Учебный проект по окружающему миру Уход за комнатными растениями


Учебный проект по окружающему миру.
Тема проекта: Уход за комнатными растениями.


Общие сведения о проекте.
Тема проекта: Уход за комнатными растениями.
Тип проекта: учебный, коллективный.
Постановка проблемы проекта:

Урок « Окружающий мир»
Тема: «Декоративные и комнатные растения»

Педагогическая значимость проекта в том, что комнатные растения не только создают уют, но и воспитывают в детях трепетное отношение к природе. Ухаживая за растениями, ребёнок осознаёт свою значимость, понимая, что жизнь растения зависит от его действий, учится ответственности.
Социальная актуальность проекта: Значительную часть своего времени дети проводят в классе. Ученики – хозяева класса. Они следят за порядком, помогают сделать классную комнату красивой и уютной. К классе много комнатных растений. В прошлом году за ними ухаживали бывшие четвероклассники, теперь вся ответственность за содержание растений лежит на новых учениках.
При изучении темы, обращаю внимания детей, что не все растения нашего класса хорошо себя чувствуют. Вероятно, у нас ещё недостаточно знаний, чтобы правильно за ними ухаживать. И чтобы помочь растениям, нужно узнать о них больше и научиться правильно за ними ухаживать.
Проблема: Комнатные растения нашего класса просят помощи.
Цель: Знакомство с особенностью содержания комнатных растений.
Задачи:
Практическая: создать руководство по уходу за растениями класса, научиться ухаживать за ними, используя полученные знания.
Образовательная: углубить и расширить знания, полученные на уроке.
Воспитательная: воспитывать любовь к природе, коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, ответственность, инициативность.
Развивающая:, развивать необходимые умения самостоятельной, исследовательской работы, умение работать в коллективе.
Участники проекта:
Организатор: Классный руководитель: Огнева Е.В.
Состав проектной группы: 1 «В» класс, 26 учащихся 7-8 лет.
Помощь оказывают родители учащихся.
Условия осуществления проектной деятельности:
Сроки проведения: 1 неделя
Место проведения: классная комната
Оборудование: комнатные растения класса, компьютер, интернет, памятка этапов проектной деятельности, кружки разного цвета для оценки учащихся, оценочный лист.
Список литературы и Интернет- источников для участников:
1.  Александров Б. А. Зелёные спутники.
2. Воронцов В. В. Комнатные растения.
3.  Головкин Б. Н., Головкина Е. Б. 50 лучших неприхотливых комнатных растений.
4 Плешаков А. А. Атлас-определитель «От земли до неба»
5.  Поглазова Т. О Учебник «Окружающий мир»
6.  Янтра Г. Комнатные растения.
7.   Я познаю мир: Дет. Энциклопедия: Растения.
8. http://www.rastenie.permonline.ru/
9. http://greendom.net/catalog.html
Список литературы и Интернет-источников для организатора:
1. Веретенникова А. Е. Как работать над учебным проектом. -Омск: Омский сударственный педагогический университет, 2005
2. Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/ Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
3. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2004.
4. Потанина В.Я. Введение проектной деятельности в начальной школе М.: Академия, 2009 -
5. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М. К. Господникова и др. / - Волгоград: Учитель, 20086. Савенков. А. А Методика исследовательского обучения младших школьников.- Самара: Издательство «Учебная литература». - 2008
7. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, 2011.
8. http://allbest.ru/k-3c0a65625b2ad78b4d43b89521316c36.html
9. http://www.moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390/
10. http://www.scienceforum.ru/2013/171/6061
Вид продукта проекта: руководство по уходу за комнатными растениями класса.
Планируемые результаты:
Учащиеся будут знать:
названия комнатных растений и условия жизни этих растений на родине;
правила ухода за комнатными растениями.
Учащиеся будут уметь:
работать с дополнительной литературой;
наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
работать в группе;
оформлять результаты своей деятельности согласно плану.
Учащиеся будет воспитывать в себе:
любознательность;
самостоятельность;
толерантность;
организованность.
Аннотация.

Тема проекта выбрана в соответствии с возрастными особенностями первоклассников. Комнатные растения окружают детей и в классе, и дома. Они не только создают уют, но и воспитывают в детях трепетное отношение к природе. Ухаживая за растениями, ребёнок осознаёт свою значимость, понимая, что жизнь растения зависит от его действий, учится ответственности. Но у первоклассников ещё недостаточно знаний, поэтому не все растения в классе хорошо себя чувствуют. И чтобы помочь растениям, нужно узнать о нём больше и научиться правильно за ним ухаживать.
Целью проекта является знакомство с особенностями содержания комнатных растений. А продуктом будет созданное учащимися руководство по уходу за растениями класса.
В рамках достижения данной цели были поставлены следующие задачи: Практическая: создать руководство по уходу за растениями класса, научиться ухаживать за ними, используя полученные знания.
Образовательная: углубить и расширить знания, полученные на уроке.
Воспитательная: воспитывать коммуникабельность, заинтересованность в достижении цели, ответственность, инициативность.
Развивающая:, развивать необходимые умения самостоятельной, исследовательской работы, умение работать в коллективе.
Проект выполняли коллективно учащиеся 1 В класса под руководством учителя и в течении недели. Были созданы шесть рабочих групп. Каждая группа изучала одно растение. В процессе проекта дети изучали литературу, Интернет-источники, проводили опрос родителей, которые занимаются разведением комнатных растений. Полученные сведения оформлялись на отдельных листах согласно плана. Затем все листы были собраны в одну книгу – руководство по уходу за растениями. Презентация проекта проходила в виде доклада.
В результате работы дети узнали названия растений и особенности ухода за каждым из них, научились работать с литературой, оформлять результаты своей деятельности, работать в коллективе, применять знания на практике.
Описание этапов работы.
Ценностно-ориентационный этап.
На этом этапе создаю проблемную ситуацию, на которой выявляется проблема. На уроке окружающего мира в ходе изучения темы «Комнатные растения», обращаю внимание детей, что в нашей классной комнате тоже есть комнатные растения.
Учитель: Для чего нам в классе нужны растения?
Дети: Они украшают наш класс, очищают нам воздух.
Учитель: Давайте рассмотрим растения. Все ли они хорошо выглядят?
Рассматривая растения, дети замечают, что у одного растения пожелтели листочки.
Учитель: Что случилось с растением? Как мы можем ему помочь?
Выдвигается гипотеза, что растению что-то не нравится. Вероятно, мы неправильно за ним ухаживаем. И чтобы помочь растению, нужно узнать о нём больше и научиться за ним правильно ухаживать. А научился сам, научи другого. Для этого предлагаю детям самим составить руководство по уходу за комнатными растениями нашего класса.
Этап планирования и организации деятельности учащихся.
Цель работы определена: Научиться ухаживать за растениями и научить других. В ходе беседы определяются задачи, которые нужно решить, для достижения данной цели: получить информацию о растении, выделить главное и оформить работу в виде книжки с рисунками каждого растения и основными правилами ухода за ним. Далее идет определение методов. Выясняется, откуда мы можем получить информацию о растении (книги, интернет, спросить у родителей, которые занимаются выращиванием комнатных растений), что мы должны о нем узнать. Коллективно составляется план, по которому будем изучать растение. (См. приложение№1) Класс делится на рабочие группы по 4-5 человек. Каждой группе поручается шефство над одним из растений класса. На этом же уроке по учебнику или атласу- определителю Плешакова дети узнают название своего «подшефного» растения. Опыт работы с атласом у первоклассников небольшой. Наблюдаю за их работой и оказываю помощь. После определения названия растений дети распределяют роли в группе, кто с каким источником информации будет работать. Объясняю детям, что в ходе проектной работы группы не соревнуются между собой. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. В группе не должно быть “спящих” партнёров. Ответственность за результат несут все члены группы выполняющие работу.
Конструктивный этап.
Далее работа проходит на занятиях по внеурочной деятельности, а так же дома, под руководством родителей. Родителей на собрании знакомлю с проектно-исследовательской работай в начальной школе, разъясняю суть, значимость проектной деятельности для развития личности детей, знакомлю с этапами работы над проектом, роли и формах участия родителей по мере взросления детей. Важно донести до родителей, что они должны помочь ребёнку, а не сделать работу за него. Рекомендую литературу по теме. В 1 классе учащиеся еще не умеют работать с научно-познавательной литературой, выделять главное, систематизировать, делать обобщения, планировать свою деятельность, они только приступают к поисково-исследовательской работе. Поэтому на внеурочной деятельности знакомлю с содержанием книги, учу находить нужное по плану. Обучаю детей способу оформления полученной информации: делать выписки из книг и Интернет-источников, конспектировать советы родителей.
Подготовка к презентации проекта.
Информация собрана. Дети делятся ей в группах. Каждая группа оформляет информацию о своём растении на отдельном листе. Дети договариваются, кто будет рисовать, кто писать, а кто выступать с докладом. Наблюдаю и помогаю отобрать главное из всей собранной информации. Родители так же оказывают помощь в оформлении.
Презентация проекта.
Презентация проекта проходит в виде доклада представителя группы. Он рассказывает, как надо ухаживать за их «подшефным растением», демонстрирует оформленную страничку будущего руководства. В конце презентации все странички вставляются в файлы скоросшивателя. Получается книга «Руководство по уходу за комнатными растениями класса», которой мы все в дальнейшем будем пользоваться.
Учитель: Сегодня мы подводим итоги нашей исследовательской работы в группе. Представитель каждой группы расскажет нам, что они узнали о своём растении.
Представитель 1 группы:
Мы изучали монстеру( демонстрирует растение). Её родина: Мексика. Она любит рассеянный свет или полутень, невысокую температуру 16 - 18°С Летом поливать её надо часто и обильно, зимой умеренно. Так как монстера является лианой, в комнатных условиях ей придают вертикальную форму при помощи различных опор.
Размножается растение отводками, верхушечными или одревесневшими черенками, семенами.
Это хороший увлажнитель воздуха;  в сырую погоду на концах листьев монстеры выступают капельки сока, поэтому растение называют комнатным барометром;
Она   значительно улучшает водно-газовый обмен, поэтому очень полезна.

Представитель 2 группы:
Мы изучали папоротник. Его родина тропики. На родине он растёт в тени, при температуре не ниже 15°С. Полив регулярный, умеренный.
Папоротник нуждается в ежегодной пересадке.
Размножается делением корневищ и отпрысками в начале весны,  высевка спор.
Он хороший увлажнитель воздуха; поглощает и перерабатывает ядовитые газы, выделяемые мебелью; очищает воздух от табачного дыма, газов, выделяемых из лаков и красок, которые вызывают раздражение слизистой оболочки глаз и органов дыхания;
Папоротник необычайно вынослив в комнатных условиях.
Представитель 3 группы:
Родина фиалки Восточная Африка. Растению нужны полутень и рассеянный свет. Температура: не ниже 16°С Полив: умеренный (попадание влаги на лист, вызывает его гниение) После полива растение должно высохнуть в теплом месте без солнечных лучей. Листьям фиалок необходимо иногда устраивать душ под струей теплой иначе на листьях появятся светлые пятна.
Размножается фиалка листовыми черенками или семенами.
Цветение фиалок можно продлить до зимы, а некоторые растения цветут и в зимний период. Фиалка создаёт уют в помещениях, не затеняют комнату, не требуют много места.
Цветущую фиалку можно ставить взамен букета при сервировке стола.
Представитель 4 группы:
Наше растение хлорофитум. Родина его влажные субтропики Южной Африки.
Ему нужен яркий рассеянный свет, полутень и тень. Температура: не ниже 8°С  Полив: в период роста обильный, зимой умеренный. В сухую погоду надо опрыскивать.
Ухаживая за хлорофитумом надо помнить, что протирать его листья нельзя - они очень хрупкие и ломаются при любом прикосновении.
Размножается делением куста, дочерними розетками.
Это лучшее растение в загрязненных помещениях: оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Возможности растения изучены не полностью. В ходе эксперимента за 24 часа хлорофитум уничтожил 80% всех микроорганизмов. По подсчетам специалистов, десяти таких растений достаточно, чтобы очистить воздух 20- метровой комнаты.
Хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Мебель, отделка помещений, теплоизоляция нередко сделаны из синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества. Хлорофитум поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий.
Представитель 5 группы:
Орхидею мы подарили нашей учительнице на день рождения. Это очень прихотливое растение и требует особого ухода. Родина орхидеи тропические субтропические зоны Восточной Азии, Центральной и Южной Америки.
Орхидеям нужно много рассеянного света и ни в коем случае прямых солнечных лучей. Оптимальная температура орхидей колеблется в промежутке: летняя дневная 15 — 32 °С и зимняя ночная 15 — 18 °С. Поливать орхидею желательно мягкой водой. Идеальным вариантом будет предварительно отстоявшееся дождевая вода летом и талая зимой. Можно также прокипятить воду из под крана. Температура воды для полива должна быть на 2 — 3 градуса теплее окружающего воздуха. Летом орхидею поливают 2 — 3 раза в неделю, когда пересохнет наружный слой субстрата. Зимой полив сводят к минимум 1 — 2 разу в неделю посаженную. Орхидею в горшок поливают сверху.  Во время цветения орхидеи увеличивают полив в два раза. Размножение орхидеи производят: делением крупных растений, боковыми побегами, верхушечными черенками,  детками, семенами. Цветы орхидеи – это источник положительных эмоций. Они способны улучшить настроение, взять на себя негативную энергетику, наполнить класс уютом.
Представитель 6 группы:
Мы изучали крассулу или денежное дерево. Его родина Южная Африка. Растение лучше размещать в светлом месте, притенение от прямых солнечных лучей не требуется.  Большинство крассул теплолюбивые, предпочитают температуру воздуха в 20-25°С. Осенью и зимой прекрасно растут и в прохладных помещениях с температурой 10-15°С, и в обычных условиях квартир с отоплением. Избыток влаги для растения опаснее, чем недостаток, особенно зимой. Летом и весной его надо поливать по мере высыхания почвы. Крассулу можно размножать легко и просто листовыми и стеблевыми черенками. Она выделяет биологически активные вещества, которые очищают воздух, уменьшают вредную микрофлору. Считается, что денежное дерево привлекает достаток и благополучие.
Учитель: Спасибо всем. Теперь мы будем ухаживать за нашими растениями правильно. А руководство, которое мы все составили, поможет нам в этом. С этим руководством мы так же можем познакомить учеников других первых классов.
(См. приложение №3, №4)
Рефлексивный этап
На заключительном этапе оцениваем продукт проекта и саму деятельность учащихся.
Работу ребёнка оцениваем по трём направлениям:
1. Самооценка.
2. Оценка товарищей.
3. Оценка учителя.
1.Оценивают свою работу дети на оценочных листах, в которых рядом с верным утверждением надо поставить знак плюс, с неверным – минус. (См. приложение № 4 )Затем учащихся продолжить предложения устно:
Мне понравилось…
Лучше всего у меня получалось…
Мне было трудно…
Ещё я хотел бы узнать…
Тем самым выявляю трудности и дальнейшее направление проектной деятельности.
2. Оценивая друг друга, дети в группе раздают каждому участнику цветные кружки. Красный цвет означает – внёс очень большой вклад в общее дела, жёлтый – работал хорошо, зелёный – мог бы работать лучше.
3. Оцениваю результаты работы каждой группы и общий продукт проекта. Благодарю детей за работу, хвалю каждого даже за небольшой вклад в совместную работу. Каждый ученик должен почувствовать себя успешным, почувствовать гордость за результат общего дела, ведь желания работать рождается от успеха.
Достигнутые эффекты проекта.

Педагогические эффекты: Выполняя свой первый коллективный проект, первоклассники сдружились, ощутили свою успешность и значимость. У них появилось желание заботиться о растениях класса, ухаживать за ними правильно по созданному своими руками руководству. В процессе работы над проектом формировались все необходимые УУД.
1) Познавательные – анализировать проблемную ситуацию, самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт, использовать полученные знания на практике.
б) коммуникативные - сотрудничать, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, распределять обязанности при выполнении коллективного дела, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло.
в) регулятивные - осознавать цель и задачи работы, планировать свои действия, оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других.
г) личностные – развивать готовность и способность к самостоятельности, к сотрудничеству.Социальные эффекты:
Созданное руководство по уходу за растениями класса используется в дальнейшем для успешного озеленения классного кабинета, школы, квартиры.
Анализ результатов проведения проекта: Результаты анкетирования показали, что всем детям совместная работа над проектом понравилась. Семь учеников выполняли работу самостоятельно, остальным помогали родители. Работа в группе понравилась 92% учащихся, многие получали помощь от одноклассников. Большинство детей желают принимать участие в проектах в дальнейшем, 35% детей готовы попробовать выполнить индивидуальный проект. В дальнейшем дети высказывали желание научиться правильно ухаживать за домашними питомцами, а так же узнать больше о других растениях и животных.
Приложение.
Приложение№1
План изучения комнатного растения.
1.Название растения.
2. Родина растения.
3.Требовательность к теплу, свету, влаге.
4. Каковы особенности ухода за этим растением.
5.Как можно его размножить.
6. Значение растения в жизни человека.
Приложение№2
Продукт проекта: Руководство по уходу за комнатными растениями.
Содержание.
1. Монстера.
2. Папоротник.
3. Фиалка.
4. Хлорофитум.
5. Орхидея.
6. Крассула (Денежное дерево)
Монстера.
lefttop
Родина: Мексика.
Освещение: рассеянный свет (для пестролистных сортов), полутень (при зелёных листьях). Температура: 16 - 18°С Полив: регулярный, обильный, зимой умеренный.
Так как монстера является лианой, в комнатных условиях ей придают вертикальную форму при помощи различных опор.
Размножение комнатного растения (способы размножения): отводками, верхушечными или одревесневшими черенками, семенами.
 Значение комнатного растения в жизни человека:
·      хороший увлажнитель воздуха;
·      в сырую погоду на концах листьев монстеры выступают капельки сока, поэтому растение называют комнатным барометром;
·      значительно улучшает водно-газовый обмен, поэтому желательно это растение поселять в спальнях, гостиных и кабинетах.
Папоротник.
Родина растения: тропические области Юго-Восточной Азии.
Освещение: тень. Температура: не ниже 15°С Полив: регулярный, умеренный.

Папоротник нуждается в ежегодной пересадке.
 
Размножение комнатного растения (способы размножения): деление корневищ и отпрысками в начале весны,  высевка спор.
  Значение комнатного растения в жизни человека:
· хороший увлажнитель воздуха;
· поглощает и перерабатывает ядовитые газы, выделяемые мебелью;
· очищает воздух от табачного дыма, газов, выделяемых из лаков и красок, которые вызывают раздражение слизистой оболочки глаз и органов дыхания;
· необычайно вынослив в комнатных условиях.
Фиалка.
Родина растения: тропики Восточной Африки.

Освещение: полутень и рассеянный свет. Температура: не ниже 16°СПолив: умеренный (попадание влаги на лист, вызывает его гниение) Листьям фиалок необходимо иногда устраивать душ под струей теплой воды. Затем растение должно высохнуть в теплом месте без солнечных лучей, иначе на листьях появятся светлые пятна.
Размножение комнатного растения (способы размножения): листовыми черенками или семенами.
Значение комнатного растения в жизни человека:
·      цветение фиалок можно продлить до зимы, а некоторые растения цветут и в зимний период;
·      создаёт уют в помещениях, не затеняют комнату, не требуют много места;
·      цветущую фиалку можно ставить взамен букета при сервировке стола.
Хлорофитум.
Родина растения: влажные субтропики Южной Африки.

Освещение: яркий рассеянный свет, полутень и тень. Температура: не ниже 8°С  Полив: в период роста обильный, зимой умеренный. В сухую погоду надо опрыскивать.
Ухаживая за хлорофитумом надо помнить, что протирать его листья нельзя - они очень хрупкие и ломаются при любом прикосновении.
 
Размножение комнатного растения (способы размножения): делением куста, дочерними розетками.
Значение комнатного растения в жизни человека:
·         лучшее растение в загрязненных помещениях: оно уникально по способности очищать воздух от химических загрязнений. Возможности растения изучены не полностью. В ходе эксперимента за 24 часа хлорофитум уничтожил 80% всех микроорганизмов. По подсчетам специалистов, десяти таких растений достаточно, чтобы очистить воздух 20- метровой комнаты
·         хлорофитум выращивают в комнатных условиях уже более 200 лет. Он быстро растет, редко болеет. Мебель, отделка помещений, теплоизоляция нередко сделаны из синтетических материалов, которые выделяют вредные вещества. Хлорофитум поглощает не только формальдегид, но и угарный газ, и выделяет фитонциды, очищающие воздух от вредоносных бактерий.
Орхидея.
3387090top
Родина: Тропические субтропические зоны Восточной Азии, Центральной и Южной Америки.
Орхидеям нужно много рассеянного света и ни в коем случае прямых солнечных лучей. Оптимальная температура орхидей колеблется в промежутке: летняя дневная 15 — 32 °С и зимняя ночная 15 — 18 °С. Поливать орхидею желательно мягкой водой. Идеальным вариантом будет предварительно отстоявшееся дождевая вода летом и талая зимой. Можно также прокипятить воду из под крана.Температура воды для полива должна быть на 2 — 3 градуса теплее окружающего воздуха. Летом орхидею поливают 2 — 3 раза в неделю, когда пересохнет наружный слой субстрата. Зимой полив сводят к минимум 1 — 2 разу в неделю. Орхидею посаженную в горшок поливают сверху.  Во время цветения орхидеи увеличивают полив в два раза.
Размножение орхидеи производят: делением крупных растений, боковыми побегами, верхушечными черенками,  детками, семенами.
Значение комнатного растения в жизни человека:
Цветы – это источник положительных эмоций. Они способны улучшить настроение, взять на себя негативную энергетику, наполнить дом уютом.
Крассула (Денежное дерево)
Родина: Южная Африка.
Растение лучше размещать в светлом месте, притенение от прямых солнечных лучей не требуется.  Большинство крассул теплолюбивые, предпочитают температуру воздуха в 20-25°С. Осенью и зимой прекрасно растут и в прохладных помещениях с температурой 10-15°С, и в обычных условиях квартир с отоплением. Избыток влаги для растения опаснее, чем недостаток, особенно зимой. Летом и весной его надо поливать по мере высыхания почвы.
Крассулу можно размножать легко и просто листовыми и стеблевыми черенками.
Выделяет биологически активные вещества, которые очищают воздух, уменьшают вредную микрофлору. Считается, что денежное дерево привлекает достаток и благополучие.
Приложение №3.
Оценочный лист.
Ф.И. учащегося_______________________________________________
(Если согласен, ставь +, не согласен ставь --)1 Мне понравилось работать над проектом. 2 Я узнал много полезного. 3 Информацию о растении я получил из книг. 4. Я пользовался Интернет-источниками. 5. Всю работу я выполнил самостоятельно. 6. Мне помогали родители. 7. Мне помогали мои одноклассники. 8. Мне понравилось работать в группе. 9 Я доволен своей работой. 10 Я горжусь результатом труда нашей группы и нашего класса. 11 Я хочу и дальше принимать участие в работе над проектами. 12 Я могу попробовать выполнить индивидуальный проект.