Научно-исследовательская работа пещера Шульган таш


Пещера»Шульган-таш»-один из семи чудес Башкортостана»

В 2009 году программой Салям телерадиокомпании Башкортостан был объявлен конкурс «Семь чудес Башкортостана»
.
Из более 180 объектов представленных для участия в конкурсе, было отобраны только 7 чудес.

Моя семья принимала участие в этой акции и проголосовали за пещеру «Шулган-таш».
Я была безумно рада, когда пещера Шульган-таш стала одной из семи чудес Башкортостана.
Я, ученица 4б класса- Булякова Линера решила выбрать тему научного проекта «Пещера Шульган-таш».

И вот, наконец, мы всей семьей прошлым летом поехали в Бурзянский район и пробыли там целую неделю, у своих родственников. И я решила заняться изучением пещеры, почему она преобрела мировую известность.

Восхищение, некоторое оцепенение, охватывает при первой встрече с этим чудом природы. «Шульган-таш» - самая величественная и известная пещера Башкортостана. Располагается в Бурзянском районе на правом берегу реки Белой, вблизи д.Новоакбулатово. В 1965г. Пещера»Капова»была объявлена памятником природы. Общая площадь заповедника «Шульган-таш» 22.5тыс. га.

Впервые Шульган-таш описал Рычков в 18 веке. Общая протяженность пещеры более 3 км. Она образовалась в известняках верхнего девона и карбона. Когда-то была украшена великолепными кальцитовым и натечными образованиями: зимой ледяными сталактитами и сталагмитами, кальцитовыми цветами, пещерным жемчугом. К сожалению, в настоящее время это богатство пещеры растаскано и разграблено туристами «любителями природы».
Пещера представляет 4-х этажную систему, общей длинной 2910 м. Нижний этаж заполнен водой, средний – с огромными залами, прозрачным озером и верхний, расположенный на высоте около 40 метров над уровнем реки Белой. Каждому этапу соответствует свой режим температуры, влажности и циркуляции воздуха. Через пещеру протекает река Шульган, исток, которой находится в 12км севернее от входа. До пещеры река Шульган с шумом уходит под землю и появляется в виде мощного родника у входа в нее, образуя небольшое озеро диаметром 3м. В Каповой-2250м. подземных ходов, 9 залов, множество гротов, 3 воронки, подземная река, 2 озера, несколько окон в стенах залов и коридоров
В 1959 году зоолог А.В. Рюминым в ней была открыта пещерная живопись эпохи палеолита, возраст которых 20тыс. лет. Эта находка принесла пещере мировую известность. В 1960-1971 годы наскальные рисунки были изучены археологом Бадером Отто Николаевичем.

Было обнаружено более 30 изображений «носорогов», «мамонтов», «лошадей», «пещерных медведей» и «тигров». Размеры фигур от 44 до 122 см. Они нарисованы красной охрой, разбавленной в животном жире.
Благодаря этим рисункам пещера стала знаменитой во всем мире. До их открытия ученые считали, что древние художники жили в западной Европе, ведь подобные рисунки были обнаружены только в Испании и Франции, но после Шульган-Таш все изменилось.
С каждым годом динамика посещаемости пещеры возрастает. Естественно ухудшилось сохранность многих рисунков. Например, один из рисунков «бледный мамонт» в настоящее время практически не заметен глазом. А на первом этаже имеются рисунки затертые руками посетителей, например «двойной треугольник». Многие из них перекрываются современные граффити, выполненные в период отсутствия охраны пещеры.

Общаясь с посетителями, экскурсоводом, я увидела ряд проблем:
Ухудшается с каждым годом сохранность рисунков, рисунки стали тускнет и исчезать. Я думаю, что изменился микроклимат и это происходить из-за бесконтрольного туризма.
Температура и влажность воздуха в пещере повышается и поэтому начались обрушения известковых налетов.
Разграбление туристами целебной глины и родниковой воды.

И задаю себе вопрос:
Как же сохранить уникальную живопись.
Как же решить проблему экскурсионного освоения 2 и 3 этажей.

Мои предложения:
Детально изучить и выявить факторы отрицательно влияющих на состояние древних рисунков.
Усиленно контролировать параметры пещерный среды: микроклимат, газовый состав воздуха, химический режим водоемов.
Искусственно создавать режим воздухообмена.
Можно прекратить доступ туристов к оригиналам живописи, а создать копии рисунков в главной галереи , где расположены решетки.

Вывод:
Я конечно, в свою очередь, хочу принять активное участие по сохранению пещеры «Шульган-таш», беречь свою родную землю. Напечатать статью в газете «Крик души» об актуальности этой темы, о его проблемах, так как пещера «Капова» представляет собой уникальный памятник истории и культуры мирового значения. Уникальность пещеры заключается в трех аспектах:
Редкий природный объект Урала
Пещера с живописью древнего человека.
Объект, к которым привязываются действия многих легенд, сказаний и поверий.

Чудес много не бывает. Их может быть только семь. Так решили античные умы. К семи можно добавить только восьмое, и то в совокупности. Я бы к семи чудесам Башкортостана восьмым добавила Впрочем у каждого оно свое. А девятого чуда, жаль, не бывает.






































Анкета

участника конкурса научных проектов школьников
В рамках малой академии наук школьников РБ





1.Муниципальное образование: Баймакский район

2.Ф.И.О. Участника Булякова Ленера Ириковна

3. Образовательное учреждение (по уставу):МОБУ средняя общеобразовательная школа №4 г.Баймак МР Баймакский район РБ

4.Класс: 4Б

5. Домашний адрес: г. Баймак ул. Искужина 7.

6.Наименование направления: начальный класс экология

7. Название работы: Пещера «Шульган-таш».

8. Место на муниципальном этапе: первое

9. Ф.И.О. научного руководителя: Бариева Сулпан Тахиевна.

10. Должность: учитель начальных классов.

11. Место работы: МОБУ СОШ №4 г.Баймак.




Руководитель ОУО -------------- -------------------
мп Подпись (расшифровка)

-----------------------------2012г.









Образовательное учреждение СОШ №4
Г. Баймака Баймакского района

Секция: окружающий мир
Учебно-_исследовательская работа на тему: один из семи чудес Башкортостана «Пещера Шульган-таш»

Автор: Булякова Линера, ученица 4Б класса
Научный руководитель: Бариева Сулпан Тахиевна

Тезисы

Цель исследования:

Рассмотреть историю и современные проблемы освоения пещеры;
Проблемы сохранения уникальной живописи;
Формирование и привитие любви к родной природе.

Предмет исследования: пещера «Капова»

Методы исследования: наблюдение, сравнение, анализ, сбор материалов.

Выводы: Принимать активное участие по сохранению пещеры родной природы. Напечатать статью в газете об актуальности, о его проблемах и пути решения.

Предложения: 1.Детально изучить и выяснить факторы отрицательно влияющих на состояние древних рисунков.

2. Усиленно контролировать параметры пещерной среды:
Микроклимат, газовый состав воздуха, химический режим водоёмов.
3. Можно прекратить доступ туристов к оригиналам живописи, а создать копии рисунков в главной галереи, где расположены решётки.

Исследовательская методика:
Косарёв М.Н Государственный природный заповедник «Шульган-Таш». Уфа,2006 г.
Рюмин А.В «Пещерная живопись на Южном Урале. Фонды заповедника «Шульган-Таш».





15