов действий).
Низкий уровень (оценивается в 1 балл) – ребёнок понимает смысл предлагаемого ему задания, но отказывается от его выполнения, либо затрудняется выполнять задание (не проявляет интереса, не уверен в достижении результата, отказывается от выполнения задания).
Работа с родителями.
Месяц Тема Форма работы
Октябрь Познавательный интерес и познавательная активность детей старшего дошкольного возраста Консультация
Декабрь Система упражнений и проблемных ситуаций Памятка
Февраль Фоторепортаж: «Наши опыты» Папка - ширма
Апрель Занимательные эксперименты Рекомендация
Май Литература в помощь Выставка литературы
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.     А. И. Иванова « Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду»
2.     Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование»
3.     В. В. Москаленко, Н. И. Крылова « Опытно - экспериментальная деятельность»
4.     Н. В. Нищева Опыты, эксперименты, игры.
5.     Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование. Рекомендации, конспекты занятий/ авт. – сост. Е. А. Мартынова, И. М. Сучкова.
6. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста / авт. – сост. Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова
7.     Л. Н. Прохорова « Организация экспериментальной деятельности дошкольников»
8.     Н. А. Рыжова « Маленький исследователь в детском саду»