Рабочая программа элективного курса по географии для учащихся 9 класса — Медицинская география.
Рабочая программа
элективного курса для 9 класса МОУ СОШ с.Поима Белинского района Пензенской области имени П.П.ЛипачёваМедицинская география.
17 часов (0,5 часа в неделю)
Учителя географии
Павловой Е.Ю.
Планирование составлено на основе программы элективных курсов для образовательных учреждений; под редакцией А. Б.Моргуновой;
2016 г.
Элективный курс «Медицинская география».
Пояснительная записка.
Программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 9 класса. Данная программа является фактически введением в медицинскую географию и создана на основе программы курса «Медицинская география» для 11 класса школ медицинского профиля (авторы Т.В. Кучер и Т.К. Беляева). Данный элективный курс рекомендуется для учащихся, планирующих в будущем выбрать профессию врача, продолжить обучение в медицинском колледже или химико-биологическом профиле в 10 – 11 классах.
Данный элективный курс формирует общее представление о медицинской географии как о науке, возникшей в глубокой древности на стыке медицины и географии; знакомит учащихся с методами медико-географических исследований, теоретическим и практическим вкладом этой науки в улучшение состояния здоровья человека; раскрывает одну из важнейших детерминант здоровья человека – условия жизни.
В содержании современных школьных программ по географии практически не рассматриваются вопросы, связанные с географией здоровья и болезней человека. О существовании же медицинской географии учащиеся узнают из нескольких предложений в учебнике географии 8 класса. Это нередко создает у учащихся неправильное представление о географии как предмете необязательном, не связанном с их будущей профессией врача.
Цель программы – раскрытие отношения географии к проблемам здоровья человека, зависимости его состояния от качества окружающей среды, а также познакомить учащихся с медико-географическими исследованиями.
Медицинская география является интегрированной наукой, ее содержание включает медицинские, биологические, географические, исторические, химические, физические, социально-экономические и другие знания.
Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся, использование различных источников информации, знакомит учащихся с медико-географическим картографированием, дает представление о комплексном медико-географическом изучении территории, медико-географическом описании, медицинской статистике.
Курс рассчитан на 17 учебных часов. Его изучение будет способствовать развитию профессиональной направленности личности учащихся, обобщению межпредметных (география, биология, химия и др.) знаний по проблеме «Здоровье и окружающая среда», выявлению причин некоторых заболеваний. Содержание элективного курса предполагает разнообразные виды деятельности учащихся со значительной долей самостоятельной работы, использования различных источников информации. В ходе и после изучения курса учащиеся могут выполнить индивидуальную (или группами) исследовательскую работу. По завершении курса могут быть проведены презентация и защита проектов учащихся.
Учебно-тематический план
№п/пНаименование тем курса Кол-вочасов В том числе
лекции семинары,
практикумы
1 Введение 1 1 2 Формирование медико-географических представлений 4 2 2
3 Методы медико-географических исследований 1 1 4 Факторы окружающей человека среды и его здоровье 3 1 2
5 Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами 3 1 2
6 Лечебные и рекреационные ресурсы 3 1 2
7 Нозогеография (география болезней, характерных для своей местности) 1 1 8 Итоговое занятие 1 Итого: 17 Содержание программы
Введение (1 час).
Лекция. Что такое медицинская география?
Тема 1. Формирование медико-географических представлений (4 часа).
Лекции 1,2. Этапы развития медицинской географии.
Семинар 1. Становление медицинской географии в России.
Семинар 2. Медицинская география в ХХ веке.
Тема 2. Методы медико-географических исследований
(1 час).
Лекция 1. «Ключи» медицинской географии: что это такое?
Тема 3. Факторы окружающей человека среды и его здоровье (3 часа).
Лекция 1. Понятие о природных и социально-экономических факторах в медицинской географии. Факторы здоровья. Статистические показатели здоровья. Нозогеография.
Семинар1. Природные факторы. Адаптация и акклиматизация.
Семинар 2.Социально-экономические факторы.
Тема 4. Болезни, вызываемые природными и социально-экономическими факторами (3 часа).
Лекция 1. Природный очаг болезни и природная очаговость.
Семинар 1. Тропические болезни.
Семинар 2. Болезни, вызываемые ядовитыми животными и растениями. Миазы. Аллергические болезни.
Тема 5. Лечебные и рекреационные ресурсы (3 часа).
Лекция 1. Значение природной среды в укреплении здоровья. Ландшафтотерапия. География отдыха и туризма.
Семинар 1.Фитотерапия.
Практикум 1. Оценка территории России по степени благоприятности для туризма и отдыха.
Тема 6. Нозогеография (география болезней своей местности) (1 час).
Лекция 1. Определение эндемических болезней населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам.
Итоговое занятие (1 час).
Медицинская география, гигиена, экология человека – какая между ними связь?
ЛИТЕРАТУРА
1. Кучер, Т. В., Беляева, Т. К. Программа курса «Медицинская география» (XI класс) (для школ медицинского профиля) // География в школе. – 1994. – № 2.
2. Кучер, Т. В., Колпащикова, И. Ф. Медицинская география: учебник для 10–11 кл. профил. шк. – М.: Просвещение: АО «Московский учебник», 1996 и позже.
3. Ресурсы Интернета.
4. Учебники по биологии, географии, физике, химии.
5. Электронные и энциклопедические справочники.
Тема 1. Формирование
медико-географических представлений
В содержании первой лекции раскрываются основные этапы становления и формирования медицинской географии, прослеживается формирование медико-географических представлений в истории человечества. В лекции необходимо показать, что медицина различных древних цивилизаций в своей основе исходила из взаимосвязи природных и социальных факторов, влияющих на здоровье людей; показать влияние природных условий Древнего Египта, Месопотамии, Древнего Ирана, Древнего Китая, Древней Индии, Древнего Тибета на здоровье людей; рассказать о некоторых болезнях, симптомы которых были известны древним врачам (ключевые слова: проказа, экзема, слоновость, тифоидные болезни, трахома, эпизоотии, бери-бери, зоб, сибирская язва, холера); как природные ресурсы использовались в качестве лекарственных средств. Вторая лекция продолжает знакомить учащихся с этапами развития медицинской географии: о развитии медицины в Древней Греции, о наследии Гиппократа; о первых медико-географических представлениях, сформулированных Страбоном; о лекарствоведении в Древнем Риме; о развитии медико-географических представлений в средние века, массовом распространении эпидемий (чума, дизентерия, тиф), о развитии арабской медицины, о роли окружающей среды в возникновении заболеваний и поддержании здоровья в трудах Ибн Сина (Авиценны); об эпохе Возрождения и начальном периоде новой истории, когда появились труды, которые рассматривали медицинскую географию как науку; о Т. Парацельсе, об «Атласе» Ламберта с картами распространения болезней в зависимости от климата и о начале картографического метода в медицинской географии.
На семинаре обсуждаются вопросы о становлении отечественной медицинской географии; о первой программе медико-географического описания местности в России и за рубежом, составленной П. З. Кондоиди; о военно-медицинской географии и нозогеографии; о вкладе в развитие медицинской географии Н. И. Пирогова, А. И. Воейкова, С. П. Боткина, М. Л. Мудрова, И. М. Сеченова.
В завершении темы может быть проведено семинарское занятие о развитии медицинской географии в ХХ веке. На занятии заслушиваются сообщения учащихся об основоположниках отечественной медицинской географии Д. К. Заболотном, Е. Н. Павлов-ском, А. А. Шошине; о медико-географических исследованиях в 80-е годы; обсуждаются понятия «краевая патология», «медико-географическое прогнозирование».
Тема 2. Методы медико-географическихисследований
В содержании учебной лекции учащиеся знакомятся с методами исследований, или «ключами» медицинской географии. На лекции объясняется междисциплинарный характер содержания медицинской географии и методов ее исследования. Любое медико-географическое исследование включает медико-географическое описание, медико-географическое картографирование, использование статистического метода и комплексного медико-географического подхода. Необходимо познакомить учащихся с сутью этих методов, с какой целью они используются, с последовательностью их применения.
Тема 3. Факторы окружающей человека среды
и его здоровье
В содержании лекций целесообразно актуализировать знания учащихся по географии, физике, химии, биологии из ранее изученных курсов. На лекции раскрываются понятия «природные факторы» и «социально-экономические факторы» в медицинской географии; раскрывается практическое значение медико-географической оценки в возможности осуществления медико-географического прогноза территорий; объясняются противоположность и взаимосвязь понятий «здоровье» и «болезнь», дается определение, записанное в Уставе Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ, 1949), а также рассматриваются факторы здоровья, на основе которых формируется здоровье отдельного индивидуума. Рекомендуется также рассмотреть статистические показатели здоровья и что по ним определяют. На лекции учащихся знакомят с одним из важных направлений исследования в медицинской географии – нозогеографией, выявляющей общие закономерности географического распространения болезней. Нозогеография исследует главным образом различные заразные болезни (природноочаговые, трансмиссивные, гельминтозы), а также, например, флюороз, эндемический зоб, уровская болезнь и др. Необходимо показать закономерности, выявленные в распространении болезней (болезни локальные и повсеместные), назвать основные типы нозоареалов и привести примеры болезней каждого из названных типов.
На семинаре рассматриваются природные факторы окружающей среды: геофизические, метеорологические и геохимические, а также примеры заболеваний, вызванных неблагоприятным действием этих факторов на организм человека (тепловой удар, фотоэритема, воспаление роговой оболочки глаза, гипоксия, гипокапния, горная болезнь, метеотропные реакции, анемии, уровская болезнь, врожденный вывих бедра, эндемический зоб, молибденовая подагра и др.); адаптация и акклиматизация человека, их значение для жизнедеятельности организма. Приводятся примеры адаптивных типов людей, проживающих в разных природных условиях. Рассматриваются фазы акклиматизации, приводятся примеры акклиматизации людей к различным климатическим условиям.
На втором семинаре обсуждаются вопросы, связанные с социально-экономическими факторами, видами загрязнений в современном городе, а также с медико-географической оценкой промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Рассматривается понятие «антропоэкологическое напряжение» – новое качественное состояние человеческой популяции, которое не укладывается ни в норму, ни в патологию. Возможно также рассмотрение наследственности и окружающей среды, географии долголетия.
Тема 4. Болезни, вызываемые природными
и социально-экономическими факторами
На лекции учащиеся знакомятся с одной из проблем, которыми занимается медицинская география, – с вопросом о природно-очаговых заболеваниях. Вводится понятие «природный очаг», рассматриваются вопросы о его возникновении, о различиях по охвату территории. Раскрывается сущность учения о природной очаговости болезней, вклад Е.Н. Павловского в это учение. Учащиеся знакомятся с понятием «ареал распространения болезней», от чего зависят его границы; с примерами природноочаговых заболеваний, рассматриваются такие понятия, как «трансмиссивные болезни», «зоонозы», «токсины» и др.
На семинарах заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о тропических болезнях (малярия, лейшманиозы, желтая лихорадка, холера и др.) – болезнях, выделенных в основном по географическому признаку; болезнях, вызываемых ядовитыми животными (кишечнополостными, членистоногими, змеями); миазы; о болезнях, вызываемых ядовитыми растениями; об аллергических болезнях и их зависимости от метеоклиматических условий территорий, об аллергических заболеваниях как серьезной социально-экономической и экологической проблеме в странах с высоким уровнем развития промышленности.
Тема 5. Лечебные и рекреационные
природные ресурсы
В лекции особое внимание уделяется значению природной среды в укреплении здоровья человека, раскрывается понятие «рекреационные ресурсы», рассматриваются четыре основных типа рекреационных зон: лечебный, оздоровительный, спортивный и познавательный; основные группы курортов: бальнеологические, грязевые и климатические. В содержании лекции целесообразно актуализировать знания учащихся по географии.
Семинар проводится по теме «Фитотерапия». Заслушиваются и обсуждаются сообщения учащихся о лекарственных растениях и их применении при лечении различных заболеваний.
На практическом занятии учащиеся рассматривают благоприятные для отдыха и туризма территории России, своей местности, оценивают степень их благоприятности.
Тема 6. Нозогеография (география болезней, характерных для своей местности)На лекции рассматриваются эндемические болезни населения своей местности по географическим, историческим и медицинским источникам, состояние здоровья населения по последним данным.
Итоговое занятие
Итоги изучения элективного курса можно обсудить на семинарском занятии. Целесообразно обсудить, что же изучает медицинская география, её связь со многими смежными науками, например, с гигиеной, экологией; назвать основные экологические проблемы своей местности. Учащиеся получают результаты индивидуального рейтинга по итогам работы в течение изучения курса, рассматриваются отчеты по проектам, заслушиваются презентации, даются рекомендации к представлению индивидуальных работ на школьные научно-практические конференции. Целесообразно провести также обсуждение содержания данного элективного курса, выслушать предложения и пожелания учащихся.